АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 24 января 2012 года Дело N А33-20182/2011

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 24 января 2012 года. В полном объёме решение изготовлено 17 января 2012 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Ишутиной О.В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала Красноярская железная дорога (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295), г. Красноярск

к открытому акционерному обществу «Манское топливное предприятие» (ИНН 2424000738, ОГРН 1022400560852), п. Камарчага Манского района Красноярского края

о взыскании 3 596,13 руб.,

в присутствии: от истца - Каменской Е.В., представителя по доверенности от 09.02.2010,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Григорьевым С.С.,

установил:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала Красноярская железная дорога обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к открытому акционерному обществу «Манское топливное предприятие» о взыскании 3 596,13 руб., в том числе 1 835,57 руб. сбора за подачу/уборку вагона, 1 760,56 руб. сбора за перевод стрелок, открытие и закрытие ворот, шлагбаумов на переездах на железнодорожных путях необщего пользования, не принадлежащих открытому акционерному обществу «Российские железные дороги».

Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 14.12.2011 возбуждено производство по делу.

Ответчик, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела путем направления копии определения от 14.12.2011 по известным суду адресам, а также путем опубликования текста определения от 14.12.2011 на портале сайта Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации www.kad.arbitr.ru (дата публикации 19.12.2011), в судебное заседание не явился. В соответствии со статьями 123, 136, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие указанного лица.

В связи с тем, что определением от 14.12.2011 дело назначено к судебному разбирательству, истец и ответчик относительно перехода из предварительного в судебное заседание возражений не заявили, суд, в соответствии со статьей 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Между открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» (Перевозчик) и открытым акционерным обществом «Манское топливное предприятие» (Владелец) заключен договор N 3/2346 от 07.05.2011 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования открытого акционерного общества «Манское топливное предприятие», примыкающего к станции Камарчага Красноярской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», при обслуживании локомотивом перевозчика, в соответствии с условиями которого осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования открытого акционерного общества «Манское топливное предприятие», примыкающего стрелочным переводом N 911 к пути необщего пользования общества с ограниченной ответственностью «Жаймалес» по станции Карабула Красноярской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», обслуживаемого локомотивом Перевозчика (пункт 1 договора).

В соответствии с пунктом 16 договора за время задержки вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения Камарчага по причинам, не зависящим от Перевозчика, при условии, что данная задержка привела к нарушению сроков доставки грузов, Владелец вносит Перевозчику плату за пользование вагонами за вагоны, не принадлежащие Перевозчику в размере 50% от плат за пользование вагонами, принадлежащими Перевозчику, установленных таблицей 9 Тарифного руководства N 2.

Владельцем поданы вагоны согласно ведомости подачи и уборки вагонов N 190909. За время пользования вагонами в ведомости N 190909 начислена плата в сумме 4 236,67 руб. с НДС и сбор за подачу/уборку вагона в размере 3 603,01 руб. с НДС. Расчет платы и сбора представлен истцом в материалы дела.

В связи с наличием на едином лицевом счете грузоотправителя денежных средств в размере 6 004,11 рублей, остаток задолженности по сборам составил 1 835,57 руб.

Между открытым акционерным обществом «Манское топливное предприятие» и открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» заключен договор на организацию перевозок и транспортно-экспедиционное обслуживание N 880010538 от 28.09.2010.

В ведомости на подачу и уборку вагонов N 210901 начислен сбор в сумме 1 760,56 руб. с НДС за перевод стрелок, открытие и закрытие ворот, шлагбаумов на переездах на железнодорожных путях необщего пользования, не принадлежащих ОАО «РЖД» (статья 10 Устава) на основании «Единого перечня работ и услуг, оказываемых Красноярской железной дорогой - филиалом ОАО «РЖД» при организации перевозок грузов». Расчет суммы сора представлен истцом.

Общая сумма сборов, начисленных по ведомостям N 190909 и N 210901, составила 3 596,13 руб.

О начисленных сборах ответчику направлено уведомление N 205/15 от 11.10.2011; задолженности в размере 3 596,13 руб. в добровольном порядке не погашена.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала Красноярская железная дорога с иском в суд.

Ответчик отзыв на иск, возражения в отношении заявленных требований не представил.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно статьям 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны выполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными предъявленными требованиями.

Согласно статье 784 Гражданского кодекса РФ перевозки грузов осуществляются на основании договора перевозки, общие условия которых определяются транспортными уставами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Между сторонами заключены договоры N 3/2346 от 07.05.2011 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования открытого акционерного общества «Манское топливное предприятие», примыкающего к станции Камарчага Красноярской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», при обслуживании локомотивом перевозчика и N 880010538 от 28.09.2010, правоотношения по которым регулируются главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации, Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации тарифы на перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, на которые законодательством Российской Федерации возложены данные функции. Порядок исчисления ставок платы за пользование вагонами, контейнерами и сборов утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 55 Устава железнодорожного транспорта отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.

При отсутствии у владельца железнодорожного пути необщего пользования локомотива подача и уборка вагонов, маневровая работа на таком железнодорожном пути осуществляются локомотивом, принадлежащим перевозчику.

Согласно информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.10.2010 N 142 Тарифное руководство N 3 позволяет сторонам договора, связанного с подачей и уборкой вагонов, и договора, связанного с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути, установить в договоре порядок оплаты в зависимости от фактически произведенных работ или плату, имеющую абонентский характер.

Во исполнение пункта 12 Положения об основах государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 года, Постановлениями ФЭК РФ от 19.06.2002 года N 35/12 утверждены: Правила применения сборов за дополнительные операции связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3).

Статья 2 Устава железнодорожного транспорта определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.

Постановлением ФЭК России N 35/15 от 19.06.02 утверждены Правила применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3).

Пунктом 1.1 Тарифного руководства N 3 установлено, что сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (за предъявление грузов к перевозке с объявлением их ценности, сопровождение и охрану грузов, погрузку и выгрузку грузов, контейнеров, взвешивание, переадресовку, хранение грузов, подачу и уборку вагонов), применяются на всех железных дорогах, входящих в единую сеть железных дорог Российской Федерации, для всех грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных подъездных путей.

С учетом порядка оплаты и размеров сборов, установленных названным Тарифным руководством, истец обоснованно исчислил сбор за подачу и уборку вагонов в размере 1 835,57 руб.

Согласно пункту 10 договора грузоотправитель, грузополучатель уплачивает перевозчику другие сборы и штрафы.

В силу статьи 10 Устава железнодорожного транспорта работы и услуги, которые выполняются владельцами инфраструктур или перевозчиками по просьбам грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), пассажиров и цены на которые не указаны в тарифном руководстве, а также работы, которые выполняются грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями) по просьбам владельцев инфраструктур или перевозчиков и цены на которые указаны в тарифном руководстве, оплачиваются по соглашению сторон.

Распоряжением открытого акционерного общества «Российские железные дороги» от 31.01.2005 N 119р утвержден Единый перечень работ и услуг, оказываемых открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» при организации перевозок грузов.

На основании статьи 10 Устава железнодорожного транспорта, по ставкам Единого перечня работ и услуг, оказываемых Красноярской железной дорогой, ответчику начислен сбор за перевод стрелок, открытие и закрытие ворот, шлагбаумов на переездах на железнодорожных путях необщего пользования, не принадлежащих открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в сумме 1 760,56 руб.

Истец правомерно определил размер указанного сбора с применением тарифов, установленных в Едином перечне работ и услуг, оказываемых Красноярской железной дорогой при организации перевозок грузов.

Оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, принимая во внимание, что ответчиком не представлено доказательств оплаты сборов, материалами дела подтверждена обоснованность начисления истцом указанных сборов, суд приходит к выводу, что заявленные истцом требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины относятся на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

иск удовлетворить.

Взыскать с открытого акционерного общества Манское топливное предприятие (ОГРН 1022400560852) в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОГРН 1037739877295) 3 596,13 руб. основного долга, а также 2 000 руб. расходов на уплату государственной пошлины.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба на настоящее решение подаётся через Арбитражный суд Красноярского края.

     Судья

О.В.Ишутина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка