АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 28 апреля 2011 года Дело N А33-18975/2010

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 26.04.2011.

В полном объеме решение изготовлено 28.04.2011.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Крицкой И.П., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида N137» (ОГРН 1022402486941, ИНН 2465041268)

к отделу государственного пожарного надзора по г. Красноярску Управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Красноярскому краю

о признании недействительным предписания N2694/1/1-4 от 29.10.2010 по устранению нарушений требований пожарной безопасности,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Жегаловой Л.А., на основании выписки из приказа N34 от 12.03.1990, Артамоновой М.С., представителя на основании доверенности от 28.02.2011,

от ответчика: Безрядина М.В., представителя на основании доверенности N13-5-27 от 06.01.2011,

при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Базуевой А.В.,

установил:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида N137» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к отделу государственного пожарного надзора по г. Красноярску Управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Красноярскому краю о признании недействительным предписания N2694/1/1-4 от 29.10.2010 по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

Заявление принято к производству суда. Определением от 01.02.2011 возбуждено производство по делу.

Представитель учреждения в судебном заседании уточнила наименование заявителя, указав, что заявителем по делу является муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида N137», поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Административным органом в материалы дела представлен приказ о реорганизации N746 от 06.10.2010 Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю, в соответствии с которым Отдел государственного пожарного надзора по г. Красноярску переименован в Отдел надзорной деятельности по г. Красноярску.

В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.

На основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена ответчика - отдела государственного пожарного надзора по г. Красноярску Главного управления МЧС России по Красноярскому краю на отдел надзорной деятельности по г. Красноярску Главного управления МЧС России по Красноярскому краю в связи с реорганизацией; замена заявителя - муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида N137» на муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида N137»

Административным органом представлен мотивированный отзыв на заявление, из которого следует, что с требованием заявителя отдел надзорной деятельности по г. Красноярску Главного управления МЧС России по Красноярскому краю не согласен, полагает заявленные требования не обоснованными.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида N137» (далее - МБДОУ «Детский сад N137»)зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022402486941.

На основании распоряжения N2694 от 06.10.2010 главного государственного инспектора г. Красноярска Красноярского края по пожарному надзору Конева А.А. должностным лицом административного органа в период с 11 час. 00 мин. до 14 час. 00 мин. 12.10.2010 и с 11 час. 00 мин. до 16 час. 00 мин. 29.09.2010 проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности в зданиях и помещениях МБДОУ «Детский сад N137», расположенных по адресу: г. Красноярск, пр. Краснодарская, 9«а», в ходе которой установлены, следующие нарушения:

1) эвакуационные выходы из групповых ячеек, спортивного зала первого этажа шириной в свету менее 1,2 м., что является нарушением пункта 6.16 СНиП 21-01-1997 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;

2) групповые ячейки, спортзал не оборудованы вторыми рассредоточенными эвакуационными выходами, что является нарушением пункта 6.12*, 6.15* СНиП 21-01-1997 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;

3) сооружение склада расположено на расстоянии менее 6 м от здания детского сада, что является нарушением пункта 3 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03);

4) в проходах и на лестницах, служащих для эвакуации людей, при числе более 50 человек отсутствует эвакуационное освещение, что является нарушением пункта 51 ППБ 01-03, пункта 7.74 СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение».

По результатам проверки государственным инспектором г. Красноярска Красноярского края по пожарному надзору Безрядиным М.В. вынесено оспариваемое предписание N2694/1/1-4 от 29.10.2010.

Согласно указанному предписанию орган пожарного надзора обязал МБДОУ «Детский сад N137» устранить выявленные в ходе проведения проверки нарушения, в срок до 02.04.2012 года.

Предписание N2694/1/1-4 от 29.10.2010 расценено заявителем как нарушающее его права и законные интересы, вследствие чего учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании его недействительным.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

По смыслу приведенных правовых норм для признания ненормативного правового акта, решения (действия) недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Суд полагает, что оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя на основании следующего.

Обеспечение пожарной безопасности регламентируется Федеральным законом от 21.12.1994 N69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон N69-ФЗ), согласно преамбуле которого настоящий Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

Статьей 6 указанного Закона установлено, в том числе, право должностных лиц органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, а также предусмотрено, что организационная структура, полномочия, задачи, функции и порядок организации и осуществления деятельности органов государственного пожарного надзора определяются положением о государственном пожарном надзоре, утверждаемым в установленном порядке.

В соответствии с пунктами 1, 2 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N820, в целях обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации должностные лица органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, являющиеся государственными инспекторами по пожарному надзору, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляют деятельность по проверке соблюдения, в том числе, юридическими лицами требований пожарной безопасности.

Основной задачей государственного пожарного надзора является осуществление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельности по проведению проверки соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам этой проверки.

Подпунктами 1, 2, 5 пункта 9 указанного Положения предусмотрено право должностных лиц органов пожарного надзора осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности организациями, а также должностными лицами и гражданами; проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений; давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

Утвержденный приказом МЧС РФ от 01.10.2007 N517 Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности, определяя административные процедуры по осуществлению государственной функции по государственному пожарному надзору, устанавливает, что в порядке принятия мер по фактам нарушений, выявленных при проведении проверки, государственный инспектор по пожарному надзору, проводивший проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности (пункт 20, подпункт 1 пункта 70 регламента).

Таким образом, суд пришел к выводу, что Отдел государственного пожарного надзора по г. Красноярску является уполномоченным органом на осуществление государственного пожарного надзора, оспариваемое предписание выдано государственным инспектором г. Красноярска по пожарному надзору Безрядиным М.В. в рамках предоставленных полномочий.

Предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного пожарного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.

Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для привлечения граждан и юридических лиц к административной ответственности.

Следовательно, предписание должностного лица, осуществляющего государственный пожарный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений требований пожарной безопасности, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. При этом такие требования должны быть реально исполнимы.

Порядок проведения мероприятий по контролю, осуществляемых органами государственного контроля (надзора) установлен Федеральным законом от 26.12.2008 N294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Согласно пунктам 2, 9, 12 статьи 9 указанного закона плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.

В отношении юридических лиц, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

О проведении плановой проверки юридическое лицо уведомляется органом государственного контроля (надзора), не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 26.12.2008 N294-ФЗ предусмотрено, что срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, не может превышать двадцать рабочих дней.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 указанного Закона проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора). Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в соответствующем распоряжении или приказе.

Статьей 16 указанного закона установлен порядок оформления результатов проверки, согласно пунктам 1, 2, 4 которой по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Как следует из материалов дела, в период с 11 час. 00 мин. до 14 час. 00 мин. 12.10.2010 и с 11 час. 00 мин. до 16 час. 00 мин. 29.09.2010 проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности в зданиях и помещениях МБДОУ «Детский сад N137», расположенных по адресу: г. Красноярск, пр. Краснодарская, 9«а».

Проверка проведена на основании распоряжения N2694 от 06.10.2010 о проведении мероприятий по надзору, вынесенного главным государственным инспектором г.Красноярска по пожарному надзору Коневым А.А. на основании плана основных мероприятий Главного управления МЧС России по Красноярскому краю на 2010 год.

Проверка проведена должностным лицом - государственным инспектором г.Красноярска по пожарному надзору Отдела государственного пожарного надзора по г.Красноярску Безрядиным М.В.

По результатам проверки государственным инспектором г. Красноярска по пожарному надзору Безрядиным М.В. выдано оспариваемое предписание N2694/1/1-4 от 29.10.2010 по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

Судом не установлено несоблюдение ответчиком процедуры проведения проверки, законность проверки заявителем не оспаривается.

Статьей 20 Федерального закона от 21.12.1994 N69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности, к которым относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

В силу статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Согласно части 1 статьи 38 указанного закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица и гражданами, установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (далее - ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N313.

В силу пункта 3 ППБ 01-03 наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

Пунктом 10 Правил пожарной безопасности 01-03 предусмотрено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны, в частности, обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.