АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
РЕШЕНИЕ
от 25 января 2012 года Дело N А33-16599/2011
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 18 января 2012 года. В полном объёме решение изготовлено 25 января 2012 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Трубачева И.Г., рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «АудитЭнерджи» (ИНН 2461210613, ОГРН 1102468038034), г. Красноярск,
к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Центржилсервис» (ИНН 2466125016, ОГРН 1052466370087), г. Красноярск,
о взыскании 2 664 439 руб. 64 коп. задолженности,
по встречному иску общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Центржилсервис» (ИНН 2466125016, ОГРН 1052466370087), г. Красноярск,
к обществу с ограниченной ответственностью «АудитЭнерджи» (ИНН 2461210613, ОГРН 1102468038034), г. Красноярск,
о взыскании 311 084 руб. 90 коп. убытков,
при участии в судебном заседании:
от истца: Журкина И.П., директора по протоколу от 05.08.2011 N 1, Митина С.С., представителя по доверенности от 20.06.2011,
от ответчика: Умнякова Н.В., представителя по доверенности от 01.01.2012 N 780,
протокол судебного заседания велся помощником судьи Нечаевой И.С.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «АудитЭнерджи» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Центржилсервис» о взыскании 2 664 439 руб. 64 коп. задолженности по договору на выполнение работ от 01.12.2010 N 142.
Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 17.10.2011 возбуждено производство по делу.
В отзыве на исковое заявление общество с ограниченной ответственностью «УК Центржилсервис» ссылается на следующие обстоятельства:
- истцом неверно выполнен расчет иска; общая стоимость работ по договору N142 от 01.12.2010 г. согласована сторонами в размере 2 940 478, 40 рублей (согласно п. 2.1. договора, приложения N 1 к договору); истец полагает, что им выполнено работ на сумму 2 975 524, 54 руб., но при этом обоснование требования об оплате стоимости работ в размере большем, чем это предусмотрено договором, истцом не представлено;
- по мнению ООО «УК Центржилсервис», работа подрядчика (энергоаудит) и ее результат (энергетические паспорта) выполнены не в соответствии с требованиями закона;
- неполнота условий договора N 142 от 01.12.2010 обусловлена тем, что договором предусмотрены требования только к перечню и составу работ (п. 1.3. договора); конкретные требований к порядку проведения энергоаудита, содержанию, смыслу и качеству работы и ее результата не закреплены ни в договоре, ни в Федеральном законе РФ от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- при этом действующим законодательством предусматривается:
а) по результатам энергетического обследования проводившее его лицо составляет энергетический паспорт и передает его лицу, заказавшему проведение энергетического обследования. Паспорт, составленный по результатам энергетического обследования многоквартирного дома, подлежит передаче лицом, его составившим, собственникам помещений в многоквартирном доме или лицу, ответственному за содержание многоквартирного дома (п. 6 ст. 15 Федерального закона РФ от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ).
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти устанавливаются требования к энергетическому паспорту (п.8 ст. 15 Федерального закона РФ от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ);
б) Приказом Минэнерго РФ от 19.04.2010 N 182 утверждены «Требования к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации» (далее - Требования);
в) пунктом 1 Требований установлено, что «Требования к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, распространяются на саморегулируемые организации в области энергетического обследования при разработке и утверждении стандартов и правил оформления энергетического паспорта, а также лиц, проводящих обязательные энергетические обследования»;
- ООО «АудитЭнерджи» является членом СРО Некоммерческое Партнерство «Содействие регламентации в области энергосбережения и энергоэффективности топливно-энергетических ресурсов Сибири» (СРО НП «СИБЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ»);
- в соответствии с п.2 ст.4 Федерального закона РФ от 01.12.2007г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» саморегулируемая организация разрабатывает и утверждает стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации;
- СРО НП «СИБЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ» в ответ на запрос ООО ГУК «Жилфонд» предоставило информацию о том, что в НП «СИБЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ» утверждено и действует Положение о контроле качества при проведении работ и оформления документации по результатам энергетических обследований членами Некоммерческого Партнерства «Содействие регламентации в области энергосбережения и энергоэффективности топливно - энергетических ресурсов Сибири» (прилагается) обязательное для всех членов Некоммерческого Партнерства;
- Положением предусмотрено: «1.3. Комплект документации, предусмотренный договором между заказчиком и исполнителем на работы по энергетическому обследованию подлежит обязательному контролю за качеством разработанной документации по результатам энергетического обследования независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности Заказчика работ.
3.1. На этапе подготовки проведения работ по энергетическому обследованию контролю качества подлежит: Договор на проведение энергетического обследования; Техническое задание на проведение энергетического обследования; Программа проведения энергетического обследования; Сметная документация на проведение энергетического обследования.
3.2. На этапе разработки и согласования отчетной документации по результатам энергетических обследований контролю качества подлежит: Отчет по результатам проведенного энергетического обследования; Расчет потенциала энергосбережения ш повышения энергетической эффективности; Программа мероприятий по энергосбережению и повышения энергетической эффективности; Энергетический паспорт; Иная документация, предусмотренная договором.
4.1. Контроль качества договорной и отчетной документации проведенного энергетического обследования (энергетического паспорта) проводится посредством экспертной оценки договорной и отчетной документации.
4.2. Экспертная оценка отчетной документации выполняется организацией, членом Некоммерческого Партнерства получившей аккредитацию от исполнительного органа Партнерства, не членом Некоммерческого Партнерства получившей аккредитацию от исполнительного органа Партнерства, специализированным органом Партнерства Контрольно - экспертным комитетом.
4.14. Экспертная организация на этапе подготовки Исполнителя к проведению работ по энергетическому обследованию проводит экспертизу договора, Технического задания к договору и Программы проведения работ. По результатам экспертизы выдается экспертное заключение.
4.15. На основе положительного экспертного заключения, Некоммерческое Партнерство визирует комплект договорной документации на проведение работ по энергетическому обследованию.
4.16. Перед передачей Исполнителем Заказчику отчетных материалов, предусмотренных договором, экспертная организация проводит заключительный этап экспертизы.
4.19. В заключение экспертизы по отчетной документации по результатам энергетического обследования должно быть раскрыто - полнота выполненной работы в соответствии с техническим заданием и программе на эту работу, соответствие отчетной документации требованиям и стандартам, установленным законодательством РФ и стандартам Некоммерческого Партнерства, а также дана оценка качества, представленной на экспертизу документации.
4.20. При несоответствии, представленной на экспертизу отчетной документации по результатам энергетического обследования требованиям и стандартам, установленным законодательством Российской Федерации и Некоммерческим Партнерством, а также ее недостаточность требованиям технического задания, данная документации подлежит корректировке и соответствующей доработке, с последующим представлением на повторную экспертизу.
4.24. Согласование всей отчетной документации по результатам энергетического обследования проводится Некоммерческим Партнерством после получения от Экспертной организации положительного заключения по представленной на экспертизу отчетной документации»;
- письмом от 24.10.2011 N3-15/106 СРО «СИБЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ» информировало ООО ГУК «Жилфонд» о том, что ООО «АудитЭнерджи» требования Положения о контроле качества при проведении работ и оформлении документации по результатам энергетических обследований членами Некоммерческого Партнерства «Содействие регламентации в области энергосбережения и энергоэффективности топливно-энергетических ресурсов Сибири» не исполнены, договорная и отчетная документация в целях контроля качества ООО «АудитЭнерджи» в НП «СИБЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ» не передавалась; положительного экспертного заключения, а также положительного заключения НП «СИБЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ» в отношении договорной и отчетной документации ООО «АудитЭнерджи» (в том числе в отношении 163 указанных вами энергетических паспортов многоквартирных домов) не имеется;
- кроме того, 06.12.2010 г. Правлением СРО НП «СИБЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ» утвержден и введен в действие Стандарт «Правила проведения энергетических обследований членами Некоммерческого Партнерства «Содействие регламентации области энергосбережения и энергоэффективности топливно энергетических ресурсов Сибири» (прилагается);
- согласно п. 1.4 (последний абзац) Стандарта «По результатам обязательного обследования или добровольного энергетического обследования составляется Энергетический паспорт, требования к которому установлены Приказом Минэнерго России от 19.04.2010г. N 182»;
- таким образом, Стандартом СРО закреплено положение о том, что члены СРО при составлении энергетического паспорта не только при обязательном, но и при добровольном энергетическом обследовании должны руководствоваться Требованиями, утвержденными Приказом Минэнерго России от 19.04.2010 г. N 182;
- согласно п. Д ст. 2.1 Стандарта заключительный этап энергоаудита предполагает: получение положительного заключения (уведомления) о соответствующем качестве проведенного энергетического обследования; предоставление в СРО паспорта и отчета, в соответствии с утвержденным в СРО порядком;
- согласно п. 2.8 Стандарта экспертиза на качество выполненного энергетического обследования проводится в соответствии с утвержденным в СРО «Положением о проведении экспертизы на качество выполненного энергетического обследования» (далее - Положение, прилагается);
- в соответствии с п. 1.2 Положения, утвержденного Правлением СРО 06.12.2010 г. Протоколом N 5, Положение подлежит применению всеми членами Партнерства на проведение экспертизы разработанных членами Партнерства энергетических паспортов и иной документации по результатам обязательного или добровольного энергетического обследования;
- согласно п. 1.4 Положения экспертизе по результатам обязательного или добровольного энергетического обследования подлежат следующие документы: Техническое задание на проведение энергетического обследования; Программа проведения энергетического обследования; Отчет о результатах проведенного энергетического обследования; Энергетический паспорт; Программа энергосбережения и повышения энергоэффективности; Иная документация, предусмотренная договором;
- экспертная оценка отчетной документации выполняется организацией, членом Партнерства получившей аккредитацию по решению Правления Партнерства (п. 2.3. Положения);
- выбор аккредитованной экспертной организации, проводящей экспертную оценку отчетной и договорной документации по результатам энергетического обследования осуществляется Контрольно-Экспертным Комитетом Партнерства (п. 2.4. Положения);
- результатом экспертизы является заключение, содержащее выводы о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) стандарты и правила разработки отчетной документации и оформления энергетического паспорта установленных федеральными стандартами и нормативами Партнерством (п. 4.2. Положения);
- предметом представленных для экспертизы документов является оценка их соответствия требованиям действующего законодательства РФ и нормативно технических документов определяющих требования энергосбережения и повышению энергоэффективности (Приложение 2 к Положению) (п. 5.2. Положения);
- приложением 2 к Положению установлен перечень из 12 нормативных документов, содержащих требования в области энергоаудита, обязательных для применения, соблюдения и выполнения членами СРО НП «СИБЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ»;
- таким образом, надлежащее и качественное выполнение работы по договору N142 от 01.12.2010 г. со стороны Подрядчика предполагало:
А) передачу договорной (договор на проведение энергетического обследования, программа его проведения) и отчетной (отчет по результатам проведенного энергетического обследования, расчет потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности; программа мероприятий по энергосбережению и повышения энергетической эффективности; энергетический паспорт) документации в НП «СИБЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ» в целях получения положительного экспертного заключения Контрольно - экспертного комитета о ее качестве, соответствии требованиям законодательства, стандартов и правил СРО;
Б) устранение недостатков, доработка документации в случае получения отрицательного заключения СРО, повторная экспертиза Контрольно - экспертного комитета;
В) получение положительного заключения аккредитованной экспертной организации в соответствии с Положением о проведении экспертизы на качество выполненного энергетического обследования;
- в связи с тем, что истцом данные обязанности исполнены не были, имеет место быть одновременно: нарушение стандартов и правил СРО, что учитывая положение п.2 ст.4 Федерального закона РФ от 01.12.2007г. N 315-ФЗ является нарушением "обязательных требований к работе, выполняемой по договору подряда" (ст. 721ГКРФ); нарушение "требований, обычно предъявляемых к работам соответствующего рода" (ст. 721 ГК РФ), поскольку стандарты, правила и требования СРО являются одинаковыми и обязательными для всех энергоаудиторов - членов СРО; некачественное выполнение работ;
- в настоящее время отсутствуют какие-либо основания, а также подтверждающие документы, для признания работ выполненными качественно (в соответствии с установленными требованиями);
- по мнению ООО «УК Центржилсервис», истец не исполнил надлежащим образом обязательства по договору N142 от 01.12.2010 г. тем самым причинил убытки Ответчику в размере выплаченной суммы аванса - 311 084, 90 руб.
Определением от 07.11.2011 к производству суда принято встречное исковое заявление ООО «Управляющая компания Центржилсервис» о взыскании с ООО «АудитЭнерджи» 311 084 руб. 90 коп. убытков.
В дополнениях к отзыву на первоначальный иск ООО «УК Центржилсервис» указало на следующие обстоятельства:
- при выполнении работ по договору N 142 от 01.12.2010 истец обязан был руководствоваться и соблюдать положения Стандарта СРО «Правила проведения энергетических обследований членами Некоммерческого Партнерства «Содействие регламентации в области энергосбережения и энергоэффективности топливно-энергетических ресурсов Сибири»;
- согласно п. 1.4 (последний абзац) Стандарта «По результатам обязательного обследования или добровольного энергетического обследования составляется Энергетический паспорт, требования к которому установлены Приказом Минэнерго России от 19.04.2010г. N 182»;
- энергетические паспорта составлены Истцом согласно СНиП 23-02-2003 "Тепловая защита зданий", а не в соответствии с Приказом Минэнерго России от 19.04.2010г. N 182 "Об утверждении требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, и правил направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования", которым предусмотрено: "2. В энергетический паспорт должны быть включены следующие разделы: а) титульный лист по форме согласно приложению N 1 к настоящим Требованиям; б) общие сведения об объекте энергетического обследования по форме согласно приложению N 2 к настоящим Требованиям; в) сведения об оснащенности приборами учета по форме согласно приложению N 3 к настоящим Требованиям;
г) сведения об объеме используемых энергетических ресурсов по формам согласно приложениям N N 4-12 к настоящим Требованиям; д) сведения о показателях энергетической эффективности по форме согласно приложению N 13 к настоящим Требованиям;
е) сведения о величине потерь переданных энергетических ресурсов и рекомендации по их сокращению (для организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов) по формам согласно приложениям NN 14 -19 к настоящим Требованиям; ж) потенциал энергосбережения и оценка возможной экономии энергетических ресурсов по форме согласно приложению N 20 к настоящим Требованиям; з) перечень типовых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности по форме согласно приложению N 21 к настоящим Требованиям;
и) сведения о кадровом обеспечении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности по формам согласно приложениям N 22-24 к настоящим Требованиям;
- таким образом, энергетические паспорта ни по форме, ни по содержанию не соответствуют изложенным требованиям;
- статья 17 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ (Сбор и анализ данных энергетических паспортов, составленных по результатам энергетических обследований) предусматривает: "1. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет сбор, обработку, систематизацию, анализ, использование данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных энергетических обследований, а также данных энергетических паспортов, составленных по результатам добровольных энергетических обследований, в соответствии с требованиями, определенными Правительством Российской Федерации".
Постановлением Правительства РФ от 25.01.2011 N 19 "Об утверждении Положения о требованиях, предъявляемых к сбору, обработке, систематизации, анализу и использованию данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных и добровольных энергетических обследований" предусмотрено: "1. Сбор данных, содержащихся в энергетических паспортах, составленных по результатам обязательных энергетических обследований, осуществляется Министерством энергетики Российской Федерации на основе надлежаще заверенных копий энергетических паспортов, представляемых в установленном порядке саморегулируемыми организациями в области энергетического обследования.