АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 28 апреля 2011 года Дело N А33-3967/2011

г. Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 21 апреля 2011 года

В полном объеме решение изготовлено 28 апреля 2011 года

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Чурилиной Е.М.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению прокурора Козульского район

а

к индивидуальному предпринимателю Козловской Наталье Михайловне (ИНН 242100010254, ОГРН 304241113500015)

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

в отсутствие лиц, участвующих в деле,

при составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Драчевой Е.Я.,

установил:

прокурор Козульского района обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Козловской Натальи Михайловны (далее по тексту - Козловская Н.М. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства (уведомления о вручении от 29.03.2011 NN 64778 и 64779). В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие указанных лиц по имеющимся в деле доказательствам.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

Индивидуальный предприниматель Козловская Н.М. зарегистрирована в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304241113500015.

Прокуратурой Козульского района 08.02.2011 проведена проверка по соблюдению индивидуальным предпринимателем Козловской Н.М. требований законодательства о лицензировании фармацевтической деятельности при осуществлении предпринимательской деятельности в магазине «Солнышко», расположенном по адресу: п. Козулька, ул. 40 лет Победы, зд.65-2.

В ходе проведения указанной проверки прокурором Козульского района в отделе «Хозтовары» магазина «Солнышко», принадлежащем индивидуальному предпринимателю Козловской Н.М., установлен факт предложения к реализации лекарственных препаратов, а также факт реализации лекарственных препаратов, предназначенных для животных, в том числе контрацептивного средства для кошек «СексКонтроль» в каплях, стоимостью 75 рублей.

Соответствующая лицензия на реализацию данного препарата предпринимателем не представлена.

В ходе проведения проверки прокурором Козульского района составлена справка о результатах проверки соблюдения законодательства о лицензировании предпринимателя от 09.02.2011, в которой отражен факт реализации, а также факт предложения к реализации индивидуальным предпринимателем Козловской Н.М. следующих лекарственных средств, предназначенных для лечения кошек и собак, без соответствующей лицензии:

- ушных капель для собак и кошек «Барс» в количестве 9 флаконов, стоимостью 75 руб. за один флакон;

- ушных капель «Анандин» в количестве 2 флаконов, стоимостью 46 руб. за один флакон;

- ошейника от блох и клещей для собак «Чистотел» в количестве 2 шт., стоимостью 56 руб. за один ошейник.

- капель от клещей и блох для кошек «Чистотел» в количестве 7 шт., стоимостью 62 руб. за один флакон;

- капли от клещей и блох для собак «Чистотел», в количестве 9 шт., стоимостью 76 руб. за один флакон;

- средства для регуляции половой охоты у собак «СексКонтроль» в количестве 1 упаковки, стоимостью 10 руб. за упаковку;

- средства для регуляции половой охоты у котов «СексКонтроль» в количестве 1 упаковки, стоимостью 38 руб. за упаковку;

- средство для регуляции половой охоты у котов (капли) «СексБарьер» в количестве 5 шт., стоимостью 100 руб. за один флакон;

- средства для регуляции половой охоты у кошек (капли) «СексКонтроль» в количестве 5 шт., стоимостью 75 руб. за один флакон;

- средства для регуляции половой охоты у кошек «СексКонтроль» в количестве 6 упаковок, стоимостью 40 руб. за упаковку;

- ошейника от блох и клещей для собак «Чистотел», в количестве 2 шт., стоимостью 24 руб. за один ошейник;

- ошейник от блох и клещей для кошек «Чистотел», в количестве 1 шт., стоимостью 24 руб. за один ошейник.

По результатам проверки прокурором Козульского района вынесено постановление от 28.02.2011 о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения прокурора Козульского района в Арбитражный суд Красноярского края с рассматриваемым заявлением.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (статьи 202-206).

Частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, в том числе, имелись ли событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.

Пунктом 2 части 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.

Статьей 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что прокурор в пределах своих полномочий вправе, в том числе возбуждать производство по делу об административном правонарушении.

Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор осуществляет надзор за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

По пункту 2 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении.

Согласно статье 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.7, 5.21, 5.23 - 5.25, 5.45, 5.48, 5.52, 7.24, 12.35, 12.36, 13.11, 13.14, частями 1 и 2 статьи 14.25, статьей 15.10, частью 3 статьи 19.4, статьями 19.9, 20.26 настоящего Кодекса, возбуждаются прокурором. При осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации.

О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление.

Постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 28.02.2011 вынесено прокурором Козульского района Голачевым А.Я. следовательно, уполномоченным лицом.

Частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

В примечании статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дано понятие должностного лица, при этом лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В силу подпункта 47 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

Согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении от 28.02.2011 предпринимателю вменяется осуществление предпринимательской деятельности по реализации лекарственных средств, предназначенных для животных без соответствующей лицензии.

На основании пункта 70 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, продажа лекарственных препаратов (дозированных лекарственных средств, готовых к применению и предназначенных для профилактики, диагностики и лечения заболеваний, в том числе для животных) осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О лекарственных средствах».

Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее по тексту - Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ) регулирует отношения, возникающие, в том числе в связи с обращением, отпуском, реализацией лекарственных средств.

Статья 2 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ определяет, что настоящий Федеральный закон применяется к отношениям, возникающим при обращении лекарственных средств на территории Российской Федерации.

Согласно статье 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ под лекарственными средствами понимаются вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты; под обращением лекарственных средств понимается, в том числе отпуск, реализация лекарственных средств; под фармацевтической деятельностью - деятельность, включающая в себя, в том числе розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.

В соответствии с пунктом 1 статья 55 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ розничная торговля лекарственными препаратами осуществляется, в том числе индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

Пунктом 4 статьи 55 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ предусмотрено, что лекарственные препараты для ветеринарного применения подлежат отпуску, в том числе, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, а также лицензионные требования и условия осуществления фармацевтической деятельности определены в Положении о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416.

Таким образом, в силу приведенных правовых норм деятельность по торговле лекарственными средствами, предназначенными для животных, относится к фармацевтической и подлежит лицензированию.

Факт реализации, а также предложение к реализации лекарственных средств для животных (для лечения кошек и собак), а именно (ушных капель для собак и кошек «Барс», «Анандин»; ошейников от блох и клещей для собак «Чистотел»; каплей от клещей и блох для кошек «Чистотел», для собак «Чистотел»; средства для регуляции половой охоты у собак «СексКонтроль», у котов «СексКонтроль», у котов (капли) «СексБарьер», у кошек (капли) «СексКонтроль», у кошек «СексКонтроль») без специального разрешения (лицензии) признается индивидуальным предпринимателем и подтверждается материалами дела (в том числе свидетельством о государственной регистрации права от 27.11.2009 серии 24 ЕИ N 384208, копией чека от 08.02.2011 N 1, объяснениями предпринимателя от 24.02.2011, объяснениями продавца Радовой Л.А. от 08.02.2011, справкой о результатах проверки соблюдения законодательства о лицензировании предпринимателя от 09.02.2011, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 28.02.2011).

При таких обстоятельствах, действия предпринимателя по реализации лекарственных средств для животных без специального разрешения (лицензии) содержат признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

По части 1 статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Из содержания приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины индивидуального предпринимателя Козловской Н.М. предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от предпринимателя не зависящих.

Индивидуальный предприниматель Козловская Н.М. не представила суду пояснений и доказательств, подтверждающих своевременное принятие необходимых мер по соблюдению вышеуказанных лицензионных требований и условий.

Факт наличия вины в действиях предпринимателя установлен судом, подтвержден материалами дела, признан предпринимателем.

Действия (бездействие) предпринимателя образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Требования к порядку составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 28.02.2011, установленные статьей 28.2 и 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом соблюдены.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не истек.

В соответствии с частью 2 статьи 4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.