АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 26 января 2012 года Дело N А33-21021/2011

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 25 января 2012 года.

В полном объеме решение изготовлено 26 января 2012 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Данекиной Л.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Муниципального учреждения «Служба заказчика» Минусинского района (ИНН 2455017795,ОГРН 1022401535155, с.Малая Минуса Минусинского района Красноярского края, дата регистрации 22.08.2002)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Красноярскому краю (ИНН 2455023301, ОГРН 1042441400033, г.Минусинск, дата регистрации 26.12.2004)

о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в выдаче справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пени и штрафам по форме N39-1 по состоянию на 31.10.2011 с указанием задолженности перед бюджетом в общей сумме 109 954,87 рублей, невозможной ко взысканию, и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем выдачи справки без указания задолженности, невозможной ко взысканию,

в отсутствие лиц, участвующих в деле,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.Н. Фадеевой,

установил:

Муниципальное учреждение «Служба заказчика» Минусинского района (далее по тексту - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Красноярскому краю (далее по тексту - налоговый орган) о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в выдаче справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пени и штрафам по форме N39-1 по состоянию на 31.10.2011 с указанием задолженности перед бюджетом в общей сумме 109 954,87 рублей, невозможной ко взысканию и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем выдачи справки без указания задолженности, невозможной ко взысканию.

Заявление принято к производству суда. Определением от 22.12.2011 возбуждено производство по делу.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, не явились, известили суд о возможности рассмотрения спора в отсутствие их представителей.

На основании пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд пришел к выводу о возможности проведения судебного заседания в отсутствие представителей сторон.

От ответчика поступил отзыв на заявление, в котором налоговый орган требования заявителя не признал, указав, что отражение в справке по форме N39-1 информации о наличии недоимки, в том числе и по которой утрачена возможность взыскания (с указанием на данный факт в выданной справке) полностью соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 01.09.2009 N4381/09.

В материалы дела также представлено подписанное сторонами соглашение по фактическим обстоятельствам от 11.01.2012, достигнутое в порядке статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым стороны признают, что задолженность учреждения, указанная в справке о состоянии расчетов по состоянию на 31.10.2011, по которой срок взыскания пропущен, составляет 109 954,87 руб., из них: 3 151,54 руб. налогов, 106 703,33 руб. пени, 100 руб. налоговых санкций.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

09.11.2011 налоговым органом выдана заявителю справка N3840 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 31.10.2011, в которой, в числе прочего, отражены сведения о задолженности учреждения перед бюджетной системой Российской Федерации в следующих суммах:

- 27 600,50 руб. пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации;

- 61 736,92 руб. пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет;

- 13 423,85 руб. пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования;

- 625,56 руб. пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

- 29,50 руб. задолженности по налогу с владельцев транспортных средств, 48,88 руб. пени;

- 8,33 руб. налоговых санкций по налогу на прибыль, зачислявшемуся в местные бюджеты;

- 66,67 руб. налоговых санкций по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ;

- 25 руб. налоговых санкций по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет;

- 0,04 недоимки по взносам в Государственный фонд занятости населения, 1,95 руб. пени;

- 1 722 руб. прочих местных налогов и сборов, 1 756,28 руб. пени;

- 1 400 руб. транспортного налога с организаций, 1 509,39 руб. пени.

В выданной справке налоговым органом также указано, что названная задолженность в размере 109 954,87 руб. является невозможной ко взысканию.

Считая действия налогового органа по выдаче справки N3840 по состоянию на 31.10.2011 с отражением в ней задолженности в размере 109 954,87 руб., невозможной ко взысканию, нарушающими права и законные интересы налогоплательщика, учреждение обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признаний указанных действий налогового органа незаконными.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

На основании статей 65 и 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий, а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий, возлагается на орган или лицо, которые совершили действия.

В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

Форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций и методические указания по ее заполнению утверждены Приказом Федеральной налоговой службы России от 23.05.2005 NММ-3-19/206@, который издан в дополнение к приказам Федеральной налоговой службы России от 10.08.2004 NСАЭ-3-27/468 «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками» и от 04.04.2005 NСАЭ-3-01/138@ «Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и методических указаний по их заполнению».

Согласно методическим указаниям справка о состоянии расчетов формируется с помощью программных средств налогового органа по форме N39-1 по всем кодам бюджетной классификации. Суммы недоимки по налогам (сборам) и задолженности по пеням и налоговым санкциям показываются без учета (за минусом) сумм отсроченных, рассроченных, в том числе в порядке реструктуризации, и приостановленных к взысканию платежей.

Учитывая изложенное, содержание справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам должно соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов.

Как следует из материалов дела, налоговым органом выдана учреждению справка о состоянии расчетов с бюджетом N3840 по состоянию на 31.10.2011 в которой, в числе прочего, отражена задолженность заявителя перед бюджетом в размере 109 954,87 руб. В выданной справке о состоянии расчетов налоговым органом также указано, названная задолженность является невозможной ко взысканию.

На основании части 2 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признанные сторонами в результате достигнутого между ними соглашения обстоятельства принимаются арбитражным судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.

В ходе судебного разбирательства сторонами достигнуто соглашение по фактическим обстоятельствам, в соответствии с которым стороны признали, что задолженность учреждения, указанная в справке о состоянии расчетов по состоянию на 31.10.2011, по которой срок взыскания пропущен, составляет 109 954,87 руб., из них: 3 151,54 руб. налогов, 106 703,33 руб. пени, 100 руб. налоговых санкций, в том числе:

- 27 600,50 руб. пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, начисленных до 01.01.2004, а также с 01.01.2004 по 20.07.2009;

- 61 736,92 руб. пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, начисленных до 01.01.2004, а также с 01.01.2004 по 20.07.2009;

- 13 423,85 руб. пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, начисленных до 01.01.2004, а также с 01.01.2004 по 20.07.2009;

- 625,56 руб. пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, начисленных до 01.01.2004, а также с 01.01.2004 по 20.07.2009;

- 29,50 руб. задолженности по налогу с владельцев транспортных средств, образовавшейся до 01.01.2003; 48,88 руб. пени, начисленных до 01.01.2003, а также с 01.01.2003 по 01.06.2011;

- 8,33 руб. налоговых санкций по налогу на прибыль, зачислявшемуся в местные бюджеты, начисленных решением по камеральной проверке до 01.01.2004;

- 66,67 руб. налоговых санкций по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ, начисленных решением по камеральной проверке до 01.01.2004;

- 25 руб. налоговых санкций по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, начисленных решением по камеральной проверке до 01.01.2004;

- 0,04 недоимки по взносам в Государственный фонд занятости населения, образовавшейся до 01.01.2001; 1,95 руб. пени, начисленных до 01.01.2001;

- 1 722 руб. прочих местных налогов и сборов, образовавшихся 27.10.2003; 1 756,28 руб. пени, начисленных с 28.10.2003 по 01.06.2011;

- 1 400 руб. транспортного налога с организаций, образовавшегося до 01.01.2004; 1 509,39 руб. пени, начисленных до 01.01.2004 , а также с 01.01.2004 по 01.06.2011.

Таким образом, факт наличия у налогоплательщика спорной задолженности по налогам (сборам), пени и штрафам в сумме 109 954,87 руб. считается судом установленным и не требует дальнейшего доказывания.

Вместе с тем, суд считает, что сведения о наличии у учреждения неисполненной обязанности по уплате налогов, пени, штрафов в указанной выше сумме, являются недостоверными, поскольку налоговым органом пропущены предусмотренные законом сроки взыскания задолженности. При этом суд исходит из следующего.

Приказ Федеральной налоговой службы России от 23.05.2005 NММ-3-19/206, утвердивший форму справки, не предусматривающей отражение информации об утрате инспекцией возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов налогоплательщика с бюджетом по налоговым платежам.

Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов в данном случае в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания. Неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и иной экономической деятельности.

Данная правовая позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 01.09.2009 N4381/09.

Из смысла статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что пеня за несвоевременную уплату налогов начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты. Пеня начисляется до полного погашения задолженности. В отличие от недоимки по налогам, для которой определены конкретные сроки уплаты, пени начисляются за каждый день просрочки до даты фактической уплаты задолженности. Поэтому налоговый орган вправе предъявлять ко взысканию пени как совместно с недоимкой, используя механизм начисления и взыскания пени, изложенный в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2002 N5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации», так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения основного обязательства по уплате налогов.

Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.05.2008 N16933/07.

Порядок и сроки взыскания с организаций задолженности по налогам и пени установлены статьями 45 - 48, 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

Федеральным законом от 27.07.2006 N137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования», вступившим в силу с 01.01.2007, внесены изменения в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе в названные нормы.

Согласно пункту 5 статьи 7 Федерального закона N137-ФЗ положения частей первой и второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после 31 декабря 2006 года, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Таким образом, исчисление сроков взыскания недоимки, образовавшейся до 01.01.2007, осуществляется в порядке, действовавшем до вступления в силу Федерального закона N137-ФЗ.

Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N154-ФЗ) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда налогоплательщику требования об уплате налога.

Под требованием об уплате налога в соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации понимается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

В соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2007) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.

Из положений статей 45, 46 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что неисполнение обязанности по уплате налога, пеней влечет, по общему правилу, принудительное исполнение обязанности по уплате налога, пеней путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках. Взыскание налога, пеней производится по решению налогового органа путем направления инкассового поручения (распоряжения) в банк, в котором открыты счета налогоплательщика. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьей 47 Кодекса.

Срок, в течение которого должно быть осуществлено обращение в суд, данной статьей не установлен, в связи с чем Высший Арбитражный суд Российской Федерации в пункте 12 Постановления Пленума от 28.02.2001 N5 «О некоторых вопросах применения части 1 Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснил, что основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), судам необходимо исходить из универсальности воли законодателя, выраженной в пункте 3 статьи 48 Кодекса в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам, и руководствоваться соответствующим положением при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц.

При этом срок для обращения налогового органа в суд, установленный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении исков к юридическим лицам исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Кодекса для бесспорного взыскания соответствующих сумм. Данный срок в редакции Налогового кодекса Российской Федерации, действовавшей до 01.01.2007, являлся пресекательным; пропуск указанного срока лишал налоговый орган права на взыскание задолженности в судебном порядке (пункт 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N5).