АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 27 апреля 2011 года Дело N А33-3784/2010

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 20.04.2011.

В полном объеме решение изготовлено 27.04.2011.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Крицкой И.П., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю

к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» - Красноярская железная дорога (ИНН 7708503727),

к открытому акционерному обществу «Страховое общество «ЖАСО» (ИНН 7708023079),

о признании недействительным открытого конкурса N 145 «На право заключения договора страхования КАСКО и полисов ОСАГО автомобильного парка Красноярской железной дороги - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на период с 20.10.2009 по 19.10.2012»;

о признании недействительным договора NД-1726НФ/НЮ от 30.11.2009 на оказание услуг по добровольному страхованию, заключенного открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» в лице филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» - Красноярская железная дорога и открытым акционерным обществом «Страховое общество ЖАСО»;

о признании недействительными договоров страхования на транспортные средства, заключенные в соответствии с договором NД-1726НФ/НЮ от 30.11.2009: NАДС023799 от 06.12.2010; NАДС023800 от 06.12.2010; NАДС025586 от 29.11.2010; NАДС021464 от 13.11.2010; NАДС021475 от 13.11.2010; NАДС021461 от 01.11.2010; NАДС025249 от 12.10.2010; NАДС022486 от 10.09.2010; NАДС020631 от 04.06.2010; NАДС017803 от 04.06.2010; NАДС017800 от 11.05.2010;

о применении последствий недействительности сделок - обязании открытого акционерного общества «Страховое общество ЖАСО» возвратить открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» - Красноярская железная дорога страховую премию, уплаченную по договору NД-1726НФ/НЮ от 30.11.2009 в сумме 165 238,01 рублей.

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя:

закрытое акционерное общество страховое общество «Надежда»,

открытое акционерное общество «Военно-страховая компания»,

открытое акционерное общество «Страховая акционерная компания «ЭНЕРГОГАРАНТ»,

закрытое акционерное общество «Страховая группа «Спасские ворота»,

при участии в судебном заседании:

от заявителя (Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю) - Бычковой Я.Ю., представителя на основании доверенности N3 от 11.01.2011, Нечаевой Н.А., представителя на основании доверенности N45 от 24.03.2011;

от ответчика (ОАО «Российские железные дороги») - Костина А.В., представителя на основании доверенности от 27.10.2009 (до перерыва), Беляковой И.К., представителя на основании доверенности от 27.10.2009 (после перерыва);

от ответчика (ОАО «Страховое общество «ЖАСО») - Казакова В.И., представителя на основании доверенности N28/19012011 от 19.01.2011, Меркулова Р.В., представителя на основании доверенности N5/01022011 от 01.02.2011 (после перерыва),

при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Базуевой А.В.,

установил:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», к открытому акционерному обществу «Страховое общество «ЖАСО» о признании недействительным открытого конкурса N 145 «На право заключения договора страхования КАСКО и полисов ОСАГО автомобильного парка Красноярской железной дороги - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на период с 20.10.2009 по 19.10.2012»; о признании недействительным договора NД-1726НФ/НЮ от 30.11.2009 на оказание услуг по добровольному страхованию, заключенного открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» в лице филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» - Красноярская железная дорога и открытым акционерным обществом «Страховое общество ЖАСО»; о применении последствий недействительности сделки - обязании открытого акционерное общества «Страховое общество ЖАСО» вернуть страховую премию, уплаченную по договору NД-1726НФ/НЮ от 30.11.2009.

Заявление принято к производству суда. Определением от 25.03.2010 возбуждено производство по делу.

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю уточнило заявленные требования, просит:

- признать недействительным открытый конкурс N 145 «На право заключения договора страхования КАСКО и полисов ОСАГО автомобильного парка Красноярской железной дороги - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на период с 20.10.2009 по 19.10.2012»;

- признать недействительным договор NД-1726НФ/НЮ от 30.11.2009 на оказание услуг по добровольному страхованию, заключенный открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» в лице филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» - Красноярская железная дорога и открытым акционерным обществом «Страховое общество ЖАСО»;

- признать недействительными договоры страхования на транспортные средства, заключенные в соответствии с договором NД-1726НФ/НЮ от 30.11.2009: NАДС023799 от 06.12.2010; NАДС023800 от 06.12.2010; NАДС025586 от 29.11.2010; NАДС021464 от 13.11.2010; NАДС021475 от 13.11.2010; NАДС021461 от 01.11.2010; NАДС025249 от 12.10.2010; NАДС022486 от 10.09.2010; NАДС020631 от 04.06.2010; NАДС017803 от 04.06.2010; NАДС017800 от 11.05.2010;

- применить последствия недействительности сделок - обязать открытое акционерное общество «Страховое общество ЖАСО» возвратить открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» - Красноярская железная дорога страховую премию, уплаченную по договору NД-1726НФ/НЮ от 30.11.2009 в сумме 165 238,01 рублей.

Уточненные требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю приняты арбитражным судом.

Определением арбитражного суда от 27.04.2011 в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 149 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требование Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю о признании недействительным открытого конкурса N 145 «На право заключения договора страхования КАСКО и полисов ОСАГО автомобильного парка Красноярской железной дороги - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на период с 20.10.2009 по 19.10.2012» оставлено без рассмотрения.

Представители заявителя в судебном заседании поддержали заявленные требования по основаниям изложенным в заявлении и дополнениях к нему.

Ответчики возражали против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзывах на заявление.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя (ЗАО страховое общество «Надежда», ОАО «Военно-страховая компания», ОАО «Страховая акционерная компания «ЭНЕРГОГАРАНТ», ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота»), извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания (почтовые уведомления о вручении N 660049 59 44739 4, N 660049 59 44740 0, N 660049 59 44742 4, N 660049 59 44741 7), в судебное заседание не явились, отзывы в материалы дела не представили.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает дело по существу в отсутствие третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле доказательствам.

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 15 час. 20 мин. 13.04.2011 до 11 час. 00 мин. 20.04.2011. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Красноярского края в сети Интернет по следующему адресу: http://krasnoyarsk.arbitr.ru (портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http: //rad.arbitr.ru). Идентификационный номер размещения Определения (протокольного) Арбитражного суда Красноярского края от 13.04.2011 об объявлении перерыва в судебном заседании в АИС «Судопроизводство» - 1214/2011-47872 (1).

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

ОАО «РЖД» совершены действия по отбору страховой организации путем проведения открытого конкурса N145 «На право заключения договора страхования КАСКО и полисов ОСАГО автомобильного парка Красноярской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» на период с 20 октября 2009 года по 19 октября 2012 года». Конкурсная документация утверждена 18.09.2009 и содержала один лот (предмет) договора.

Заявки на участие в конкурсе поданы ОАО «Страховая акционерная компания «ЭНЕРГОГАРАНТ», ЗАО Страховая группа «Спасские ворота», ОАО «Военно-страховая компания», ОАО «Страховое общество ЖАСО», ОАО «Российская государственная страховая компания», ЗАО «ГУТА-Страхование».

К участию в конкурсе допущены ОАО «Страховая акционерная компания «ЭНЕРГОГАРАНТ», ЗАО Страховая группа «Спасские ворота», ОАО «Военно-страховая компания», ОАО «Страховое общество ЖАСО». ОАО «Российская государственная страховая компания», ЗАО «ГУТА-Страхование» конкурсной комиссией было отказано в допуске к участию в конкурсе.

Конкурсной комиссией по результатам оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе победителем конкурса определено ОАО «Страховое общество ЖАСО».

ОАО «РЖД» и ОАО «Страховое общество ЖАСО» был заключен договор от 27.11.2009 N1725НФ/НЮ по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств и договор от 30.11.2009 N1726НФ/НЮ на оказание услуг по добровольному страхованию транспортных средств.

С целью исполнения договора NД-1726NД-1726 НФ/НЮ от 30.11.2009 между открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» в лице филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» - Красноярская железная дорога и открытым акционерным обществом «Страховое общество ЖАСО» заключены договоры страхования транспортных средств и сопутствующих рисков NАДС023799 от 06.12.2010; NАДС023800 от 06.12.2010; NАДС025586 от 29.11.2010; NАДС021464 от 13.11.2010; NАДС021475 от 13.11.2010; NАДС021461 от 01.11.2010; NАДС025249 от 12.10.2010; NАДС022486 от 10.09.2010; NАДС020631 от 04.06.2010; NАДС017803 от 04.06.2010; NАДС017800 от 11.05.2010. Уплачена страховая премия в сумме 165 238,01 рублей.

На основании жалобы ЗАО «Надежда» на действия ОАО «РЖД» при проведении открытого конкурса N145 «На право заключения договора страхования КАСКО и полисов ОСАГО автомобильного парка Красноярской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» на период с 20.10.2009 по 19.10.2012» в отношении ОАО «РЖД» Управлением Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю возбуждено дело N551-17/18-09 по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

По результатам рассмотрения дела N551-17/18-09 комиссия УФАС 15.03.2010 приняла решение, которым

- признала ОАО «РЖД» нарушившим требования части 1 статьи 17, части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении открытого конкурса N145 «На право заключения договора страхования КАСКО и полисов ОСАГО автомобильного парка Красноярской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» на период с 20.10.2009 по 19.10.2012»;

- приняла решение обратиться в арбитражный суд с иском о признании соответствующих сделок или торгов недействительными.

Руководствуясь названным Решением N551-17/18-09 от 15.03.2010 Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», к открытому акционерному обществу «Страховое общество «ЖАСО» с настоящим заявлением.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 22 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) к функциям антимонопольного органа отнесено обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, выявление нарушений антимонопольного законодательства.

ОАО «РЖД» приказом Федеральной службы по тарифам от 29.12.2004 N435-т включено в раздел 1 «Железнодорожные перевозки и услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования» Реестра субъектов естественных монополий на транспорте, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.

Статьей 18 Закона о защите конкуренции субъекты естественных монополий должны осуществлять отбор финансовых организаций для страхования имущества, личного страхования и страхования ответственности путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.

Следовательно, отбор страховой организации для оказания услуг обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) и страхования имущества (КАСКО) должен производиться филиалом ОАО «РЖД» в порядке, предусмотренном Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов), а УФАС вправе осуществлять контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при проведении ОАО «РЖД» открытого конкурса в целях приобретения указанных услуг.

Положениями пункта 1 статьи 8, пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 25.04.2002 N40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», также постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 N739, установлены базовые страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев каждого вида транспортных средств, а также ряд фиксированных коэффициентов, в том числе в зависимости от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством, в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства, в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Следовательно, определение цены договора по ОСАГО возможно при наличии информации в отношении каждого транспортного средства, необходимой для расчета страхового тарифа. Поскольку такая информация в конкурсной документации отсутствовала, суд пришел к выводу о том, что представленная ОАО «РЖД» информация об автомобильном парке общества, подлежащего страхованию, не является достаточной для расчета цены контракта и принятия решения об участии в конкурсе.

В соответствии с частью 4.1 статьи 28 Закона о размещении заказов, установившей содержание критерия «качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса», конкурсная комиссия при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе в соответствии с этим критерием вправе оценивать деловую репутацию участника конкурса, наличие у участника конкурса опыта выполнения работ, оказания услуг, наличие у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иные показатели, необходимые для оказания услуг, являющихся предметом контракта, в том числе квалификацию работников участника конкурса.

Частью 6 статьи 28 Закона о размещении заказов запрещено использование иных критериев оценки конкурсной заявки.

Установленные в конкурсной документации подкритерии «суммарная доля страховых премий по ОСАГО и КАСКО в общем объеме собранных премий (за 1 полугодие 2009 года)» и «общий размер страховой премии по ОСАГО и КАСКО (за 1 полугодие 2009 года)» критерий «качество услуг и квалификация участника конкурса», а также порядок их оценки, без дополнительных условий и обоснований не отражают наличие у страховой компании финансовых ресурсов, необходимых для оказания услуг страхования ОСАГО и КАСКО в период действия договоров страхования, заключенных по итогам конкурса, не характеризуют опыт работы страховой организации, свидетельствуют о несоответствии конкурсной документации положениям статьи 28 Закона о размещении заказов, и, соответственно, о нарушении ОАО «РЖД» статьи 18 Закона о защите конкуренции в части соблюдения порядка проведения конкурса на приобретение страховых услуг.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 25.04.2002 N40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» предусмотрено, что государственное регулирование страховых тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с настоящим Законом экономически обоснованных страховых тарифов или их предельных уровней, а также структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

Из пункта 1 статьи 9 названного Закона следует, что страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов. Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 N739 установлены базовые страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев каждого вида транспортных средств, а также ряд фиксированных коэффициентов, в том числе в зависимости от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством, в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства, в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Для легковых автомобилей размер страхового тарифа также зависит от мощности двигателя.

Таким образом, определение цены договора по ОСАГО возможно при наличии информации в отношении каждого транспортного средства, необходимой для расчета страхового тарифа в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 N739.

Между тем, в конкурсной документации (техническом задании) содержатся сведения о том, что страхуемым парком автомобилей по договору ОСАГО является парк служебных автомобилей Красноярской железной дороги в количестве не более 1450 штук с условием допуска неограниченного числа водителей к управлению данными автотранспортными средствами, по договору страхования КАСКО - все автомобили иностранного производства, в том числе произведенные на территории Российской Федерации в количестве, не превышающем 20 штук, стоимостью от 400000 до 10000000 рублей. Иная информация о страхуемых автомобилях в конкурсной документации не указана.

ОАО СК «РОСНО», Национальная страховая группа, ОАО «Военно-страховая компания», ЗАО «Надежда» обратились в адрес ОАО «РЖД» с запросами о разъяснении положений конкурсной документации в части предоставления информации по каждому транспортному средству (марке (модели), годе выпуска, стоимости, средстве охранной защиты транспортного средства).

Из разъяснений ОАО «РЖД» на эти запросы следует, что добровольному страхованию по КАСКО подлежат все транспортные средства в количестве не более 20 штук иностранных марок, представительского класса, имеющие охранную сигнализацию, год выпуска 2003 - 2008, мощность двигателя от 130 до 340 л.с., стоимостью от 400000 рублей; страхованию по ОСАГО - все транспортные средства отечественного и иностранного производства с указанием ориентировочно количества, видов и марок транспортных средств.