АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 26 апреля 2011 года Дело N А33-3239/2011

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 19.04.2011.

В полном объёме решение изготовлено 26.04.2011.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Шевцовой Т.В., рассмотрев в судебном заседании иск открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала Красноярская железная дорога (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)

к открытому акционерному обществу «РУСАЛ Красноярск» (ОГРН 1022402468010, ИНН 2465000141)

о взыскании штрафа,

при участии в судебном заседании:

от истца: Рожковой И.Е., по доверенности от 27.10.2009,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Доценко А.А,

установил:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала Красноярская железная дорога (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к открытому акционерному обществу «РУСАЛ Красноярск» (ОГРН 1022402468010, ИНН 2465000141) о взыскании 948 600 руб. штрафа за задержку вагонов, 200 руб. расходов на получение выписки из ЕГРЮЛ в отношении ответчика.

Определением арбитражного суда от 15.03.2011 дело назначено к судебному разбирательству на 12.04.2011 в 11 часо

в.

Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в заседание не явились. В материалы дела от ответчика поступило ходатайство о проведении судебного заседания в его отсутствие. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса заседание проводится в отсутствие сторон.

В материалы дела поступил письменный отзыв на иск, согласно которому ответчик возражений по расчету суммы штрафа не имеет, просит уменьшить размер неустойки до 473 300 руб. (на 50%), применив статью 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с несоразмерностью начисленного штрафа последствиям нарушения ответчиком обязательств. Несоразмерность выражается в следующем:

- сумма платы за пользование вагонами за все время нахождения по подъездных путях необщего пользования (расчетное и сверхнормативное) составила бы 851 325 руб., сумма платы за пользование вагонами в течение расчетного времени составляет 381 646,90 руб., которая ответчиком уплачена, следовательно, доплатив 469 678,10 руб. ответчик возместил бы возможные убытки истца, при этом штраф за задержку вагонов, указанных в ведомостях подачи и уборки вагонов, сверх установленного времени составляет 948 600 руб.;

- задержка ответчиком вагонов ОАО «РУСАЛ Красноярск» сверх норматива обусловлена спецификой единого технологического процесса работы его подъездного пути, так как вагоны и контейнеры подаются ответчику под погрузку и выгрузку не непосредственно истцом, который является перевозчиком, а через владельца подъездного пути необщего пользования - ОАО «В-Сибпромтранс».

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 14 часов 45 минут 19.04.2011 для представления доказательств несения истцом расходов на получение выписки из ЕГРЮЛ в отношении ответчика, о чем вынесено протокольное определение. Сведения о перерыве размещены на портале Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и на сайте Арбитражного суда Красноярского края.

После окончания перерыва судебное заседание продолжено, в судебное заседание явился истец, который исковые требования поддержал, дал пояснения согласно исковому заявлению и приложенным доказательствам, представил платежное поручение в подтверждение оплаты 200 руб. за выписку из ЕГРЮЛ в отношении ответчика.

Истец представил возражения на ходатайство ответчика о применении статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, указал, что:

- размер штрафа соразмерен последствиям нарушенного обязательства, в подтверждение представил расчет потерь доходов NНН 9/81;

- штраф, являясь способом обеспечения исполнения обязательства, предназначен для побуждения должника к исполнению обязательства надлежащим образом, своевременной погрузке, выгрузке грузов и возврата вагонов перевозчику. Уменьшение установленного законом штрафа не побуждает должника к исполнению обязательства по погрузке, выгрузке грузов в установленные законом и договором сроки и создает для ответчика благоприятные предпосылки задержки вагонов.

Исследовав в судебном заседании материалы дела, заслушав истца, арбитражный суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела:

20.09.2000 между Федеральным государственным унитарным предприятием «Красноярская железная дорога МПС России» и открытым акционерным обществом «В-Сибпромтранс» (владелец) заключен договор N5, связанный с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути открытого акционерного общества «В-Сибпромтранс», примыкающего к станции Красноярск - Северный Красноярской железной дороги, предметом которого является обслуживание принадлежащего владельцу железнодорожного пути, примыкающего через стрелку N23 к 3-му пути станции Красноярск-Северный, обслуживаемого собственными локомотивами владельца (параграф 1 договора).

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» является правопреемником Федерального государственного унитарного предприятия «Красноярская железная дорога».

В соответствии с параграфом 3 договора сдаваемые на подъездной путь владельца вагоны убираются с 3 и 7 приемо-отправочных путей станции Красноярск-Северный локомотивом владельца. Возвращаемые с подъездного пути владельца вагоны доставляются локомотивом владельца на 3 и 7 приемо-отправочные пути станции Красноярск-Северный (в редакции определения Арбитражного суда Красноярского края от 28.10.2002).

В соответствии с параграфом 10 договора на условиях договора и при наличии у владельца доверенности от контрагентов на получение вагонов в адрес этих контрагентов и выполнение транспортно-экспедиционных операций подаются вагоны контрагентам владельца согласно приложению N1 к договору.

Во исполнение условий указанного договора подача вагонов осуществлялась для открытого акционерного общества «РУСАЛ Красноярск».

В соответствии с дополнительными соглашениями от 16.10.2007 N115, от 15.12.2008 к договору от 20.09.2000 N 5 срок действия договора продлен до 31.12.2008, до 31.12.2011 соответственно.

26.02.2004 между открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» (перевозчик), открытым акционерным обществом «В-Сибпромтранс» (владелец) и открытым акционерным обществом «Красноярский алюминиевый завод» (контрагент) заключено соглашение NТ-3/71 об условиях и порядке внесения платы за пользование вагонами и контейнерами.

Согласно пункту 1 соглашения открытое акционерное общество «КрАЗ» является контрагентом владельца по договору от 20.09.2000 N5.

Контрагент оплачивает перевозчику согласно статье 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации плату за пользование вагонами и несет ответственность в соответствии со статьями 62 и 99 Устава в виде штрафа за задержку вагонов, принадлежащих перевозчику, под погрузкой-выгрузкой более 24 часов по истечении технологического срока оборота вагонов, который составляет для крытых вагонов под погрузку и прочих грузов - 41 час, для фитинговых платформ и контейнеров - 35 часов (пункт 2 соглашения).

В оплачиваемое время включается все время нахождения вагона на подъездных путях владельца и контрагента с момента передачи вагонов владельцу на железнодорожных выставочных путях станции Красноярск - Северный до момента их возвращения на эти же выставочные пути (пункт 4 соглашения).

Из оплачиваемого времени исключается технологическое время, связанное с подачей - уборкой вагонов к местам погрузки - выгрузки грузов, и время на операции, относящиеся к начально-конечным, которое согласно договору на эксплуатацию подъездного пути владельца составляет для прочих грузов - 6 часов (пункт 5 соглашения).

Пунктом 6 соглашения установлено, что расчет платы за пользование вагонами и начисление штрафов производится по ведомостям подачи и уборки вагонов, составленным на основании памяток приемосдатчика, подписываемых уполномоченным лицом перевозчика и уполномоченным лицом контрагента или представителем владельца по доверенности, выданной ему контрагентом. В случае несогласия контрагента с данными, указанными в памятке приемосдатчика и ведомости подачи и уборки вагонов, составляется акт общей формы с обязательным его подписанием уполномоченными представителями сторон

Размер платы определяется в соответствии с действующими Правилами применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифным руководством N2). Величина штрафа определяется в соответствии со статьями 99 и 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.

Расчеты за платное пользование производятся централизованным порядком путем списания с лицевого счета предприятия в Красноярском ТехПД.

Оплата штрафов производится отдельными платежными поручениями на основании счета-фактуры с приложением обосновывающих начисление штрафов документов.

Соглашение заключено на срок действия договора N5 от 20.09.2000 (пункт 18 соглашения).

На железнодорожные выставочные пути станции Красноярск - Северный владельцу для ОАО «РУСАЛ Красноярск» подавались вагоны под погрузку и выгрузку, о чем составлены памятки приемосдатчика NN 7528, 7532, 7522, 7527, 2018, 1937, 7591, 7580, 7605, 7603, 2052, 7645, 2120, 7715, 2157, 7712, 7714, 7713, 7663, 2167, 7716, 7721, 2324, 2293, 7783, 2381.

Представленными в материалы памятками приемосдатчика подтверждается факт нахождения у ответчика вагонов, перечисленных в расчете истца, свыше сроков установленных договором и абзацем 2 статьи 99 Устава железнодорожного транспорта. Расчет времени задержки вагонов представлен истцом в материалы дела.

Открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» в лице филиала - Красноярская железная дорога составлены ведомости подачи и уборки вагонов NN 123280, 123281, 123282, 123283, 123292, 123293, 123295, 123325, 123326, 123327, 123343, 123344, 123369, 123370, 123371, 123372, 123373, 123381, 123399, 123400, 123410, в которых начислена плата за пользование вагонами и штраф за задержку вагонов. Штраф за задержку вагонов составляет 948 600 руб.

Штраф в размере 948 600 руб. начислен в соответствии со статьей 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (десятикратный размер штрафа в размере 0,2 размера минимального размера оплаты за каждый час задержки).

Представителями открытого акционерного общества «РУСАЛ Красноярский Алюминиевый Завод» подписаны указанные ведомости подачи и уборки вагонов с разногласиями в части начисления суммы штрафа за задержку вагонов, о чем составлены акты общей формы, представленные в материалы дела.

Доверенность на представителя открытого акционерного общества «РУСАЛ Красноярский Алюминиевый Завод», содержащие необходимый объем полномочий, представлена в материалы дела.

В адрес ответчика направлены уведомления об оплате начисленного штрафа, представленные в материалы дела, на сумму 948 600 руб. с предложением произвести оплату начисленной суммы штрафа на единый лицевой счет отдельным поручением либо дать согласие на списание суммы за счет кредитового сальдо на едином лицевом счете. Ответчик не отрицал факт получения уведомлений.

Поскольку ответчиком сумма штрафа за задержку вагонов в размере 948 600 руб. не оплачена, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Оценив представленные доказательства, доводы сторон, арбитражный суд пришел к следующим выводам:

статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований предусмотренных законом и иных правовыми актами, а также из действия граждан и юридических лиц. В том числе гражданские права и обязанности могут возникать из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

По статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких - условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Между истцом (перевозчиком) и владельцем пути необщего пользования заключен договор от 20.09.2000 N 5 на обслуживание пути необщего пользования. 26.02.2004 между ОАО «Российские железные дороги» (перевозчиком), ОАО «В-Сибпромтранс» (владельцем) и ОАО «РУСАЛ Красноярск» (контрагентом) заключено соглашение N Т-3/71 об условиях и порядке внесения платы за пользование вагонами и контейнерами.

Из материалов дела следует, что правоотношения сторон регулируются главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации и Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В соответствии со статьей 791 Гражданского кодекса Российской Федерации погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Согласно статье 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав) регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее - железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность. Действие Устава распространяется также на перевозки грузов, грузобагажа, погрузка и выгрузка которых осуществляются в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, а также на строящихся железнодорожных линиях, примыкающих к железнодорожным путям общего пользования.

Согласно статье 62 Устава порядок передачи вагонов, контейнеров на железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные выставочные пути и их возвращения обратно, а также место такой передачи устанавливается договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов.

В соответствии с частью 6 статьи 62 Устава за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 Устава.

Статьей 99 Устава определено, что за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 настоящего Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами.

Статьей 100 Устава предусмотрено начисление штрафа за задержку вагонов в случаях, предусмотренных статьями 47 и 99 настоящего Устава, с грузоотправителя, грузополучателя перевозчиком за каждый час простоя каждого вагона в размере 0,2 размера минимального размера оплаты.

В силу пункта 2 соглашения от 26.02.2004 NТ-3/71 контрагент (ответчик по настоящему делу) оплачивает перевозчику (истцу) согласно статьи 39 Устава железнодорожного транспорта плату за пользование вагонами и несет ответственность в соответствии со статьями 62 и 99 Устава железнодорожного транспорта в виде штрафа за задержку вагонов, принадлежащих перевозчику под погрузкой-выгрузкой более установленного соглашением технологического срока оборота вагонов.

Представленные в материалы дела памятки приемосдатчика содержат сведения о времени подачи, уборки и нахождения вагонов на путях необщего пользования. Время подачи и уборки, зафиксированное в памятках приемосдатчика, соответствует времени подачи и уборки вагонов в ведомостях. Указанные памятки подписаны ответчиком, ведомости подписаны без возражений за исключением начисления штрафа. По факту разногласий представителя ответчика в части начисления штрафа составлены акты общей формы, представленные в материалы дела. Таким образом, указанными документами подтверждается факт превышения сроков, установленных статьями 62 и 99 Устава железнодорожного транспорта РФ и договором от 20.09.2000 N 5, то есть факт задержки под погрузкой, выгрузкой вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику. Задержка вагонов, принадлежащих перевозчику, является основанием для начисления штрафа в соответствии со статьями 99, 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, в связи с чем за задержку вагонов в ведомостях подачи и уборки вагонов истцом начислен штраф за задержку вагонов в общей сумме 948 600 руб.

Сведения, содержащиеся в памятках и ведомостях, являются достаточными для установления как оснований начисления штрафа за задержку вагонов, так и для расчета размера штрафа.

Арбитражный суд, проверив представленный истцом расчет начисленного штрафа, пришел к выводу, что расчет произведен верно, с учетом положений статей 62, 99, 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, а также соглашения от 26.02.2004 N Т-3/71.