АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 28 апреля 2011 года Дело N А33-3148/2011

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 21 апреля 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено 28 апреля 2011 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Смольниковой Е.Р., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Зеленогорску Красноярского края (ИНН 2453010233, ОГРН 10424413100

10)

к открытому акционерному обществу «Пищекомбинат» (ИНН 2453004007, ОГРН 1022401483521)

о взыскании задолженности по пеням и штрафам в сумме 383 862,03 руб.,

при участии:

представителей заявителя: Бирюковой Г.А. по доверенности N 2.2. - 01 от 14.01.2011, Жук О.В. по доверенности N 2.2. - 01 от 14.01.2011,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Каленовой П.Г.,

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Зеленогорску Красноярского края обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к открытому акционерному обществу «Пищекомбинат» о взыскании задолженности по пеням и штрафам в сумме 383 862,03 руб., в том числе:

- по налогу с владельцев транспортных средств в размере 23,79 руб.,

- по земельному налогу в размере 10 547,53 руб.,

- по налогу на имущество предприятий в сумме 30 427,70 руб.,

- по налогу на пользование автомобильных дорог в размере 69 351,39 руб.,

- по налогу на прибыль организаций в сумме 37 232,48 руб.,

- по налогу на прибыль организаций в размере 31 290,64 руб.,

- по акцизам на пиво в сумме 198 033,84 руб.,

- по прочим местным налогам и сборам в размере 1 699,53 руб.,

- по сбору на нужды образовательных учреждений в сумме 5 255,12 руб.

Заявление принято к производству суда. Определением от 31 марта 2011 года возбуждено производство по делу

Представители заявителя требования поддержали по основания изложенным в заявлении и дополнительных пояснениях к нему. Одновременно налоговым органом заявлено ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд за взысканием задолженности.

Ответчик, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство проводится в отсутствие ответчика.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

29.03.2000 открытое акционерное общество «Пищекомбинат» (далее - ответчик) обратилось в финансовый отдел Администрации г. Зеленогорска с заявлением о разрешении реструктуризации задолженности перед бюджетом по состоянию на 01.08.1999 и предоставления права равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение 6 лет с 3 квартала 2000 года в сумме 2 945 520 руб., по пеням и штрафам - в течение 4 лет в сумме 667 872 руб. после погашения задолженности по налогам и сборам.

Главным финансовым управлением Администрации г. Зеленогорска на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 «О порядке проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом» и заявления общества «Пищекомбинат» принято решение N 5 от 21.04.2000 о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по налогам, подлежащим зачислению в местный бюджетный фонд.

За период с 21.04.2000 по 01.07.2000 налогоплательщиком добровольно оплачена пеня в размере 85 778,82 руб. Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Зеленогорску Красноярского края 01.11.2002 было принято решение N 45 о списании задолженности общества на сумму 291 317,80 руб., в том числе 198 232,15 руб. реструктуризированной задолженности по пени, в связи с чем сумма реструктурируемой задолженности составила 383 862,03 руб.

В связи с невыполнением ответчиком условий и порядка реструктуризации налоговым органом 29.12.2006 принято решение N 1 о прекращении действия решения от 21.04.2000 N 5. Данное решение было вручено 29.12.2006 заместителю директора открытого акционерного общества «Пищекомбинат» Шумновой Н.В.

Налоговым органом были выставлены ответчику требования N 70, 71, 76, 97, 98, 105, 103, 771 от 17.03.2011 об уплате задолженности по пеням и штрафам в общей сумме 383 862,03 руб. Данные требования вручены представителю общества были получены открытым акционерным обществом «Пищекомбинат».

Неуплата указанной задолженности явилась основанием для обращения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Зеленогорску Красноярского края в арбитражный суд с настоящим заявлением к обществу «Пищекомбинат» о взыскании задолженности по пеням и штрафам в сумме 383 862,03 руб.

Сторонами в соответствии со статей 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключены соглашения по фактическим обстоятельствам дела от 17.03.2011. Данными соглашениями стороны подтвердили наличие у ответчика задолженности, образовавшейся по состоянию на 01.01.2001 в сумме 383 862,03 руб., в том числе:

- пени по налогу с владельцев транспортных средств в размере 23,79 руб.,

- пени по земельному налогу в размере 10 547,53 руб.,

- пени по налогу на имущество предприятий в сумме 30 427,70 руб.,

- пени по налогу на пользование автомобильных дорог в размере 69 351,39 руб.,

- пени по налогу на прибыль организаций в сумме 37 232,48 руб.,

- дополнительных платежей по налогу на прибыль организаций в размере 31 290,64 руб.,

- пени по акцизам на пиво в сумме 198 033,84 руб.,

- пени по прочим местным налогам и сборам в размере 1 699,53 руб.,

- пени по сбору на нужды образовательных учреждений в сумме 5 255,12 руб.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

На основании части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

Согласно пункту 3 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств. В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации достигнутое в судебном заседании или вне судебного заседания соглашение сторон по обстоятельствам удостоверяется их заявлениями в письменной форме и заносится в протокол судебного заседания.

Стороны в материалы дела представили заключенные на основании статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации соглашения по фактическим обстоятельствам дела от 17.03.2011, в которых ответчик признал наличие задолженности по уплате:

- 23,79 руб. пени по налогу с владельцев транспортных средств,

- 10 547,53 руб. пени по земельному налогу,

- 30 427,70 руб. пени по налогу на имущество предприятий,

- 69 351,39 руб. пени по налогу на пользование автомобильных дорог,

- 37 232,48 руб. пени по налогу на прибыль организаций,

- 31 290,64 руб. банковского процента по налогу на прибыль организаций,

- 198 033,84 руб. пени по акцизам на пиво,

- 1 699,53 руб. пени по прочим местным налогам и сборам,

- 5 255,12 руб. пени по сбору на нужды образовательных учреждений.

Из соглашения по фактическим обстоятельствам дела от 17.03.2011, решения N 1 от 29.12.2006 о прекращении права на реструктуризацию следует, что взыскиваемая задолженность образовалась по состоянию на 01.01.2001.

На основании пунктов 1, 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору, а при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сборов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом. Пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) установлено, что обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Из смысла статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) следует, что пеня за несвоевременную уплату налогов начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты. Пеня начисляется до полного погашения задолженности. В отличие от недоимки по налогам, для которой определены конкретные сроки уплаты, пени начисляются за каждый день просрочки до даты фактической уплаты задолженности. Поэтому налоговый орган вправе предъявлять ко взысканию пени как совместно с недоимкой, используя механизм начисления и взыскания пени, изложенный в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2002 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации», так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения основного обязательства по уплате налогов. Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.05.2008 N 16933/07.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)). В силу статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику по месту его учета письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. На основании статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога. Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 10353/05 от 24.01.2006, 60-дневный срок, предусмотренный в статье 46 Налогового кодекса Российской Федерации, применяется ко всей процедуре принудительного взыскания недоимки, осуществляемой в бесспорном порядке.

Пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исковое заявление о взыскании налога может быть подано в соответствующий суд налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

В силу пункта 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения, судам необходимо исходить из универсальности воли законодателя, выраженной в пункте 3 статьи 48 Кодекса в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам, и руководствоваться соответствующим положением при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц. Срок для обращения налогового органа в суд, установленный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении исков к юридическим лицам исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Кодекса для бесспорного взыскания соответствующих сумм. Данный срок является пресекательным и восстановлению судом не подлежит. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу - исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве» (пункт 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N154-ФЗ).

Из материалов дела следует, что налоговым органом на основании заявления налогоплательщика принято решение N 5 от 21.04.2000, которым ответчику предоставлено право на реструктуризацию спорной задолженности по налогам и сборам в течение 6 лет с 3 квартала 2000 года, по пеням и штрафам - в течение 4 лет после погашения задолженности по налогам и сборам.

Согласно пункту 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 N 699 «О Порядке и условиях проведения реструктуризации имеющейся у организаций по состоянию на 1 января 2001 года задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, а также по пеням и штрафам, начисленным на указанную задолженность по данным учета налоговых органов на дату принятия решения о реструктуризации» организация утрачивает право на реструктуризацию задолженности при неуплате платежей, установленных графиком, и (или) при наличии по состоянию на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате авансовых платежей по единому социальному налогу (взносу). В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 N 699 при возникновении обстоятельств, предусмотренных абзацем первым пункта 5 порядка и условий проведения реструктуризации, налоговый орган, принявший решение о реструктуризации задолженности, в месячный срок принимает решение о прекращении его действия и о принятии предусмотренных законодательством мер ко взысканию задолженности. Однако указанным постановлением какого-либо особого порядка взыскания указанной задолженности не предусмотрено.

Вместе с тем по своей сути реструктуризация является разновидностью рассрочки по уплате налога, которая в соответствии со статьей 64 Налогового кодекса Российской Федерации представляет собой изменение срока уплаты налога. Порядок исполнения обязанности по уплате оставшейся суммы задолженности при досрочном прекращении действия рассрочки регламентирован статьей 68 названного Кодекса. Следовательно, этот же порядок применим и в случае прекращения реструктуризации. Поэтому взыскание налога в принудительном порядке, предусмотренном статьями 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации, осуществляется в таком случае с учетом требований статьи 68 Кодекса. Согласно пункту 4 статьи 68 Налогового кодекса Российской Федерации при досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки налогоплательщик должен в течение 30 дней после получения им соответствующего решения уплатить неуплаченную сумму задолженности, а также пени за каждый день, начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно. Таким образом, сроком уплаты задолженности налогоплательщика, в отношении которой прекращено действие реструктуризации, является дата, приходящаяся на день, следующий за днем истечения 30 дней после получения решения об отмене реструктуризации, которая подлежит обязательному указанию в требовании об уплате налога в качестве установленного срока уплаты налога. С учетом изложенного, после расторжения соглашения о реструктуризации задолженности у налогоплательщика наступает обязанность уплатить задолженность и налоговый орган вправе взыскать задолженность по налогам в принудительном порядке, предусмотренном статьями 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации.

При определении предельного срока взыскания задолженности учитывается совокупность следующих сроков: предусмотренного пунктом 4 статьи 68 Налогового кодекса Российской Федерации тридцатидневного срока, исчисляемого с момента получения обществом решения о прекращении реструктуризации; трехмесячного срока, установленного статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации; срока на добровольное исполнение обязанности по уплате задолженности, указанного в направленном налогоплательщику требовании.

Учитывая, что:

- доказательств соблюдения инспекцией процедуры бесспорного взыскания спорной суммы задолженности налоговый орган не представил,