АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 27 апреля 2011 года Дело N А33-4268/2011

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 20 апреля 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено 27 апреля 2011 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Данекиной Л.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Красноярскому краю (ОГРН 1042440950012 / ИНН 2439006161)

к Квартирно-эксплуатационной части N44 (ОГРН 1022401092405 / ИНН 2439003844)

о взыскании задолженности по налогам, пени и штрафам в общей сумме 3 309 328,88 руб.,

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя: Полевец М.О. - на основании доверенности от 13.01.2011, удостоверения,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каленовой П.Г.,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 14 по Красноярскому краю (далее по тексту - налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Квартирно-эксплуатационной части N44 (далее по тексту - войсковая часть 12434) о взыскании задолженности по налогам, пени и штрафам в общей сумме 3 309 328,88 руб., в том числе:

- войсковая часть 12434 задолженность:

по пени - 3 174 642,03 руб.,

по штрафу - 4 420,90 руб.,

- обособленное подразделение Гостиница войсковой части 12434 задолженность:

по налогам - 3 261 руб.,

по пени - 16 182,01 руб.,

по штрафу - 678,80 руб.,

- обособленное подразделение Домоуправление N1 при войсковой части 12434 задолженность:

по налогам - 51 188,22 руб.,

по пени - 58 933,93 руб.,

по штрафам - 22,00 руб.

Заявление принято к производству суда. Определением от 30.03.2011 возбуждено производство по делу.

Ответчик, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения спора, в судебное заседание не явился.

На основании пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителей ответчика.

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования подтвердил, указал, что основанием для обращения в суд с настоящим заявлением явилась неуплата войсковой частью 12434 и ее обособленными подразделениями: гостиницей и домоуправлением N1 при войсковой части налогов, пени и штрафов в общей сумме 3 309 328,88 руб.

Кроме того, заявитель обратился к суду с ходатайством о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с настоящим заявлением. Налоговый орган пояснил, что изменения в статью 45 Налогового кодекса Российской Федерации, которые предусматривают взыскание задолженности с организаций, имеющих лицевые счета, в судебном порядке, вступили в силу в 2006 году. Поскольку задолженность ответчика возникла ранее 2006 года, инспекция не имела оснований для взыскания ее в судебном порядке.

Ответчик письменный отзыв с возражениями по существу заявленных требований не представил.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Согласно сведениям о состоянии расчетов войсковой части 12434 и ее обособленных подразделений: гостиницы и домоуправления N1 при войсковой части по состоянию на 10.03.2011 у ответчика имеется задолженность по налогам, пени и штрафам в сумме 3 309 328,88 руб., в том числе:

1) по войсковой части 12434:

- 382 687,79 руб. пени по налогу на доходы физических лиц, начисленных решением по выездной налоговой проверке N39 от 20.05.1998;

- 19 724,97 руб. пени, начисленных за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц;

- 4 420,90 руб. штрафа по налогу на доходы физических лиц, начисленного решением по выездной налоговой проверке N39 от 20.05.1998;

- 1 263 706,55 руб. пени, начисленных за период с 01.01.2001 по 20.01.2008, за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость;

- 639 842,61 руб. пени, начисленных за период с 01.01.2001 по 14.05.2005, за несвоевременную уплату водного налога решением по выездной проверке N47 от 23.07.2004;

- 838 189,88 руб. пени, начисленных за период с 02.03.2001 по 18.11.2003, за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог;

- 30 490,23 руб. пени, начисленных до 01.01.2001, за несвоевременную уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

2) по гостинице войсковой части 12434:

- 3 261 руб. налога на доходы физических лиц за 2001 - 2003 годы, начисленного решением по выездной проверке N36/55 от 10.06.2003;

- 3 767,38 руб. пени, начисленных за период с 11.06.2003 по 12.12.2003, за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц за 2001 - 2003 годы;

- 678,80 руб. штрафа по налогу на доходы физических лиц, начисленного решением по выездной проверке N36/55 от 10.06.2003;

- 12 290,94 руб. пени, начисленных до 01.01.2001, за неуплату страховых взносов в Государственный фонд занятости населения;

- 123,69 руб. пени, начисленных за период с 12.03.2002 по 25.12.2002, за неуплату сбора на нужды образовательных учреждений, взимаемого с юридических лиц;

3) по домоуправлению N1 при войсковой части 12434:

- 49 696,22 руб. единого социального налога за 2002 год, 1 квартал 2003 года;

- 56 929,35 руб. пени, начисленных за период с 01.01.2003 по 02.03.2011, за неуплату единого социального налога за 2002 год, 1 квартал 2003 года;

- 65,54 руб. пени, начисленных решением по выездной проверке N144 от 28.12.2001, за неуплату налога на пользователей автомобильных дорог;

- 22 руб. штрафа по налогу на пользователей автомобильных дорог, начисленного решением по выездной проверке N144 от 28.12.2001;

- 1 219 руб. налога на прибыль за 1 полугодие 2002 года, 2002 год, 1 квартал 2003 года;

- 1 939 руб. пени, начисленных за период с 22.04.2003 по 10.03.2011, за неуплату налога на прибыль за 1 полугодие 2002 года, 2002 год, 1 квартал 2003 года.

На уплату указанных сумм налогов, пени и штрафов налоговым органом выставлялись ответчику следующие требования:

- N373 от 12.10.2001 об уплате в срок до 22.10.2001 пеней по взносам в государственный фонд занятости населения, врученное ответчику 12.10.2001;

- N672 от 10.06.2003 об уплате в срок до 20.06.2003 налога на доходы физических лиц и пени, врученное ответчику 11.06.2003;

- N673 от 10.06.2003 об уплате в срок до 20.06.2003 штрафа по налогу на доходы физических лиц и пени, врученное ответчику 11.06.2003;

- N12 от 15.01.2002 об уплате в срок до 21.01.2002 пени за несвоевременную уплату сбора на нужды образовательных учреждений;

- N121 от 25.04.2002 об уплате в срок до 06.05.2002 пени за несвоевременную уплату страховых взносов в Пенсионный фонд, врученное ответчику 26.04.2002;

- N400 от 23.10.2001 об уплате в срок до 29.10.2001, пени по налогу на пользователей автомобильных дорог, врученное ответчику 26.10.2001;

- N492 от 04.12.2001 со сроком исполнения до 14.12.2001, N548 от 21.03.2003 со сроком исполнения до 31.03.2003, N882 от 25.09.2003 со сроком исполнения до 03.10.2003, N928 от 28.10.2003 со сроком исполнения до 03.11.2003 об уплате пени по налогу на добавленную стоимость;

- N161 от 27.04.2004 со сроком исполнения до 07.05.2004, N210 от 23.07.2004 со сроком исполнения до 02.08.2004, N393 от 05.10.2004 со сроком исполнения до 15.10.2004, N484 от 17.11.2004 со сроком исполнения до 27.11.2004, N570 от 26.12.2004 со сроком исполнения до 05.01.2005, N1349 от 10.03.2005 со сроком исполнения до 20.03.2005 об уплате пени по водному налогу;

- N60 от 25.05.1998 об уплате в срок до 03.04.1998 пени и штрафа по налогу на доходы физических лиц;

- N114 от 05.05.2003 об уплате в срок до 06.05.2003 единого социального налога и налога на прибыль;

- N1 от 15.06.2004 об уплате в срок до 17.06.2004 пени по единому социальному налогу и налогу на прибыль;

- N222 от 04.01.2002 об уплате в срок до 06.01.2002 пени и штрафа по налогу на пользователей автомобильных дорог.

Поскольку до настоящего времени требования налогового органа ответчиком в полном объеме не исполнены, налоговый орган 10.03.2011 обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о взыскании задолженности по налогам, пени и штрафам в общей сумме 3 309 328,88 руб.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно пункту 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Статьей 9 Федерального закона от 05.08.2000 N118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» (в редакции Федерального закона от 24.03.2001 N33-ФЗ) предусмотрено, что с 1 января 2001 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации. Взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), образовавшихся на 1 января 2001 года, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

На основании пунктов 1, 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору, а при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сборов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом.

Пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N154-ФЗ) установлено, что обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Из смысла статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N154-ФЗ) следует, что пеня за несвоевременную уплату налогов начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты. Пеня начисляется до полного погашения задолженности. В отличие от недоимки по налогам, для которой определены конкретные сроки уплаты, пени начисляются за каждый день просрочки до даты фактической уплаты задолженности. Поэтому налоговый орган вправе предъявлять ко взысканию пени как совместно с недоимкой, используя механизм начисления и взыскания пени, изложенный в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2002 N5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации», так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения основного обязательства по уплате налогов.

Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.05.2008 N16933/07.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N154-ФЗ).

На основании статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии у налогоплательщика недоимки по налогу ему направляется требование об уплате налога - письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. В соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации, действующей на момент начисления взыскиваемой задолженности, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.

Из положений статей 45, 46 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что неисполнение обязанности по уплате налога, пеней влечет, по общему правилу, принудительное исполнение обязанности по уплате налога, пеней путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках. Взыскание налога, пеней производится по решению налогового органа путем направления инкассового поручения (распоряжения) в банк, в котором открыты счета налогоплательщика. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога.

Срок, в течение которого должно быть осуществлено обращение в суд, данной статьей не установлен, в связи с чем Высший Арбитражный суд Российской Федерации в пункте 12 Постановления Пленума от 28.02.2001 N5 «О некоторых вопросах применения части 1 Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснил, что основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), судам необходимо исходить из универсальности воли законодателя, выраженной в пункте 3 статьи 48 Кодекса в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам, и руководствоваться соответствующим положением при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц.