АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 25 апреля 2011 года Дело N А33-11815/2010

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 19 апреля 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено 25 апреля 2011 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Е.А. Ивановой рассмотрев в судебном заседании, дело по иску Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю

к муниципальному учреждению «Районная администрация Талнаха»

о признании недействительным муниципального контракта на поставку электрической энергии от 20.01.2010, зарегистрированного в реестре муниципальных контрактов муниципального образования г. Норильск 02.02.2010 N 0140010000110,

третье лицо - ООО «Талнахбыт»,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Е.В. Куштысевой по доверенности от 01.02.2011, паспорту,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания К.Э. Сницкой,

установил:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с исковым заявлением к муниципальному учреждению «Районная администрация Талнаха» о признании недействительным муниципального контракта на поставку электрической энергии от 20.01.2010, зарегистрированного в реестре муниципальных контрактов муниципального образования г. Норильск 02.02.2010 N 0140010000110.

Заявление принято к производству суда. Определением от 13.08.2010 возбуждено производство по делу.

Истец заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Между ООО «Талнахбыт» (энергоснабжающая организация) и муниципальным учреждением «Районная администрация Талнаха» (абонент) заключен муниципальный контракт на поставку электроэнергии от 29.01.2010, в соответствии с которым энергоснабжающая организация обязалась подавать абоненту через присоединенную сеть электрическую энергию, а абонент обязался своевременно оплачивать принятую электроэнергию, а также соблюдать предусмотренный настоящим контрактом режим потребления электроэнергии и мощности, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении электрических сетей, исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потребление электроэнергии по объектам, расположенным по адресам: г. Норильск, район Талнах, ул. Диксона 10, ул. Полярная, 7.

Согласно контракту его цена на 2010 год составила 276782,66 (двести семьдесят шесть тысяч семьсот восемьдесят два рубля шестьдесят шесть копеек). В соответствий с приложением N 1 к указанному контракту ООО «Талнахбыт» для МУ «Районная администрация Талнаха» установлен тариф для оплаты электроэнергии в размере 1,62102 руб.

По признакам нарушения антимонопольного законодательство Управлением Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю возбуждено дело N 041-15-10.

Пунктом 1 решения антимонопольного органа от 21.07.2010 по делу N 041-15-10 муниципальное учреждение «Районная администрация Талнаха» признано нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части заключения муниципального контракта на поставку электроэнергии от 29.01.2010, зарегистрированного в реестре муниципальных контрактов муниципального образования город Норильск 02.02.2010 за N 0140010000110.

В связи с несоответствием контракта на поставку электроэнергии от 29.01.2010 антимонопольному законодательству, антимонопольный орган обратился в суд с заявлением о признании указанного контракта недействительным.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно подпункту «б» пункта 6 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Ф3 «О защите конкуренции» антимонопольный орган вправе обращаться в арбитражный суд с исками о признании недействительными полностью или частично договоров, не соответствующих антимонопольному законодательству.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 N135-Ф3, под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7).

К признакам ограничения конкуренции относятся сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (пункт 17).

Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Приказом от 15.12.2009 N 249-пр «Об установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую ООО «Талнахбыт» (г. Талнах)» Региональной энергетической комиссией Красноярского края были установлены для ООО «Талнахбыт» тарифы на электрическую и тепловую энергию, в составе тарифа на электроснабжение утвержден тариф на передачу электрической энергии.

В соответствии с пунктом 2.1. муниципального контракта на поставку электроэнергии от 29.01.2010 энергоснабжающая организация - ООО «Талнахбыт» подает, а абонент принимает через присоединенную сеть электроэнергию в соответствии с установленными ему планами (лимитами) электропотребления в пределах установленной (или разрешенной к использованию) мощности, равной 130,00 кВт. ч. (Приложение N 1),

Суд пришел к выводу о том, что муниципальный контракт на поставку электроэнергии от 29.01.2010, исходя из его предмета и содержания заключен на оказание услуг электроснабжения.

Статье 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» предусмотрены случаи размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

В соответствии с пунктом 2.1 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если договор энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии заключается с гарантирующим поставщиком электрической энергии.

Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» гарантирующий поставщик электрической энергии - коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.

Согласно пункту 16 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530), статус гарантирующего поставщика присваивается по результатам открытого конкурса (далее - конкурс), который проводится один раз в 3 года (далее - очередной конкурс) или при возникновении предусмотренных настоящими Правилами оснований, обусловливающих возможность смены гарантирующего поставщика до истечения 3-летнего периода с даты присвоения статуса гарантирующего поставщика лицу, отобранному по результатам предыдущего конкурса (далее -внеочередной конкурс).

В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 15.11.2010 по делу N А33-13812/2010 (вступило в законную силу 17.02.2011) по заявлению муниципального учреждения «Районная администрация Талнаха» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью «Талнахбыт», о признании недействительным решения от 21.07.2010 по делу N 141-15-10 в части признания Районной администрации Талнаха нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», установлены следующие обстоятельства.

В соответствии с перечнем организаций, получивших статус гарантирующего поставщика на территории Красноярского края, с указанием зон их деятельности, согласованным решением правления РЭК от 12.10.2006, на территории Красноярского края осуществляют деятельность девять гарантирующих поставщиков: ОАО «Красноярскэнергосбыт», ООО «Русэнергосбыт», ООО «Ярцевская лесопромышленная компания», ОАО «Северное», Кодинское муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Кежемского района, сельскохозяйственный производственный кооператив «Родина», федеральное государственное унитарное предприятие «Авиапредприятие «Черемшанка», государственное унитарное предприятие Учреждение УП-288/2 ГУИН Минюста России по Красноярскому краю, Туруханское районное муниципальное унитарное предприятие «Туруханскэнерго».

Таким образом, ООО «Талнахбыт» гарантирующим поставщиком не является.

ООО «Талнахбыт» оказывает услуги по передаче электрической энергии согласно тарифам, утвержденным РЭК Красноярского края.

Довод заявителя о том, что подключение энергопринимающих устройств здания МУ «Районная администрация Талнах» к электросетям другой энергоснабжающей организации технически не возможно, судом исследован и отклонен по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях».

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ к сфере деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги по передаче электрической энергии.

Статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» запрещается с 1 апреля 2006 года юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям совмещать деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, а с даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики группам лиц и аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка.

Требования настоящей статьи не распространяются на хозяйствующие субъекты, функционирующие в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, в условиях отсутствия или ограничения конкуренции, а также хозяйствующие субъекты, осуществляющие эксплуатацию объектов электроэнергетики, технологически не связанных с Единой энергетической системой России или технологически связанных с ней исключительно через электроэнергетические системы иностранных государств.

Территория города Норильска относится к технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе.

Таким образом, совмещение деятельности по передаче электрической энергии и купле-продаже электрической энергии ООО «Талнахбыт», не приведет к нарушению действующего законодательства.

Из предмета муниципального контракта на поставку электроэнергии от 29.01.2010, следует, что ООО «Талнахбыт» оказывает услуги электроснабжения.

Между тем, заявитель имел возможность заключить с ООО «Талнахбыт» договор на передачу электрической энергии.

В соответствии со статьей I Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электроэнергию и тепловую энергию в РФ» энергоснабжающая организация - хозяйствующий субъект, осуществляющий продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии.

РЭК Красноярского края представлены сведения (исх. N 2-1382/1 от 09.07.2009) о том, что на рынке торговли и распределения электрической энергии на территории г. Норильска Красноярского края (исх. N 2-1382/1 от 09.07.2009) кроме ООО «Талнахбыт» осуществляют деятельность следующие хозяйствующие субъекты:

ЗАО «Оганер-комплекс» (663321, Красноярский край, г. Норильск, ул. Озерная, 4);

ООО «Энерготех» (662210, Красноярский край, г. Норильск, ул. Талнахская, 5);

ООО «Нордсервис» (663310, Красноярский край, г. Норильск, ул. Ветеранов, 19);

ООО «Жилищная компания» (663300, Красноярский край, г. Норильск, ул. Завенягина, 7а);

ООО «Талнахтехсервис» (663332, Красноярский край, г. Норильск, ул. Игарская, 18);

ООО «Объединение коммунальщиков N 1» (663300, Красноярский край, г. Норильск, ул. Орджоникидзе, 10 «А»);

ООО «Жилищный трест» (663300, Красноярский край, г. Норильск, ул. Завенягина, 7а).

Несмотря на то, что энергопринимающие устройства МУ «Районная администрация Талнаха» подключены только к коммуникационным сетям электроснабжения ООО «Талнахбыт», услуги энергоснабжения ответчику могли быть оказаны вышеперечисленными энергоснабжающими организациями.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

В соответствии с частью 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Последствием действий Районной администрации Талнаха явилось, в том числе, недопущение хозяйствующих субъектов, имеющих возможность оказывать соответствующие услуги, на рынок торговли и распределения электрической энергии на территории г. Норильска, так как при несоблюдении конкурсной процедуры, предусмотренной Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, при заключении муниципального контракта с хозяйствующим субъектом, не имеющим статуса гарантирующего поставщика, не обеспечены равные условия доступа хозяйствующим субъектам на рынок по оказанию услуг по энергоснабжению.

Следовательно, действия МУ «Районная администрация Талнаха», выразившиеся в заключении указанного контракта с ООО «Талнахбыт» являются нарушающими требования Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ и части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ.

С учетом изложенного, муниципальный контракт на поставку электроэнергии от 29.01.2010, заключенный между ООО «Талнахбыт» и муниципальным учреждением «Районная администрация Талнаха», зарегистрированный в реестре муниципальных контрактов муниципального образования город Норильск 02.02.2010 за номером 0140010000110, подлежит признанию недействительным как несоответствующий антимонопольному законодательству.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Признать недействительным муниципальный контракт на поставку электрической энергии от 20.01.2010, заключенный между ООО «Талнахбыт» и муниципальным учреждением «Районная администрация Талнаха», зарегистрированный в реестре муниципальных контрактов муниципального образования г. Норильск 02.02.2010 N 0140010000110, как несоответствующий Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-Ф3 «О защите конкуренции».

Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

     Судья

Е.А.Иванова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка