АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 28 апреля 2011 года Дело N А33-4586/2011

г. Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 28 апреля 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено 28 апреля 2011 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Раздобреевой И.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 1 по республике Хакаси

я

к индивидуальному предпринимателю Евсютину Сергею Викторовичу (ОРГН 309245235100014, ИНН 245200127572)

о привлечении к административной ответственности,

при участии представителей:

заявителя: Харченко А.П. на основании доверенности от 11.01.2011,

протокол судебного заседания велся секретарем судебного заседания Драчевой Е.Я.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по республике Хакасия обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Евсютина Сергея Викторовича (ОРГН 309245235100014, ИНН 245200127572) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Дело рассмотрено с использованием видеоконференцсвязи при осуществлении содействия в обеспечении возможности участия заявителя в судебном заседании Арбитражным судом республики Хакасия.

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, сослался на представленные в материалы дела доказательства.

Индивидуальный предприниматель Евсютин Сергей Викторович в судебное заседание не явился, определение суда, направленное по известному заявителю и суду адресу, возвращено органом связи за истечением срока хранения. Уведомления о необходимости получения почтового отправления оставлялись ИП Евсютину С.В. дважды: 07.04.2011 и 09.04.2011, адресат за получением не явился.

В соответствии с положениями части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель Евсютин Сергей Викторович считается уведомленным о времени и месте судебного разбирательства, дело рассматривается в его отсутствие.

При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства.

На основании требования заместителя прокурора г. Абакана от 17.02.2011 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по республике Хакасия совместно с помощником прокурора г. Абакана Буцких А.О. проведена проверка соблюдения законодательства об игорном бизнесе, в т.ч. положений Федерального закона от 29.12.2006 N 224-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".

В ходе проведения проверки были получены свидетельские показания гр. Толмашовой Т.А, которая пояснила, что 21.02.2011 в 16-00 получила выигрыш в размере 78 руб. 50 коп. в пункте приема ставок и выдачи платежей букмекерской конторы «Зенит» по адресу: г. Абакан, ул. Чкалова, 39 по ставке, сделанной 15.02.2011 на спортивное событие - футбольный матч «Бенфика» - «Штутгарт», а также пояснила, что при приеме ставки в 50 руб. сотрудниками букмекерской конторы 15.02.2011 ей была выдана квитанция N 048375 от 15.02.2011. Свидетельские показания оформлены протоколом опроса свидетелей N 2 от 21.02.2011 г.

В ходе осмотра помещения букмекерской конторы «Зенит», расположенной по адресу: г. Абакан, ул. Чкалова, 39, установлено наличие при входе в помещение вывески «Букмекерская контора «Зенит», в зоне обслуживания участников азартных игр на стендах расположены объявления информационного характера о порядке приема ставок, а также вывешена копия лицензии (разрешения) за номером ТИК 0000013 г. Астана Республика Казахстан, выданная ТОО Букмекерская контора «ZENIT.KZ» на осуществление деятельности по адресу: г. Алматы, ул. Жансугурова, дом 260 «в». В копии лицензии адрес: г. Абакан, ул. Чкалова, 39, не указан.

Результаты осмотра отражены в протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов N 2 от 21.02.2011. Протокол осмотра составлен в присутствии представителя индивидуального предпринимателя Евсютина С.В. оператора-кассира Майбороды М.Н., однако, без участия понятых. В графе о разъяснении прав понятых проставлена фамилия и роспись Толмашевой Т.А., опрошенной проверяющими в качестве свидетеля, делавшего ставку и получившего выигрыш.

Определением от 21.02.2011 N 2 возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования по факту нарушения ИП Евсютиным С.В. статей 4. 5, 7, 17 Федерального закона N 224-ФЗ от 29.12.2006 и статей 2,7,17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» в целях выявления обстоятельств совершения административного правонарушения, приглашения для дачи пояснений по результатам проверки.

Уведомлением от 22.02.2011 N ВС-16-11/02925 налоговый орган уведомил Евсютина С.В. о необходимости явки 10.03.2011 к 9-00 в межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по республике Хакасия для дачи пояснений по протоколу осмотра от 21.02.2012 N 2, выяснения обстоятельств, повлекших совершение административного правонарушения и составления протокола об административном правонарушении.

Указанное уведомление направлено ИП Евсютину С.В. 24.02.2011 по почте заказным письмом, о чем представлен реестр заказных писем N 152 с почтовым штемпелем, а также 01.03.2011 в адрес ИП Евсютина была направлена телеграмма о необходимости явки 10.03.2011 к 9-00 в МРИ ФНС N 1 по республике Хакасия для составления и подписания протокола об административном правонарушении.

Указанная телеграмма не доставлена Евсютину С.В., о чем свидетельствует отчет органа связи.

Протокол об административном правонарушении N 2 И по факту совершения правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составлен административным органом 10.03.2011 в отсутствие ИП Евсютина С.В. либо его уполномоченного представителя.

Объяснения Евсютина С.В. в протоколе об административном правонарушении получены 11.03.2001 в 13 час. 20 мин., о чем свидетельствует запись в протоколе.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по республике Хакасия в Арбитражный суд Красноярского края для наложения на лицо, привлекаемое к административной ответственности, санкции, предусмотренной частью 2статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

В силу части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 25 АПК РФ (статьи 207-211).

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании, в том числе, проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), в виде административного штрафа для юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в осуществлении предпринимательской деятельности без специальной лицензии (разрешения), если такое разрешение обязательно.

В силу статьи 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128 "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю; лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 7 указанного Федерального закона на каждый вид деятельности, указанный в пункте 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, предоставляется лицензия. Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

В силу пункта 104 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128 "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

Правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации, ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан, установлены Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".

Согласно статье 4 указанного Федерального закона под азартной игрой понимается основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры; под ставкой понимается - денежные средства, передаваемые участником азартной игры организатору азартной игры или другому участнику азартной игры и служащие условием участия в азартной игре в соответствии с правилами, установленными организатором азартной игры; организатором азартной игры является юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр; под деятельностью по организации и проведению азартных игр понимается деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры; под лицензией на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах понимается документ, выдаваемый в соответствии с настоящим Федеральным законом и предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорных зон, с обязательным указанием в приложении к нему количества и места нахождения филиалов или иных мест осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах; букмекерской конторой является игорное заведение или часть игорного заведения, в которых организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр; тотализатор - игорное заведение или часть игорного заведения, в которых организатор азартных игр организует заключение пари между участниками данного вида азартных игр.

В силу частей 1 и 4 статьи 5 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" организаторами азартных игр могут выступать исключительно юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 14 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах может быть организована вне игорных зон в порядке, установленном настоящей главой. Букмекерские конторы и тотализаторы (за исключением открываемых в игорных зонах) могут быть открыты исключительно на основании лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, порядок выдачи которых определяется Правительством Российской Федерации.

Из содержания изложенных норм права следует, что деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах может осуществляться исключительно на основании лицензии.

Частью 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1,2 и3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

Согласно пункту 2 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2007 N 451, лицензирование деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах осуществляется Федеральной налоговой службой.

Перечнем должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденным Приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 02.08.2005 N САЭ-3-06/354@, установлено, что протоколы об административных правонарушениях в инспекциях Федеральной налоговой службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, межрайонного уровня вправе составлять, в том числе главный государственный налоговый инспектор.

Следовательно, протокол об административном правонарушении от 10.03.2011 N 2 И составлен уполномоченным должностным лицом - главным государственным налоговым инспектором Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по республике Хакасия Коковым А.А., в пределах компетенции.

В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно части 1 статьи 64, статьям 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела на основании доказательств - полученных в предусмотренном Кодексом и другими федеральными законами порядке сведений о фактах, соответствующих установленным критериям относимости и допустимости.

При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что административным органом допущены нарушения процессуальных норм КоАП РФ при возбуждении производства по делу и составлении протокола об административном правонарушении.

Так, в соответствии с частью 3 статьи 28.2. КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 приведенной нормы).

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1 указанной нормы).

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись (часть 5 названной нормы).

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении (часть 6).

В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» вышеназванные положения статьи 28.2. Кодекса, направлены на обеспечение прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение указанных положений, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа.

Согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношение которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола.

Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении от 10.03.2011 N 2 И составлен административным органом в отсутствие индивидуального предпринимателя Евсютина С.В.

В подтверждение факта надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о месте и времени составления протокола об административном правонарушении заявителем в материалы дела представлены уведомление от 22.02.2011 N ВС-16-11/02925, направленное ИП Евсютину С.В. 24.02.2011 по почте заказным письмом, о чем представлен реестр заказных писем N 152 с почтовым штемпелем, а также телеграмма о необходимости явки 10.03.2011 к 9-00 в МРИ ФНС N 1 по республике Хакасия для составления и подписания протокола об административном правонарушении, направленная в адрес ИП Евсютина 01.03.2011.