АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 26 октября 2011 года Дело N А33-10670/2011

Красноярск

Резолютивная часть решения вынесена 20 октября 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено 26 октября 2011 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Куликовской Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Северный мост» (ОГРН 1048400002881, г.Дудинка)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Красноярскому краю (ОГРН 1048480000018, г.Дудинка)

о признании незаконными действий налогового органа по отражению в справке N705 по состоянию на 19.04.2011 задолженности, возникшей до 01 января 2008 года, в размере 311 490,91 руб., в том числе: недоимки по налогу на добавленную стоимость на товары в сумме 172 035,24 руб., недоимки по пени по налогу на добавленную стоимость на товары в сумме 40 370,59 руб., задолженности по налоговым санкциям по налогу на добавленную стоимость на товары в сумме 72 692,38 руб., задолженности по налоговым санкциям по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за налоговые периоды, истекшие до 2011 года в сумме 26 395,70 руб., без указания на утрату инспекцией возможности ее взыскания, как в бесспорном, так и судебном порядке, как несоответствующие Налоговому кодексу РФ, и обязании инспекцию устранить нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, содержащей указание на утрату налоговым органом возможности взыскания задолженности в размере 311 490,91 руб.

в отсутствие лиц, участвующих в деле,

при составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Заблоцкой А.В.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Северный мост» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Красноярскому краю о признании незаконными действий налогового органа по отражению в справке N705 по состоянию на 19.04.2011 задолженности возникшей до 01.01.2008 в размере 324540,27 руб. без указания на утрату инспекцией возможности ее взыскания, как в бесспорном, так и в судебном порядке и обязании налоговый орган устранить нарушения прав и законных интересов путем выдачи справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, содержащей указание на утрату налоговым органом возможности взыскания задолженности в размере 324 540,27 руб. и признании невозможным восстановление пропущенного срока подачи ответчиком заявления в суд о взыскании недоимки по налогам, пеням и штрафам.

Заявление принято к производству суда. Определением от 27 сентября 2011 года возбуждено производство по делу.

В соответствии с пунктом 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N65 «О подготовке дела к судебному разбирательству» в случае, если лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте проведения предварительного судебного заседания и судебного разбирательства по делу по существу, не явились в предварительное судебное заседание и не заявили возражений против рассмотрения дела в их отсутствие, судья вправе завершить предварительное судебное заседание и начать рассмотрение дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции при соблюдении требований части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в силу части 2 статьи 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», обязательны для арбитражных судов Российской Федерации.

Заявитель и ответчик в предварительное судебное заседание не явились, о времени и месте предварительного судебного заседания уведомлены надлежащим образом (почтовые уведомления N55736, 55737 от 28.09.2011), возражений относительно рассмотрения дела в их отсутствие не заявили, при этом спор по настоящему делу подлежит рассмотрению единолично, в связи с чем суд счёл возможным завершить предварительное судебное заседание и рассмотреть дело в отсутствие представителей сторон.

13 октября 2011 года от заявителя в материалы дела поступило заявление об уточнении заявленных требований, согласно которому заявитель просил суд признать незаконными действия налогового органа по отражению в справке N705 по состоянию на 19.04.2011 задолженности, возникшей до 01 января 2008 года, в размере 311 490,91 руб., в том числе: недоимки по налогу на добавленную стоимость на товары в сумме 172 035,24 руб., недоимки по пени по налогу на добавленную стоимость на товары в сумме 40 370,59 руб., задолженность по налоговым санкциям по налогу на добавленную стоимость на товары в сумме 72 692,38 руб., задолженности по налоговым санкциям по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за налоговые периоды, истекшие до 2011 года в сумме 26 395,70 руб., без указания на утрату инспекцией возможности ее взыскания, как в бесспорном, так и судебном порядке, как несоответствующие Налоговому кодексу РФ, обязать инспекцию устранить нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, содержащей указание на утрату налоговым органом возможности взыскания задолженности в размере 311 490,91 руб.

Согласно пункту 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер заявленных требований.

Поскольку уточнение предмета заявленных требований не противоречит закону и не нарушает права других лиц на основании пункта 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд пришел к выводу о том, что представленное заявление общества подлежит удовлетворению.

В материалы дела также представлено заключенное сторонами 10.10.2011 соглашение по фактическим обстоятельствам, достигнутое в порядке статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым стороны признают факт наличия у общества с ограниченной ответственностью «Северный мост» на дату подачи заявления задолженности по налогам в размере 172 035,24 руб., задолженности по пени - 40 370,59 руб., задолженности по штрафам - 99 085,08 руб.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Налоговым органом выдана обществу с ограниченной ответственностью «Северный мост» справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, вносам N705 по состоянию на 19.04.2011, в которой отражены сведения о наличие 311 490,91 руб. задолженности заявителя перед бюджетной системой Российской Федерации, в том числе задолженности по налогу на добавленную стоимость на товары в сумме 172 035,24 руб., задолженности по пени по налогу на добавленную стоимость на товары в сумме 40 370,59 руб., задолженности по налоговым санкциям по налогу на добавленную стоимость на товары в сумме 72 692,38 руб., задолженности по налоговым санкциям по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сумме 26 395,70 руб.

Считая действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N2 по Красноярскому краю, выразившиеся в отражении в справке N705 по состоянию на 19.04.2011 задолженности, возникшей до 01 января 2008 года, в размере 311 490,91 руб., в том числе: задолженности по налогу на добавленную стоимость на товары в сумме 172 035,24 руб., задолженности по пени по налогу на добавленную стоимость на товары в сумме 40 370,59 руб., задолженности по налоговым санкциям по налогу на добавленную стоимость на товары в сумме 72 692,38 руб., задолженности по налоговым санкциям по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за налоговые периоды, истекшие до 2011 года в сумме 26 395,70 руб., без указания на утрату инспекцией возможности ее взыскания, как в бесспорном, так и судебном порядке, нарушающими права и законные интересы заявителя, общество с ограниченной ответственностью «Северный мост» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании указанных действий инспекции незаконными и обязании инспекцию устранить нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, содержащей указание на утрату налоговым органом возможности взыскания задолженности в размере 311 490,91 руб.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

На основании статей 65 и 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий, а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий, возлагается на орган или лицо, которые совершили действия.

Предметом рассматриваемого спора является требование общества о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Красноярскому краю, выразившихся в отражении в справке N705 по состоянию на 19.04.2011 задолженности, возникшей до 01 января 2008 года, в размере 311 490,91 руб., в том числе: задолженности по налогу на добавленную стоимость на товары в сумме 172 035,24 руб., задолженности по пени по налогу на добавленную стоимость на товары в сумме 40 370,59 руб., задолженности по налоговым санкциям по налогу на добавленную стоимость на товары в сумме 72 692,38 руб., задолженности по налоговым санкциям по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за налоговые периоды, истекшие до 2011 года в сумме 26 395,70 руб., без указания на утрату инспекцией возможности ее взыскания, как в бесспорном, так и судебном порядке, и обязании инспекцию устранить нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, содержащей указание на утрату налоговым органом возможности взыскания задолженности в размере 311 490,91 руб.

В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

Форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций и методические указания по ее заполнению утверждены Приказом Федеральной налоговой службы России от 23.05.2005 NММ-3-19/206@, который издан в дополнение к приказам Федеральной налоговой службы России от 10.08.2004 NСАЭ-3-27/468 «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками» и от 04.04.2005 NСАЭ-3-01/138@ «Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и методических указаний по их заполнению».

Согласно названным методическим указаниям справка о состоянии расчетов формируется с помощью программных средств налогового органа по форме N39-1 по всем кодам бюджетной классификации. Суммы недоимки по налогам (сборам) и задолженности по пеням и налоговым санкциям показываются без учета (за минусом) сумм отсроченных, рассроченных, в том числе в порядке реструктуризации, и приостановленных к взысканию платежей.

Таким образом, содержание справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам должно соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате указанных налоговых платежей.

На основании правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 01.09.2009 N4381/09, исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов, в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания.

В ходе судебного разбирательства сторонами достигнуто соглашение по фактическим обстоятельствам от 10.10.2011, в соответствии с которым стороны признают факт наличия у общества с ограниченной ответственностью «Северный мост» на дату подачи заявления задолженности по налогам в размере 172 035,24 руб., задолженности по пени - 40 370,59 руб., задолженности по штрафам - 99 085,08 руб. Указанная задолженность образовалась после 01.01.2007.

На основании части 2 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признанные сторонами в результате достигнутого между ними соглашения обстоятельства принимаются арбитражным судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.

Таким образом, факт наличия у налогоплательщика указанной задолженности по налогам, пени и штрафам и период образования считается судом установленным и не требует дальнейшего доказывания.

Порядок и сроки взыскания с организаций задолженности по налогам (сборам), пени и штрафам установлены статьями 45 - 48, 69, 70, 114, 115 Налогового кодекса Российской Федерации.

Федеральным законом от 27.07.2006 N137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования», вступившим в силу с 01.01.2007, внесены изменения в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе в названные нормы.

В соответствии с пунктами 1,2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

В силу статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N137-ФЗ) требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пеней и штрафа.

Пунктами 2, 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что взыскание налога производится по решению налогового органа, принимаемому после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

Вместе с тем, налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Согласно пунктам 9, 10 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и штрафа.

Принимая во внимание, что задолженность в размере 311 490,91 руб., в том числе: задолженность по налогу на добавленную стоимость на товары в сумме 172 035,24 руб., задолженность по пени по налогу на добавленную стоимость на товары в сумме 40 370,59 руб., задолженность по налоговым санкциям по налогу на добавленную стоимость на товары в сумме 72 692,38 руб., задолженность по налоговым санкциям по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за налоговые периоды, истекшие до 2011 года в сумме 26 395,70 руб., образовалась после 01.01.2007, суд приходит к выводу о том, что срок взыскания указанной суммы задолженности налоговым органом не пропущен, поскольку инспекцией может быть реализовано право на обращение в суд с заявлением о взыскании указанной суммы, а срок подачи заявления - восстановлен судом при обосновании инспекцией уважительности причин пропуска срока для обращения в суд.

На основании изложенного, требования заявителя о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Красноярскому краю по отражению в справке N705 по состоянию на 19.04.2011 задолженности, возникшей до 01 января 2008 года, в размере 311 490,91 руб., в том числе: задолженности по налогу на добавленную стоимость на товары в сумме 172 035,24 руб., задолженности по пени по налогу на добавленную стоимость на товары в сумме 40 370,59 руб., задолженности по налоговым санкциям по налогу на добавленную стоимость на товары в сумме 72 692,38 руб., задолженности по налоговым санкциям по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за налоговые периоды, истекшие до 2011 года в сумме 26 395,70 руб., без указания на утрату инспекцией возможности ее взыскания, как в бесспорном, так и судебном порядке, и обязании инспекцию устранить нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, содержащей указание на утрату налоговым органом возможности взыскания задолженности в размере 311 490,91 руб., удовлетворению не подлежат.

В соответствии с частью 2 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.

Согласно пункту 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение настоящего заявления составляет 2 000 рублей.

При обращении в арбитражный суд заявителем по платежному поручению N44 от 15.06.2011 уплачена государственная пошлина в размере 2 000 рублей.

Таким образом, принимая во внимание результат рассмотрения спора, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей подлежит отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Северный Мост» (ОГРН 1048400002881) отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

     Судья

Куликовская Е.А.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка