АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 16 ноября 2011 года Дело N А33-15050/2011

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 09 ноября 2011 года. В полном объёме решение изготовлено 16 ноября 2011 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Ражкова Р.А., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (ОГРН 1052466033608, г.Красноярск)

к индивидуальному предпринимателю Рычковой Юлии Николаевне (ОГРН 305246323700080)

о привлечении к административной ответственности,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Красиковой Е.И. на основании доверенности N Ск-27126 от 12.10.2011,

лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении: Рычковой Ю.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сницкой К.Э.,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (далее - Управление Роспотребнадзора, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к индивидуальному предпринимателю Рычковой Юлии Николаевне (далее - ИП Рычкова Ю.Н.) о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Дело рассмотрено с участием заявителя, лица, привлекаемого к административной ответственности.

В судебном заседании заявитель требования поддержал, по основаниям, изложенным в заявлении.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - ИП Рычкова Ю.Н. вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, не признала.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

Рычкова Юлия Николаевна зарегистрирована в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 305246323700080.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 31.08.2011 N2907 при проведении административного расследования на основании определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 05.08.2011 N4226 в отношении ИП Рычковой Ю.Н. 25.08.2011 в 10 час. 00 мин. были выявлены нарушения в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно: в семейной детском саду, расположенном по адресу: г.Красноярск, ул.Кольцевая, д.6, кв.61, ИП Рычкова Ю.Н. осуществляла образовательную деятельность по дополнительным образовательным программам без лицензии, что является нарушением пункта 105 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановления Правительства РФ от 31.03.2009 N 277 «Об утверждении положения о лицензировании образовательной деятельности» (в редакции Постановления Правительства РФ от 24.09.2010 N749).

В действиях ИП Рычковой Ю.Н. Управлением Роспотребнадзора усмотрены признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что явилось основанием для обращения административного органа с заявлением о привлечении ИП Рычковой Ю.Н. к административной ответственности.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (статьи 202-206).

Согласно части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, составляет осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Согласно пункту 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, только на основании специального разрешения (лицензии).

Таким образом, право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок.

В соответствии с подпунктом 105 пункта 1 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», действовавшего на момент осуществления административным органом проверки, образовательная деятельность по образовательным программам подлежала лицензированию.

Пунктом 2 статьи 33.1 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" также предусмотрено, что лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам.

Согласно пункту 3 этой же статьи положение о лицензировании образовательной деятельности утверждается Правительством Российской Федерации.

Заявитель ссылается на Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 277.

Вместе с тем со 2 апреля 2011 года применяется Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 N 174.

Согласно пункту 4 данного Положения образовательная деятельность, осуществляемая путем проведения разовых занятий различных видов (в том числе лекций, стажировок, семинаров) и не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании, деятельность по содержанию и воспитанию обучающихся и воспитанников, осуществляемая без реализации образовательных программ, а также индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не подлежат лицензированию.

В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и (или) направленности. В Российской Федерации реализуются следующие образовательные программы: 1) общеобразовательные (основные и дополнительные); 2) профессиональные (основные и дополнительные); 3) профессиональной подготовки. Основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К основным общеобразовательным относится, в том числе, программа дошкольного образования.

Согласно пункту 5 статьи 14 Закона Российской Федерации "Об образовании" содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

Пунктом 3 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 N 666, предусмотрено, что дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

На основании пункта 21 названного Типового положения содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется образовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой им самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, и с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.

Вместе с тем, для негосударственных дошкольных образовательных учреждений данное Типовое положение является примерным (пункт 2).

На основании статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения (часть 1).

Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено (часть 2).

Федеральным законом Российской Федерации от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» также предусмотрена обязательное лицензирование образовательной деятельности (подпункт 40 пункта 1 статьи 12 Закона).

Протоколом об административном правонарушении от 31.08.2011 N2907, в том числе объяснениями ИП Рычковой Юлии Николаевны, отраженными в протоколе, а также представленным в материалы дела договором оказания услуг от 01 июня 2011 года (пункт 2.1.6. договора от 01.06.2011) подтверждается осуществление ИП Рычковой Юлией Николаевной обучение детей по дополнительной образовательной программе. Оказание образовательных услуг подтверждено ответчиком в судебном заседании.

Судом установлено, что протокол об административном правонарушении от 31.08.2011 N2907 составлен должностным лицом административного органа в соответствии с его компетенцией, установленной пунктом 63 части 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Перечнем должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденным Приказом Роспотребнадзора от 09.02.2011 N40.

Нарушение процессуальных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении от 31.08.2011 N2907 судом не установлено. Протокол об административном правонарушении 31.08.2011 N2907 составлен в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, содержание протокола соответствует требованиям, предусмотренным статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, материалами дела подтверждается соблюдение административным органом процедуры и сроков составления протокола об административном правонарушении.

Установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях сроки давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела об административном правонарушении не истекли.

Статья 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

По смыслу частей 2, 3 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица (индивидуального предпринимателя), при наличии в его действиях признаков объективной стороны правонарушения, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, по причинам, не зависящим от юридического лица (индивидуального предпринимателя).

ИП Рычкова Ю.Н. не представила суду пояснения и доказательства, подтверждающие своевременное принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства.

Изучив материалы дела, оценив доказательств в их совокупности, арбитражный суд приходит к выводу о наличии в действиях ИП Рычковой Ю.Н. состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания должны учитываться смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства.

Доказательств подтверждающих наличие смягчающих или отягчающих ответственность обстоятельств, лицами, участвующими в деле не представлено, об их наличии не заявлено.

Согласно примечанию к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.

При указанных обстоятельствах, арбитражный суд пришел к выводу, что соответствующим совершенному ИП Рычковой Ю.Н. правонарушению, является административное наказание в виде штрафа в минимальном размере 4000 руб.

Согласно статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам:

получатель: УФК по Красноярскому краю (Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю);

ИНН 2466127415;

КПП 246601001;

счет 40101810600000010001 ГРКЦ ГУ Банка России по Красноярскому краю, г.Красноярск;

БИК 040407001;

ОКАТО 04401000000;

КБК 14111608000010000140;

код бюджетной классификации: 14111690040040000140.

Копия документа, свидетельствующая о добровольной уплате лицом, привлеченным к административной ответственности, штрафа должна быть представлена суду.

В соответствии с частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Заявление Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю удовлетворить.

Привлечь индивидуального предпринимателя Рычкову Юлию Николаевну, 24.02.1972 г.р. уроженку г. Красноярска, проживающую по адресу Красноярский край, г. Красноярск, ул. Кольцевая, 6 кв. 61, (ИНН 246301339303, ОГРН 305246323700080) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

     Судья

Р.А.Ражков

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка