АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 11 января 2012 года Дело N А33-18036/2011

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 28 декабря 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено 11 января 2012 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Петракевич Л.О., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N21 по Красноярскому краю (ОГРН 1042440840012, п. Курагино Курагинского района Красноярского края)

к Управлению по вопросам культуры, кино, молодежи, туризма, физкультуры и спорта администрации Идринского района Красноярского края

о взыскании задолженности по налогам, пени и штрафам в общей сумме 259 584.44 рублей,

в отсутствие лиц, участвующих в деле,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фадеевой А.Н.,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N21 по Красноярскому краю (далее по тексту - налоговый орган, инспекция) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению по вопросам культуры, кино, молодежи, туризма, физкультуры и спорта администрации Идринского района Красноярского края (далее по тексту - учреждение) о взыскании задолженности по налогам, пени и штрафам в общей сумме 259 584.44 рублей.

Заявление принято к производству суда. Определением от 29.11.2011 возбуждено производство по делу.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (почтовые уведомления от 30.11.2011), в судебное заседание не явились, ответчик известил суд о возможности рассмотрения дела в отсутствие его представителя.

На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие сторон.

Заявитель в рассматриваемом заявлении в обоснование заявленных требований указал, что учреждение имеет недоимку перед бюджетной системой Российской Федерации в общей сумме 259 584.44 рублей. Требованиями налоговый орган предложил ответчику уплатить спорную сумму недоимки. В связи с неисполнением учреждением требований инспекции в добровольном порядке, на основании статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган обратился в суд за взысканием недоимки в судебном порядке.

Налоговый орган заявил ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд с заявлением о взыскании с учреждения недоимки по налогам, пене и штрафам, предусмотренного пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Ответчик в отзыве на заявление заявленное требование инспекции не признал, указав, что инспекцией пропущены установленные законом сроки взыскания с налогоплательщика спорной суммы задолженности.

Сторонами представлено суду соглашение по фактическим обстоятельствам от 28.09.2011, достигнутое в порядке статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым:

- стороны подтверждают наличие у учреждения 259 584.44 рублей задолженности, в том числе: 50 рублей штрафа, начисленного решением N296 от 14.08.2006 на основании статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации; 690.53 рублей пени и 1429.75 рублей штрафа по налогу с владельцев транспортных средств, доначисленных на основании акта налоговой проверки от 26.11.2001, 124.55 рублей пени по налогу с владельцев транспортных средств; 391.23 рубль налога на имущество за 9 месяцев 2006 года и 2006 год, исчисленного на основании налоговых деклараций; 1123.02 рублей пени и 3509.30 рублей штрафа по налогу на пользователей автомобильных дорог, доначисленных на основании акта налоговой проверки от 26.11.2001, 1291.08 рубль пени по налогу на пользователей автомобильных дорог; 148.04 рублей пени и 55.56 рублей штрафа по взносам в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, доначисленных на основании акта налоговой проверки от 26.11.2001, 17.62 рублей пени по взносам в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации; 6581.56 рубль пени и 116.38 рублей штрафа по взносам в территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации, доначисленных на основании акта налоговой проверки от 26.11.2001, 4504.44 рубля пени по взносам в территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации; 6.84 рублей штрафа по взносам в федеральный Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации, доначисленных на основании акта налоговой проверки от 26.11.2001, 205.32 рублей пени по взносам в федеральный Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации; 244.06 рублей пени по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации, 1498.69 рублей пени и 78.35 рублей штрафа по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации, доначисленных на основании акта налоговой проверки от 26.11.2001; 85 124.45 рублей пени по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, 0.15 рублей взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, 151 972.73 рублей пени и 420.79 рублей штрафа, доначисленных на основании акта налоговой проверки от 26.11.2001;

- 259 335.21 рублей задолженности образовались до 01.01.2007; 249.23 рублей недоимки - после 01.01.2007.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

По данным Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N21 по Красноярскому краю у Управления по вопросам культуры, кино, молодежи, туризма, физкультуры и спорта администрации Идринского района Красноярского края имеется задолженность перед бюджетной системой Российской Федерации в общей сумме 259 584.44 рублей, в том числе: 50 рублей штрафа по статье 126 Налогового кодекса Российской Федерации; 690.53 рублей пени и 1429.75 рублей штрафа по налогу с владельцев транспортных средств, 124.55 рублей пени по налогу с владельцев транспортных средств; 391.23 рубль налога на имущество за 9 месяцев 2006 года и 2006 год; 1123.02 рублей пени и 3509.30 рублей штрафа по налогу на пользователей автомобильных дорог, 1291.08 рубль пени по налогу на пользователей автомобильных дорог; 148.04 рублей пени и 55.56 рублей штрафа по взносам в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, 17.62 рублей пени по взносам в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации; 6581.56 рубль пени и 116.38 рублей штрафа по взносам в территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации, 4504.44 рубля пени по взносам в территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации; 6.84 рублей штрафа по взносам в федеральный Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации, 205.32 рублей пени по взносам в федеральный Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации; 244.06 рублей пени по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации, 1498.69 рублей пени и 78.35 рублей штрафа по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации; 85 124.45 рублей пени по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, 0.15 рублей взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, 151 972.73 рублей пени и 420.79 рублей штрафа.

Заявлением от 17.11.2011 ответчик подтвердил факт получения от инспекции требований об уплате взыскиваемой задолженности.

В добровольном порядке учреждением требования налогового органа об уплате указанной суммы задолженности не исполнены, что явилось основанием для обращения Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N21 по Красноярскому краю 02.11.2011 в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о взыскании с Управления по вопросам культуры, кино, молодежи, туризма, физкультуры и спорта администрации Идринского района Красноярского края задолженности по налогам, пени и штрафам в общей сумме 259 584.44 рублей.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с частью 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

На основании пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок, взыскание налога производится в судебном порядке с организации, имеющий открытый лицевой счет.

Из материалов дела следует, что ответчик является муниципальным учреждением, имеющим открытый лицевой счет. Иные лицевые (расчетные) счета в финансовых органах, кредитных организациях у ответчика отсутствуют.

Следовательно, налоговый орган правомерно обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о взыскании с учреждения недоимки в сумме 259 584.44 рублей.

Согласно части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей, возлагается на заявителя.

Как следует из материалов дела, в ходе судебного разбирательства сторонами достигнуто соглашение по фактическим обстоятельствам от 28.09.2011, в соответствии с которым:

- стороны подтверждают наличие у учреждения 259 584.44 рублей задолженности, в том числе: 50 рублей штрафа, начисленного решением N296 от 14.08.2006 на основании статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации; 690.53 рублей пени и 1429.75 рублей штрафа по налогу с владельцев транспортных средств, доначисленных на основании акта налоговой проверки от 26.11.2001, 124.55 рублей пени по налогу с владельцев транспортных средств; 391.23 рубль налога на имущество за 9 месяцев 2006 года и 2006 год, исчисленного на основании налоговых деклараций; 1123.02 рублей пени и 3509.30 рублей штрафа по налогу на пользователей автомобильных дорог, доначисленных на основании акта налоговой проверки от 26.11.2001, 1291.08 рубль пени по налогу на пользователей автомобильных дорог; 148.04 рублей пени и 55.56 рублей штрафа по взносам в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, доначисленных на основании акта налоговой проверки от 26.11.2001, 17.62 рублей пени по взносам в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации; 6581.56 рубль пени и 116.38 рублей штрафа по взносам в территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации, доначисленных на основании акта налоговой проверки от 26.11.2001, 4504.44 рубля пени по взносам в территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации; 6.84 рублей штрафа по взносам в федеральный Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации, доначисленных на основании акта налоговой проверки от 26.11.2001, 205.32 рублей пени по взносам в федеральный Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации; 244.06 рублей пени по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации, 1498.69 рублей пени и 78.35 рублей штрафа по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации, доначисленных на основании акта налоговой проверки от 26.11.2001; 85 124.45 рублей пени по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, 0.15 рублей взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, 151 972.73 рублей пени и 420.79 рублей штрафа, доначисленных на основании акта налоговой проверки от 26.11.2001;

- 259 335.21 рублей задолженности образовались до 01.01.2007; 249.23 рублей недоимки - после 01.01.2007.

На основании части 2 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признанные сторонами в результате достигнутого между ними соглашения обстоятельства принимаются арбитражным судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.

Учитывая изложенное, факты наличия у налогоплательщика названной задолженности, а также период и основания ее возникновения считаются судом установленными и не требует дальнейшего доказывания.

Из смысла статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что пеня за несвоевременную уплату налогов начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты. Пеня начисляется до полного погашения задолженности.

В отличие от недоимки по налогам, для которой определены конкретные сроки уплаты, пени начисляются за каждый день просрочки до даты фактической уплаты задолженности. Поэтому налоговый орган вправе предъявлять ко взысканию пени как совместно с недоимкой, используя механизм начисления и взыскания пени, изложенный в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2002 N5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации», так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения основного обязательства по уплате налогов. Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.05.2008 N16933/07.

Статьей 9 Федерального закона от 05.08.2000 N118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» (в редакции Федерального закона от 24.03.2001 N33-ФЗ) предусмотрено, что с 01 января 2001 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации. Взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), образовавшихся на 01 января 2001 года, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 09.07.1999 N154-ФЗ, от 29.06.2004 N58-ФЗ, действующей до 01.01.2007) установлено, что обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N154-ФЗ) требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику по месту его учета письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

На основании статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N154-ФЗ) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3 месяцев после наступления срока уплаты налога. Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в течение 10 дней с даты вынесения соответствующего решения.

Положениями статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.01.2007, предусматривалось, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46, 48 настоящего Кодекса, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47, 48 Кодекса. Взыскание налога с организации и индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46, 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с организации и индивидуального предпринимателя производится в судебном порядке, если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом: 1) юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами; 2) юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика.

Таким образом, действующее до 01 января 2007 года налоговое законодательство не предусматривало судебный порядок взыскания недоимок по налоговым платежам с организаций, имеющим открытый лицевой счет. Данное положение вступило в силу лишь с 01.01.2007 (статья 45 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N137-ФЗ).

Вместе с тем, в силу пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 03.11.2006 N175-ФЗ) учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

На основании статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Согласно статье 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.12.2005 N197-ФЗ) иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.

Из системного толкования указанных норм следует, что в отсутствие прямого регулирования правоотношений по взысканию задолженности по налоговым платежам с бюджетных счетов получателей бюджетных средств подлежал применению судебный порядок взыскания с данных налогоплательщиков сумм задолженностей по налогам, сборам и пеням.

Пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N154-ФЗ) предусмотрено, что исковое заявление о взыскании налога может быть подано в соответствующий суд налоговым органом в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

В силу пункта 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации», основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения, судам необходимо исходить из универсальности воли законодателя, выраженной в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам, и руководствоваться соответствующим положением при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц. Срок для обращения налогового органа в суд, установленный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, является пресекательным и восстановлению судом не подлежит.

Из изложенного следует, что до 01.01.2007 в отношении организаций, имеющих открытый лицевой счет, применялся только судебный порядок взыскания недоимки по налоговым платежам.

На основании пункта 7 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N154-ФЗ) налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке.

Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее 6 месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции) (пункт 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N154-ФЗ).

Предельный срок взыскания с бюджетного учреждения неуплаченных сумм налога и пени, образовавшихся до 01.01.2007, включает в себя: срок уплаты налога или дата вынесения решения по налоговой проверке + 3 месяца или 10 дней на направление требования соответственно + 10 дней на исполнение требования в добровольном порядке + 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (пени) на обращение инспекции в суд с заявлением об их взыскании в судебном порядке.

Предельный срок взыскания с бюджетного учреждения неуплаченных сумм штрафов, начисленных до 01.01.2007, включает в себя: дата обнаружения налогового правонарушения или составления соответствующего акта выездной налоговой проверки + 6 месяцев на обращение инспекции в суд с заявлением о взыскании штрафа в судебном порядке.

Пресекательный срок на взыскание недоимки, образовавшейся до 01.01.2007, в судебном порядке исходя из совокупности указанных сроков в настоящее время истек.

Положение о возможности восстановления судом срока на обращение налогового органа в суд с заявлением о взыскании недоимки введено в пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 27.07.2006 N137-ФЗ, действующим с 01.01.2007.