• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 03 мая 2011 года Дело N А33-19432/2010

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 03 мая 2011 года. В полном объёме решение изготовлено 03 мая 2011 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Петроченко Г.Г., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации г.Ачинска (ИНН 2443005530, ОГРН 1022401153807, г. Ачинск)

к индивидуальному предпринимателю Опариной Любови Анатольевне (г. Ачинск, ОГРН 305244309000012, ИНН 244307718093)

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора:

- Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (г.Красноярск)

об обязании освободить и возвратить нежилое помещение общей площадью 39,0 кв.м., расположенное по адресу: г. Ачинск, 3 микрорайон Привокзального района , д. 52 А и нежилое помещение общей площадью 24,0 кв.м., расположенное по адресу: г. Ачинск, мкр-н Привокзального района, д.1

в отсутствие лиц, участвующих в деле,

при ведении протокола судебного заседания Олейник Н.А.,

установил:

Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Ачинска обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском к индивидуальному предпринимателю Опариной Любови Анатольевне об обязании освободить и возвратить нежилое помещение общей площадью 39,0 кв.м., расположенное по адресу: г. Ачинск, 3 микрорайон Привокзального района , д. 52 А и нежилое помещение общей площадью 24,0 кв.м., расположенное по адресу: г. Ачинск, мкр-н Привокзального района, д.1.

Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 03.02.2011 возбуждено производство по делу, привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, для участия в судебное заседание не явились. На основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство проводится в их отсутствие.

От истца поступило ходатайство о проведении судебного заседания в его отсутствие.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Согласно выписке из реестра муниципальной собственности от 22.12.2010 NК-04-19-8888 нежилое помещение, расположенное по адресу: г.Ачинск, 3 микрорайон Привокзального района, 1, общей площадью 24 кв.м., числится в реестре муниципальной собственности города Ачинска под N1.5.2.267 по записи от 14.01.1993.

Между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Ачинска (арендодатель) и индивидуальным предпринимателем Опариной Любовью Анатольевной (арендатор) заключён договор аренды N1107/08 от 31.12.2008, согласно которому арендодатель передаёт арендатору в аренду нежилое помещение (здание), расположенное по адресу: г.Ачинск, 3 микрорайон Привокзального района, 1, общей площадью 24 кв.м., в состоянии, позволяющем его нормальную эксплуатацию, с целью осуществления предпринимательской деятельности.

Пунктом 11.1 срок аренды установлен с 01.01.2009 по 01.12.2009.

По акту приёма-передачи арендуемых помещений от 31.12.2008 нежилое помещение, расположенное по адресу: г.Ачинск, 3 микрорайон Привокзального района, 1, общей площадью 24 кв.м. передано арендатору.

Дополнительным соглашением от 27.11.2009 к договору аренды N1107/08 от 31.12.2008 срок договора аренды продлён с 02.12.2009 по 02.11.2010.

Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 27.10.2010 по делу N425-17.1-10 действия Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Ачинска в части предоставления предпринимателю Опариной Любови Анатольевне муниципальной помощи в виде передачи муниципального имущества по договору аренды N1107/08 от 31.12.2008 и дополнительному соглашению к нему от 27.11.2009 без предварительного согласования с антимонопольным органом и без проведения торгов признаны нарушившими часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции». Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Ачинска выдано предписание N425-17.1-10 от 27.10.2010 о возврате муниципального недвижимого имущества, переданного предпринимателю Опариной Любови Анатольевне на основании договора аренды муниципального имущества N1107/08 от 31.12.2008 и дополнительного соглашения к нему от 27.11.2009.

Согласно выписке из реестра муниципальной собственности от 22.12.2010 NК-04-19-8889 нежилое помещение, расположенное по адресу: г.Ачинск, 3 микрорайон Привокзального района, 52А, общей площадью 39 кв.м., числится в реестре муниципальной собственности города Ачинска под N1.5.2.52 по записи от 14.01.1993.

Между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Ачинска (арендодатель) и индивидуальным предпринимателем Опариной Любовью Анатольевной (арендатор) заключён договор аренды N1108/08 от 31.12.2008, согласно которому арендодатель передаёт арендатору в аренду нежилое помещение (здание), расположенное по адресу: г.Ачинск, 3 микрорайон Привокзального района, 52А, общей площадью 39 кв.м., в состоянии, позволяющем его нормальную эксплуатацию, с целью осуществления предпринимательской деятельности (размещения ателье).

Пунктом 11.1 срок аренды установлен с 01.01.2009 по 01.12.2009.

По акту приёма-передачи арендуемых помещений от 31.12.2008 нежилое помещение, расположенное по адресу: г.Ачинск, 3 микрорайон Привокзального района, 52А, общей площадью 39 кв.м. передано арендатору.

Дополнительным соглашением от 27.11.2009 к договору аренды N1108/08 от 31.12.2008 срок договора аренды продлён с 02.12.2009 по 02.11.2010.

Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 27.10.2010 по делу N426-17.1-10 действия Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Ачинска в части предоставления предпринимателю Опариной Любови Анатольевне муниципальной помощи в виде передачи муниципального имущества по договору аренды N1108/08 от 31.12.2008 и дополнительному соглашению к нему от 27.11.2009 без предварительного согласования с антимонопольным органом и без проведения торгов признаны нарушившими часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции». Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Ачинска выдано предписание N426-17.1-10 от 27.10.2010 о возврате муниципального недвижимого имущества, переданного предпринимателю Опариной Любови Анатольевне на основании договора аренды муниципального имущества N1108/08 от 31.12.2008 и дополнительного соглашения к нему от 27.11.2009.

Ссылаясь на то, что в нарушение ФЗ «О защите конкуренции» действия по передаче имущества в аренду ответчику не были согласованы с антимонопольным органом, договора аренды N1107/08 от 31.12.2008, N1108/08 от 31.12.2008 является ничтожными сделками, истец обратился в суд с требованием применить последствия недействительности ничтожной сделки - обязать ответчика освободить и возвратить нежилое помещение общей площадью 39,0 кв.м., расположенное по адресу: г. Ачинск, 3 микрорайон Привокзального района , д. 52 А и нежилое помещение общей площадью 24,0 кв.м., расположенное по адресу: г. Ачинск, мкр-н Привокзального района, д.1.

От третьего лица поступил отзыв на иск, в котором он поддержал исковые требования, пояснив, что договора аренды N1107/08 от 31.12.2008, N1108/08 от 31.12.2008 и дополнительные соглашения к ним заключены с нарушением требований статьи 15 ФЗ от 26.07.2006 N135-ФЗ «О защите конкуренции».

Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно статье 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

В силу пункта 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Федеральным законом от 30.06.2008 N 108-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (опубликован в «Российской газете» 02.07.2008) Федеральный закон «О защите конкуренции» N 135-ФЗ от 26.07.2006 дополнен статьей 17.1 следующего содержания:

«1. Заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, за исключением случаев, если указанные права на это имущество предоставляются на основании:

1) актов Президента Российской Федерации, решений Правительства Российской Федерации;

2) решения суда, вступившего в законную силу;

3) федерального закона, устанавливающего иной порядок распоряжения этим имуществом.

2. Указанный в части 1 настоящей статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах.

4. Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень случаев заключения указанных договоров путем проведения торгов в форме конкурса устанавливаются Правительством Российской Федерации.»

Статья 53 данного закона дополнена частью 3 следующего содержания: До установления предусмотренного частью 4 статьи 17.1 настоящего Федерального закона порядка проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 настоящего Федерального закона, конкурсы на право заключения таких договоров проводятся в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», а аукционы на право заключения таких договоров проводятся в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Договор аренды N1107/08 от 31.12.2008 и договор аренды N1108/08 от 31.12.2008 заключёны после вступления в силу статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», согласно которой заключение данного договора должно было производиться по результатам торгов или с согласия антимонопольного органа.

Пунктом 11.1 договора аренды от 31.12.2008 N1107/08 срок аренды установлен с 01.01.2009 по 01.12.2009.

Дополнительным соглашением от 27.11.2009 к договору аренды N1107/08 от 31.12.2008 срок договора аренды продлён с 02.12.2009 по 02.11.2010.

Пунктом 11.1 договора аренды от 31.12.2008 N1108/08 срок аренды установлен с 01.01.2009 по 01.12.2009.

Дополнительным соглашением от 27.11.2009 к договору аренды N1108/08 от 31.12.2008 срок договора аренды продлён с 02.12.2009 по 02.11.2010.

Согласно статье 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

На основании части 1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок.

Пунктами 31, 32 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой» договор аренды, заключенный в соответствии с пунктом 1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации на новый срок, является новым договором аренды, при этом, стороны не связаны условиями ранее действовавшего договора.

Таким образом, в результате заключения дополнительного соглашения к действующему договору аренды, предусматривающего новый срок исполнения обязательства, между сторонами возникло новое обязательство, дополнительное соглашение от 27.11.2009 должно быть заключено также как и договор аренды с соблюдением правил, предусмотренных Федеральным законом «О защите конкуренции».

Согласно решению Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 27.10.2010 по делу N425-17.1-10 действия Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Ачинска в части предоставления предпринимателю Опариной Любови Анатольевне муниципальной помощи в виде передачи муниципального имущества по договору аренды N1107/08 от 31.12.2008 и дополнительному соглашению к нему от 27.11.2009 без предварительного согласования с антимонопольным органом и без проведения торгов признаны нарушившими часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции». Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Ачинска выдано предписание N425-17.1-10 от 27.10.2010 о возврате муниципального недвижимого имущества, переданного предпринимателю Опариной Любови Анатольевне на основании договора аренды муниципального имущества N1107/08 от 31.12.2008 и дополнительного соглашения к нему от 27.11.2009.

Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 27.10.2010 по делу N426-17.1-10 действия Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Ачинска в части предоставления предпринимателю Опариной Любови Анатольевне муниципальной помощи в виде передачи муниципального имущества по договору аренды N1108/08 от 31.12.2008 и дополнительному соглашению к нему от 27.11.2009 без предварительного согласования с антимонопольным органом и без проведения торгов признаны нарушившими часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции». Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Ачинска выдано предписание N426-17.1-10 от 27.10.2010 о возврате муниципального недвижимого имущества, переданного предпринимателю Опариной Любови Анатольевне на основании договора аренды муниципального имущества N1108/08 от 31.12.2008 и дополнительного соглашения к нему от 27.11.2009.

Доказательства заключения договоров N1107/08 от 31.12.2008, N1108/08 от 31.12.2008 о предоставлении муниципального имущества в виде муниципальной помощи и дополнительных соглашений от 27.11.2009, которыми срок договоров аренды продлён до 02.11.2010, с согласия антимонопольного органа или по результатам проведения торгов отсутствуют.

Таким образом, договор аренды N1107/08 от 31.12.2008 и дополнительное соглашение от 27.11.2009, договор аренды N1108/08 от 31.12.2008 и дополнительное соглашение от 27.11.2009 заключены без получения согласия антимонопольного органа и без проведения торгов, с нарушением статьи 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с чем являются недействительными (ничтожными) согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Во исполнение ничтожных сделок ответчиком приняты от истца нежилое помещение общей площадью 39,0 кв.м., расположенное по адресу: г. Ачинск, 3 микрорайон Привокзального района , д. 52 А и нежилое помещение общей площадью 24,0 кв.м., расположенное по адресу: г. Ачинск, мкр-н Привокзального района, д.1.

Согласно пункту 3.1. статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, отзыв на иск не направил, требования истца не опровергнул.

Поскольку договора аренды N1107/08 от 31.12.2008, N1108/08 от 31.12.2008 недействительны, требования истца о применении последствий недействительности данного договора - обязании ответчика освободить и возвратить нежилое помещение общей площадью 39,0 кв.м., расположенное по адресу: г. Ачинск, 3 микрорайон Привокзального района, д. 52 А и нежилое помещение общей площадью 24,0 кв.м., расположенное по адресу: г. Ачинск, мкр-н Привокзального района, д.1 подлежат удовлетворению на основании статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, иск следует удовлетворить.

В результате исполнения ничтожной сделки ответчик фактически пользовался предоставленным ему помещением и в силу статьи 167 Гражданского кодекса обязан возместить другой стороне в денежной форме стоимость этого пользования.

Арендная плата является формой оплаты собственнику за право пользования переданным в аренду имуществом.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 7 Информационного письма N 49 от 11.01.2000 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении» разъяснил, что денежные средства, уплаченные за пользование имуществом, предоставленным по недействительному договору, могут считаться неосновательно полученными лишь в части, превышающей размер причитающегося собственнику имущества возмещения.

Ответчик не предоставлял доказательства того, что внесенный им размер арендной платы превышал обычные ставки, уплачиваемые за аренду аналогичных помещений в данной местности.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально удовлетворенным требованиям. Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины. На основании изложенного, с ответчика следует взыскать в доход федерального бюджета 4 000 руб. государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить, обязать предпринимателя Опарину Любовь Анатольевну освободить и возвратить Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации г.Ачинска нежилое помещение, общей площадью 39 кв.м., расположенное по адресу: г.Ачинск, 3 микрорайон Привокзального района дом 52а, и нежилое помещение общей площадью 24 кв.м., расположенное по адресу: г.Ачинск, 3 микрорайон Привокзального района дом 1, полученные по договорам аренды N1108/08 и N1107/08 от 31.12.08.

Взыскать с предпринимателя Опариной Любови Анатольевны в федеральный бюджет 4 000 р. государственной пошлины.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба на настоящее решение подаётся через Арбитражный суд Красноярского края.

     Судья

Петроченко Г.Г.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А33-19432/2010
Принявший орган: Арбитражный суд Красноярского края
Дата принятия: 03 мая 2011

Поиск в тексте