АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 29 апреля 2011 года Дело N А33-1170/2011

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 22 апреля 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено 29 апреля 2011 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Данекиной Л.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Красноярскому краю (ОГРН 1042441480014, ИНН 2456009500)

к Муниципальному бюджетному учреждению «Центр социальной помощи семье и детям» г. Назарово Красноярского края (ОГРН 1022401587779, ИНН 2456004326)

о взыскании пени по взносам в Пенсионный фонд в размере 120 532,07 руб.,

в отсутствие представителей сторон,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тиховой М.С.,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Красноярскому краю (далее по тексту - налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Муниципальному бюджетному учреждению «Центр социальной помощи семье и детям» г. Назарово Красноярского края (далее по тексту - учреждение) о взыскании пени по взносам в Пенсионный фонд в размере 120 532, 07 руб.

Заявление принято к производству суда. Определением от 02.02.2011 возбуждено производство по делу.

Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения спора, в судебное заседание не явились, ответчик известил суд о возможности рассмотрения дела в отсутствие его представителя.

На основании пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителей сторон.

Налоговый орган в заявлении и письменном пояснении свои требования подтвердил, указав, что ответчиком не уплачены пени по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 120 532,07 руб., что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Также налоговый орган обратился к суду с ходатайством о восстановлении пропущенного срока для обращения с настоящим заявлением.

Ответчик в отзыве на заявление подтвердил факт наличия у него задолженности по пене по страховым взносам в Пенсионный фонд в размере 120 532,07 руб. Вместе с тем, по мнению ответчика, срок для обращения налогового органа с настоящим заявлением в арбитражный суд пропущен.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Согласно справке о состоянии задолженности учреждения по страховым взносам, пени и штрафам по состоянию на 01.01.2001 у ответчика имеется следующая задолженность:

- 125 364 руб. страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, 170 375 руб. пени,

- 1 508 руб. страховых взносов в Фонд социального страхования;

- 5 573 руб. пени по страховым взносам в Государственный фонд занятости населения;

- 16 руб. пени по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

- 2 894 руб. пени по страховым взносам в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

17.12.2001 учреждением в налоговый орган поданы заявления о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд в размере 98519 руб. и пени в размере 177 830 руб., в том числе: 170 375 руб. в Пенсионный фонд, 5 136 руб. в Государственный фонд занятости населения, 16 руб. в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 2 303 руб. в территориальный фонд обязательного медицинского страхования сроком на 5 лет.

18.12.2001 налоговым органом принято решение N09, которым ответчику предоставлено право на реструктуризацию указанной задолженности сроком на 5 лет и равномерную уплату задолженности в соответствии с согласованными графиками ее погашения.

В связи с невыполнением ответчиком условий и порядка реструктуризации налоговым органом 29.07.2003 принято решение N 52 о прекращении действия решения от 18.12.2001 N09 в части, касающейся задолженности в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Требованием N4533 от 11.09.2003 учреждению предложено в срок до 24.09.2003 уплатить 73 557,45 руб. страховых взносов в Пенсионный фонд и 162 707 руб. пени.

Факт вручения ответчику данного требования подтверждается письмом учреждения N34 от 21.02.2011.

Поскольку пени по страховым взносам в Пенсионный фонд в размере 120 532,07 руб., начисленные на задолженность, образовавшуюся до 01.01.2001, до настоящего времени ответчиком в полном объеме не уплачены, налоговый орган 31.01.2011 обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с учреждения указанной суммы пени по страховым взносам.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с частью 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Статьей 9 Федерального закона от 05.08.2000 N118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» (в редакции Федерального закона от 24.03.2001 N33-ФЗ) предусмотрено, что с 1 января 2001 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации. Взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), образовавшихся на 1 января 2001 года, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

На основании пунктов 1, 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору, а при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сборов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом.

Пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N154-ФЗ) установлено, что обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Из смысла статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N154-ФЗ) следует, что пеня за несвоевременную уплату налогов начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты. Пеня начисляется до полного погашения задолженности. В отличие от недоимки по налогам, для которой определены конкретные сроки уплаты, пени начисляются за каждый день просрочки до даты фактической уплаты задолженности. Поэтому налоговый орган вправе предъявлять ко взысканию пени как совместно с недоимкой, используя механизм начисления и взыскания пени, изложенный в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2002 N5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации», так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения основного обязательства по уплате налогов.

Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.05.2008 N16933/07.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N154-ФЗ).

В силу статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N154-ФЗ) требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику по месту его учета письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

На основании статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N154-ФЗ) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N154-ФЗ) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N10353/05 от 24.01.2006, 60-дневный срок, предусмотренный в статье 46 Налогового кодекса Российской Федерации, применяется ко всей процедуре принудительного взыскания недоимки, осуществляемой в бесспорном порядке.

Пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исковое заявление о взыскании налога может быть подано в соответствующий суд налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

В силу пункта 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения, судам необходимо исходить из универсальности воли законодателя, выраженной в пункте 3 статьи 48 Кодекса в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам, и руководствоваться соответствующим положением при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц. Срок для обращения налогового органа в суд, установленный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении исков к юридическим лицам исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Кодекса для бесспорного взыскания соответствующих сумм. Данный срок является пресекательным и восстановлению судом не подлежит.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве» (пункт 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N154-ФЗ).

Из материалов дела следует, что налоговым органом на основании заявления налогоплательщика принято решение N09 от 18.12.2001, которым ответчику предоставлено право на реструктуризацию задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд и пени сроком на 5 лет с равномерной уплатой задолженности в соответствии с согласованными графиками ее погашения.

Согласно пункту 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 N 699 «О Порядке и условиях проведения реструктуризации имеющейся у организаций по состоянию на 1 января 2001 года задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, а также по пеням и штрафам, начисленным на указанную задолженность по данным учета налоговых органов на дату принятия решения о реструктуризации» организация утрачивает право на реструктуризацию задолженности при неуплате платежей, установленных графиком, и (или) при наличии по состоянию на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате авансовых платежей по единому социальному налогу (взносу).

В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 N 699 при возникновении обстоятельств, предусмотренных абзацем первым пункта 5 порядка и условий проведения реструктуризации, налоговый орган, принявший решение о реструктуризации задолженности, в месячный срок принимает решение о прекращении его действия и о принятии предусмотренных законодательством мер ко взысканию задолженности. Однако указанным постановлением какого-либо особого порядка взыскания указанной задолженности не предусмотрено.

Вместе с тем, по своей сути реструктуризация является разновидностью рассрочки по уплате налога, которая в соответствии со статьей 64 Налогового кодекса Российской Федерации представляет собой изменение срока уплаты налога. Порядок исполнения обязанности по уплате оставшейся суммы задолженности при досрочном прекращении действия рассрочки регламентирован статьей 68 названного Кодекса. Следовательно, этот же порядок применим и в случае прекращения реструктуризации. Поэтому взыскание налога в принудительном порядке, предусмотренном статьями 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации, осуществляется в таком случае с учетом требований статьи 68 Кодекса. Согласно пункту 4 статьи 68 Налогового кодекса Российской Федерации при досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки налогоплательщик должен в течение 30 дней после получения им соответствующего решения уплатить неуплаченную сумму задолженности, а также пени за каждый день, начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно.

Таким образом, сроком уплаты задолженности налогоплательщика, в отношении которой прекращено действие реструктуризации, является дата, приходящаяся на день, следующий за днем истечения 30 дней после получения решения об отмене реструктуризации, которая подлежит обязательному указанию в требовании об уплате налога в качестве установленного срока уплаты налога.

С учетом изложенного, после расторжения соглашения о реструктуризации задолженности у налогоплательщика наступает обязанность уплатить задолженность и налоговый орган вправе взыскать задолженность по налогам в принудительном порядке, предусмотренном статьями 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации.

При определении предельного срока взыскания задолженности учитывается совокупность следующих сроков: предусмотренного пунктом 4 статьи 68 Налогового кодекса Российской Федерации тридцатидневного срока, исчисляемого с момента получения налогоплательщиком решения о прекращении реструктуризации; трехмесячного срока, установленного статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации; срока на добровольное исполнение обязанности по уплате задолженности, указанного в направленном налогоплательщику требовании, а также сроков на принудительное взыскание задолженности, предусмотренных статьями 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации.

Доказательств соблюдения инспекцией процедуры бесспорного взыскания задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд и спорной суммы пени налоговый орган не представил.

Пресекательный срок на взыскание недоимки в судебном порядке исходя из совокупности указанных сроков истек. Обращение инспекции с настоящим заявлением 31.01.2011 (согласно штампу входящей корреспонденции арбитражного суда) свидетельствует о пропуске налоговым органом вышеуказанного пресекательного, не подлежащего восстановлению, срока.

Положение о восстановлении пропущенного по уважительной причине срока на обращение в суд, установленное пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу пункта 5 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» применяется к правоотношениям, возникшим после 31.12.2006.

Таким образом, ходатайство заявителя о восстановлении срока на обращение в арбитражный суд удовлетворению не подлежит. Кроме того, налоговый орган не привел доводов в обоснование причин необходимости восстановления срока, соответствующих доказательств не представил.

На основании изложенного, требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N11 по Красноярскому краю удовлетворению не подлежат.

Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Налоговые органы на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении в суд.

Учитывая результат рассмотрения спора, а также то обстоятельство, что Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Красноярскому краю освобождена от уплаты государственной пошлины, у суда отсутствуют основания для взыскания государственной пошлины с заявителя в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

в удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Красноярскому краю (ОГРН 1042441480014, ИНН 2456009500) отказать.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба на настоящее решение подается через Арбитражный суд Красноярского края.

     Судья

Данекина Л.А.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка