АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 10 мая 2011 года Дело N А33-2060/2011

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 29 апреля 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено 10 мая 2011 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Петракевич Л.О., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Красноярскому краю (ОГРН 1042440950012, ИНН 2439006161)

к Администрации Балахтинского района Красноярского края (ОГРН 1032400530095, ИНН 2403004442)

о взыскании задолженности по пени и штрафу по страховым взносам в государственный Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 561 249.56 рублей,

при участии:

представителя заявителя: Фесенко О.М. на основании доверенности от 21.03.2011, удостоверения;

в отсутствие ответчика,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фадеевой А.Н.,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N14 по Красноярскому краю (далее по тексту - инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Администрации Балахтинского района Красноярского края (далее по тексту - Администрация) о взыскании задолженности по страховым взносам в государственный Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 561 249.56 рублей, в том числе 530 978.16 рублей пени и 30 271.40 рублей штрафа.

Заявление принято к производству суда. Определением от 28.03.2011 возбуждено производство по делу.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного заседания (почтовые уведомления от 29.03.2011), в судебное разбирательство не явились.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие сторон.

Заявитель в рассматриваемом заявлении в обоснование своей позиции указал, что на основании решения инспекции от 14.01.2002 Администрации реструктуризировано 1 732 633 рублей задолженности по пени по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации) и 30 500 рублей штрафа, образовавшихся по состоянию на 01.01.2001. В связи с отменой решения о реструктуризации долга, а также учитывая, что взыскание недоимок с организации, у которой открыт лицевой счет, осуществляется в судебном порядке, инспекция обратилась в суд с заявлением о взыскании с ответчика указанных сумм задолженности.

Одновременно налоговым органом заявлено ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд за взысканием задолженности.

Ответчик в отзыве на заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N14 по Красноярскому краю указал, что налоговым органом пропущен срок давности обращения в суд за взысканием спорной задолженности, предусмотренный пунктом 5 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 N212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», что является основанием для отказа инспекции в удовлетворении заявленных требований. Кроме того, по мнению ответчика, в силу указанной нормы обращаться в суд с требованием о взыскании с плательщика недоимки по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации могут только территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

Сторонами представлено суду соглашение по фактическим обстоятельствам, достигнутое в порядке статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым Администрация Балахтинского района Красноярского края и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N14 по Красноярскому краю подтверждают факт наличия у Администрации в сумме 561 249.56 рублей задолженности по страховым взносам в государственный Пенсионный фонд Российской Федерации, в том числе 530 978.16 рублей пени, начисленных за период с 01.01.2001 по 28.08.2005, и 30 271.40 рублей штрафа. Недоимка по страховым взносам в государственный Пенсионный фонд Российской Федерации, на которую начислен спорные пени, а также штраф образовались до 01.01.2001.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Требованиями N138, N139 от 26.03.2001 Инспекцией Министерства по налогам и сборам по Балахтинскому району Красноярского края, правопреемником которой является Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N14 по Красноярскому краю, предложено Администрации Балахтинского района Красноярского края в срок до 31.03.2001 уплатить 1 732 633 рублей недоимки по пени по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации и 30 271.40 рублей штрафов.

Согласно справке Инспекции Министерства по налогам и сборам по Балахтинскому району Красноярского края по состоянию на 01.12.2001 Администрация Балахтинского района Красноярского края имеет задолженность по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 1 982 971 рубля, в том числе 1 952 471 рубль пени и 30 500 рублей штрафов.

14 декабря 2001 года Администрация Балахтинского района Красноярского края обратилась в Инспекцию Министерства по налогам и сборам по Балахтинскому району Красноярского края с заявлением о предоставлении права на реструктуризацию 1 732 633 рублей задолженности по пени по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации) и 30 500 рублей штрафа, образовавшихся по состоянию на 01.01.2001, на срок 5 лет.

Решением Инспекции Министерства по налогам и сборам по Балахтинскому району Красноярского края от 14.01.2002 Администрации Балахтинского района Красноярского края предоставлено право на реструктуризацию указанной задолженности сроком на 5 лет и равномерную ее уплату в соответствии с согласованным графиком погашения задолженности. Данное решение получено уполномоченным представителем плательщика под роспись.

Решением Инспекции Министерства по налогам и сборам по Балахтинскому району Красноярского края от 04.09.2002 действие решения от 14.01.2002 о реструктуризации долга прекращено, Администрации Балахтинского района Красноярского края предложено уплатить 1 719 638 рублей пени по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации) и 30 500 рублей штрафа.

Согласно справке Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N14 по Красноярскому краю по состоянию на 28.01.2011 у Администрации Балахтинского района Красноярского края имеется 530 978.16 рублей задолженности по пени по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации), и 30 271.40 рублей штрафа.

Неуплата ответчиком указанных сумм задолженности явилась основанием для обращения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N14 по Красноярскому краю 09.02.2011 в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о взыскании с Администрации Балахтинского района Красноярского края задолженности по страховым взносам в государственный Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 561 249.56 рублей, в том числе 530 978.16 рублей пени и 30 271.40 рублей штрафа.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с частью 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Как следует из материалов дела, сторонами достигнуто соглашение по фактическим обстоятельствам, в соответствии с которым сторонами признан факт наличия у заявителя по состоянию на 21.03.2011 задолженности по страховым взносам в государственный Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 561 249.56 рублей, в том числе 530 978.16 рублей пени, начисленных за период с 01.01.2001 по 28.08.2005, и 30 271.40 рублей штрафа. Недоимка по страховым взносам в государственный Пенсионный фонд Российской Федерации, на которую начислен спорные пени, а также штраф образовались до 01.01.2001.

На основании части 2 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признанные сторонами в результате достигнутого между ними соглашения обстоятельства принимаются арбитражным судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.

Учитывая изложенное, факт наличия у налогоплательщика названной задолженности считается судом установленным и не требует дальнейшего доказывания.

Статьей 9 Федерального закона от 05.08.2000 N118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» (в редакции Федерального закона от 24.03.2001 N33-ФЗ) предусмотрено, что с 1 января 2001 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации. Взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), образовавшихся на 1 января 2001 года, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

На основании пунктов 1, 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору, а при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сборов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом.

Пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N154-ФЗ) установлено, что обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N154-ФЗ)).

В силу статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N154-ФЗ) требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику по месту его учета письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

На основании статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N154-ФЗ) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Положениями пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N154-ФЗ) предусматривалось, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46, 48 настоящего Кодекса, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47, 48 настоящего Кодекса. Взыскание налога с организации и индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46, 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с организации и индивидуального предпринимателя производится в судебном порядке, если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом: 1) юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами; 2) юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика.

Таким образом, действующее до 01 января 2007 года налоговое законодательство не предусматривало судебный порядок взыскания недоимок по налоговым платежам с организаций, имеющим открытый лицевой счет. Данное положение вступило в силу лишь с 01.01.2007 (статья 45 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N137-ФЗ).

Вместе с тем, в силу пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 03.11.2006 N175-ФЗ) учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

На основании статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Согласно статье 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.12.2005 N197-ФЗ) иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.

Из системного толкования указанных норм следует, что в отсутствие прямого регулирования правоотношений по взысканию задолженности по налоговым платежам с бюджетных счетов получателей бюджетных средств подлежал применению судебный порядок взыскания с данных налогоплательщиков сумм задолженностей по налогам, сборам и пеням.

Пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N154-ФЗ) предусмотрено, что исковое заявление о взыскании налога может быть подано в соответствующий суд налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

В силу пункта 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения, судам необходимо исходить из универсальности воли законодателя, выраженной в пункте 3 статьи 48 Кодекса в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам, и руководствоваться соответствующим положением при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц. Срок для обращения налогового органа в суд, установленный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, является пресекательным и восстановлению судом не подлежит.

Из смысла статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что пеня за несвоевременную уплату налогов начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты. Пеня начисляется до полного погашения задолженности.

В отличие от недоимки по налогам, для которой определены конкретные сроки уплаты, пени начисляются за каждый день просрочки до даты фактической уплаты задолженности. Поэтому налоговый орган вправе предъявлять ко взысканию пени как совместно с недоимкой, используя механизм начисления и взыскания пени, изложенный в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2002 N5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации», так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения основного обязательства по уплате налогов. Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.05.2008 N16933/07.

На основании пункта 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N154-ФЗ, действовавшего до 01.01.2006) налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции). Данный срок является пресекательным и восстановлению не подлежит.

Из материалов дела следует, что налоговым органом на основании заявления плательщика принято решение от 14.01.2002, которым ответчику предоставлено право на реструктуризацию 1 732 633 рублей задолженности по пени по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации) и 30 500 рублей штрафа, образовавшихся по состоянию на 01.01.2001, на срок 5 лет.

Согласно пункту 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 N699 «О Порядке и условиях проведения реструктуризации имеющейся у организаций по состоянию на 1 января 2001 года задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, а также по пеням и штрафам, начисленным на указанную задолженность по данным учета налоговых органов на дату принятия решения о реструктуризации» организация утрачивает право на реструктуризацию задолженности при неуплате платежей, установленных графиком, и (или) при наличии по состоянию на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате авансовых платежей по единому социальному налогу (взносу).

В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 N699 при возникновении обстоятельств, предусмотренных абзацем первым пункта 5 порядка и условий проведения реструктуризации, налоговый орган, принявший решение о реструктуризации задолженности, в месячный срок принимает решение о прекращении его действия и о принятии предусмотренных законодательством мер ко взысканию задолженности. Однако указанным Постановлением какого-либо особого порядка взыскания указанной задолженности не предусмотрено.

Вместе с тем, по правовой природе реструктуризация является разновидностью рассрочки уплаты налога, которая в соответствии со статьей 64 Налогового кодекса Российской Федерации представляет собой изменение срока уплаты налога. Порядок исполнения обязанности по уплате оставшейся суммы задолженности при досрочном прекращении действия рассрочки регламентирован статьей 68 Кодекса. Следовательно, этот же порядок применим и в случае прекращения реструктуризации. Поэтому взыскание задолженности осуществляется в таком случае с учетом требований статьи 68 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 68 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N154-ФЗ) при досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки налогоплательщик должен в течение 30 дней после получения им соответствующего решения уплатить неуплаченную сумму задолженности, а также пени за каждый день, начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно.

Таким образом, сроком уплаты задолженности плательщика, в отношении которой прекращено действие реструктуризации, является дата, приходящаяся на день, следующий за днем истечения 30 дней после получения решения об отмене реструктуризации, которая подлежит обязательному указанию в требовании об уплате налога в качестве установленного срока уплаты налога. С учетом изложенного, после расторжения соглашения о реструктуризации задолженности у плательщика наступает обязанность уплатить задолженность, а налоговый орган вправе взыскать задолженность.

При определении предельного срока взыскания спорной задолженности учитывается совокупность следующих сроков: предусмотренного пунктом 4 статьи 68 Налогового кодекса Российской Федерации 30-дневного срока, исчисляемого с момента получения обществом решения о прекращении реструктуризации; трехмесячного срока, установленного статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации; 10 дней на исполнение требования в добровольном порядке; сроки на взыскание задолженности в судебном порядке, предусмотренные статьями 48, 115 Налогового кодекса Российской Федерации.

Доказательств соблюдения инспекцией процедуры судебного взыскания с заявителя 561 249.56 рублей задолженности налоговый орган суду не представил. Пресекательный срок на судебное взыскание недоимки по штрафу, образовавшейся до 01.01.2001, а также пеней, начисленных за период с 01.01.2001 по 28.08.2005, исходя из совокупности указанных сроков в настоящее время истек. Доказательств обращения в суд в пределах названного пресекательного срока за взысканием спорной суммы задолженности налоговый орган в материалы дела не представил.