АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 29 апреля 2011 года Дело N А33-4121/2011

г. Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 22.04.2011.

В полном объеме решение изготовлено 29.04.2011.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Крицкой И.П., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Восточного отдела Автотранспортного и автодорожного надзора Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

к индивидуальному предпринимателю Филь Виктору Витальевичу (ОГРИП 304245020300100)

о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Белова В.А., представителя на основании доверенности N269 от 11.01.2011,

при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Базуевой А.В.,

установил:

Восточный отдел Автотранспортного и автодорожного надзора Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к индивидуальному предпринимателю Филь Виктору Витальевичу о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заявление принято к производству суда. Определением от 28.03.2010 возбуждено производство по делу.

Индивидуальный предприниматель Филь В.В. надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства (почтовое уведомление N660049 59 63848 8) в заседание не явился, в материалы дела направил отзыв, из которого следует, что заявленные требования признает в полном объеме, факт вменяемого правонарушения не отрицает, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд (далее - АПК РФ) рассматривает дело по существу в отсутствие ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле доказательствам.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Филь Виктор Витальевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304245020300100.

Индивидуальный предприниматель Филь В.В. имеет лицензию N АСС-24-032681, действительную до 08.05.2012, выданную ему Управлением госавтодорнадзора по Красноярскому краю на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.

На основании распоряжения N523/13р от 09.-3.2011 старшим государственным инспектором Восточного отдела Автотранспортного и автодорожного надзора Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Поздеевым В.П. проведена проверка выполнения лицензиатом - индивидуальным предпринимателем Филь В.В. при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, соответствующих лицензионных требований и условий.

В ходе проведения проверки установлено и в акте проверки N39/710100 от 16.03.2011, протоколе об административном правонарушении N19 от 16.03.2010 отражено, что 23.02.2011 в 15.40 час. по адресу: Красноярский край. г.Канск, п. Строителей, 9, водителем Тепляковым А.А. на автобусе ПАЗ-32050 (государственный регистрационный знак АВ210/24), принадлежащем предпринимателю Филь В.В., при выполнении регулярного автобусного маршрута в г.Канске N2 «п.Строителей - ж/д Вокзал» совершено дорожно-транспортное происшествие, повлекшее за собой гибель человека. По информации ОГИБДД МУВД «Канское» от 02.03.2011 N14/1119 (карточка учета дорожно-транспортных происшествий ОГИБДД МУВД «Канское» от 23.02.2011 N8) в результате наезда пешеход Подшивалов В.И. скончался на месте происшествия. Индивидуальный предприниматель Филь В.В. в нарушение статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 15.11.1995, N196-ФЗ, пунктов 3.1.3, 3.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждения, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 N 27; пункта 51 РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 Положения о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей, утвержденного заместителем Министра автомобильного транспорта РСФСР от 20.01.1986 допустил водителя Теплякова А.А. без необходимой стажировки на автобусе ПАЗ-32050.

Протокол об административном правонарушении N19 от 16.03.2011 составлен в присутствии индивидуального предпринимателя Филь В.В., который указал, что с выявленным нарушением согласен.

В подтверждение изложенных в протоколе обстоятельств административный орган представил: протокол об административном правонарушении N19 от 16.03.2011, распоряжение N523/13р от 09.03.2011; лицензию N АСС-24-032681 и приложения NN1, 2, письмо N14/1119 от 02.03.2011 ОГИБДД МУВД «Канское»; акт проверкиN39/710100; паспорт транспортного средства; согласование N20 на осуществление коммерческих перевозок по регулярным городским маршрутам от 28.12.2010; путевые листы N332 от 21.02.2011, 343 от 22.02.2011, N348 от 23.02.2011; трудовой договор от 30.08.2010; распоряжение N1 от 30.09.2010 о допуске к работе.

Зафиксированные в протоколе обстоятельства явились основанием для обращения административного органа в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Филь В.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с частью 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 14.1 Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» лицензирование перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) возложено на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).

В соответствии с пунктом 2 Перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 30.10.2007 NГК-938фс, в территориальных органах Ространснадзора протоколы уполномочены составлять должностные лица, на которых возложены функции по контролю и надзору в сфере воздушного, морского, речного, автомобильного и железнодорожного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе государственный инспектор.

Согласно пункту 5 Положения о межрегиональном управлении государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 12.08.2009 N ВП-913ФС, управление осуществляет контрольные и надзорные функции в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, а также другие функции, возложенные на него законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации.

Арбитражным судом установлено, что протокол об административном правонарушении N19 от 16.03.2011 составлен должностным лицом административного органа в соответствии с его компетенцией. Нарушение процессуальных норм КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении N19 от 16.03.2011 арбитражным судом не установлено. Протокол об административном правонарушении N19 от 16.03.2011 составлен в присутствии предпринимателя.

Таким образом, материалами дела подтверждается соблюдение административным органом процедуры и сроков составления протокола об административном правонарушении.

Установленные КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела об административном правонарушении не истекли.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечанием к статье 14.1 КоАП РФ установлено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП, образуют действия по осуществлению предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Следовательно, для того, чтобы привлечь к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП, необходимо доказать факт осуществления предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий лицензии.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию.

Согласно статье 2 Закона под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. При этом подпунктами «б» и «в» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637, установлено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются, в том числе соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.

В пункте 5 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N637 установлено, что грубыми нарушениями лицензиатом лицензионных требований и условий являются, в том числе нарушение, в результате которого произошло дорожно-транспортное происшествие, повлекшее человеческие жертвы, причинение тяжкого вреда здоровью, причинение средней тяжести вреда здоровью не менее пяти человек.

Согласно пункту 3.1.3 приказа Минтранса Российской Федерации от 09.03.1995 N27 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов» лица, впервые нанимаемые на работу в качестве водителя после окончания учебы, а также водители, имевшие перерыв в водительской деятельности более одного года, водители, назначаемые для работы на горных маршрутах, а также водители, переведенные на новый тип транспортного средства или новый маршрут перевозок пассажиров, к управлению транспортными средствами допускаются после прохождения стажировки.

Разделом 2 приказа Минтранса Российской Федерации от 09.03.1995 N27 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов» установлено, что организация с целью подготовки водителей к самостоятельной работе обязана обеспечить проведение стажировки лиц, перечисленных в п. 3.1.3. Продолжительность стажировки, объемы и содержание определяются в зависимости от стажа работы и срока перерыва в работе, типа транспортного средства, категории маршрута (городской, пригородный, междугородный, горный) в соответствии с действующими нормативными документами. Стажировка водителей должна проводиться в реальных условиях движения, при осуществлении регулярных пассажирских перевозок только на тех типах транспортных средств и на тех маршрутах, на которых водитель в дальнейшем будет работать самостоятельно. Проведение стажировки обеспечивается собственными силами организации или путем заключения договоров на проведение стажировки. Стажировка должна производиться под руководством водителя - наставника, назначаемого приказом по организации, или иного лица, с которым заключен договор на проведение стажировки, имеющего свидетельство (лицензию) на право стажировки водителей. После завершения водителем стажировки должно быть оформлено заключение о допуске его к самостоятельной работе с указанием типа транспортного средства и маршрутов перевозки или дан мотивированный отказ в выдаче допуска. Заключение хранится в личном деле водителя.

Как следует из материалов дела, Тепляков А.А., ранее не работавший водителем автобуса ПАЗ-32050, принят на работу к предпринимателю Филь В.В. водителем автобуса УАЗ-2206 по трудовому договору, о чем в трудовую книжку внесена соответствующая запись от 01.09.2010 за N12. Фактически предприниматель В.В.Филь распоряжением от 30.09.2010г. N1 допустил водителя А.А.Теплякова к работе по перевозке пассажиров по маршруту N 2 «ж/д Вокзал - п.Строителей» на автобусе ПАЗ-3205 без проведения надлежащей стажировки на автобусе ПАЗ-3205.

23.02.2011 в 15.40 час. по адресу: Красноярский край. г.Канск, п. Строителей, 9, водителем автобуса ПАЗ-32050Я государственный регистрационный знак АВ210/24, принадлежащего лицензиату Филю В.В., водителем Тепляковым А.А. при выполнении лицензируемой деятельности (перевозке пассажиров по регулярному автобусному маршруту в г.Канске N2 «п.Строителей - ж/д Вокзал») совершено дорожно-транспортное происшествие, повлекшее за собой гибель человека. По информации ОГИБДД МУВД «Канское» от 02.03.2011 N14/1119 (карточка учета дорожно-транспортных происшествий ОГИБДД МУВД «Канское» от 23.02.2011 N8) в результате наезда пешеход Подшивалов В.И. скончался на месте происшествия.

Материалами дела (протоколом об административном правонарушении N19 от 16.03.2011, распоряжением N523/13р от 09.03.2011; лицензией N АСС-24-032681 и приложением NN1, 2, письмом N14/1119 от 02.03.2011 ОГИБДД МУВД «Каннское»; актом проверки N39/710100; паспортом транспортного средства; согласованием N20 на осуществление коммерческих перевозок по регулярным городским маршрутам от 28.12.2010; путевыми листами N332 от 21.02.2011, 343 от 22.02.2011, N348 от 23.02.2011; трудовым договором от 30.08.2010; распоряжением N1 от 30.09.2010 о допуске к работе) подтверждается и предпринимателем Филь В.В. не оспаривается, что водитель Тепляков А.А. был допущен до работы водителя автобуса без соответствующей стажировки .

Таким образом, в действиях предпринимателя имеется объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не представило суду пояснений и доказательств, подтверждающих своевременное принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства.

Следовательно, действия индивидуального предпринимателя Филь В.В. образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ не истек.

В соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания должны учитываться смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства.

При рассмотрении настоящего дела судом не установлено обстоятельств смягчающих или отягчающих административную ответственность.

С учетом установленных обстоятельств арбитражный суд считает, что соразмерным совершенному предпринимателем правонарушению, является административное наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Требования Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия, Восточный отдел удовлетворить.

Привлечь индивидуального предпринимателя Филь Виктора Витальевича, родившегося 04.09.1959 в с.Ношино Абанского района Красноярского края, зарегистрированного в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304245020300100, проживающего по адресу: Красноярский край, г.Канск, ул.Гидролизная, 25, к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде административного штрафа 4 000 рублей.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, через Арбитражный суд Красноярского края.

Согласно статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам: