• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 27 апреля 2011 года Дело N А33-516/2011

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 20 апреля 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено 27 апреля 2011 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Е.А. Ивановой, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального бюджетного образовательного учреждения общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования N 1 имени В.П. Синякова

к отделу государственного пожарного надзора по г. Красноярску Главного управления МЧС по Красноярскому краю

о признании недействительными пунктов NN 1/4, 1/5, 1/6, 1/7, 1/8, 1/11, 1/13, 1/15, 1/16, 1/18 предписания от 30.11.2010 N 3058/1/1-30

при участии:

от заявителя: Н.А. Потаповой директора на основании выписки из приказа от 02.09.1986, паспорта, С.В. Бобковой по доверенности от 02.03.2011, паспорту,

от ответчика: Е.В. Горбачева по доверенности от 06.01.2011, удостоверению

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания К.Э. Сницкой,

установил:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования N 1 имени В.П. Синякова (далее - МОУ школа-интернат N 1) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к отделу государственного пожарного надзора по г. Красноярску Главного управления МЧС по Красноярскому краю об оспаривании пунктов NN 1/4, 1/5, 1/6, 1/7, 1/8, 1/11, 1/13, 1/15, 1/16, 1/18 предписания от 30.11.2010 N 3058/1/1-30.

Заявление принято к производству суда. Определением от 08.02.2011 возбуждено производство по делу.

Заявитель поддержал заявленные требования.

Ответчик требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

МОУ школа-интернат N 1 зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 2102468798727.

С 19 до 30 ноября 2010 года отделом государственного пожарного надзора по г. Красноярску ГУ МЧС России по Красноярскому краю на основании распоряжения от 16.11.2010 N 3058 проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности в зданиях и помещениях по адресу: г. Красноярск, ул. Пастеровская, 25, ул. Бабушкина, 2, принадлежащих МОУ школа-интернат N 1 на праве оперативного управления.

В ходе проверки обнаружено, что учреждением допущены, в том числе следующие нарушения требований пожарной безопасности:

- ширина лестничных клеток в здании учебного корпуса в свету менее 1,35 м (пункт 1/4 предписания);

- ширина эвакуационных выходов из помещений третьего этажа здания учебно-спального корпуса в лестничные клетки в свету менее 1,2 м (фактическая ширина 1,18 м и 1,13 м), ширина эвакуационного выхода из помещений второго этажа здания учебно-спального корпуса в левую лестничную клетку в свету менее 1,2 м (фактическая ширина 1,18 м); ширина эвакуационных выходов из коридоров первого и второго этажей здания учебного корпуса в правую лестничную клетку в свету менее 1,2 м (фактическая ширина 1,15 м и 1,17 м) (пункт 1/5 предписания);

- ширина эвакуационных выходов, ведущих из лестничных клеток непосредственно наружу в здании учебного корпуса в свету менее 1,2 м; ширина эвакуационных выходов, ведущих из лестничных клеток в тамбуры и из тамбуров непосредственно наружу в здании учебно-спального корпуса в свету менее 1,35 м (пункт 1/6 предписания);

- двери, открывающиеся из перехода в правую лестничную клетку здания учебного корпуса, а также двери, открывающиеся из помещений лабораторно-практического комплекса, изолятора в лестничные клетки здания учебно-спального корпуса в открытом положении уменьшают ширину лестничных площадок (пункт 1/7 предписания);

- высота эвакуационного выхода из спального помещения N 13 в свету менее 1,9 м; высота эвакуационного выхода из левой лестничной клетки непосредственно наружу в здании учебного корпуса в свету менее 1,9 м (пункт 1/8 предписания);

- в лестничных клетках, предназначенных для эвакуации людей из надземных этажей и подвального этажа в здании учебно-спального корпуса, не предусмотрены обособленные выходы наружу из подвального этажа, отделенные на высоту одного этажа глухой противопожарной перегородкой 1-го типа (пункт 1/11 предписания);

- горючие конструкции кровель переходов примыкают к стенам зданий с оконными проемами на расстоянии менее 4 метров от оконных проемов; горючие конструкции кровли спортивного зала примыкают к стене здания учебного корпуса с оконными проемами на расстоянии менее 4 метров от оконных проемов (пункт 1/13 предписания);

- из спальных помещений NN 5, 6, 7, 13, 14, расположенных на третьем этаже здания учебно-спального корпуса отсутствуют эвакуационные выходы (пункт 1/15 предписания);

- отсутствуют вторые эвакуационные выходы из спальных помещений NN 2, 4, 5, 8 с пребыванием 10 и более человек (пункт 1/16 предписания);

- ширина эвакуационных выходов спальных помещений в свету менее 1,2 м (пункт 1/18 предписания).

По результатам данной проверки отделом государственного пожарного надзора по г. Красноярску ГУ МЧС России по Красноярскому краю выдано предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 30.11.2010 N 3058/1/1-30, в соответствии с которым МОУ школа-интернат N 1 необходимо устранить выявленные нарушения в срок до 01.04.2012.

Заявитель, считает указанное предписание незаконным и нарушающим его права и законные интересы, в связи с чем обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Суд полагает, что оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя на основании следующего.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон «О пожарной безопасности») пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 820 утверждено Положение о государственном пожарном надзоре. Требования, изложенные в данном положении, наделяют всех государственных инспекторов пожарного надзора МЧС правом проверки соблюдения организациями требований пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О пожарной безопасности» и подпунктом 5 пункта 9 Положения о государственном пожарном надзоре, государственные инспекторы по пожарному надзору имеют право давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

В силу статьи 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Утвержденный приказом МЧС РФ от 01.10.2007 N517 Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности, определяя административные процедуры по осуществлению государственной функции по государственному пожарному надзору, устанавливает, что в порядке принятия мер по фактам нарушений, выявленных при проведении проверки, государственный инспектор по пожарному надзору, проводивший проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности (пункт 20, подпункт 1 пункта 70 регламента).

Таким образом, предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 30.11.2010 N 3058/1/1-30 вынесено уполномоченным должностным лицом - государственным инспектором г. Красноярска Красноярского края по пожарному надзору С.В. Чикулаевым.

Порядок проведения мероприятий по контролю, осуществляемых органами государственного контроля (надзора) установлен Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Согласно пунктам 2, 9, 12 статьи 9 указанного закона плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.

В отношении юридических лиц, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

О проведении плановой проверки юридическое лицо уведомляется органом государственного контроля (надзора), не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ предусмотрено, что срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, не может превышать двадцать рабочих дней.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 указанного Закона проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора). Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в соответствующем распоряжении или приказе.

Статьей 16 указанного закона установлен порядок оформления результатов проверки, согласно пунктам 1, 2, 4 которой по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Проверка проведена на основании распоряжения N 3058 от 16.11.2010 о проведении мероприятий по надзору, вынесенного главным государственным инспектором г. Красноярска по пожарному надзору А.А. Коневым на основании плана основных мероприятий Главного управления МЧС России по Красноярскому краю на 2010 год.

С распоряжением от 16.11.2010 N 3058 о проведении проверки директор МОУ школа-интернат N 1 Н.А. Потапова ознакомлена 16.11.2010, акт проверки получила 30.11.2010.

Судом не установлено нарушений ответчиком процедуры проведения проверки, законность проверки заявителем не оспаривается.

Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ предусмотрена обязанность, в том числе руководителей организации соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности.

В силу статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. За нарушение требований пожарной безопасности указанные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, законодатель возлагает бремя ответственности, как на собственника имущества, так и на лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Нежилые здания по адресам: г. Красноярск, ул. Пастеровская, 25, ул. Бабушкина, 2 принадлежат МОУ школа-интернат N 1 на праве оперативного управления. Следовательно, МОУ школа-интернат N 1 является лицом, уполномоченным владеть, пользоваться и распоряжаться указанным имуществом по смыслу статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ.

Согласно статье 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Федеральные законы о технических регламентах, содержащие требования пожарной безопасности к конкретной продукции, не действуют в части, устанавливающей более низкие, чем установленные настоящим Федеральным законом, требования пожарной безопасности.

Частью 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ установлено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).

В соответствии с частью 1 статьи 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ эвакуационные пути в зданиях, сооружениях и строениях и выходы из зданий, сооружений и строений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения.

Согласно части 3 указанной статьи к эвакуационным выходам из зданий, сооружений и строений относятся выходы, которые ведут:

1) из помещений первого этажа наружу:

а) непосредственно;

б) через коридор;

в) через вестибюль (фойе);

г) через лестничную клетку;

д) через коридор и вестибюль (фойе);

е) через коридор, рекреационную площадку и лестничную клетку;

2) из помещений любого этажа, кроме первого:

а) непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;

б) в коридор, ведущий непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;

в) в холл (фойе), имеющий выход непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;

г) на эксплуатируемую кровлю или на специально оборудованный участок кровли, ведущий на лестницу 3-го типа;

3) в соседнее помещение (кроме помещения класса Ф5 категорий А и Б), расположенное на том же этаже и обеспеченное выходами, указанными в пунктах 1 и 2 настоящей части. Выход из технических помещений без постоянных рабочих мест в помещения категорий А и Б считается эвакуационным, если в технических помещениях размещается оборудование по обслуживанию этих пожароопасных помещений.

Частью 4 указанной статьи установлено, что эвакуационные выходы из подвальных и цокольных этажей следует предусматривать таким образом, чтобы они вели непосредственно наружу и были обособленными от общих лестничных клеток здания, сооружения, строения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 5 статьи 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ эвакуационными выходами считаются также:

1) выходы из подвалов через общие лестничные клетки в тамбур с обособленным выходом наружу, отделенным от остальной части лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой 1-го типа, расположенной между лестничными маршами от пола подвала до промежуточной площадки лестничных маршей между первым и вторым этажами;

2) выходы из подвальных и цокольных этажей с помещениями категорий В4, Г и Д в помещения категорий В4, Г и Д и вестибюль, расположенные на первом этаже зданий класса Ф5;

3) выходы из фойе, гардеробных, курительных и санитарных помещений, размещенных в подвальных или цокольных этажах зданий классов Ф2, Ф3 и Ф4, в вестибюль первого этажа по отдельным лестницам 2-го типа;

4) выходы из помещений непосредственно на лестницу 2-го типа, в коридор или холл (фойе, вестибюль), ведущие на такую лестницу, при условии соблюдения ограничений, установленных нормативными документами по пожарной безопасности;

5) распашные двери в воротах, предназначенных для въезда (выезда) железнодорожного и автомобильного транспорта.

Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 171 утвержден свод правил «СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (далее - СП 1.13130.2009), которым установлены требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам установлены СП 1.13130.2009.

В соответствии с пунктом 4.2.5 СП 1.13130.2009 высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина выходов в свету - не менее 0,8 м, за исключением специально оговоренных случаев.

Ширина выходов из лестничных клеток наружу, а также выходов из лестничных клеток в вестибюль должна быть не менее требуемой или ширины марша лестницы, за исключением специально оговоренных случаев.

Во всех случаях ширина эвакуационного выхода должна быть такой, чтобы с учетом геометрии эвакуационного пути через проем или дверь можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.

Согласно пункту 4.4.1 СП 1.13130.2009 ширина марша лестницы, предназначенной для эвакуации людей, в том числе расположенной в лестничной клетке, должна быть не менее расчетной или не менее ширины любого эвакуационного выхода (двери) на нее, но, не менее:

а) 1,35 м - для зданий класса Ф1.1;

б) 1,2 м - для зданий с числом людей, находящихся на любом этаже, кроме первого, более 200 чел.;

в) 0,7 м - для лестниц, ведущих к одиночным рабочим местам;

г) 0,9 м - для всех остальных случаев.

Пунктом 4.4.3 СП 1.13130.2009 установлено, что двери, выходящие на лестничную клетку, в открытом положении не должны уменьшать требуемую ширину лестничных площадок и маршей.

В соответствии с пунктом 5.2.7 СП 1.13130.2009 в лестничных клетках, предназначенных для эвакуации людей как из надземных этажей, так и из подвального или цокольного этажа, следует предусматривать обособленные выходы наружу из подвального или цокольного этажа, отделенные на высоту одного этажа глухой противопожарной перегородкой 1-го типа.

Согласно пункту 5.2.12 СП 1.13130.2009 не менее двух эвакуационных выходов должны иметь помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 10 чел.

При проектировании эвакуационных выходов из помещений в зданиях детских дошкольных учреждений групповую ячейку допускается считать единым помещением.

Пунктом 5.2.14 СП 1.13130.2009 ширина эвакуационных выходов из помещений должна быть не менее 1,2 м при числе эвакуирующихся более 15 чел.

В соответствии с пунктом 8.1.12 СП 1.13130.2009 Ширина эвакуационных выходов из помещений и зданий должна быть не менее 1,2 м при числе эвакуирующихся более 50 чел.

Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 17 утвержден свод правил «СП 4.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», который устанавливает требования по ограничению распространения пожара на объектах защиты, в части, касающейся объемно-планировочных и конструктивных решений зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков, а также требований по противопожарным расстояниям между ними.

Пунктом 4.20 указанного свода правил установлено, что в местах сопряжения противопожарных преград с ограждающими конструкциями здания, в том числе в местах изменения конфигурации здания, следует предусматривать мероприятия, обеспечивающие нераспространение пожара, минуя эти преграды.

При размещении противопожарных стен в местах примыкания одной части здания к другой под углом необходимо, чтобы расстояние по горизонтали между ближайшими гранями проемов, расположенных в наружных стенах, было не менее 4 м, а участки стен, карнизов и свесов крыш, примыкающие к противопожарной стене под углом, по длине не менее 4 м были выполнены из материалов группы НГ. При расстоянии между указанными проемами менее 4 м они должны заполняться противопожарными дверями или окнами 1-го типа.

Довод заявителя о том, что здание, в котором учреждение осуществляет свою деятельность, построено в 1960 году по проекту, отвечающему на момент постройки требованиям пожарной безопасности, в связи с чем требованиям СП 1.13130.2009, СП 4.13130.2009 применению не подлежат, судом отклоняется, в силу следующего.

Частью 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» предусмотрено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей; обеспечения энергетической эффективности.

Суд полагает, что требования оспариваемого предписания касаются безопасности эксплуатации здания, что соответствует цели защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

Следовательно, в целях обеспечения пожарной безопасности своих работников, сохранности имущества учреждение обязано независимо от того, соответствуют ли помещения проекту, при дальнейшей его эксплуатации соблюдать требования пожарной безопасности, предусмотренные в Правилах пожарной безопасности, технических регламентах, сводах правил, даже если они претерпевали изменения, в связи с чем положения СП 1.13130.2009, СП 4.13130.2009 обязательны для исполнения учреждением, в процессе эксплуатации здания.

Довод заявителя о том, что требования строительных нормативов и правил «СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений», утвержденных Постановлением Минстроя Российской Федерации от 13.02.1997 N 18-7 и «СНиП 2.08.02-89*. Общественные здания и сооружения», утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 N 78 не подлежат применению судом отклонен, поскольку оспариваемые пункты предписания основываются на иных нормативных актах.

Таким образом, тот факт, что здание образовательного учреждения было построено до введения в действие указанных сводов правил не освобождает учреждение от обязанности соблюдать действующие требования пожарной безопасности и от обязанности принятия мер, направленных на приведение здания в соответствии с установленными требованиями пожарной безопасности.

Кроме того, в Декларациях пожарной безопасности от 07.04.2010 регистрационный номер 04401-371-ТО-04316, от 07.09.2010 регистрационный номер 04401-371-ТО-04317; от 01.10.2010 регистрационный номер 04401-371-ТО-04328, составленных в отношении зданий МОУ школа-интернат N 1, расположенных по адресу: г. Красноярск, ул. Пастеровская, 25 (в том числе реабилитационный и учебно-строительные корпуса) в разделе III «Перечень федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых обеспечивается на объекте защиты» указаны, в том числе статьи 5, 60, 67, 68, 69, 82, 83, 84, 85, 87, 88, 89, 90, 91, 134, 135, 137, 142, 143 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также ППБ 01-03.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2, частями 1, 2 статьи 64 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» декларация пожарной безопасности - форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска.

Декларация пожарной безопасности составляется в отношении объектов защиты, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение государственной экспертизы проектной документации, а также для зданий класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 и предусматривает:

1) оценку пожарного риска (если проводится расчет риска);

2) оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (может быть проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара).

В случае, если собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному федеральным законом или договором, выполняют требования федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, в декларации указывается только перечень указанных требований для конкретного объекта защиты.

Таким образом, время ввода в эксплуатацию здания, в котором в настоящее время располагается МОУ школа-интернат N 1, не имеет правового значения; требования, на которых основано оспариваемое предписание, подлежат обязательному соблюдению и применению, в том числе при эксплуатации данного здания.

Довод заявителя о том, что угроза жизни или здоровью людей, отсутствует, поскольку учреждение осуществляет свою деятельность в безопасных условиях в течение длительного времени, суд полагает неосновательным, так как проверкой выявлены нарушения требований пожарной безопасности, которые сами по себе создают угрозу жизни или здоровью человека и при обнаружении указанных нарушений, обязанность доказывать, что эти нарушения создают угрозу жизни или здоровью человека, отсутствует.

Довод заявителя о том, что установленные в ходе проведения проверки нарушения пожарной безопасности не могли привести к угрозе жизни и здоровью людей, что подтверждается осуществлением в 2010 ООО «Научно-исследовательский институт проблем пожарной безопасности» расчетов индивидуального пожарного риска для здания МОУ школа-интернат N 1, а также проведением проверки готовности МОУ школа-интернат N 1 к новому учебному 2010-2011 году, о чем составлен акт проверки, суд полагает несостоятельным, так как требуемый уровень обеспечения пожарной безопасности людей должен быть обеспечен выполнением требований нормативных документов по пожарной безопасности, в то время как материалами проверки зафиксировано несоблюдение указанных требований.

Довод заявителя о том, что в случае расширения существующих эвакуационных выходов из помещений будут затронуты несущие стены, конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности здания, судом отклоняется, так как невозможность произвести расширение эвакуационных выходов в здании учреждения без нанесения существенных нарушений целостности помещений и здания, может быть определена только соответствующим компетентным органом на основании проведенного анализа технической проектной документации.

Довод заявителя о том, что изменение проектной документации, расширение и пробивание проемов запрещено действующим законодательством, судом исследован и отклонен по следующим основаниям.

Положение пункта 2.1.21 Правил пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений, введенных в действие Приказом Гособразования СССР от 04.07.1989 N 541, устанавливает, что в зданиях детских учреждений запрещается производить перепланировку помещений с отступлением от требований строительных норм и правил (подпункт «а»).

Частью 2 статьи 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом в соответствии со статьей 8 указанного закона здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения исключалась возможность возникновения пожара, обеспечивалось предотвращение или ограничение опасности задымления здания или сооружения при пожаре и воздействия опасных факторов пожара на людей и имущество, обеспечивались защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на здание или сооружение, а также чтобы в случае возникновения пожара была возможна эвакуация людей (с учетом особенностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара (пункт 4);

Согласно статье 17 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ для обеспечения пожарной безопасности здания или сооружения в проектной документации одним из способов, указанных в части 6 статьи 15 настоящего Федерального закона, должны быть обоснованы организационно-технические мероприятия по обеспечению пожарной безопасности здания или сооружения в процессе их строительства и эксплуатации.

Таким образом, вышеуказанные нормы не содержат запрета на приведение здания в соответствие с действующими строительными нормами и правилами пожарной безопасности.

При таких обстоятельствах суд полагает, что МОУ школа-интернат N 1 является лицом ответственным за соблюдение вышеизложенных требований пожарной безопасности в принадлежащем ему на праве оперативного управления здании.

Материалами дела подтверждается, что учреждением не исполнены вышеуказанные требования и нормы.

При этом суд учитывает, что оспариваемое предписание предусматривает срок исполнения указанных в нем требований до 01.04.2012. Доводов о невыполнимости предписания в указанный срок не заявлено.

С учетом изложенного оспариваемое предписание является законным, основания для удовлетворения требования заявителя отсутствуют.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении заявления муниципального бюджетного образовательного учреждения общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования N 1 имени В.П. Синякова о признании недействительными пунктов NN 1/4, 1/5, 1/6, 1/7, 1/8, 1/11, 1/13, 1/15, 1/16, 1/18 предписания от 30.11.2010 N 3058/1/1-30, вынесенного отделом государственного пожарного надзора по г. Красноярску Главного управления МЧС по Красноярскому краю.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

     Судья

Е.А.Иванова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А33-516/2011
Принявший орган: Арбитражный суд Красноярского края
Дата принятия: 27 апреля 2011

Поиск в тексте