АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 25 апреля 2011 года Дело N А33-774/2011

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 20 апреля 2011 года

В полном объеме решение изготовлено 25 апреля 2011 года

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Чурилиной Е.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа N 145» (ИНН 2465041028, ОГРН 1022402475952)

к Главному управлению МЧС России по Красноярскому краю в лице отдела государственного пожарного надзора по г. Красноярску

об оспаривании пунктов 3020/1/1 и 3020/1/3 предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности N 3020/1/1-7,

при участии:

от заявителя: Слинковой Е.А. на основании доверенности от 18.03.2011,

Михашенок Д.В. на основании доверенности от 11.04.2011,

от ответчика: Безрядина М.В. на основании доверенности от 06.01.2011 N 13-5-27,

при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Драчевой Е.Я.,

установил:

муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа N 145» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Главному управлению МЧС России по Красноярскому краю в лице отдела государственного пожарного надзора по г. Красноярску об оспаривании пунктов 3020/1/1 и 3020/1/3 предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности N 3020/1/1-7.

Заявление принято к производству суда. Определением от 22.02.2011 возбуждено производство по делу.

В судебном заседании представителем учреждения заявлено устное ходатайство об изменении наименования учреждения. В подтверждение данного обстоятельства представлены приказ главного управления образования администрации г. Красноярска от 11.01.2011 N 332/п «О переименовании муниципального образовательного учреждения и утверждении изменений, вносимых в устав», изменения в устав заявителя, свидетельство о постановке на учет, согласно которым муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа N 145» переименовано в муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа N 145».

Указанное ходатайство удовлетворено судом.

В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд произвел замену муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа N 145» на муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа N 145».

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 10 часов 34 минут 14.04.2011 до 10 час. 40 мин. 20.04.2011.

Публичное извещение о перерыве размещено на официальном сайте Арбитражного суда Красноярского края в сети Интернет по адресу: http://krasnoyarsk.arbitr.ru (портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http: www.arbitr.ru/grad/).

По окончании перерыва судебное заседание продолжено в помещении Арбитражного суда Красноярского края по адресу: г. Красноярск, ул. Ленина, 1, зал 316.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа N 145» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022402475952.

Должностным лицом административного органа на основании распоряжения от 11.11.2010 N 3020 главного государственного инспектора г. Красноярска Красноярского края по пожарному надзору Конева А.А. 09.12.2010 проведена плановая выездная проверка соблюдения учреждением обязательных требований пожарной безопасности в его здании и помещениях, расположенных по адресу: г. Красноярск, ул. 78 Добровольческой Бригады, 1 «А».

По результатам проверки должностным лицом административного органа составлен акт проверки от 09.12.2010 N 3020, в котором зафиксированы выявленные нарушения требований пожарной безопасности, учреждению выдано предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 09.12.2010 N 3020/1/1-7.

Указанным предписанием учреждению предложено устранить семь нарушений требований пожарной безопасности, выявленных в ходе проведения проверки, в том числе оспариваемые заявителем.

В соответствии с пунктом 3020/1/1 предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 09.12.2010 N 3020/1/1-7 не выполнено эвакуационное освещение на путях эвакуации, что является нарушением пункта 51 Правил пожарной безопасности в Российской федерации» (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 (далее по тексту - ППБ 01-03), пункта 7.74 СНиПа 23-05-95* «Естественное и искусственное освещение», принятых и введенных в действие Постановлением Минстроя Российской Федерации от 02.08.1995 N 18-78 (далее по тексту - СНиП 23-05-95).

Согласно пункту 3020/1/3 предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 09.12.2010 N 3020/1/1-7 ширина эвакуационного выхода из столовой менее 1,2 метра, что является нарушением пункта 6.16 СНиПа 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», принятых и введенных в действие Постановлением Минстроя Российской федерации от 13.02.1997 N 18-7 (далее по тексту - СНиП 21-01-97).

Полагая, что пункты 3020/1/1 и 3020/1/3 предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 09.12.2010 N 3020/1/1-7 не соответствуют законодательству, нарушают права и законные интересы учреждения, незаконно возлагают на него обязанности по устранению указанных в предписании нарушений, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Из содержания статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Заявитель обратился в суд с требованием о признании недействительными пунктов 3020/1/1 и 3020/1/3 предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 09.12.2010 N 3020/1/1-7.

Оспариваемыми пунктами предписания на заявителя возложена обязанность в срок до 02.04.2012 устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно пунктов 6.16 СНиПа 21-01-97, пункта 51 ППБ 01-03, пункта 7.74 СНиПа 23-05-95.

Суд полагает, что оспариваемые пункты предписания соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав и законных интересов заявителя на основании следующего.

Обеспечение пожарной безопасности регламентируется Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее по тексту - Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ), согласно преамбуле которого настоящий Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

Согласно статье 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.

Органами государственного пожарного надзора являются, в том числе федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, в лице структурного подразделения его центрального аппарата, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора.

Организационная структура, полномочия, задачи, функции и порядок организации и осуществления деятельности органов государственного пожарного надзора определяются положением о государственном пожарном надзоре, утверждаемым в установленном порядке.

Главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору и должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право, в том числе осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности организациями; давать руководителям организаций обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

В соответствии с пунктами 1 и 2 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 820 (далее по тексту - Положения от 21.12.2004 N 820), в целях обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации должностные лица органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, являющиеся государственными инспекторами по пожарному надзору, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляют деятельность по проверке соблюдения, в том числе, юридическими лицами требований пожарной безопасности.

Основной задачей государственного пожарного надзора является осуществление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельности по проведению проверки соблюдения, в том числе организациями требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам этой проверки.

Подпунктом 3 пункта 3 Положения от 21.12.2004 N 820 установлено, что к органам государственного пожарного надзора относятся, в том числе структурные подразделения территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, и их территориальные отделы (отделения, инспекции).

В соответствии с подпунктом 9 пункта 8 Положения от 21.12.2004 N 820 осуществлять деятельность от имени органов государственного пожарного надзора вправе, в том числе государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору - сотрудники территориальных отделов (отделений, инспекций) структурных подразделений территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора.

Подпунктами 1, 2 и 5 пункта 9 Положения от 21.12.2004 N 820 предусмотрено право должностных лиц органов пожарного надзора осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности, в том числе организациями; проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений; давать руководителям юридических лиц обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

В соответствии с пунктом 3.3 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 01.10.2007 N 517 (далее по тексту - Административный регламент), государственный пожарный надзор осуществляют структурные подразделения территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в лице государственных инспекторов субъектов Российской Федерации по пожарному надзору.

Исходя из пункта 20, подпункта 1 пункта 70 Административного регламента в порядке принятия мер по фактам нарушений, выявленных при проведении проверки, государственный инспектор по пожарному надзору, проводивший проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.

На основании изложенного, суд пришел к выводу, что оспариваемое предписание выдано государственным инспектором г. Красноярска Красноярского края по пожарному надзору Арндт Р.А. в рамках предоставленных полномочий.

Предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного пожарного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.

Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для привлечения к административной ответственности.

Следовательно, предписание должностного лица, осуществляющего государственный пожарный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений требований пожарной безопасности, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. При этом такие требования должны быть реально исполнимы.

Порядок организации и проведения проверок юридических лиц органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), установлен Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту - Федерального Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).

Согласно пунктам 2, 9, 12 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.

В отношении юридических лиц, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

О проведении плановой проверки юридическое лицо уведомляется органом государственного контроля (надзора) не позднее трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ предусмотрено, что срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, не может превышать двадцать рабочих дней.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 указанного Закона проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора). Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в соответствующем распоряжении или приказе.

Статьей 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ установлен порядок оформления результатов проверки, согласно пунктам 1, 2, 4 которой по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Как следует из материалов дела, должностным лицом административного органа в отношении учреждения проведена плановая выездная проверка исполнения законодательства в области обеспечения пожарной безопасности в здании учреждения, расположенном по адресу: г. Красноярск, ул. 78 Добровольческой Бригады, 1 «А», принадлежащем учреждению на праве оперативного управления (договор с муниципальным учреждением о закреплении имущества на праве оперативного управления от 21.01.2002 N 509, акт приема-передачи муниципального имущества, закрепляемого за учреждением на оперативного управления от 21.01.2002).

Указанная проверка проведена в соответствии с распоряжением о проведении мероприятий по надзору от 11.11.2010 N 3020 государственным инспектором г. Красноярска Красноярского края по пожарному надзору Арндт Р.А., указанным в данном распоряжении, на основании перспективного пятилетнего плана плановых проверок на 2010-2014 годы Управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Красноярскому краю в установленный законом срок (09.12.2010).

По результатам проверки должностным лицом административного органа составлен акт проверки от 09.12.2010 N 3020, в котором зафиксированы выявленные нарушения требований пожарной безопасности. Указанный акт соответствует требованиям, установленным в статье 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.