АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 25 апреля 2011 года Дело N А33-180/2011

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 18 апреля 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено 25 апреля 2011 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Е.А. Ивановой, судей: Е.М. Чурилиной, Е.М. Шайхутдинова, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Центр инженерно-технического обеспечения» (ИНН 2459014788, ОГРН 1062459010448)

к Холмогорскому сельскому Совету депутатов Шарыповского района Красноярского края

о признании недействующим решения от 26.12.2005 N 58 «Об оплате жилья и коммунальных услуг на территории Холмогорского сельсовета» в редакции Решения Холмогорского сельского Совета депутатов от 15.04.2011 N 63 «О внесении изменений в Решение Холмогорского сельского Совета депутатов от 26.12.2005 N 58 «Об оплате жилья и коммунальных услуг на территории Холмогорского сельсовета»

в части примечания в приложении 1а «Нормативы потребления холодной воды в месяц для хозяйственных нужд (содержание животных и птиц, согласно СНиП 11-31-74)» следующего содержания: «для КРС, лошадей, овец и коз считать с 01.05 по 01.10 период выпасов и начислять за потребление холодной воды в размере 50 %»;

пункта 1 примечания в приложении N 1б «Нормативы потребления холодной воды в месяц для хозяйственных нужд (полив посадок, согласно СНиП 2.04.02-84)» следующего содержания: продолжительность поливочного сезона 2,5 месяца (с 15 мая по 31 июля),

с привлечением к участию в деле Прокурора Красноярского края

при участии в судебном заседании:

от заявителя: А.В. Стрельниковой по доверенности от 07.02.2011, паспорту,

от ответчика: Я.В. Шешина по доверенности от 15.02.2011, паспорту, Т.К. Деминой по доверенности от 22.03.2011, паспорту;

от прокурора Красноярского края: прокурора отдела О.В. Краснопеевой по удостоверению;

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседании К.Э. Сницкой,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Центр инженерно-технического обеспечения» (далее - ООО «ЦИТО») обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Холмогорскому сельскому Совету депутатов Шарыповского района Красноярского края о признании недействующим решения от 26.12.2005 N 58 «Об оплате жилья и коммунальных услуг на территории Холмогорского сельсовета» в редакции Решения Холмогорского сельского Совета депутатов от 15.04.2011 N 63 «О внесении изменений в Решение Холмогорского сельского Совета депутатов от 26.12.2005 N 58 «Об оплате жилья и коммунальных услуг на территории Холмогорского сельсовета»

в части примечания в приложении 1а «Нормативы потребления холодной воды в месяц для хозяйственных нужд (содержание животных и птиц, согласно СНиП 11-31-74)» следующего содержания: «для КРС, лошадей, овец и коз считать с 01.05 по 01.10 период выпасов и начислять за потребление холодной воды в размере 50 %»;

пункта 1 примечания в приложении N 1б «Нормативы потребления холодной воды в месяц для хозяйственных нужд (полив посадок, согласно СНиП 2.04.02-84)» следующего содержания: продолжительность поливочного сезона 2,5 месяца (с 15 мая по 31 июля).

Заявление принято к производству суда. Определением от 17.01.2011 возбуждено производство по делу.

Заявитель поддержал заявленные требования.

Ответчик в судебном заседании заявленные требования не признал, сослался на доводы, изложенные в письменном отзыве.

Прокурор представил заключение, считает требования заявителя обоснованными, оспариваемое решение подлежащим признанию недействующим.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

ООО «ЦИТО» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1062459010448. К основным видам деятельности общества относятся проектирование, строительство, эксплуатация и ремонт централизованных систем питьевого водоснабжения и систем водоотведения городских и других поселений; предоставление коммунальных услуг потребителям по водоснабжению (статья 5 Устава ООО «ЦИТО»)

Между администрацией Холмогорского сельсовета (арендодатель) и ООО «ЦИТО» (арендатор) заключен договор аренды сетей холодного водоснабжения с. Холмогорское от 05.11.2008 (далее - договор аренды), в соответствии с которым (в редакции дополнительного соглашения от 18.05.2009 N 2) арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду имущество: часть объекта недвижимости - водопроводных сетей с. Холмогорское, назначение: сооружения коммунальной инфраструктуры, общей протяженностью - 24882,35 п.м, инв. N 04:258:002:000117430, по адресу: Красноярский край, Шарыповский район, с. Холмогорское, сооружение N 1. В аренду передается часть указанных водопроводных сетей, протяженностью 19818,05 п.м, согласно Выписке N 04:258/2005-1529 из Единого государственного Реестра объектов капитального строительства от 15.07.2005, обозначенная на схемах водопроводных сетей в соответствии с актом приема-передачи в аренду сетей водоснабжения с. Холмогорское - Приложение N 2 к настоящему дополнительному соглашению.

Пунктом 3.2 договора аренды предусмотрено, что арендодатель ежегодно не позднее чем за один месяц до начала каждого календарного года обязуется утверждать и опубликовывать в средствах массовой информации нормативы потребления холодной воды для населения, а также приведенные в соответствие с действующим законодательством и иными правовыми актами нормы потребления воды на хозяйственные нужды, в том числе для полива приусадебных участков и ухода за животными и птицей и иные нужды.

Согласно пункту 6.1 договора аренды в редакции дополнительного соглашения от 15.04.2009 N 1 сети водоснабжения переданы арендатору в аренду сроком на 5 лет.

Течение срока аренды начинается с момента вступления в силу тарифа на услугу водоснабжения для потребителей с. Холмогорское Шарыповского района, впервые утвержденного для Арендатора в соответствии с действующим законодательством и иными правовыми актами.

Решением Холмогорского сельского Совета депутатов от 26.12.2005 N 58 «Об оплате жилья и коммунальных услуг на территории Холмогорского сельсовета» утверждены Нормативы потребления холодной воды в месяц для хозяйственных нужд (содержание животных и птиц, согласно СНиП 11-31-74) и Нормативы потребления холодной воды в месяц для хозяйственных нужд (полив посадок, согласно СНиП 2.04.02-84). Решение опубликовано в газете «Огни Сибири» 11.03.2006 выпуск N 31.

Решением Холмогорского сельского Совета депутатов от 15.04.2011 N 63 «О внесении изменений в Решение Холмогорского сельского Совета депутатов от 26.12.2005 N 58 «Об оплате жилья и коммунальных услуг на территории Холмогорского сельсовета» в решение от 26.12.2005 N 58 внесены изменения. Решение опубликовано в печатном издании «Холмогорский вестник» 15.04.2011, выпуск N 9.

Заявитель полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает его права и законные интересы и не соответствует действующему законодательству, в связи с чем обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам

Согласно пункту 1 статьи 29, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела об оспаривании нормативных правовых актов в сфере налогообложения; валютного регулирования и валютного контроля; таможенного регулирования; экспортного контроля; патентных прав и прав на селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секрет производства (ноу-хау), средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии; антимонопольного регулирования; естественных монополий; регулирования банковской, страховой, аудиторской, оценочной деятельности; использования атомной энергии; государственного регулирования цен (тарифов), регулирования тарифов организаций коммунального комплекса; электроэнергетики; долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости; противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; рынка ценных бумаг; создания, деятельности коммерческих организаций и управления ими; создания, ликвидации (прекращения) инвестиционных фондов и управления ими; несостоятельности (банкротства); размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; рекламы; лотерей; организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, в иных сферах.

Частью 2 статьи 192 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 78 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан, является коммунальной услугой.

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ.

В силу пунктов 2, 4 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами местного самоуправления.

Оспариваемое решение принято органом местного самоуправления муниципального образования - Холмогорским сельским Советом депутатов, то есть уполномоченным органом.

Следовательно, решение Холмогорского сельского Совета депутатов от 26.12.2005 N 58 «Об оплате жилья и коммунальных услуг на территории Холмогорского сельсовета» (в редакции решения Холмогорского сельского Совета депутатов от 15.04.2011 N 63), которым утверждены нормативы потребления холодной воды, обладает признаками нормативного правового акта, представляет собой официальный документ, принятый в определенной законом форме с опубликованием в газете «Огни Сибири», устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитан на многократное применение и адресован неопределенному кругу субъектов в целях регулирования общественных отношений.

Из материалов дела следует, что ООО «ЦИТО» является водоснабжающей организацией и оказывает населению и юридическим лицам услуги водоснабжения не территории с. Холмогорское.

Согласно статьи 8 ЖК РФ к жилищным отношениям, связанным, в том числе, с внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных Кодексом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547).

Пунктом 1 статьи 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В силу части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

Согласно пунктом 6 Правил N 307 холодное водоснабжение - это круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки.

Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, не установлено норм расхода воды на полив сельскохозяйственных культур на приусадебных участках, а также на содержание животных и птиц и формул для их расчета.

Нормы расходов воды потребителей систем сельскохозяйственного водоснабжения установлены «Ведомственными нормами технологического проектирования», утвержденными Минсельхозпродом РФ, протокол от 14.02.95 N 1 (далее - Ведомственные нормы ВНТП-Н-97), где определены нормы расхода воды для сельскохозяйственных животных (раздел 3), а также нормы расхода воды на полив сельскохозяйственных культур на приусадебных участках из систем сельскохозяйственного водоснабжения и сезонных поливочных водопроводов (раздел 5).

Ведомственные нормы ВНТП-Н-97 предназначены для предприятий АПК, фермерских и крестьянских хозяйств, возможность их применения к содержанию животных и птиц на личных подворьях граждан не исключается.

В оспариваемом решении (приложение 1а) указано, что нормативы потребления воды в месяц для хозяйственных нужд (содержание животных и птиц) установлены СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения».

С 01.01.1985 СНиП 11-31-74 заменен на СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения».

Согласно пункту 2.5 СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» расходы воды на содержание и поение скота, птиц и зверей на животноводческих фермах и комплексах должны приниматься по ведомственным нормативным документам. Таким документом являются Ведомственные нормы ВНТП-11-97.

Нормы расхода воды для сельскохозяйственных животных определены в разделе 3 Ведомственных норм ВНТП-Н-97 и установлены из расчета на одну голову, при этом возможность снижения норматива в зависимости от времени года, либо других обстоятельств не предусмотрена. Из раздела 3 следует, что допускается увеличение нормы расхода воды в южных районах России, либо при температуре 30 градусов Цельсия (пункты 3.1.5, 3.3.2, 3.4.2, 3.5.2).

В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Довод ответчика о том, что в течение весеннего и летнего периода организовываются выпасы на специально отведенных пастбищах в пойме 2 рек судом исследован и отклонен, поскольку Холмогорским сельским Советом депутатов не представлено доказательств, подтверждающих организацию выпасов домашних животных (КРС, лошадей, овец и коз) с их обязательным поением, а также снижения норматива потребления холодной воды на содержание животных со стороны населения в результате этого на 50 %.

Решения об организации пастбищ (выделе земельных участков под пастбища) Холмогорским сельским Советом депутатов не принимались.

Документов, свидетельствующих о том, что население муниципального образования в период выпасов расходует холодную воду, поставляемую круглосуточно, на содержание животных (КРС, лошадей, овец и коз) в половину меньше в материалы дела не представлено.

Пунктами 2.12, 6.3 Правил содержания сельскохозяйственных и домашних животных, птиц и пчел в населенных пунктах Холмогорского сельсовета, утвержденных решением Холмогорского сельского Совета депутатов от 24.05.2010 N 12, запрещается выпас животных, не подвергнутых полному комплексу ветеринарно-профилактических обработок.

При этом обязанность граждан, содержащих КРС, лошадей, овец и коз с 01.05 по 01.10 выгонять животных на пастбища отсутствует.

Пунктом I Примечания к Приложению 16 решения сельского Совета депутатов N 58 от 26.12.2005 (в редакции решения Совета депутатов от 15.04.2011 N 63) определено, что продолжительность поливочного сезона составляет 2,5 месяца (с 15 мая по 31 июля).

Вместе с тем, в пунктом 5.1.1, в таблице 21 Ведомственных норм ВНТП-Н-97 определено, что для Красноярского края период полива овощей, кормовых корнеплодов установлен с мая по сентябрь включительно, для садов - с июня по сентябрь.

Следовательно, пункт 1 Примечания к Приложению 16 решения сельского Совета депутатов N 58 от 26.12.2005 (в редакции решения Совета депутатов от 15.04.2011 N 63) противоречит положениям таблицы 21 Ведомственных норм ВНТП-Н-97.

Таким образом, принимая во внимание, что ООО «ЦИТО» распределяет воду для полива приусадебных участков и поения животных и птиц из систем централизованного водоснабжения, оспариваемыми нормами решения Холмогорского сельского Совета депутатов N 58 от 26.12.2005 (в редакции решения Совета депутатов от 15.04.2011 N 63) фактически вводятся ограничения на объем используемых гражданами коммунальных услуг и нарушается право заявителя на получение полной оплаты за поставленный объем воды для полива посадок и содержания животных и птиц.

Материалами дела подтверждается, что ООО «ЦИТО» является водоснабжающей организацией и оказывает населению и юридическим лицам услуги водоснабжения не территории с. Холмогорское. Таким образом, факт нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов ООО «ЦИТО» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности заявителем доказан, ответчиком не опровергнут.

На основании изложенного, суд пришел к выводу о том, что требование заявителя подлежит удовлетворению.