АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 28 апреля 2011 года Дело N А33-4351/2011

Красноярск

Резолютивная часть решения вынесена 28 апреля 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено 28 апреля 2011 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Федотовой Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Железногорску Красноярского края (ОГРН 1042441220018, ИНН 2452029714)

к индивидуальному предпринимателю Макаренко Екатерине Николаевне (ОГРН 304245228200074, ИНН 245200354977)

о взыскании 6 611,98 руб. недоимки по взносам в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, 12 231,33 руб. недоимки по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации,

в отсутствие лиц, участвующих в деле,

при составлении протокола судебного заседания секретарём Кяго М.В.,

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Железногорску Красноярского края обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Макаренко Екатерины Николаевны 6 611,98 руб. недоимки по взносам в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, 12 231,33 руб. недоимки по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Заявление принято к производству суда. Определением от 01.04.2011 возбуждено производство по делу.

Стороны, надлежащим образом извещённые о дате, времени и месте рассмотрения дела (расписка от 22.04.2011, сведения о перерыве размещены на официальном сайте суда 23.04.2011), для участия в судебное заседание не явились. Представитель инспекции известил суд о возможности рассмотрения дела без участия заявителя.

На основании пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.

От заявителя в материалы дела поступили письменные пояснения по дате образования задолженности и подписанное сторонами соглашение по фактическим обстоятельствам, достигнутое в порядке статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым стороны признают факт наличия у предпринимателя Макаренко Е.Н. по состоянию на дату подачи заявления в суд задолженности по налогам (взносам) в сумме 2 124,31 руб., пени в сумме 13 463,98 руб. и штрафным санкциям в размере 3 255,02 руб., в том числе:

1) недоимка по взносам в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования: 2 124,31 руб. взносов, 4 037,82 руб. пени, 424,86 руб. штрафа, приняты как сальдо на 01.01.2001 из ФОМС;

2) недоимка по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: 24,99 руб. штрафа - сальдо на 01.01.2001, принятому из ФОМС;

3) недоимка по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации: 9 426,16 руб. пени, 2 569,97 руб. штрафа - сальдо на 01.01.2001, принятому из ПФ РФ;

4) недоимка по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации: 235,20 руб. штрафа - сальдо на 01.01.2001, принятому из ПФ РФ.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Макаренко Екатерина Николаевна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 24.09.1997 (регистрационный номер Ж N6764) и состоит на учете в Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Железногорску Красноярского края (до переименования - Госналогинспекция по г. Железногорску Красноярского края) с 28.09.1997 (выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 15.03.2011).

Согласно представленному сторонами соглашению по фактическим обстоятельствам дела от 11.03.2011 ИП Макаренко Е.Н. на дату подачи заявления имеет задолженность по взносам в территориальный фонд обязательного медицинского страхования и в Пенсионный фонд Российской Федерации в общей сумме 18 843,31 руб.

Наличие задолженности в указанной сумме подтверждается сведениям, отраженными в справке N82982 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам от 09.03.2011.

Согласно пояснениям представителя инспекции, в нарушение статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном Пенсионном страховании в Российской Федерации» Макаренко Е.Н. не уплачивала страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, что повлекло образование задолженности по налогам, пени и штрафам в указанной выше сумме.

Поскольку в соответствии со статьей 9 Федерального закона «О введении в действии части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» с 01.01.2001 взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные внебюджетные фонды осуществляется налоговыми органами в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, заявителем в адрес ответчика на основании статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации было направлено требование об уплате налога, пени, штрафных санкций.

В установленный срок налогоплательщик требование не исполнил, что послужило основанием для обращения Инспекции Федеральной налоговой службе по г. Железногорску Красноярского края с настоящим заявлением в суд.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно пункту 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Статьей 9 Федерального закона от 05.08.2000 N118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» (в редакции Федерального закона от 24.03.2001 N33-ФЗ) предусмотрено, что с 1 января 2001 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации. Взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), образовавшихся на 1 января 2001 года, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Соглашением по фактическим обстоятельствам от 11.03.2011, заключенным в порядке статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации стороны подтвердили факт наличия у предпринимателя Макаренко Е.Н. на дату подачи заявления задолженности по взносам в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования и в Пенсионный фонд Российской Федерации в общей сумме 18 843,31 руб., образовавшейся до 01.01.2001.

На основании части 2 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признанные сторонами в результате достигнутого между ними соглашения обстоятельства принимаются арбитражным судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.

Таким образом, факт наличия у налогоплательщика указанной задолженности по взносам считается судом установленным и не требует дальнейшего доказывания.

На основании пунктов 1, 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору, а при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сборов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом.

Пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N154-ФЗ) установлено, что обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Из смысла статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N154-ФЗ) следует, что пеня за несвоевременную уплату налогов начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты. Пеня начисляется до полного погашения задолженности. В отличие от недоимки по налогам, для которой определены конкретные сроки уплаты, пени начисляются за каждый день просрочки до даты фактической уплаты задолженности. Поэтому налоговый орган вправе предъявлять ко взысканию пени как совместно с недоимкой, используя механизм начисления и взыскания пени, изложенный в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2002 N5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации», так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения основного обязательства по уплате налогов. Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.05.2008 N16933/07.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N154-ФЗ)).

В силу статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N154-ФЗ) требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику по месту его учета письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

На основании статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N154-ФЗ) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N154-ФЗ) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N10353/05 от 24.01.2006, 60-дневный срок, предусмотренный в статье 46 Налогового кодекса Российской Федерации, применяется ко всей процедуре принудительного взыскания недоимки, осуществляемой в бесспорном порядке.

Пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исковое заявление о взыскании налога может быть подано в соответствующий суд налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

В силу пункта 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения, судам необходимо исходить из универсальности воли законодателя, выраженной в пункте 3 статьи 48 Кодекса в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам, и руководствоваться соответствующим положением при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц. Срок для обращения налогового органа в суд, установленный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении исков к юридическим лицам исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Кодекса для бесспорного взыскания соответствующих сумм. Данный срок является пресекательным и восстановлению судом не подлежит.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве» (пункт 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N154-ФЗ).

При определении предельного срока взыскания задолженности учитывается совокупность следующих сроков: 3-месячного срока, установленного статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации; срока на добровольное исполнение обязанности по уплате задолженности, указанного в требовании, а также сроков на принудительное взыскание задолженности, предусмотренных статьями 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации достигнутое в судебном заседании или вне судебного заседания соглашение сторон по обстоятельствам удостоверяется их заявлениями в письменной форме и заносится в протокол судебного заседания.

Согласно пункта 7 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации, действующей в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ, налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке.

Пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации, действующей в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ, предусмотрено, что налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).

Из содержания вышеприведенных положений статей 114, 115 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что действующим в спорный период времени налоговым законодательством установлен обязательный судебный порядок взыскания с налогоплательщиков соответствующих санкций. При этом контролирующий орган был вправе реализовать имеющееся право на обращение в суд за взысканием сумм штрафа в пределах шестимесячного срока, являющегося пресекательным и начинающего свое течение со дня обнаружения налогового правонарушения и составления акта.

Таким образом, обращение инспекции 25.03.2011 о взыскании задолженности по взносам в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования и в Пенсионный фонд Российской Федерации в общей сумме 18 843,31 руб., образовавшейся до 01.01.2001, свидетельствует о пропуске налоговым органом вышеуказанного пресекательного, не подлежащего восстановлению, срока.

Положение о восстановлении пропущенного по уважительной причине срока на обращение в суд, установленное пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу пункта 5 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» применяется к правоотношениям, возникшим после 31.12.2006.

При данных обстоятельствах суд считает утраченным право налогового органа на обращение в суд с требованием о взыскании имеющейся у общества задолженности и, как следствие, отказывает в удовлетворении заявленных инспекцией требований о взыскании с индивидуального предпринимателя Макаренко Екатерины Николаевны 6 611,98 руб. недоимки по взносам в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования и 12 231,33 руб. недоимки по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Учитывая результат рассмотрения настоящего дела, а именно отказ в удовлетворении заявленного инспекцией требования, освобожденной от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания в доход федерального бюджета государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Железногорску отказать.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба на настоящее решение подаётся через Арбитражный суд Красноярского края.

     Судья

Е.А.Федотова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка