• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 25 января 2012 года Дело N А33-16599/2011

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 18 января 2012 года. В полном объёме решение изготовлено 25 января 2012 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Трубачева И.Г., рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «АудитЭнерджи» (ИНН 2461210613, ОГРН 1102468038034), г. Красноярск,

к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Центржилсервис» (ИНН 2466125016, ОГРН 1052466370087), г. Красноярск,

о взыскании 2 664 439 руб. 64 коп. задолженности,

по встречному иску общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Центржилсервис» (ИНН 2466125016, ОГРН 1052466370087), г. Красноярск,

к обществу с ограниченной ответственностью «АудитЭнерджи» (ИНН 2461210613, ОГРН 1102468038034), г. Красноярск,

о взыскании 311 084 руб. 90 коп. убытков,

при участии в судебном заседании:

от истца: Журкина И.П., директора по протоколу от 05.08.2011 N 1, Митина С.С., представителя по доверенности от 20.06.2011,

от ответчика: Умнякова Н.В., представителя по доверенности от 01.01.2012 N 780,

протокол судебного заседания велся помощником судьи Нечаевой И.С.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «АудитЭнерджи» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Центржилсервис» о взыскании 2 664 439 руб. 64 коп. задолженности по договору на выполнение работ от 01.12.2010 N 142.

Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 17.10.2011 возбуждено производство по делу.

В отзыве на исковое заявление общество с ограниченной ответственностью «УК Центржилсервис» ссылается на следующие обстоятельства:

- истцом неверно выполнен расчет иска; общая стоимость работ по договору N142 от 01.12.2010 г. согласована сторонами в размере 2 940 478, 40 рублей (согласно п. 2.1. договора, приложения N 1 к договору); истец полагает, что им выполнено работ на сумму 2 975 524, 54 руб., но при этом обоснование требования об оплате стоимости работ в размере большем, чем это предусмотрено договором, истцом не представлено;

- по мнению ООО «УК Центржилсервис», работа подрядчика (энергоаудит) и ее результат (энергетические паспорта) выполнены не в соответствии с требованиями закона;

- неполнота условий договора N 142 от 01.12.2010 обусловлена тем, что договором предусмотрены требования только к перечню и составу работ (п. 1.3. договора); конкретные требований к порядку проведения энергоаудита, содержанию, смыслу и качеству работы и ее результата не закреплены ни в договоре, ни в Федеральном законе РФ от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

- при этом действующим законодательством предусматривается:

а) по результатам энергетического обследования проводившее его лицо составляет энергетический паспорт и передает его лицу, заказавшему проведение энергетического обследования. Паспорт, составленный по результатам энергетического обследования многоквартирного дома, подлежит передаче лицом, его составившим, собственникам помещений в многоквартирном доме или лицу, ответственному за содержание многоквартирного дома (п. 6 ст. 15 Федерального закона РФ от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ).

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти устанавливаются требования к энергетическому паспорту (п.8 ст. 15 Федерального закона РФ от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ);

б) Приказом Минэнерго РФ от 19.04.2010 N 182 утверждены «Требования к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации» (далее - Требования);

в) пунктом 1 Требований установлено, что «Требования к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, распространяются на саморегулируемые организации в области энергетического обследования при разработке и утверждении стандартов и правил оформления энергетического паспорта, а также лиц, проводящих обязательные энергетические обследования»;

- ООО «АудитЭнерджи» является членом СРО Некоммерческое Партнерство «Содействие регламентации в области энергосбережения и энергоэффективности топливно-энергетических ресурсов Сибири» (СРО НП «СИБЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ»);

- в соответствии с п.2 ст.4 Федерального закона РФ от 01.12.2007г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» саморегулируемая организация разрабатывает и утверждает стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации;

- СРО НП «СИБЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ» в ответ на запрос ООО ГУК «Жилфонд» предоставило информацию о том, что в НП «СИБЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ» утверждено и действует Положение о контроле качества при проведении работ и оформления документации по результатам энергетических обследований членами Некоммерческого Партнерства «Содействие регламентации в области энергосбережения и энергоэффективности топливно - энергетических ресурсов Сибири» (прилагается) обязательное для всех членов Некоммерческого Партнерства;

- Положением предусмотрено: «1.3. Комплект документации, предусмотренный договором между заказчиком и исполнителем на работы по энергетическому обследованию подлежит обязательному контролю за качеством разработанной документации по результатам энергетического обследования независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности Заказчика работ.

3.1. На этапе подготовки проведения работ по энергетическому обследованию контролю качества подлежит: Договор на проведение энергетического обследования; Техническое задание на проведение энергетического обследования; Программа проведения энергетического обследования; Сметная документация на проведение энергетического обследования.

3.2. На этапе разработки и согласования отчетной документации по результатам энергетических обследований контролю качества подлежит: Отчет по результатам проведенного энергетического обследования; Расчет потенциала энергосбережения ш повышения энергетической эффективности; Программа мероприятий по энергосбережению и повышения энергетической эффективности; Энергетический паспорт; Иная документация, предусмотренная договором.

4.1. Контроль качества договорной и отчетной документации проведенного энергетического обследования (энергетического паспорта) проводится посредством экспертной оценки договорной и отчетной документации.

4.2. Экспертная оценка отчетной документации выполняется организацией, членом Некоммерческого Партнерства получившей аккредитацию от исполнительного органа Партнерства, не членом Некоммерческого Партнерства получившей аккредитацию от исполнительного органа Партнерства, специализированным органом Партнерства Контрольно - экспертным комитетом.

4.14. Экспертная организация на этапе подготовки Исполнителя к проведению работ по энергетическому обследованию проводит экспертизу договора, Технического задания к договору и Программы проведения работ. По результатам экспертизы выдается экспертное заключение.

4.15. На основе положительного экспертного заключения, Некоммерческое Партнерство визирует комплект договорной документации на проведение работ по энергетическому обследованию.

4.16. Перед передачей Исполнителем Заказчику отчетных материалов, предусмотренных договором, экспертная организация проводит заключительный этап экспертизы.

4.19. В заключение экспертизы по отчетной документации по результатам энергетического обследования должно быть раскрыто - полнота выполненной работы в соответствии с техническим заданием и программе на эту работу, соответствие отчетной документации требованиям и стандартам, установленным законодательством РФ и стандартам Некоммерческого Партнерства, а также дана оценка качества, представленной на экспертизу документации.

4.20. При несоответствии, представленной на экспертизу отчетной документации по результатам энергетического обследования требованиям и стандартам, установленным законодательством Российской Федерации и Некоммерческим Партнерством, а также ее недостаточность требованиям технического задания, данная документации подлежит корректировке и соответствующей доработке, с последующим представлением на повторную экспертизу.

4.24. Согласование всей отчетной документации по результатам энергетического обследования проводится Некоммерческим Партнерством после получения от Экспертной организации положительного заключения по представленной на экспертизу отчетной документации»;

- письмом от 24.10.2011 N3-15/106 СРО «СИБЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ» информировало ООО ГУК «Жилфонд» о том, что ООО «АудитЭнерджи» требования Положения о контроле качества при проведении работ и оформлении документации по результатам энергетических обследований членами Некоммерческого Партнерства «Содействие регламентации в области энергосбережения и энергоэффективности топливно-энергетических ресурсов Сибири» не исполнены, договорная и отчетная документация в целях контроля качества ООО «АудитЭнерджи» в НП «СИБЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ» не передавалась; положительного экспертного заключения, а также положительного заключения НП «СИБЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ» в отношении договорной и отчетной документации ООО «АудитЭнерджи» (в том числе в отношении 163 указанных вами энергетических паспортов многоквартирных домов) не имеется;

- кроме того, 06.12.2010 г. Правлением СРО НП «СИБЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ» утвержден и введен в действие Стандарт «Правила проведения энергетических обследований членами Некоммерческого Партнерства «Содействие регламентации области энергосбережения и энергоэффективности топливно энергетических ресурсов Сибири» (прилагается);

- согласно п. 1.4 (последний абзац) Стандарта «По результатам обязательного обследования или добровольного энергетического обследования составляется Энергетический паспорт, требования к которому установлены Приказом Минэнерго России от 19.04.2010г. N 182»;

- таким образом, Стандартом СРО закреплено положение о том, что члены СРО при составлении энергетического паспорта не только при обязательном, но и при добровольном энергетическом обследовании должны руководствоваться Требованиями, утвержденными Приказом Минэнерго России от 19.04.2010 г. N 182;

- согласно п. Д ст. 2.1 Стандарта заключительный этап энергоаудита предполагает: получение положительного заключения (уведомления) о соответствующем качестве проведенного энергетического обследования; предоставление в СРО паспорта и отчета, в соответствии с утвержденным в СРО порядком;

- согласно п. 2.8 Стандарта экспертиза на качество выполненного энергетического обследования проводится в соответствии с утвержденным в СРО «Положением о проведении экспертизы на качество выполненного энергетического обследования» (далее - Положение, прилагается);

- в соответствии с п. 1.2 Положения, утвержденного Правлением СРО 06.12.2010 г. Протоколом N 5, Положение подлежит применению всеми членами Партнерства на проведение экспертизы разработанных членами Партнерства энергетических паспортов и иной документации по результатам обязательного или добровольного энергетического обследования;

- согласно п. 1.4 Положения экспертизе по результатам обязательного или добровольного энергетического обследования подлежат следующие документы: Техническое задание на проведение энергетического обследования; Программа проведения энергетического обследования; Отчет о результатах проведенного энергетического обследования; Энергетический паспорт; Программа энергосбережения и повышения энергоэффективности; Иная документация, предусмотренная договором;

- экспертная оценка отчетной документации выполняется организацией, членом Партнерства получившей аккредитацию по решению Правления Партнерства (п. 2.3. Положения);

- выбор аккредитованной экспертной организации, проводящей экспертную оценку отчетной и договорной документации по результатам энергетического обследования осуществляется Контрольно-Экспертным Комитетом Партнерства (п. 2.4. Положения);

- результатом экспертизы является заключение, содержащее выводы о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) стандарты и правила разработки отчетной документации и оформления энергетического паспорта установленных федеральными стандартами и нормативами Партнерством (п. 4.2. Положения);

- предметом представленных для экспертизы документов является оценка их соответствия требованиям действующего законодательства РФ и нормативно технических документов определяющих требования энергосбережения и повышению энергоэффективности (Приложение 2 к Положению) (п. 5.2. Положения);

- приложением 2 к Положению установлен перечень из 12 нормативных документов, содержащих требования в области энергоаудита, обязательных для применения, соблюдения и выполнения членами СРО НП «СИБЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ»;

- таким образом, надлежащее и качественное выполнение работы по договору N142 от 01.12.2010 г. со стороны Подрядчика предполагало:

А) передачу договорной (договор на проведение энергетического обследования, программа его проведения) и отчетной (отчет по результатам проведенного энергетического обследования, расчет потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности; программа мероприятий по энергосбережению и повышения энергетической эффективности; энергетический паспорт) документации в НП «СИБЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ» в целях получения положительного экспертного заключения Контрольно - экспертного комитета о ее качестве, соответствии требованиям законодательства, стандартов и правил СРО;

Б) устранение недостатков, доработка документации в случае получения отрицательного заключения СРО, повторная экспертиза Контрольно - экспертного комитета;

В) получение положительного заключения аккредитованной экспертной организации в соответствии с Положением о проведении экспертизы на качество выполненного энергетического обследования;

- в связи с тем, что истцом данные обязанности исполнены не были, имеет место быть одновременно: нарушение стандартов и правил СРО, что учитывая положение п.2 ст.4 Федерального закона РФ от 01.12.2007г. N 315-ФЗ является нарушением "обязательных требований к работе, выполняемой по договору подряда" (ст. 721ГКРФ); нарушение "требований, обычно предъявляемых к работам соответствующего рода" (ст. 721 ГК РФ), поскольку стандарты, правила и требования СРО являются одинаковыми и обязательными для всех энергоаудиторов - членов СРО; некачественное выполнение работ;

- в настоящее время отсутствуют какие-либо основания, а также подтверждающие документы, для признания работ выполненными качественно (в соответствии с установленными требованиями);

- по мнению ООО «УК Центржилсервис», истец не исполнил надлежащим образом обязательства по договору N142 от 01.12.2010 г. тем самым причинил убытки Ответчику в размере выплаченной суммы аванса - 311 084, 90 руб.

Определением от 07.11.2011 к производству суда принято встречное исковое заявление ООО «Управляющая компания Центржилсервис» о взыскании с ООО «АудитЭнерджи» 311 084 руб. 90 коп. убытков.

В дополнениях к отзыву на первоначальный иск ООО «УК Центржилсервис» указало на следующие обстоятельства:

- при выполнении работ по договору N 142 от 01.12.2010 истец обязан был руководствоваться и соблюдать положения Стандарта СРО «Правила проведения энергетических обследований членами Некоммерческого Партнерства «Содействие регламентации в области энергосбережения и энергоэффективности топливно-энергетических ресурсов Сибири»;

- согласно п. 1.4 (последний абзац) Стандарта «По результатам обязательного обследования или добровольного энергетического обследования составляется Энергетический паспорт, требования к которому установлены Приказом Минэнерго России от 19.04.2010г. N 182»;

- энергетические паспорта составлены Истцом согласно СНиП 23-02-2003 "Тепловая защита зданий", а не в соответствии с Приказом Минэнерго России от 19.04.2010г. N 182 "Об утверждении требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, и правил направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования", которым предусмотрено: "2. В энергетический паспорт должны быть включены следующие разделы: а) титульный лист по форме согласно приложению N 1 к настоящим Требованиям; б) общие сведения об объекте энергетического обследования по форме согласно приложению N 2 к настоящим Требованиям; в) сведения об оснащенности приборами учета по форме согласно приложению N 3 к настоящим Требованиям;

г) сведения об объеме используемых энергетических ресурсов по формам согласно приложениям N N 4-12 к настоящим Требованиям; д) сведения о показателях энергетической эффективности по форме согласно приложению N 13 к настоящим Требованиям;

е) сведения о величине потерь переданных энергетических ресурсов и рекомендации по их сокращению (для организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов) по формам согласно приложениям NN 14 -19 к настоящим Требованиям; ж) потенциал энергосбережения и оценка возможной экономии энергетических ресурсов по форме согласно приложению N 20 к настоящим Требованиям; з) перечень типовых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности по форме согласно приложению N 21 к настоящим Требованиям;

и) сведения о кадровом обеспечении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности по формам согласно приложениям N 22-24 к настоящим Требованиям;

- таким образом, энергетические паспорта ни по форме, ни по содержанию не соответствуют изложенным требованиям;

- статья 17 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ (Сбор и анализ данных энергетических паспортов, составленных по результатам энергетических обследований) предусматривает: "1. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет сбор, обработку, систематизацию, анализ, использование данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных энергетических обследований, а также данных энергетических паспортов, составленных по результатам добровольных энергетических обследований, в соответствии с требованиями, определенными Правительством Российской Федерации".

Постановлением Правительства РФ от 25.01.2011 N 19 "Об утверждении Положения о требованиях, предъявляемых к сбору, обработке, систематизации, анализу и использованию данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных и добровольных энергетических обследований" предусмотрено: "1. Сбор данных, содержащихся в энергетических паспортах, составленных по результатам обязательных энергетических обследований, осуществляется Министерством энергетики Российской Федерации на основе надлежаще заверенных копий энергетических паспортов, представляемых в установленном порядке саморегулируемыми организациями в области энергетического обследования.

4. Министерство энергетики Российской Федерации: а) осуществляет регистрацию копий энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных энергетических обследований, и данных энергетических паспортов, составленных по результатам добровольных энергетических обследований; б) анализирует представленные копии энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных энергетических обследований, и данные энергетических паспортов, составленных по результатам добровольных энергетических обследований, на соответствие требованиям к энергетическому паспорту, установленным законодательством Российской Федерации об энергосбережении и повышении энергетической эффективности; в) формирует электронную базу копий энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных энергетических обследований, и данных энергетических паспортов, составленных по результатам добровольных энергетических обследований, обеспечивает ее сохранность.

6. При обработке копий энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных энергетических обследований, и данных энергетических паспортов, составленных по результатам добровольных энергетических обследований, проверяется соответствие наименования показателей и единиц измерения требованиям, предъявляемым к энергетическому паспорту.

7. В случае направления копий энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных энергетических обследований, и данных энергетических паспортов, составленных по результатам добровольных энергетических обследований, с нарушением требований, установленных настоящим Положением, либо несоответствия данных энергетического паспорта требованиям законодательства Российской Федерации об энергосбережении и повышении энергетической эффективности Министерство энергетики Российской Федерации вправе вернуть представленные документы для устранения выявленных нарушений".

Положением о контроле качества при проведении работ и оформления документации по результатам энергетических обследований членами Некоммерческого Партнерства «Содействие регламентации в области энергосбережения и энергоэффективности топливно - энергетических ресурсов Сибири» предусмотрено:

"5.1. В соответствии с «Правилами направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного или добровольного энергетического обследования, энергетического паспорта разработанной проектной документации, в Министерство энергетики Российской Федерации» утвержденные Приказом Министерства энергетики Российской Федерации, Некоммерческое Партнерство направляет копию энергетического паспорта в Министерство энергетики Российской Федерации.

5.2. Некоммерческое Партнерство один раз в три месяца направляет в Министерство энергетики Российской Федерации, заверенные Партнерством копии энергетических паспортов, составленных членами Партнерства по результатам проведенных ими за указанный период обязательных или добровольных энергетических обследований, разработанных энергетических паспортов в проектной документации.

5.8. После получения из Министерства энергетики Российской Федерации или его уполномоченного органа извещения о приеме или об отказе в приеме копии энергетического паспорта Некоммерческое Партнерство направляет данное извещение организации проводившей энергетическое обследование, организации заказавшей энергетическое обследование и организации проводившей экспертизу отчетной документации по результатам энергетического обследования.

5.9. После получения из Министерства энергетики Российской Федерации или его уполномоченного органа извещения о приеме копии энергетического паспорта можно считать договор по проведению энергетического обследования, разработку энергетического паспорта проектной документации выполненной".

В объяснениях по делу ООО «АудитЭнерджи» указало на следующие обстоятельства:

- письмо Политехнического института ФГАОУВПО «Сибирский федеральный университет» от 22.11.2011 N140000/4253 не доказывает некачественное выполнение истцом работ по договору N142 от 01.12.2010;

- из данного письма следует, что энергетические паспорта, разработанные ООО «АудитЭнерджи», выполнены по форме СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» и не соответствуют приказу Министерства энергетики Российской Федерации N182 от 19.04.2010;

- ООО «АудитЭнерджи» не оспаривает данное обстоятельство;

- пунктом 1.3. договора N 142 от 01.12.2010 предусмотрено, что перечень и состав работ, выполняемых ООО «АудитЭнерджи», определяется согласно Федеральному закону от. .23.11.2009г. N261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и СНиП 23-02-2003;

- договор N 142 от 01.12.2010 не устанавливает для ООО «АудитЭнерджи» обязанности разработать энергетические паспорта в соответствии с приказом Министерства энергетики Российской Федерации N182 от 19.04.2010;

- перечень и состав работ, выполненных истцом на основании договора N142 от 01.12.2010г. (энергетические паспорта), соответствуют Федеральному закону от 23.11.2009г. N261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий»;

- отсутствие регистрации энергетических паспортов в Министерстве энергетики Российской Федерации является нарушением истцом стандартов и правил НП «СИБЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ», что, однако, не означает некачественное выполнение работ по договору N 696 от 01.12.2010;

- в силу пункта 8 статьи 9 Федерального закона от 01.12.2007г. N315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» в случае выявления нарушения членом саморегулируемой организации требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации материалы проверки передаются в орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия;

- по мнению ООО «АудитЭнерджи», нарушение истцом стандартов и правил НП «СИБЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ» является основанием для применения к ООО «АудитЭнерджи» мер дисциплинарного воздействия со стороны саморегулируемой организации, но не подтверждает факт некачественного выполнения работ по договору N142 от 01.12.2010;

- ООО «УК Центржилсервис» не представило доказательств, свидетельствующих о некачественном выполнений работ по договору N142 от 01.12.2010;

- плановые и внеплановые проверки работы истца, предусмотренные пунктом 3.2.1 договора N142 от 01.12.2010, ответчиком не проводились.

В судебном заседании 18.01.2012 представитель общества с ограниченной ответственностью «АудитЭнерджи» поддержал исковые требования первоначального иска, изложил пояснения по делу, заявил ходатайство о назначении экспертизы, проведение которой просит поручить доктору технических наук, профессору кафедры «Тепловые электрические станции» Политехнического института ФГАОУВПО «Сибирский Федеральный Университет» Дубровскому В.А. Перед экспертом ООО «АудитЭнерджи» просит поставить следующие вопросы:

- соответствуют ли 37 энергетических паспортов, разработанных ООО «АудитЭнерджи» на основании договора N142 от 01.12.2010г., Федеральному закону от 23.11.2009г. N261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий»?

- если 37 энергетических паспортов, разработанных ООО «АудитЭнерджи» на основании договора N142 от 01.12.2010г., не соответствуют Федеральному закону от 23.11.2009г. N261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий», то какой объём работ в процентном отношении к требованиям Федерального закона от 23.11.2009г. N261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» выполнен ООО «АудитЭнерджи»?

Представитель общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Центржилсервис» не возражал против проведения экспертизы.

Представитель общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Центржилсервис» изложил возражения на первоначальный иск, поддержал встречный иск, представил дополнительные документы, заявил ходатайство о проведении комплексной экспертизы по делу, представил кандидатуры экспертов (доктора технических наук профессоры Назиров Р.А., Липовка Ю.Л., Пантелеев В.И.), список вопросов, которые следует поставить перед экспертами:

1) Соответствуют ли энергетические паспорта 37 многоквартирных домов, разработанные ООО «АудитЭнерджи» по договору N 142 от 01.12.2010:

- обязательным требованиям, предъявляемым законодательством,

- требованиям Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

- требованиям СНиП 23-02-2003 "Тепловая защита зданий",

- требованиям Приказа Минэнерго России от 19.04.2010г. N 182,

- требованиям стандартов и правил СРО Некоммерческое Партнерство «Содействие регламентации в области энергосбережения и энергоэффективности топливно-энергетических ресурсов Сибири»,

- обычно предъявляемым требованиям к работам соответствующего рода?

2) Какой объем работы (энергоаудита) (в %) выполнен ООО «АудитЭнерджи»?

3) Какие недостатки имеют энергетические паспорта? Являются ли они существенными?

4) Является ли результат работы практически применимым? Могут ли разработанные ООО «АудитЭнерджи» энергетические паспорта использоваться в работе управляющей компании (ООО «УК Центржилсервис») в качестве документов и без ущерба для управления, содержания и обслуживания многоквартирных домов?

5) Могут ли наступить неблагоприятные последствия и какие в случае использования энергетических паспортов, разработанных ООО «АудитЭнерджи», управляющей компании (ООО «УК Центржилсервис») в своей работе?

6) Можно ли считать исполненной обязанность заказчика - управляющей компании ООО «УК Центржилссрвис» по проведению энергоаудита в отношении 37 многоквартирных домов, энергетические паспорта на которые разработаны ООО «АудитЭнерджи»?

Представитель общества с ограниченной ответственностью «АудитЭнерджи» изложил пояснения по поводу представленных обществом с ограниченной ответственностью «УК Центржилсервис» кандидатур экспертов.

Суд отказал в проведении экспертизы, поскольку считает возможным рассмотреть дело с учетом имеющихся в материалах дела доказательств.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

01.12.2010 между ООО «УК Центржилсервис» (заказчиком) и ООО «АудитЭнерджи» (исполнителем) был заключен договор N 142 на выполнение работ, в соответствии с пунктом 1.1. которого исполнитель обязуется выполнить работы по проведению энергетических обследований (далее - энергоаудита) многоквартирных домов с разработкой энергетических паспортов и сдать их заказчику.

В соответствии с пунктом 1.2. договора, адресный перечень многоквартирных домов, сроки и стоимость работы указаны в приложении N 1, которое является неотъемлемой частью настоящего договора.

В соответствии с пунктом 1.3. договора, перечень и состав работ, выполняемых исполнителем определяются согласно Федерального закона N 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» и СНиП 23-02-2003.

В соответствии с пунктом 2.1. договора, общая стоимость работ по настоящему договору составляет 2 940 478 руб. 40 коп. без НДС.

Согласно договору и приложению N 1 к нему, стоимость работ рассчитана сторонами исходя из количества объектов (домов), подлежащих энергетическому исследованию, их общей площади и стоимости 1 (одного) кв.м - 14,15 руб.

В соответствии с пунктом 2.3. договора, заказчик производит оплату по факту выполненных работ на основании акта выполненных работ, с указанием перечня адресов и обследованных площадей, подписанного заказчиком и исполнителем, с передачей энергетического паспорта многоквартирного дома, и на основании выписанного исполнителем счета-фактуры ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным, путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя, указанный в настоящем договоре.

В соответствии с пунктом 3.1.1. договора, заказчик обязан в течение 5-ти рабочих дней рассмотреть и подписать акты приема-сдачи выполненных работ, а при наличии замечаний направить их в письменной форме исполнителю.

В соответствии с пунктом 5.1. договора, настоящий договор вступает в силу с момента подписания сторонами и действует до 01.07.2011.

Приложением N 1 к договору является адресный перечень многоквартирных домов, сроки и стоимость работ.

Платежным поручением от 11.01.2011 N 6 ООО «УК Центржилсервис» оплатил ООО «АудитЭнерджи» аванс по договору от 01.12.2010 N 142 в размере 311 084 руб. 90 коп.

В письме от 22.06.2011 исх. N 71 ООО «АудитЭнерджи» сообщает ООО «УК Центржилсервис», что направляет в адрес ООО «УК Центржилсервис» энергетические паспорта на многоквартирные дома в сроки, предусмотренные договором, а также направляет акт формы КС-2 за май 2011 г., справку формы КС-3.

Согласно письму УФПС Красноярского края - филиала ФГУП «Почта России» Красноярский почтамт N 26.05.2.1-31/946 от 05.08.2011, посылка в адрес ООО «УК Центржилсервис» (г. Красноярск, ул. Брянская, 63 А) с указанными выше документами поступила в ОПС 24.06.2011, извещение о ее поступлении по адресу доставлено 24.06.2011, вторичное извещение с приглашение получить посылку доставлено 01.07.2011 и вручено секретарю; за получением адресат не явился и по истечении срока хранения 28.07.2011 посылка была возвращена по обратному адресу.

ООО «АудитЭнерджи» составил акт формы КС-2 о приемке выполненных работ за май 2011 г. От 31.05.2011 N 1 на общую сумму 2 975 524 руб. 54 коп., а также справку формы КС-3 о стоимости выполненных работ и затрат от 31.05.2011 N 1 на сумму 2 975 524 руб. 54 коп.

В материалы настоящего дела представлены энергетические паспорта на дома, согласно приложению N 1 к договору от 01.12.2010 N 142, а также на дом N 63 «А» на ул. Брянской в г. Красноярске.

В письме ООО «УК Центржилсервис» сообщает ООО «АудитЭнерджи» о том, что представленные проекты энергетических паспортов МКД содержат перечисленные в письме существенные недостатки, а также об отказе от исполнения договора со ссылкой на статью 717 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с неисполнением ООО «АудитЭнерджи» обязательств по договору в установленный им срок.

В письме от 09.08.2011 исх. N 81 ООО «АудитЭнерджи» предложило ООО «УК Центржилсервис» для приемки результата выполненных работ по договору от 01.12.2010 N 142 обеспечить явку своего представителя 22.08.2011 в 12 час. 00 мин. по адресу: г. Красноярск, ул. Транзитная, 8.

В соответствии с письмом Некоммерческого партнерства «СИБЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ» от 24.10.2011 исх. N Э-15/106, Некоммерческое партнерство сообщает ООО ГУК «Жилфонд», что:

- энергетические паспорта в количестве 163 штуки, составленные ООО «АудитЭнерджи», в адрес партнерства не поступало;

- ООО «АудитЭнерджи» требования Положения о контроле качества при проведении работ и оформлении документации по результатам энергетических обследований членами Некоммерческого партнерства «СИБЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ» не исполнены, договорная и отчетная документация в целях контроля качества ООО «АудитЭнерджи» в НП «СИБЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ» не передавалась, положительного заключения НП «СИБЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ» в отношении договорной и отчетной документации ООО «АудитЭнерджи» не имеется.

В письме от 01.11.2011 N 4273-5, ООО Городская управляющая компания «Жилищный фонд» сообщает ООО «АудитЭнерджи» о том, что энергетические паспорта, которые направлялись в адрес ООО ГУК «Жилищный фонд», управляющих компаний, выполнены некачественно, не в соответствии с требованиями закона, действующего в Некоммерческом партнерстве Положения о контроле качества при проведении работ и оформлении документации по результатам энергетических обследований членами Некоммерческого партнерства «Содействие регламентации в области энергосбережения и энергоэффективности топливно-энергетических ресурсов Сибири».

ООО «УК Центржилсервис» представило в материалы дела предварительное заключение экспертизы, выполненное ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», на предмет соответствия обязательным требованиям предъявленных на экспертизу энергетических паспортов жилых домов (приложение N 1 к договору на выполнение работ от 01.12.2010 N 142, Приложение N 1 к договору на выполнение работ от 01.12.2010 N 636).

В письме от 24.11.2011 N 4545-5 ООО «ГУК «Жилищный фонд» предложил директору Политехнического института Сибирского Федерального университета дополнительно к полученному заключению пояснить следующее:

- если не принимать во внимание соответствии либо несоответствии формы энергетических паспортов обязательным требованиям, какой объем работ (в %) выполнен ООО «АудитЭнерджи» в рамках исполнения обязательств по договорам на разработку энергопаспортов с ООО «УК Центржилсервис» и ООО «Жилкомцентр», учитывая сделанный в заключении вывод о том, что ООО «АудитЭнерджи» обследованы лишь ограждающие конструкции зданий и не проведен энергоаудит систем тепло-, водо-, электроснабжения?

Согласно представленному ООО «УК Центржилсервис» пояснению заведующего кафедрой «Электротехнические комплексы и системы» ПИ СФУ, д.т.н., профессора Пантелеева В.И., к заключению на предмет соответствия руководящим документам предъявленных на экспертизу энергетических паспортов жилых домов (приложение N 1 к договору на выполнение работ от 01.12.2010 N 142, приложение N 1 к договору на выполнение работ от 01.12.2010 N 636) от 22.11.11, В.И. Пантелеев считает, что объем работ по договорам выполнен ориентировочно на 30-35 %.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Заключенный между сторонами договор от 01.12.2010 N 142 на выполнение работ является договором подряда, отношения по которому регулируются главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

В соответствии с частью 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

В соответствии с частью 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

В соответствии с частью 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В соответствии с частью 1 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации, заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно пункту 1.1. договора, 1.1. исполнитель обязуется выполнить работы по проведению энергетических обследований (далее - энергоаудита) многоквартирных домов с разработкой энергетических паспортов и сдать их заказчику.

Факт перечисления обществом с ограниченной ответственностью «УК Центрдилсервис» обществу с ограниченной ответственностью «АудитЭнерджи» 311 084 руб. 90 коп. аванса по договору о 01.12.2010 N 142 подтверждается представленным в материалы дела платежным поручением от 11.01.2011 N 6 и не оспаривается сторонами.

Факт выполнения работ по договору, а именно, факт изготовления энергетических паспортов, согласно договору от 01.12.2010 N 142 и приложению N 1 к нему, подтверждается представленными в материалы дела энергетическими паспортами жилых домов и не оспаривается ООО «УК Центржилсервис».

Факт направления актов формы КС-2, КС-3, изготовленных энергетических паспортов в адрес ООО «УК Центржилсервис» подтверждается представленными в материалы дела описью вложения в ценное письмо и почтовой квитанцией N 66004911298576 от 22.06.2011.

Согласно письму УФПС Красноярского края - филиала ФГУП «Почта России» Красноярский почтамт N 26.05.2.1-31/946 от 05.08.2011, посылка в адрес ООО «УК Центржилсервис» (г. Красноярск, ул. Брянская, 63 А) с указанными выше документами поступила в ОПС 24.06.2011, извещение о ее поступлении по адресу доставлено 24.06.2011, вторичное извещение с приглашение получить посылку доставлено 01.07.2011 и вручено секретарю; за получением адресат не явился и по истечении срока хранения 28.07.2011 посылка была возвращена по обратному адресу.

В письме ООО «УК Центржилсервис» сообщает ООО «АудитЭнерджи» о том, что представленные проекты энергетических паспортов МКД содержат перечисленные в письме существенные недостатки, а также об отказе от исполнения договора со ссылкой на статью 717 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с неисполнением ООО «АудитЭнерджи» обязательств по договору в установленный им срок.

В соответствии с пунктом 1.3. договора, перечень и состав работ, выполняемых исполнителем определяются согласно Федерального закона N 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» и СНиП 23-02-2003.

ООО «УК Центржилсервис» подтверждает, что ООО «АудитЭнерджи» изготовило энергетически паспорта жилых в соответствии со СНиП 23-02-2003, согласно пункту 1.3. договора.

В соответствии с частью 5 статьи 15 указанного Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009, энергетическое обследование проводится в добровольном порядке, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом оно должно быть проведено в обязательном порядке.

В соответствии с частью 6 Федерального закона N 261-ФЗ, по результатам энергетического обследования проводившее его лицо составляет энергетический паспорт и передает его лицу, заказавшему проведение энергетического обследования. Паспорт, составленный по результатам энергетического обследования многоквартирного дома, подлежит передаче лицом, его составившим, собственникам помещений в многоквартирном доме или лицу, ответственному за содержание многоквартирного дома.

Энергетическое обследование, проведенное ООО «АудитЭнерджи», является добровольным.

Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации» N 261-ФЗ от 23.11.2009 не содержит обязательных требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам добровольного энергетического обследования.

Учитывая вышеизложенное, обстоятельства дела и условия заключенного сторонами договора от 01.12.2010 N 142, суд считает, что ООО «АудитЭнерджи» выполнило свои обязательства по указанному договору согласно Федеральному закону N 261-ФЗ и СНиП 23-02-2003.

Ни заключенный между сторонами договор от 01.12.2010 N 142, ни Федеральный закон N 261-ФЗ не устанавливает для ООО «АудитЭнерджи» как исполнителя энергетического обследования, проводимого в добровольном порядке, обязанности разработать энергетические паспорта в соответствии с Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19.04.2010 N 182, Положением о контроле качества при проведении работ и оформления документации по результатам энергетических обследований членами Некоммерческого партнерства «Содействие регламентации в области энергосбережения и энергоэффективности топливно-энергетических ресурсов Сибири», либо в соответствии с иными актами, в связи с чем доводы ООО «УК Центржилсервис» в этой части отклоняются судом.

Согласно пояснениям ООО «АудитЭнерджи», ООО «АудитЭнерджи» по заявке ООО «УК Центржилсервис» изготовило энергетический паспорт на дом, принадлежащий ООО «УК Центржилсервис» и расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Брянская 63 «А» (юридический адрес ООО «УК Центржилсервис»), общей площадью 2251,60 кв.м. Стоимость работ составила 35 046,15 руб.

Учитывая вышеизложенное, обстоятельства дела, принимая во внимание, что ООО «АудитЭнерджи» изготовило энергетические паспорта на дома согласно приложению N 1 к договору от 01.10.2010 N 142, а также в отношении дома общей площадью 2251,60 кв.м., принадлежащего ООО «УК Центрждилсервис» и расположенного по юридическому адресу ООО «УК Центржилсервис»: г. Красноярск, ул. Брянская, 63 «А», учитывая, что энергетический паспорт, изготовленный по заявке ООО «УК Центржилсервис», на дом N 63 «А» на ул. Брянская обладает потребительской ценностью для ООО УК Центржилсервис», что также подтверждается представленным ООО «УК Центржилсервис» письмом Политехническому институту СФУ от 24.11.2011 N 4545-5, суд полагает, что стороны не договаривались о выполнении обществом с ограниченной ответственностью «АудитЭнерджи» иных работ, чем предусмотренные договором (пунктами 1.1.-1.3.) исходя из согласованной сторонами стоимости работ за 1 квадратный метр здания, в связи с чем отклоняет доводы ООО «УК Центржилсервис», удовлетворяет первоначальные исковые требование ООО «АудитЭнерджи» о взыскании с ООО «Управляющая компания Центржилсервис» 2 664 439 руб. 64 коп. и отказывает в удовлетворении встречных требований ООО «Управляющая компания Центржилсервис» к ООО «АудитЭнерджи».

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по оплате государственной пошлины относятся на ООО «Управляющая компания Центржилсервис».

Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Первоначальный иск удовлетворить.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Центржилсервис» (ИНН 2466125016), г. Красноярск, в пользу общества с ограниченной ответственностью «АудитЭнерджи» (ИНН 2461210613), г. Красноярск, 2 664 439 руб. 64 коп. задолженности, взыскать в доход федерального бюджета 36 322 руб. 20 коп. государственной пошлины.

В удовлетворении встречного иска отказать.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба на настоящее решение подаётся через Арбитражный суд Красноярского края.

     Судья

Трубачев И.Г.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А33-16599/2011
Принявший орган: Арбитражный суд Красноярского края
Дата принятия: 25 января 2012

Поиск в тексте