АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 27 апреля 2011 года Дело N А33-1286/2011

Красноярск

Резолютивная часть решения вынесена 25 апреля 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено 27 апреля 2011 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Куликовской Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Муниципального общеобразовательного учреждения Кодинская средняя общеобразовательная школа N4 (ОГРН 1022400828570/ ИНН 2420005284)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Красноярскому краю (ОГРН 1042440810015/ ИНН 2420007958)

о признании незаконными действий должностных лиц налогового органа, выразившихся в отражении задолженности по налогам, сборам, пени и штрафам в выданной справке по состоянию на 14.01.2011 перед бюджетом в сумме 624 590,28 руб.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле,

при составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Заблоцкой А.В.,

установил:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Кодинская средняя общеобразовательная школа N4 обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N18 по Красноярскому краю о признании незаконными действия должностных лиц налогового органа, выразившихся в отражении задолженности по налогам, сборам, пени и штрафам в выданной справке по состоянию на 14.01.2011 перед бюджетом в сумме 624 690,28 руб., и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем исключения из справки сведений о наличии указанной задолженности в сумме 624 690,28 руб. и выдачи справки, не содержащей данную задолженность.

Заявление принято к производству. Определением от 09 марта 2011 года возбуждено производство по делу.

Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения спора (почтовые уведомления от 05.04.2011 NN 71336, 71337), для участия в судебное заседание не явились.

На основании пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителей сторон.

От заявителя в материалы дела поступило заявление об уточнении заявленных требований, в котором он просил суд признать действительным сумму задолженности по налогам - 1 486,52 руб. и сумму задолженности по пени - 623 103,76 руб.

Согласно пункту 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер заявленных требований.

Поскольку уточнение предмета заявленных требований не противоречит закону и не нарушает права других лиц на основании пункта 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд пришел к выводу о том, что представленное заявление учреждения подлежит удовлетворению.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Налоговым органом выдана учреждению справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 14.01.2011 N114, в которой отражены сведения о следующей задолженности заявителя перед бюджетной системой Российской Федерации:

- 1 486,52 руб. задолженности по налогам,

- 623 103,76 руб. задолженности по пени,

- 100 руб. задолженности по штрафным санкциям.

Считая действия должностных лиц налогового органа по отражению в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, пени и штрафам по состоянию на 14.01.2011 задолженности по налогам в сумме 1 486,52 руб. и задолженности по пени в размере 623 103,76 руб. нарушающими права и законные интересы налогоплательщика, учреждение обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признаний указанных действий инспекции незаконными и об обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем исключения из справки сведений о наличии указанной задолженности и выдачи справки, не содержащей данную задолженность.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

На основании статей 65 и 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий, а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий, возлагается на орган или лицо, которые совершили действия.

Предметом рассматриваемого спора является требование учреждения о признании незаконными действий должностных лиц Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N18 по Красноярскому краю, выразившихся в отражении в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 14.01.2011 N114 задолженности по налогам в сумме 1 486,52 руб. и задолженности по пени в размере 623 103,76 руб. и обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем исключения из справки сведений о наличии указанной задолженности и выдачи справки, не содержащей данную задолженность.

В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

Форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций и методические указания по ее заполнению утверждены Приказом Федеральной налоговой службы России от 23.05.2005 NММ-3-19/206@, который издан в дополнение к приказам Федеральной налоговой службы России от 10.08.2004 NСАЭ-3-27/468 «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками» и от 04.04.2005 NСАЭ-3-01/138@ «Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и методических указаний по их заполнению».

Согласно названным методическим указаниям справка о состоянии расчетов формируется с помощью программных средств налогового органа по форме N39-1 по всем кодам бюджетной классификации. Суммы недоимки по налогам (сборам) и задолженности по пеням и налоговым санкциям показываются без учета (за минусом) сумм отсроченных, рассроченных, в том числе в порядке реструктуризации, и приостановленных к взысканию платежей.

Таким образом, содержание справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам должно соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате указанных налоговых платежей.

На основании правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 01.09.2009 N4381/09, исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов, в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания.

В ходе судебного разбирательства сторонами достигнуто соглашение по фактическим обстоятельствам, в соответствии с которым Муниципальное общеобразовательное учреждение Кодинская средняя общеобразовательная школа N4 признает факт наличия у него задолженности на дату подачи заявления по налогам, пеням и штрафам в следующих суммах:

- 1 486,52 руб. задолженности по налогам,

- 623 103,76 руб. задолженности по пени,

- 100 руб. задолженности по штрафным санкциям.

Указанная задолженность Муниципального общеобразовательного учреждения Кодинская средняя общеобразовательная школа N4 образовалась в период до 01.01.2007 и отражена в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 14.01.2011 N114.

На основании части 2 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признанные сторонами в результате достигнутого между ними соглашения обстоятельства принимаются арбитражным судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.

Таким образом, факт наличия у налогоплательщика указанной задолженности по налогам, пени и штрафам считается судом установленным и не требует дальнейшего доказывания.

Вместе с тем, суд считает, что сведения о наличии у учреждения неисполненной обязанности по уплате налогов, пени и штрафов в указанных выше суммах, являются недостоверными, поскольку налоговым органом пропущены предусмотренные законом сроки взыскания спорной задолженности. При этом суд исходит из следующего.

Из соглашения по фактическим обстоятельствам, подписанного сторонами, следует, что 1 486,52 руб. задолженности по налогам, 623 103,76 руб. задолженности по пени, 100 руб. задолженности по штрафным санкциям образовалось в период до 01.01.2007.

Пунктами 1, 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору, а при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сборов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом.

Пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N154-ФЗ) установлено, что обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Из смысла статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N154-ФЗ) следует, что пеня за несвоевременную уплату налогов начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты. Пеня начисляется до полного погашения задолженности. В отличие от недоимки по налогам, для которой определены конкретные сроки уплаты, пени начисляются за каждый день просрочки до даты фактической уплаты задолженности. Поэтому налоговый орган вправе предъявлять ко взысканию пени как совместно с недоимкой, используя механизм начисления и взыскания пени, изложенный в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2002 N5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации», так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения основного обязательства по уплате налогов.

Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.05.2008 N16933/07.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N154-ФЗ)).

В силу статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N154-ФЗ) требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику по месту его учета письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

На основании статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N154-ФЗ) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N154-ФЗ) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N10353/05 от 24.01.2006, 60-дневный срок, предусмотренный в статье 46 Налогового кодекса Российской Федерации, применяется ко всей процедуре принудительного взыскания недоимки, осуществляемой в бесспорном порядке.

Пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исковое заявление о взыскании налога может быть подано в соответствующий суд налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

В силу пункта 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения, судам необходимо исходить из универсальности воли законодателя, выраженной в пункте 3 статьи 48 Кодекса в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам, и руководствоваться соответствующим положением при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц. Срок для обращения налогового органа в суд, установленный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении исков к юридическим лицам исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Кодекса для бесспорного взыскания соответствующих сумм. Данный срок является пресекательным и восстановлению судом не подлежит.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве» (пункт 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N154-ФЗ).

При определении предельного срока взыскания задолженности учитывается совокупность следующих сроков: трехмесячного срока, установленного статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации; срока на добровольное исполнение обязанности по уплате задолженности, указанного в требовании, а также сроков на принудительное взыскание задолженности, предусмотренных статьями 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пресекательный срок на взыскание задолженности, образовавшейся по состоянию на 01.01.2007, в судебном порядке исходя из совокупности указанных сроков в настоящее время истек.

Положение о восстановлении пропущенного по уважительной причине срока на обращение в суд, установленное пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу пункта 5 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» применяется к правоотношениям, возникшим после 31.12.2006.

В силу пункта 7 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N154-ФЗ, действовавшего до 01.01.2006) налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке.

Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции) (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N154-ФЗ).

Однако доказательств соблюдения инспекцией процедуры судебного взыскания штрафов налоговый орган суду не представил.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что налоговым органом утрачено право на взыскание с налогоплательщика спорной суммы задолженности, образовавшейся по состоянию на 01.01.2007, отраженной в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 14.01.2011 N114, в связи с чем информация об утрате инспекцией такого права подлежала отражению в указанной справке.

Подпунктом 5 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N229-ФЗ, вступившего в силу с 02.09.2010) безнадежными к взысканию признаются недоимка и (или) задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки и (или) задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания.

В соответствии с пунктом 4 приложения N2 к Приказу Федеральной налоговой службы России от 19.08.2010 NЯК-7-8/393@ «Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам» к документам, подтверждающим обстоятельства признания безнадежными ко взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам, относится копия вступившего в законную силу акта суда, содержащего в мотивировочной или резолютивной части положение, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням, штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания.