АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 27 апреля 2011 года Дело N А33-516/2011

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 20 апреля 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено 27 апреля 2011 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Е.А. Ивановой, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального бюджетного образовательного учреждения общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования N 1 имени В.П. Синякова

к отделу государственного пожарного надзора по г. Красноярску Главного управления МЧС по Красноярскому краю

о признании недействительными пунктов NN 1/4, 1/5, 1/6, 1/7, 1/8, 1/11, 1/13, 1/15, 1/16, 1/18 предписания от 30.11.2010 N 3058/1/1-30

при участии:

от заявителя: Н.А. Потаповой директора на основании выписки из приказа от 02.09.1986, паспорта, С.В. Бобковой по доверенности от 02.03.2011, паспорту,

от ответчика: Е.В. Горбачева по доверенности от 06.01.2011, удостоверению

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания К.Э. Сницкой,

установил:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования N 1 имени В.П. Синякова (далее - МОУ школа-интернат N 1) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к отделу государственного пожарного надзора по г. Красноярску Главного управления МЧС по Красноярскому краю об оспаривании пунктов NN 1/4, 1/5, 1/6, 1/7, 1/8, 1/11, 1/13, 1/15, 1/16, 1/18 предписания от 30.11.2010 N 3058/1/1-30.

Заявление принято к производству суда. Определением от 08.02.2011 возбуждено производство по делу.

Заявитель поддержал заявленные требования.

Ответчик требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

МОУ школа-интернат N 1 зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 2102468798727.

С 19 до 30 ноября 2010 года отделом государственного пожарного надзора по г. Красноярску ГУ МЧС России по Красноярскому краю на основании распоряжения от 16.11.2010 N 3058 проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности в зданиях и помещениях по адресу: г. Красноярск, ул. Пастеровская, 25, ул. Бабушкина, 2, принадлежащих МОУ школа-интернат N 1 на праве оперативного управления.

В ходе проверки обнаружено, что учреждением допущены, в том числе следующие нарушения требований пожарной безопасности:

- ширина лестничных клеток в здании учебного корпуса в свету менее 1,35 м (пункт 1/4 предписания);

- ширина эвакуационных выходов из помещений третьего этажа здания учебно-спального корпуса в лестничные клетки в свету менее 1,2 м (фактическая ширина 1,18 м и 1,13 м), ширина эвакуационного выхода из помещений второго этажа здания учебно-спального корпуса в левую лестничную клетку в свету менее 1,2 м (фактическая ширина 1,18 м); ширина эвакуационных выходов из коридоров первого и второго этажей здания учебного корпуса в правую лестничную клетку в свету менее 1,2 м (фактическая ширина 1,15 м и 1,17 м) (пункт 1/5 предписания);

- ширина эвакуационных выходов, ведущих из лестничных клеток непосредственно наружу в здании учебного корпуса в свету менее 1,2 м; ширина эвакуационных выходов, ведущих из лестничных клеток в тамбуры и из тамбуров непосредственно наружу в здании учебно-спального корпуса в свету менее 1,35 м (пункт 1/6 предписания);

- двери, открывающиеся из перехода в правую лестничную клетку здания учебного корпуса, а также двери, открывающиеся из помещений лабораторно-практического комплекса, изолятора в лестничные клетки здания учебно-спального корпуса в открытом положении уменьшают ширину лестничных площадок (пункт 1/7 предписания);

- высота эвакуационного выхода из спального помещения N 13 в свету менее 1,9 м; высота эвакуационного выхода из левой лестничной клетки непосредственно наружу в здании учебного корпуса в свету менее 1,9 м (пункт 1/8 предписания);

- в лестничных клетках, предназначенных для эвакуации людей из надземных этажей и подвального этажа в здании учебно-спального корпуса, не предусмотрены обособленные выходы наружу из подвального этажа, отделенные на высоту одного этажа глухой противопожарной перегородкой 1-го типа (пункт 1/11 предписания);

- горючие конструкции кровель переходов примыкают к стенам зданий с оконными проемами на расстоянии менее 4 метров от оконных проемов; горючие конструкции кровли спортивного зала примыкают к стене здания учебного корпуса с оконными проемами на расстоянии менее 4 метров от оконных проемов (пункт 1/13 предписания);

- из спальных помещений NN 5, 6, 7, 13, 14, расположенных на третьем этаже здания учебно-спального корпуса отсутствуют эвакуационные выходы (пункт 1/15 предписания);

- отсутствуют вторые эвакуационные выходы из спальных помещений NN 2, 4, 5, 8 с пребыванием 10 и более человек (пункт 1/16 предписания);

- ширина эвакуационных выходов спальных помещений в свету менее 1,2 м (пункт 1/18 предписания).

По результатам данной проверки отделом государственного пожарного надзора по г. Красноярску ГУ МЧС России по Красноярскому краю выдано предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 30.11.2010 N 3058/1/1-30, в соответствии с которым МОУ школа-интернат N 1 необходимо устранить выявленные нарушения в срок до 01.04.2012.

Заявитель, считает указанное предписание незаконным и нарушающим его права и законные интересы, в связи с чем обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Суд полагает, что оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя на основании следующего.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон «О пожарной безопасности») пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 820 утверждено Положение о государственном пожарном надзоре. Требования, изложенные в данном положении, наделяют всех государственных инспекторов пожарного надзора МЧС правом проверки соблюдения организациями требований пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О пожарной безопасности» и подпунктом 5 пункта 9 Положения о государственном пожарном надзоре, государственные инспекторы по пожарному надзору имеют право давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

В силу статьи 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Утвержденный приказом МЧС РФ от 01.10.2007 N517 Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности, определяя административные процедуры по осуществлению государственной функции по государственному пожарному надзору, устанавливает, что в порядке принятия мер по фактам нарушений, выявленных при проведении проверки, государственный инспектор по пожарному надзору, проводивший проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности (пункт 20, подпункт 1 пункта 70 регламента).

Таким образом, предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 30.11.2010 N 3058/1/1-30 вынесено уполномоченным должностным лицом - государственным инспектором г. Красноярска Красноярского края по пожарному надзору С.В. Чикулаевым.

Порядок проведения мероприятий по контролю, осуществляемых органами государственного контроля (надзора) установлен Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Согласно пунктам 2, 9, 12 статьи 9 указанного закона плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.

В отношении юридических лиц, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

О проведении плановой проверки юридическое лицо уведомляется органом государственного контроля (надзора), не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ предусмотрено, что срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, не может превышать двадцать рабочих дней.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 указанного Закона проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора). Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в соответствующем распоряжении или приказе.

Статьей 16 указанного закона установлен порядок оформления результатов проверки, согласно пунктам 1, 2, 4 которой по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Проверка проведена на основании распоряжения N 3058 от 16.11.2010 о проведении мероприятий по надзору, вынесенного главным государственным инспектором г. Красноярска по пожарному надзору А.А. Коневым на основании плана основных мероприятий Главного управления МЧС России по Красноярскому краю на 2010 год.

С распоряжением от 16.11.2010 N 3058 о проведении проверки директор МОУ школа-интернат N 1 Н.А. Потапова ознакомлена 16.11.2010, акт проверки получила 30.11.2010.

Судом не установлено нарушений ответчиком процедуры проведения проверки, законность проверки заявителем не оспаривается.

Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ предусмотрена обязанность, в том числе руководителей организации соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности.

В силу статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. За нарушение требований пожарной безопасности указанные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, законодатель возлагает бремя ответственности, как на собственника имущества, так и на лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Нежилые здания по адресам: г. Красноярск, ул. Пастеровская, 25, ул. Бабушкина, 2 принадлежат МОУ школа-интернат N 1 на праве оперативного управления. Следовательно, МОУ школа-интернат N 1 является лицом, уполномоченным владеть, пользоваться и распоряжаться указанным имуществом по смыслу статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ.

Согласно статье 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Федеральные законы о технических регламентах, содержащие требования пожарной безопасности к конкретной продукции, не действуют в части, устанавливающей более низкие, чем установленные настоящим Федеральным законом, требования пожарной безопасности.

Частью 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ установлено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).

В соответствии с частью 1 статьи 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ эвакуационные пути в зданиях, сооружениях и строениях и выходы из зданий, сооружений и строений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения.

Согласно части 3 указанной статьи к эвакуационным выходам из зданий, сооружений и строений относятся выходы, которые ведут:

1) из помещений первого этажа наружу:

а) непосредственно;

б) через коридор;

в) через вестибюль (фойе);

г) через лестничную клетку;

д) через коридор и вестибюль (фойе);

е) через коридор, рекреационную площадку и лестничную клетку;

2) из помещений любого этажа, кроме первого:

а) непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;