• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 12 мая 2011 года Дело N А33-2434/2011

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 04 мая 2011 года. В полном объёме решение изготовлено 12 мая 2011 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Лескова Р.В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску заявлению Учреждения Российской академии наук Специального конструкторского бюро «Наука» Красноярского научного центра Сибирского отделения РАН (г. Красноярск, ОГРН 1022402658850, ИНН 2466081560)

к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, г. Красноярск

о признании распоряжения незаконным и его отмене,

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

Управление Судебного департамента в Красноярском крае, г. Красноярск,

Сибирское отделение Российской академии наук, г. Новосибирск,

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, г. Москва,

Российская академия наук, г. Новосибирск,

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Новосибирской области, г. Новосибирск,

в присутствии:

от заявителя - Смирновой В.Ю., представителя по доверенности от 20.02.2011 N 23,

от органа, чей акт оспаривается - Ставцевой А.А., представителя по доверенности от 29.10.2010 N 04-14321,

от Управления Судебного департамента в Красноярском крае - Казанцева А.В., представителя по доверенности от 24.02.2011,

от Сибирского отделения РАН - Герасимовой Д.В., представителя по доверенности от 13.08.2010 N 37,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Д.С. Куликовой,

установил:

Учреждение Российской академии наук Специальное конструкторское бюро «Наука» Красноярского научного центра Сибирского отделения наук РАН обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае от 25.01.2011 N07-30р «Об изъятии федерального недвижимого имущества из оперативного управления учреждения Российской академии наук Специальное конструкторское бюро «Наука» Красноярского научного центра Сибирского отделения наук РАН и о его закреплении за Управлением Судебного департамента в Красноярском крае» незаконным и его отмене.

Заявление принято к производству суда. Определением от 25.02.2011 возбуждено производство по делу, назначено предварительное судебное заседание.

Определением от 06.04.2011 дело назначено к судебному разбирательству, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - Управление Судебного департамента в Красноярском крае, Сибирское отделение Российской академии наук, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Российскую академию наук, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области.

В судебное заседание третьи лица - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Российская академия наук, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области своих представителей не направили, письменные пояснения по делу не представили. О времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовой корреспонденции.

С учетом указанных обстоятельств, дело рассматривается в отсутствие указанных лиц в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Орган, чей акт оспаривается - ТУ Росимущества в Красноярском крае считает требования заявителя необоснованными, в отзыве и дополнениях к отзыву указывает следующее:

-в реестре федерального имущества учитывается объект недвижимого имущества - нежилое четырехэтажное административное здание, площадью 6031,6 кв. м., расположенное по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, д. 53;

-общая площадь объекта недвижимого имущества составляет 6031,6 кв. м., в том числе: лабораторно-кабинетная площадь - 2744,3 кв. м., производственная и служебно-подсобная площадью - 3287,3 кв. м;

-право собственности Российской Федерации на спорный объект недвижимого имущества возникло в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.1991 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» и зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 24 БМ N 008075 от 21.08.2001;

-согласно приложению N 1 к распоряжению Агентства по управлению имуществом Российской Академии Наук N 35-и от 01.06.2000 объект закреплен на праве оперативного управления за СКТБ «Наука» СО РАН; право оперативного управления зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 24 БР N 003354 от 04.10.2001;

-20.08.2010 Территориальным управлением на основании поручения Президента Российской Федерации Д.А. Медведева N Пр-1112 от 07.05.2009, Минэкономразвития России N 59037 от 12.05.2009, Федерального агентства по управлению государственным имуществом N ЮМ-12/26052 от 16.10.2009 проведена внеплановая проверка эффективности использования, целостности и сохранности федерального имущества, находящегося в оперативном управлении СКТБ «Наука» СО РАН; по результатам данной проверки составлен акт от 20.08.2010, утвержденный руководителем Территориального управления В.В. Абрамовым 24.08.2010;

-в ходе проверки установлено, что в соответствии со штатным расписанием СКТБ «Наука» СО РАН, утвержденным директором СКТБ «Наука» СО РАН от апреля 2010 года, количество штатных единиц СКТБ «Наука» СО РАН составляет 99, 85;

-с учетом пункта 9 Постановления Правительства Российской Федерации N 3 от 05.01.1998 «О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений» установлено, что для размещения сотрудников СКТБ «Наука» КНЦ СО РАН в соответствии с утвержденным штатным расписанием необходимо предоставить по нормативу нежилые помещения общей площадью - 898,65 кв.м. Фактические площади, занимаемые СКТБ «Наука» СО РАН в здании, расположенном по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 53, превышают нормативные площади;

-более 90 % объекта не используются СКТБ «Наука» КНЦ СО РАН в уставных целях; в течение нескольких лет помещения в здании, расположенном по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 53, предоставляются СКТБ «Наука» КНЦ СО РАН в аренду коммерческим организациям по договорам аренды N 1, 22, 28, 6, 17, 20, 26, 21, 23, 24, 19, 9, 5, 7, 12, 4, 15, 13, 10, 29, 16, 3, 27, 11, 14, 18, 2 от 25.11.2007; N 32, 33, 31 от 27.12.2007; N 54, 53 от 01.06.2007; N 47 от 04.05.2007; N 56 от 01.10.2007; N 55 от 20.06.2007; N 8 от 27.12.2007, подписанными между СКТБ «Наука» КНЦ СО РАН и различными коммерческими организациями, всего в аренду сдано 1121, 5 кв.м кабинетной площади, что составляет более 34 % кабинетной площади здания;

-данные договоры аренды заключены СКТБ «Наука» КНЦ СО РАН с нарушением положений статьи 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (с нарушением

установленного порядка перехода прав владения и пользования государственным имуществом исключительно по результатам конкурса или аукциона); статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (без соблюдения установленной процедуры согласования данных сделок с собственником имущества - Российской Федерацией в лице уполномоченных органов); без государственной регистрации договоров аренды в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

-в настоящее время Арбитражным судом Красноярского края рассматриваются дела по исковым заявлениям Прокуратуры Красноярского края о признании договоров недействительными в отношении договоров аренды N 3, 1, 29, 16, 19 от 25.11.2007; N 8 от 27.11.2007 (Дела NN А33-3401/2011, А33-3399/2011, А33-3632/2011, А33-3634/2011, А33-3631/2011, А33-3397/2011);

-сдача помещений в аренду сторонним коммерческим организациям подтверждает, что эти помещения не используются СКТБ «Наука» КНЦ СО РАН в научно-исследовательских либо иных производственных целях, следовательно, большая часть не используется последним по назначению на протяжении многих лет, что в силу действующего законодательства Российской Федерации является основанием для перераспределения имущества между государственными учреждениями;

-25.01.2011 Территориальным управлением издано распоряжение N 07-30р «Об изъятии федерального недвижимого имущества из оперативного управления СКТБ «Наука» КНЦ СО РАН и его закреплении за Управлением Судебного департамента в Красноярском крае»;

-согласно пункту 1 данного распоряжения из оперативного управления СКТБ «Наука» КНЦ СО РАН изъято следующее недвижимое имущество, расположенное по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 53, общей площадью 1488, 8 кв. м: помещение N 1, общей площадью 297, 7 кв. м; помещение N 3, общей площадью 291, 5 кв. м; часть помещения N 5 (комнаты NN 28, 29, 31, 32, 33, 49-59), общей площадью 292, 4 кв. м; часть помещения N 6 (комнаты NN 31-37, 39, 62-68, 73), общей площадью 304, 3 кв. м; часть помещения N 7 (комнаты NN 25-35, 51), общей площадью 302, 9 кв. м;

-поскольку общая площадь здания, расположенного по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 53, составляет 6031, 6 кв. м., то у СКТБ «Наука» КНЦ СО РАН на данный момент сохраняется право оперативного управления на нежилые помещения, расположенные по вышеуказанному адресу, общей площадью 4542, 8 кв. м;

-учитывая, что для размещения сотрудников СКТБ «Наука» СО РАН требуются нежилые помещения общей площадью всего 898,65 кв. м, при изъятии имущества из оперативного управления учреждения нормативы, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации для размещения организации, по мнению ответчика, соблюдены, и изъятие вышеуказанных объектов не оказало негативного влияния на научную и иную, предусмотренную уставом, деятельность СКТБ «Наука» КНЦ СО РАН;

-в силу статьи 114 Конституции Российской Федерации, пункта 2 Указа Президента Российской Федерации N 314 от 09.03.2004 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», подпункта 5.22 пункта 5 раздела II Положения «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 432 от 05.06.2008, Росимущество производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями. Территориальное управления является территориальным органом Росимущества, и осуществляет свою деятельность на основании Положения о Территориальном управлении, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 63. Территориальное управление является органом, который уполномочен законом на принятие решений о перераспределении федерального имущества на праве хозяйственного ведения и оперативного управления между государственными учреждениями;

-в 2010 году в Администрацию Президента Российской Федерации поступили обращения от Совета судей Российской Федерации, от председателя Красноярского краевого суда по вопросу размещения учреждений судебной власти. Поручениями Администрации Президента Российской Федерации от 24.06.2010 N А67-2053 и Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций от 20.05.2010 N А26-13-280876 рассмотрение обращений поручено Федеральному агентству по управлению государственным имуществом. Росимущество письмами от 24.06.2010 N НС-18-975Ж-1 и от 02.07.2010 N СМ-16/18795 поручило Территориальному управлению провести работу по подбору и закреплению в оперативное управление Управлению Судебного департамента в Красноярском крае необходимых площадей федеральной формы собственности в целях размещения Федерального суда Центрального района города Красноярска. В казне Российской Федерации неиспользуемых помещений, пригодных для размещения суда и расположенных на территории Центрального района города Красноярска, нет. Учитывая вышеуказанные поручения и акт проверки от 20.08.2010, Территориальным управлением были предприняты соответствующие меры по обеспечению Управления Судебного департамента в Красноярском крае федеральными имуществом, для размещения Федерального суда Центрального района города Красноярска;

-пунктом 3 статьи 7 Федерального закона N 127-ФЗ от 23.08.1996 «О науке и государственной научно-технической политике» установлено, что органы государственной власти осуществляют контроль за эффективным использованием и сохранностью предоставленного государственным научным организациям имущества. На основании данного закона между Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и Российской Академией Наук заключено соглашение от 24.09.2009.В соответствии с Соглашением «О взаимодействии между Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и Российской Академией Наук в сфере управления федеральным имуществом, закрепленным за Российской Академией Наук и подведомственными ей организациями» от 24.09.2009 (раздел 4.11.)

Территориальное управление 22 и 29 ноября 2010 года направило обращения в адрес:

- директора СКТБ «Наука» В.В. Москвичева (исх. N 03-15348);

- председателя Президиума КНЦ СО РАН академика В.Ф. Шабанова (исх. N 03-15347);

- председателя СО РАН академика А.Л. Асеева (исх. N 03-15424, 03-15705);

- президента РАН академика Ю.С. Осипова (исх. N 03-15706);

- руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом Ю.А. Петрова (исх. N 08-15806/18603);

-в обращениях содержалось предложение рассмотреть вопрос о передаче в казну Российской Федерации неиспользуемого по назначению федерального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за учреждением Российской Академии Наук «Специальное конструкторско-технологическое бюро «Наука» Красноярского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук» - административных площадей, расположенных по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, д. 53, для их закрепления в дальнейшем за Управлением Судебного департамента в Красноярском крае и размещения Федерального суда Центрального района города Красноярска;

-возражения от Российской Академии Наук, Сибирского отделения РАН и Красноярского научного центра СО РАН по предполагаемому изъятию имущества в Территориальное управление не поступили;

-в соответствии с пунктом 2 Положения о Территориальном управлении, Территориальное управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства экономического развития Российской Федерации, настоящим Положением, а также актами Федерального агентства по управлению государственным имуществом;

-соглашение о взаимодействии от 24.09.2009 не является нормативно-правовым актом. Данное соглашение является межведомственным актом, принятым в целях более эффективного осуществления полномочий по управлению государственным имуществом. В случае, если порядок взаимодействия, предусмотренный Соглашением не соблюдается, Территориальное управление обязано действовать в соответствии с Положением о Территориальном управлении и нормативными правовыми актами, указанными в пункте 2 Положения о Территориальном управлении.

-учитывая, что в ходе внеплановой проверки, осуществленной Территориальным управлением, установлены нарушения в порядке использования федерального имущества (передача помещений СКТБ «Наука» СО РАН в коммерческую аренду на срок более трех лет с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований), Территориальное управление произвело изъятие используемого не по назначению имущества находящегося в здании, расположенном по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, д. 53, и распорядилось им по своему усмотрению, а именно закрепило на праве оперативного управления указанное имущество за Управлением судебного департамента в Красноярском крае, для размещения Федерального суда Центрального района города Красноярска, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и в пределах своих полномочий.

Третье лицо - Сибирское отделение Российской академии наук представило отзыв на заявление, в котором поддерживает требования заявителя и сообщает следующее:

-Распоряжение ТУ Росимущества в Красноярском крае от 25.01.2011 N 07-30р является незаконным, так как у Территориального управления отсутствовали соответствующие полномочия на изъятие объектов федерального имущества, закрепленных на праве оперативного управления за СКТБ «Наука» КНЦ СО РАН;

-СКТБ «Наука» является учреждением Российской академии наук. В соответствии с п. 4 Устава Российской академии наук (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2007 N 785) перечень организаций, подведомственных Российской академии наук, утверждается Правительством Российской Федерации. Этот перечень утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1938-р. СКТБ «Наука» включено в этот перечень с порядковым номером 359 как организация, входящая в Сибирское отделение РАН;

-изъятие имущества из оперативного управления учреждения Российской академии наук регламентируется следующими нормативно-правовыми актами: п. 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 - изъятие является полномочием Федерального агентства по управлению государственным имуществом; в соответствии с п.9.9. Положения о Росимуществе на основании и во исполнение законов и подзаконных нормативно-правовых актов руководитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом издает в пределах своей компетенции приказы по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Агентства, а также по вопросам внутренней организации работы Агентства; 27.11.2009 года исполняющим обязанности руководителя Росимущества издан приказ N 316, которым установлено, что Территориальное управление Росимущества в г. Санкт-Петербурге, Территориальное управление в Свердловской области, Территориальное управление в Новосибирской области, Территориальное управление в Приморском крае, а также иные Территориальные управления Росимущества в своей деятельности по осуществлению полномочий собственника федерального имущества, закрепленного за РАН и подведомственными ей организациями, руководствуются Соглашением о взаимодействии между Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и Российской академией наук в сфере управления федеральным имуществом, закрепленным за Российской академией наук и подведомственными ей организациями от 24.09.2009; п. 4.11.1 Соглашения от 24.11.2009 установлено, что вопросы, связанные с изъятием имущества РАН и подведомственных РАН организаций, могут рассматриваться только при наличии согласия РАН. Российская академия наук принимает решение о целесообразности изъятия имущества и предоставляет в Росимущество необходимый комплект документов для принятия последним соответствующего решения;

-ТУ Росимущества в Красноярском крае нарушен порядок правомерного изъятия объектов федерального имущества из оперативного управления, установленный нормативными правовыми актами, что повлекло нарушение прав заявителя - СКТБ «Наука» КНЦ СО РАН на владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст. 296 ГК РФ объектами, перечисленными в п. 1 распоряжения N 07-30р от 25.01.2011;

-в соответствии с п.3.1 Соглашения от 24.09.2009 Росимущество осуществляет полномочия собственника федерального имущества непосредственно и через свои территориальные органы по месту регистрации региональных отделений РАН в качестве юридического лица, а именно, Территориальное управлении Росимущества в Новосибирской области для Сибирского отделения РАН, либо через любое из территориальных управлений - по отдельному поручению Росимущества;

-СКТБ «Наука» КНЦ СО РАН является организацией Сибирского отделения РАН. Поскольку отдельное поручение Росимущества о проведении проверки эффективности использования и сохранности федерального имущества СКТБ «Наука» КНЦ СО РАН отсутствовало, то проверка, по результатам которой составлен акт от 20.08.2010, проведена Территориальным управлением Росимущества в Красноярском крае с превышением своих полномочий. Также не было отдельного поручения от Росимущества в отношении принятия ответчиком распоряжения об изъятии из оперативного управления объектов недвижимого имущества СКТБ «Наука» КНЦ СО РАН, следовательно, у Территориального управления Росимущества в Красноярском крае отсутствовали полномочия на принятие распоряжения Nт 07-30р от 25.01.2011;

-в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» учреждения Российской академии наук вправе сдавать временно неиспользуемое имущество в аренду, средства от сдачи в аренду такого имущества используются в качестве дополнительного бюджетного финансирования, то есть расходуются на содержание и развитие материально-технической базы СКТБ «Наука». Довод ответчика о том, что передача в аренду помещений свидетельствует о неиспользовании этих помещений в уставных целях, по мнению третьего лица, является несостоятельным, так как содержание материально-технической базы имеет непосредственное отношение к научно-исследовательской и производственной деятельности заявителя.

Третье лицо - Управление Судебного департамента в Красноярском крае считает требования заявителя необоснованными, просит суд в удовлетворении требований заявителя отказать, в письменном отзыве на заявлении указывает следующее:

-актом внеплановой проверки эффективности использования, целостности и сохранности федерального имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения СКТБ «Наука» от 20.08.2010 установлено, что 90 % площади здания, расположенного по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 53, используются СКТБ «Наука» не по назначению, что в соответствии с нормами действующего законодательства является основанием для изъятия этого имущества и перераспределения между государственными учреждениями;

-изъятие произведено Территориальным управлением в рамках собственных полномочий и в соответствии с нормами действующего законодательства;

-доводы заявителя, о незаконности оспариваемого распоряжения являются несостоятельными; Соглашение о взаимодействии от 24.09.2009 не является нормативно-правовым актом, в случае, если порядок, предусмотренный Соглашением, не соблюдается, Территориальное управление обязано действовать в соответствии с Положением о Территориальном управлении и иными нормативно-правовыми актами; приказы Росимущества от 15.04.2009 N 104, от 24.06.2009 N 185 не действовали на момент проведения Территориальным управлением внеплановой проверки эффективности использования, целостности и сохранности федерального имущества, находящегося в оперативном управлении СКТБ «Наука» и издания распоряжения N 07-30р от 25.01.2011.В соответствии с приказом Росимущества от 15.04.2009 приказы от 15.04.2009 N 104, 24.6.2009 N 185 действуют до завершения ликвидации Межрегионального территориального управления Росимущества по управлению имуществом Российской академии наук. Данное управление ликвидировано 17.08.2009;

-заявитель не представил доказательств несоответствия оспариваемого распоряжения закону или нормативному правовому акту, а также не доказал нарушение указанным распоряжением прав и законных интересов СКТБ «Наука».

В обоснование заявленных требований Учреждение Российской академии наук Специальное конструкторско-технологическое бюро «Наука» Красноярского научного центра Сибирского отделения РАН в заявлении и дополнительных пояснениях указывает следующее:

-в СКТБ «Наука» КНЦ СО РАН 27.01.2011 года поступило Распоряжение Территориального управления Росимущества в Красноярском крае от 25.01.2011 N 07-30р «Об изъятии федерального недвижимого имущества из оперативного управления учреждения Российской академии наук Специального конструкторско-технологического бюро «Наука» Красноярского научного центра Сибирского отделения РАН и о его закреплении за Управлением Судебного департамента в Красноярском крае» с приложенным к нему актом приема-передачи, который предписывалось исполнить в течение 10 дней с момента издания распоряжения;

-по мнению заявителя, указанное распоряжение является незаконным по следующим основаниям:

в соответствии с разделом 2 п.1 , разделом 3 п.1 Положения от 01.02.2005 N 37 ТУ Росимущества в Красноярском крае осуществляя полномочия собственника, вправе передавать федеральное имущество, расположенное на территории края, юридическим и физическим лицам «в пределах, установленных настоящим Положением полномочий», в соответствии с Федеральными законами, Указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации»;

СКТБ «Наука» КНЦ СО РАН является учреждением Российской академии наук. Порядок изъятия имущества РАН регламентируется Соглашением «О взаимодействии между Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и Российской академией наук в сфере управления федеральным имуществом, закрепленным за Российской академией наук и подведомственными ей организациями» от 24.09.2009 года. В соответствии с разд.4.11 Соглашения вопросы, связанные с передачей имущества РАН и подведомственных РАН организаций третьим лицам, изъятием имущества и передачей его в казну Российской Федерации, могут рассматриваться при наличии согласия РАН в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. На обязательность соблюдения такой процедуры указывает письмо заместителя руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 08.10.2010 N 12/29519;

Приказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом Минэкономразвития от 24.04.2009 N 185 (п.1.5, 1.6 Приказа) предписывает изъятие имущества закрепленного на праве оперативного управления за учреждениями РАН, только по согласованию с Российской академией наук. В данном приказе указаны Территориальные управления, которые полномочны принимать решения об управлении имуществом РАН. В полномочия Территориального управления Росимущества в Красноярском крае функции по управлению имуществом Российской академии наук не входят;

В соответствии с Уставом РАН и Сибирского отделения РАН, Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» вопросы передачи недвижимого имущества находятся вне компетенции директора учреждения СКТБ «Наука» КНЦ СО РАН;

-распоряжение N 07-30р от 25.01.2011 противоречит приказу вышестоящей организации - Федерального агентства по управлению государственным имуществом Минэкономразвития N 185 от 24.06.2009, вопрос об изъятии имущества с Российской академией наук не согласован, Российская академия наук не принимала решение о передаче имущества СКТБ «Наука» КНЦ СО РАН в казну;

-после ликвидации Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской академии наук в феврале 2009 года (приказ Минэкономразвития от 27.02.2009 N 32), функции по управлению федеральным имуществом РАН поделены между ТУ Росимущества по месту регистрации юридического лица, входящего в систему РАН, и по месту нахождения регионального отделения РАН. При этом функции по непосредственному управлению имуществом РАН возложены на региональные отделения Росимущества по месту нахождения отделений РАН (приказ Минэкономразвития от 24.06.2009 N 185) Функции по формированию реестра федерального имущества остались в ведении территориальных управлений Росимущества по месту регистрации организаций РАН, что было возложено на эти органы ранее;

-СКТБ «Наука» является подведомственной РАН некоммерческой научной организацией - учреждением Российской академии наук и входит в состав организаций, объединяемых Учреждением Российской академии наук Сибирским отделением РАН. Основные направления деятельности СКТБ «Наука» КНЦ СО РАН: физическое моделирование - новые материалы и структуры, в том числе физические основы технологий получения новых материалов с заданными свойствами на основе комплексного использования техногенного, рудного и нерудного сырья, физико-химические основы создания фотонно-кристаллических структур для СВЧ и опытно-электронной техники; математическое моделирование и интеллектуальные информационные системы в экологии и природопользовании. Кроме фундаментальных научных исследований СКТБ «Наука» занимается опытно-конструкторской, производственной, образовательной и иной деятельностью, предусмотренной Уставом. На базе СКТБ «Наука» КНЦ СО РАН созданы и функционируют: инженерно-инновационный центр «Технопарк-наука» совместно с ОАО «Красмаш» и ОАО «Информационные спутниковые системы», две базовые кафедры в области безопасности технических систем совместно с СФУ и СибГАУ, городской и краевой бизнес-инкубаторы, два образовательных центра в области информационных технологий и научно-образовательный комплекс «Замкнутые космические системы» совместно с СибГАУ, Центр по продвижению инновационных разработок в целях реализации государственной политики по модернизации России; в Министерство образования и науки переданы необходимые документы для открытия аспирантуры;

-для осуществления вышеуказанной деятельности СКТБ «Наука» требуется не менее 3303, 65 кв.м полезной площади; общая площадью административного здания, распложенного по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 53 - 6031, 6 кв.м, фактически полезная площадь составляет 3 251 кв.м, площадь коридоров, лестниц, подвалов - 2780, 6 кв.м, при этом для обеспечения своей деятельности и поддержания здания в надлежащем состоянии СКТБ «Наука» вынуждено сдавать в аренду честь площадей (около 17 %);

-при изъятии помещений ТУ Росимущества в Красноярском крае исходило из своих ведомственных интересов, не принимая во внимание проблемы и задачи, которые предстоит решать научной организации;

-заявитель считает оспариваемое распоряжение государственного органа незаконным и подлежащим отмене.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующие обстоятельства:

Нежилое административное четырехэтажное здание, расположенное по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 53 является собственностью Российской Федерации в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.1991 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». Право собственности Российской Федерации зарегистрировано в установленном порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 24 БМ N 008075 от 21.08.2001.

Указанное здание предоставлено на праве оперативного управления учреждению Российской академии наук Специальное конструкторско-технологическое бюро «Наука» Красноярского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук на основании распоряжения Агентства по управлению имуществом РАН N 35-и от 01.06.2000, передано СКТБ «Наука» по акту приема-передачи от 01.06.2000 Межрегиональным территориальным органом Мингосимущества России «Агентство по управлению имуществом РАН». Право оперативного управления зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 24 БР N 003354 от 04.10.2001.

В соответствии с Уставом (в редакции 2008 года) учредителем заявителя является Российская академия наук.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом письмом от 05.08.2010 N ГН-12/22635 в целях надлежащего исполнения поручений Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 07.05.2009 N ПР-1112 и Минэкономразвития России от 09.11.2009 N 18942-АЛ/Д08 поручило Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае провести проверку федерального имущества, в том числе закрепленного на праве оперативного управления за Учреждением Российской академии наук Специальное конструкторско-технологическое бюро «Наука» Красноярского научного центра Сибирского отделения РАН и представить акт проверки.

По результатам проверки составлен акт внеплановой проверки эффективности использования, целостности и сохранности федерального имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения Российской академии наук Специальное конструкторско-технологическое бюро «Наука» Красноярского научного центра Сибирского отделения РАН от 20.08.2010.

В ходе проверки установлено:

-за учреждением Российской академии наук Специальное конструкторско-технологическое бюро «Наука» Красноярского научного центра Сибирского отделения РАН на праве оперативного управления закреплено 24 объекта недвижимого имущества, в том числе 3 объекта жилого назначения, 3 земельных участка, предоставленных на праве постоянного бессрочного пользования, а также 38 объектов движимого имущества;

-федеральное имущество используется учреждением по назначению, за исключением помещений, расположенных в г. Красноярске по адресам: Академгородок, 50, стр. 31, пр. Мира, 53, в г. Бердске по адресу: ул. Первомайская, 7 «А». Указанные объекты переданы в арендное пользование различным юридическим и физическим лицам на основании договоров аренды;

-согласно техническому паспорту, составленному Красноярским центром технической инвентаризации и оценки зданий, строений, сооружений нежилое здание, расположенное в г. Красноярск, по адресу: пр. Мира, 53 представляет собой 4-х этажное нежилое здание (лит. Б, Б1, Б2, Б3, Б4) с подвалом и пристройками, назначение и использование - учрежденческое, общей площадью 6031, 6 кв. м, в т. ч. учрежденческой - 2744, 3 кв. м, торговой - 64 кв. м, производственной - 96, 9 кв. м, служебно-подсобной - 3 126, 4 кв. м, год постройки: лит. Б - 1954, лит. Б1 - 1963, лит. Б2 - 1979 (число этажей 3), Б3, Б4 - не указано (число этажей 1), имеется электроснабжение, центральное отопление, холодное, горячее водоснабжение, канализация, вентиляция;

-в соответствии со штатными расписаниями СКТБ «Наука», утвержденными директором учреждения от апреля 2010 года, количество штатных единиц СКТБ «Наука» составляет 99, 85. Фактические площади, занимаемые СКТБ «Наука» в нежилых помещениях, расположенных в здании по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 53, превышают нормативные;

-более 90 % объекта не используются СКТБ «Наука» КНЦ СО РАН в уставных целях; в течение нескольких лет помещения в здании, расположенном по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 53, предоставляются СКТБ «Наука» КНЦ СО РАН в аренду коммерческим организациям по договорам аренды N 1, 22, 28, 6, 17, 20, 26, 21, 23, 24, 19, 9, 5, 7, 12, 4, 15, 13, 10, 29, 16, 3, 27, 11, 14, 18, 2 от 25.11.2007; N 32, 33, 31 от 27.12.2007; N 54, 53 от 01.06.2007; N 47 от 04.05.2007; N 56 от 01.10.2007; N 55 от 20.06.2007; N 8 от 27.12.2007, подписанными между СКТБ «Наука» КНЦ СО РАН и различными коммерческими организациями; всего в аренду сдано 1121, 5 кв. м кабинетной площади, что составляет более 34 % кабинетной площади здания;

-директору СКТБ «Наука» по результатам проверки предложено рассмотреть вопрос по дальнейшему эффективному использованию федерального имущества, расположенного по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 53 в срок до 15.09.2010 года.

22 и 29 ноября 2010 года Территориальным управлением направлены обращения в адрес:

- директора СКТБ «Наука» В.В. Москвичева (исх. N 03-15348 от 22.11.2010);

- председателя Президиума КНЦ СО РАН академика В.Ф. Шабанова (исх. N 03-15347 от 22.11.2010);

- председателя СО РАН академика А.Л. Асеева (исх. N 03-15424 от 22.11.2010, 03-15705 от 29.11.2010);

- президента РАН академика Ю.С. Осипова (исх. N 03-15706 от 29.11.2010);

- руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом Ю.А. Петрова (исх. N 08-15806/18603).

В указанных обращениях содержалось предложение рассмотреть вопрос о передаче в казну Российской Федерации неиспользуемого по назначению федерального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за учреждением Российской Академии Наук «Специальное конструкторско-технологическое бюро «Наука» Красноярского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук - административных площадей, расположенных по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, д. 53, для их закрепления в дальнейшем за Управлением Судебного департамента в Красноярском крае с целью размещения Федерального суда Центрального района города Красноярска.

Возражения от Российской Академии Наук, Сибирского отделения РАН и Красноярского научного центра СО РАН по предполагаемому изъятию имущества в Территориальное управление Росимущества в Красноярском крае не поступили.

25.01.2011 Территориальным управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае издано распоряжение N 07-30р «Об изъятии федерального недвижимого имущества из оперативного управления учреждения Российской академии наук «Специальное конструкторско-технологическое бюро «Наука» Красноярского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук и о его закреплении за Управлением Судебного департамента в Красноярском крае».

В соответствии с п.1 распоряжения из оперативного управления учреждения Российской академии наук «Специальное конструкторско-технологическое бюро «Наука» Красноярского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук изъято следующее недвижимое имущество, в соответствии с техническим паспортом, изготовленным Краевым центром технической инвентаризации и оценке зданий, строений и сооружений от 15.12.2001:

-помещение N 1, общей площадью 297, 7 кв. м, расположенное в подвале нежилого здания (Лит. Б1, Б4) по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 53;

-помещение N 3, общей площадью 291, 5 кв. м, расположенное на первом этаже нежилого здания (Лит. Б1,Б4) по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 53;

-часть помещения N 5 (комнаты NN 28, 29, 31, 32, 33, 49-59), общей площадью 292, 4 кв. м, расположенную на втором этаже нежилого здания (Лит. Б1, Б4) по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 53;

-часть помещения N 6 (комнаты NN 31-37, 39, 62-68, 73), общей площадью 304, 3 кв. м, расположенную на третьем этаже нежилого здания (Лит. Б1, Б4) по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 53;

-часть помещения N 7 (комнаты NN 25-35, 51), общей площадью 302, 9 кв. м, расположенную на четвертом этаже нежилого здания (Лит. Б1, Б4) по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 53.

Согласно п.2, п. 3.1 распоряжения, указанное в п. 1 распоряжения имущество предписано считать объектом казны; в трехдневный срок с момента издания распоряжения оформить прием имущества в казну Российской Федерации. В п. 3.2 распоряжения учреждению Российской академии наук «Специальное конструкторско-технологическое бюро «Наука» Красноярского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук предписано подписать акт приема-передачи имущества, в семидневный срок обеспечить фактическую передачу изъятого имущества.

В соответствии с п. 6 распоряжения изъятое имущество закреплено на праве оперативного управления за Управлением Судебного департамента в Красноярском крае для размещения Федерального суда Центрального района г. Красноярска.

Акт приема-передачи направлен Территориальным управлением Росимущества в Красноярском крае учреждению Российской академии наук «Специальное конструкторско-технологическое бюро «Наука» Красноярского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук сопроводительным письмом от 26.01.2011 исх. N 07-1289 и получен СКТБ «Наука» 27.01.2011, что подтверждается штампом входящей корреспонденции. До настоящего времени акт приема-передачи учреждением СКТБ «Наука» не подписан.

В материалы дела представлен акт приема-передачи спорных помещений, подписанный между Территориальным управлением Росимущества в Красноярском крае и Управлением Судебного департамента в Красноярском крае и утвержденный руководителем Территориального управления Росимущества в Красноярском крае 09.02.2011.

Документы, подтверждающие регистрацию прекращения права оперативного управления учреждения Российской академии наук «Специальное конструкторско-технологическое бюро «Наука» Красноярского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук на изъятые помещения, и регистрацию права оперативного управления Управления Судебного департамента в Красноярском крае на эти помещения в материалы дела не представлены.

В качестве доказательств, подтверждающих необходимость использования здания, расположенного по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 53 для осуществления уставной деятельности, заявителем в материалы дела представлены:

-копия совместного приказа ГОУВПО «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева», Учреждения Российской академии наук Сибирского отделения РАН Институт биофизики, Учреждения Российской академии наук Сибирского отделения РАН Специальное конструкторско-технологическое бюро «Наука» от 04.12.2008 «О создании научно-образовательного центра «Замкнутые космические системы»;

-копия соглашения «О создании научно-образовательного центра «Замкнутые космические системы» от 12.12.2008;

-копия договора «О создании базовой кафедры «Безопасности технических систем» от 01.07.2009;

-копия соглашения о сотрудничестве от 20.12.2009, подписанного между КНЦ СО РАН, ОАО «Красноярский машиностроительный завод», СКТБ «Наука», ОАО «Информационные спутниковые системы им. академика М.Ф. Решетнева», ГОУВПО «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева»;

- копия генерального соглашения от 19.01.2011 «О сотрудничестве и совместной деятельности учреждения Российской академии наук Специальное конструкторско-технологическое бюро «Наука» КНЦ СО РАН и ООО «Межрегиональный научно-предпринимательский центр» по продвижению инновационных разработок красноярских ученых, инженеров, конструкторов для внедрения муниципальной, региональной властью и бизнесом, в целях реализации государственной политики по модернизации России»;

-копия обращения директора СКТБ «Наука» к начальнику управления кадров СО РАН В.Н. Бобкову от 15.03.2011 исх. N 15371- 02-9317/136 «по заявке на прием в аспирантуру»;

-копии соглашений о сотрудничестве от 09.11.2010, 28.07.2010, 13.12.2010.

Установив обстоятельства дела, рассмотрев представленные документы, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам:

В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону и иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Основанием для принятия решения суда о признании незаконными решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иным нормативным правовым актам, так и нарушение этими решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов организации, обратившейся в арбитражный суд с соответствующим требованием.

В силу пунктов 3, 4 части 1 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должны быть указаны (в том числе) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действиями (бездействием); законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действия (бездействие).

По мнению заявителя, оспариваемое распоряжение противоречит ст. 6 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» N 127-ФЗ от 23.08.1996, Соглашению о порядке взаимодействия по управлению имуществом РАН от 24.11.2009, приказам Федерального агентства по управлению государственным имуществом Минэкономразвития России от 24.06.2009 N 185, от 27.11.2009 N 316, от 15.04.2009 N 104, положению о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае.

Требование мотивировано тем, что оспариваемым актом неправомерно, без получения согласия Российской академии наук, из оперативного управления заявителя изъяты помещения, в здании, расположенном по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 53.

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования, распоряжения своим имуществом.

Согласно части 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 Кодекса.

В силу статьи 114 Конституции Российской Федерации, пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», Положением «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении федерального имущества, функции по управлению федеральным имуществом, в том числе закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество в оперативном управлении федеральных государственных учреждений, производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного в оперативном управлении указанных учреждений (п.5.22 Положения).

Согласно статьям 296 и 299 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением. Имуществом, изъятым у учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению. Право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у учреждения по решению собственника.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в соответствии с п. 4 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Общие правила организации деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации их полномочий, в том числе порядок создания и организации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2005 N30 «О типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти».

Согласно п.5.1 Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2005 N30 «О типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» федеральные органы исполнительной власти в соответствии со статьей 78 Конституции Российской Федерации для осуществления своих полномочий могут создавать территориальные органы. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, как правило, создаются в качестве окружных, межрегиональных, региональных (в границах субъекта Российской Федерации), межрайонных, городских или районных органов.

Пунктом 5.3 указанного Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти установлено, что территориальные органы в соответствии с компетенцией федерального органа исполнительной власти и установленными полномочиями выполняют функции по контролю и надзору, по управлению государственным имуществом, по предоставлению государственных услуг и другие функции, в том числе по выполнению задач, связанных с реализацией федеральных программ, планов, отдельных мероприятий, предусмотренных актами Президента Российской Федерации, Правительства и соответствующего федерального органа исполнительной власти.

В соответствии с п. 5.4 указанного Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти образование территориального органа федерального органа исполнительной власти, а также его реорганизация или упразднение осуществляется руководителем федерального органа исполнительной власти путем принятия решения на основании схемы размещения территориальных органов. Схема размещения территориальных органов федерального агентства утверждается федеральным министерством на основе предложений руководителя федерального агентства, находящегося в ведении федерального министерства.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае является территориальным органом федерального органа исполнительной власти, образованным на основании приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 63, в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2005 N 30, приказами Минэкономразвития России от 17.09.2008 N 281 «Об утверждении схемы размещения территориальных органов Федерального агентства по управлению государственным имуществом» и от 19.01.2009 N 10 «О внесении изменений в схему размещения территориальных органов Федерального агентства по управлению государственным имуществом».

Положение о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае утверждено также приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 63 на основе приказа Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374 «Об утверждении типового положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом», зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации от 09.12.2008, регистрационный номер 12804.

В соответствии с Положением Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, в том числе осуществляет в установленной сфере деятельности полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (п.4.1), осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом (п.4.2), осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью федерального имущества, в том числе закрепленного на праве оперативного управлению за федеральными государственными учреждениями, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению (п.4.3), закрепляет в установленном порядке находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества (п.4.11).

Вышеуказанные функции ответчик вправе осуществлять самостоятельно в силу возложенных на него полномочий, а также на основании поручений Федерального агентства по управлению государственным имуществом, либо иных уполномоченных органов и лиц.

Из анализа указанных нормативно-правовых актов следует, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае является уполномоченным государственным органом федерального органа исполнительной власти на проведение проверки использования по назначению и сохранности, правомерного изъятия излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества из оперативного управления заявителя, поскольку заявитель в качестве юридического лица зарегистрирован на территории Красноярского края и объект недвижимого имущества - нежилое административное здание по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 53, расположен на территории Красноярского края.

Доводы заявителя о несоответствии оспариваемого распоряжения приказам Федерального агентства по управлению государственным имуществом Минэкономразвития от 24.06.2009 N 185, от 15.04.2009 N 104, от 27.11.2009 N 316 являются необоснованными в связи со следующим:

-приказы N 185 от 24.06.2009, от 15.04.2009 N 104 устанавливали порядок осуществления территориальными органами Федерального агентства по управлению государственным имуществом отдельных функций по управлению федеральным имуществом Российской академии наук, а также федеральным имуществом, переданным научным организациям, организациям научного обслуживания и социальной сферы, находящимся в ведении Российской академии наук на период до завершения ликвидации Межрегионального территориального управления Росимущества по управлению имуществом Российской академии наук. В соответствии с приказами Федерального агентства по управлению государственным имуществом N 32 от 17.02.2009 «О ликвидации Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по управлению имуществом Российской академии наук», N 33 от 17.02.2009 срок ликвидации Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по управлению имуществом Российской академии наук установлен до 17.08.2009. К моменту издания оспариваемого распоряжения ликвидация Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по управлению имуществом Российской академии наук завершена, как и действие указанных приказов;

-приказ N 316 от 27.11.2009 содержит рекомендацию осуществлять взаимодействие с Российской академией наук с учетом Соглашения от 24.09.2009;

-в соответствии со ст. 198, 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспариваемое распоряжение проверяется на соответствие законам и иным нормативным правовым актам. Вышеуказанные приказы не являются нормативными правовыми актами в связи со следующим:

1.Федеральное агентство по управлению государственным имуществом согласно Положению, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации N 432 от 05.06.2008, не обладает полномочиями по изданию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности.

2. не отвечают требованиям, которым должны соответствовать нормативные правовые акты, а именно:

содержать конкретные нормы, которые являются обязательными для исполнения; утверждаться актом компетентного органа, имеющего право на издание нормативного правового акта;

приниматься в пределах компетенции, предоставленной соответствующему органу, затрагивать права и законные интересы неопределенного круга лиц.

3. не соответствуют предусмотренному порядку принятия нормативного правового акта, определенному Указом Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»; Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».

Формальным основанием для проведения проверки использования по назначению и сохранности федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за заявителем и принятия мер по устранению выявленных нарушений, явилось поручение Федерального агентства по управлению государственным имуществом, указанное в письме от 05.08.2010 N ГН-12/22635, в целях надлежащего исполнения поручений Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 07.05.2009 N ПР-1112 и Минэкономразвития России от 09.11.2009 N 18942-АЛ/Д08.

Основанием для изъятия федерального имущества из оперативного управления заявителя послужили обстоятельства, установленные в ходе внеплановой проверки эффективности использования, целостности и сохранности федерального имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения Российской академии наук Специальное конструкторско-технологическое бюро «Наука» Красноярского научного центра Сибирского отделения РАН, указанные в акте от 20.08.2010.

Установлено, что заявитель владеет на праве оперативного управления зданием общей площадью 6031, 6 кв.м, расположенным по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 53. Штатная численность заявителя составляет 99, 85 единиц. Площадь помещений в указанном здании значительно превышает нормативы, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 « О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений». В соответствии с указанным постановлением размер закрепляемых на праве оперативного управления площадей исчисляется исходя из нормы 9 кв. м общей площади на одного сотрудника. Таким образом, нормативной площадью для заявителя является 898, 65 кв. м общей площади здания.

Согласно пункту 1 оспариваемого распоряжения у заявителя из оперативного управления изъято 1488, 8 кв.м общей площади помещений в здании. Следовательно, в оперативном управлении заявителя после изъятия остается 4542, 8 кв.м.

Кроме того, в материалы дела представлены договоры аренды, в соответствии с которыми значительная часть помещений в здании, расположенном по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 53 на протяжении многих лет сдается в аренду различным коммерческим организациям и физическим лицам. Указанное подтверждает, что помещения, переданные по договорам аренды, не используются заявителем в научно-исследовательских либо производственных целях.

Заявителем представлена справка от 04.05.2011 N 15371-08-9317/282 о том, что бюджетное финансирование на 2011 год составляет 25 640 263 руб., дополнительное бюджетное финансирование - аренда на 2011 год составляет 8 152 500 руб., что в процентном отношении к бюджетному финансированию составляет 32 %. Однако, документы, подтверждающие направление дохода от сдачи в аренду федерального имущества в соответствие со ст.ст. 5, 6 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» N 127-ФЗ от 23.08.1996 в качестве источника дополнительного бюджетного финансирования содержания и развитие материально-технической базы учреждения, не представлены. При этом, в материалах дела имеется утвержденное директором штатное расписание СКТБ «Наука» с апреля 2010 года, в соответствии с которым 316 522 руб. ежемесячно направляется на оплату труда сотрудников (с учетом коэффициентов и надбавок) за счет «аренды», а также утвержденное директором штатное расписание СКТБ «Наука» с апреля 2010 года «За счет бюджетных средств».

Заявитель не представил доказательств, подтверждающих, что оставшихся в оперативном управлении недостаточно для осуществления уставной деятельности. Представленные в материалы дела соглашения с различными научными и образовательными учреждениями, коммерческими организациями свидетельствуют о намерениях, направленных на развитие научной и образовательной деятельности с участием заявителя, но не указывают на необходимость использования недвижимого имущества в объеме всего здания по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 53.

Таким образом, заявитель обладал недвижимым имуществом, которое не использовалось им по назначению, что в соответствии со ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации является основанием для изъятия и перераспределения между государственными учреждениями.

Согласно п. 6 оспариваемого распоряжения изъятое имущество закреплено на праве оперативного управления за Управлением Судебного департамента в Красноярском крае для размещения Федерального суда Центрального района г. Красноярска. Острая нуждаемость указанного органа власти в помещениях, распложенных в Центральном районе г. Красноярска, подтверждается представленными в материалы дела письмами Росимущества в связи с обращениями председателя Красноярского краевого суда В.Ф. Двоеконко, председателя Совета судей Красноярского края, Экспертного управления Администрации Президента Российской Федерации.

Доводы заявителя о несоответствии оспариваемого распоряжения Федеральному закону «О науке и государственной научно-технической политике» N 127-ФЗ от 23.08.1996, Соглашению о порядке взаимодействия по управлению имуществом Российской академии наук, подписанному между Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и Российской академией наук от 24.11.2009 не являются обоснованными в связи со следующим.

В соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» N 127-ФЗ от 23.08.1996 Российская академия наук, отраслевые академии наук являются государственными академиями наук - некоммерческими организациями. Согласно ст. 6 указанного закона академии наук наделяются правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряжения передаваемым им имуществом, находящимся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и уставами указанных академий, в том числе правом на создание, реорганизацию, ликвидацию подведомственных организаций (включая организации научного обслуживания и организации социальной сферы), закрепление за подведомственными организациями федерального имущества, а также правом на утверждение уставов подведомственных организаций и назначение руководителей подведомственных организаций.

Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона. Статьей 7 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» N 127-ФЗ от 23.08.1996 установлено, что органы государственной власти осуществляют контроль за эффективным использованием государственного имущества.

Таким образом, некоторые полномочия собственника в отношении государственного имущества, предоставленные некоммерческим организациям - академиям наук, ограничены законом контрольными полномочиями органов государственной власти за эффективным использованием государственного имущества. Анализ норм действующего законодательства указывает на наличие у федерального органа исполнительной власти - Федерального агентства по управлению государственным имуществом и его территориальных органов полномочий по контролю за эффективностью использования государственного имущества и изъятию государственного имущества из оперативного управления учреждений академии наук, которое является мерой устранения неэффективного, нецелевого использования,

Соглашение о порядке взаимодействия по управлению имуществом Российской академии наук, подписанному между Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и Российской академией наук от 24.11.2009 не является нормативным правовым актом, в связи с чем, оспариваемое распоряжение не подлежит проверке на его соответствие указанному Соглашению.

Однако, ответчиком приняты необходимые действия, направленные на согласование вопроса об изъятии имущества из оперативного управления заявителя, с Российской академией наук и отделениями академии наук, что подтверждается направленными в адрес РАН, СО РАН, КНЦ СО РАН соответствующими обращениями. Отзыв ответчиком обращения от 29.11.2010, направленного на имя председателя СО РАН Асеева А.Л. от 22.12.2010 не имеет существенного значения, поскольку письмо аналогичного содержания направлялось также 22.11.2010. Ответы от РАН, СО РАН на предложение ответчика об изъятии имущества из оперативного управления заявителя, ответчику не поступили, однако, указанное обстоятельство не свидетельствует, что оспариваемое распоряжение принято без согласования с Российской академией наук и отделения Российской академии наук.

При указанных обстоятельствах, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Расходы по государственной пошлине подлежат распределению в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Учреждения Российской академии наук Специального конструкторского бюро «Наука» Красноярского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук, г. Красноярск об оспаривании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае от 25.01.2011 N 07-30р «Об изъятии федерального недвижимого имущества из оперативного управления учреждения Российской академии наук Специальное конструкторское бюро «Наука» Красноярского научного центра Сибирского отделения РАН и о его закреплении за Управлением Судебного департамента в Красноярском крае» отказать.

Оспариваемое распоряжение проверено на соответствие Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 N 127-ФЗ.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его изготовления в полном объеме путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, находящийся в г.Красноярске

Апелляционная жалоба на настоящее решение подается через Арбитражный суд Красноярского края.

     Судья

Лесков Р.В.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А33-2434/2011
Принявший орган: Арбитражный суд Красноярского края
Дата принятия: 12 мая 2011

Поиск в тексте