АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 24 февраля 2012 года Дело N А33-20973/2011

г. Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 16 февраля 2012 года.

В полном объеме решение изготовлено 24 февраля 2012 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Ражкова Р.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению инспекции федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярс

ка

к индивидуальному предпринимателю Беганской Людмиле Ивановне

о привлечении к административной ответственности

при участии:

представителя заявителя: Анцыпирович Е.В. на основании доверенности от 06.09.2011; при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Базуевой А.В.,

установил:

инспекция федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.27 КоАП РФ, индивидуального предпринимателя Беганской Людмилы Ивановны.

Заявление принято к производству суда. Определением от 23.12.2011 возбуждено производство по делу.

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства (уведомление о вручении N 56513), в судебное заседание не явилось, своего представителя не направило, мотивированный отзыв на заявление не представило.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Индивидуальный предприниматель Беганская Людмила Ивановна зарегистрирована в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным регистрационным номером 307246826100080.

29.11.2011 налоговым органом на основании поручения на проведение проверки N 156 от 28.11.2011 проведена проверка магазина «Шериф», расположенного по адресу: г.Красноярск, ул.Профсоюзов, 30, принадлежащего ИП Беганской Л.И., на предмет соблюдения ИП Беганской Л.И. требований Федерального закона N 138-ФЗ от 11.11.2003 «О лотереях», по результатам проверки составлен Акт N 036327 от 29.11.2011.

Определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования N 1 от 30.11.2011 зафиксировано, что при проверке магазина «Шериф», расположенного по адресу: г.Красноярск, ул.Профсоюзов, 30, принадлежащего ИП Беганской Л.И., а также информации, находящееся в общем доступе в глобальной информационно сети «Интернет», установлено проведение стимулирующей лотереи «Самые роскошные задние карманы на отдыхе в Тайланде» в период с 12.09.2011 по 25.11.2011 с проведением розыгрыша 27.11.2011, без полученного в установленном порядке разрешения или без направления в установленном порядке уведомления. Для того чтобы стать участником розыгрыша, нужно было сделать единовременную покупку в сети магазинов «Шериф» на сумму 10000 рублей, после чего покупателю вручался купон. 27.11.2011 среди участников акции состоялся розыгрыш призов в ночном клубе «Пилот» путем розыгрыша купонов в лотерейном барабане в присутствии комиссии.

По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 15.12.2011 N 393, в котором зафиксировано следующее: ИП Беганской Л.И. проводилась стимулирующая лотерея без полученного в установленном порядке разрешения или без направления в установленном порядке уведомления в соответствующий уполномоченный орган. Таким образом, ИП Беганской Л.И. нарушена часть 3 статьи 7 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ «О лотереях».

Зафиксированные в протоколе об административном правонарушении от 15.12.2011 N 393 обстоятельства явились основанием для обращения инспекции федеральной налоговой службы по Железнодорожному району району г. Красноярска в суд с заявлением о привлечении ИП Беганской Л.И. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.27 КоАП РФ.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелись ли событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

В силу части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Согласно пункту 84 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов, регулирующих отношения в области организации и проведения лотерей.

В соответствии с Положением «О Федеральной налоговой службе», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N 506 (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 24.03.2011 N 210), Федеральная налоговая служба России названа в качестве органа, осуществляющего контроль и надзор за проведением лотерей.

Приказом Федеральной налоговой службы от 02.08.2005 N САЭ-3-06/354@ утвержден перечень должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, согласно которому в инспекциях Федеральной налоговой службы по районам, городам, межрайонного уровня к лицам, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях относится в том числе заместитель начальника отдела налогового органа.

Следовательно, протокол об административном правонарушении от 25.12.2011 N 393 составлен уполномоченным должностным лицом - заместителем начальника отдела Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска Жулында Д.В.

Протокол об административном правонарушении от 25.12.2011 N 393 составлен в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности.

Административным органом соблюден порядок и срок составления протокола об административном правонарушении.

Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.

Частью 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что проведение лотереи без полученного в установленном порядке разрешения или без направления в установленном порядке уведомления - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона N 138-ФЗ от 11.11.2003 «О лотереях» (в редакции Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ) (далее - Закона) лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.

Пунктом 8 указанной статьи определено, что проведение лотереи - это осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.

Согласно пункту 1 статьи 3 указанного Закона виды лотереи, проводимой на территории Российской Федерации, определяются в зависимости от способа ее проведения, способа формирования призового фонда лотереи, территории ее проведения, организатора лотереи и технологии проведения лотереи.

В силу пункта 3 названной статьи лотерея в зависимости от способа формирования ее призового фонда подразделяется на:

1) лотерею, право на участие в которой связано с внесением платы, за счет которой формируется призовой фонд лотереи;

2) лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея).

Пунктом 1 статьи 7 Закона определено, что право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 2 названной статьи уведомление о проведении стимулирующей лотереи должно содержать указание на срок, способ, территорию ее проведения и организатора такой лотереи, а также наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи. К уведомлению прилагаются следующие документы:

1) условия стимулирующей лотереи;

2) описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о сроках проведения стимулирующей лотереи и ее условиях;

3) описание признаков или свойств товара (услуги), позволяющих установить взаимосвязь такого товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи;

4) описание способа заключения договора между организатором стимулирующей лотереи и ее участником;

5) описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о досрочном прекращении ее проведения;

6) засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов организатора стимулирующей лотереи;

7) порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения выигрышей.

В силу пункта 3 статьи 7 Закона уведомление о проведении стимулирующей лотереи с приложением документов должно быть направлено организатором стимулирующей лотереи в указанный в части 1 настоящей статьи соответствующий уполномоченный орган не менее чем за двадцать дней до дня проведения стимулирующей лотереи. Указанный орган в течение пятнадцати дней со дня получения такого уведомления имеет право запретить проведение стимулирующей лотереи по одному из следующих оснований:

1) представление неполного комплекта документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) несоответствие представленных документов требованиям настоящего Федерального закона;

3) представление недостоверных сведений;

4) наличие у организатора лотереи задолженности по уплате налогов и сборов.

Пунктом 4 указанной статьи установлено, что срок проведения стимулирующей лотереи не может превышать двенадцать месяцев.

В соответствии с пунктом 5 названной статьи территорией проведения стимулирующей лотереи в соответствии с ее условиями является территория, на которой реализуются соответствующие товары (услуги).

Анализ изложенных выше норм позволяет сделать следующие выводы:

- объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют действия по проведению лотереи без полученного в установленном порядке разрешения или без направления в установленном порядке уведомления,

- для квалификации действий по проведению стимулирующей лотереи по части 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях достаточно установить факт не направления уведомления или факт направления указанного уведомления с нарушением установленного порядка.

Факт не направления обществом уведомления о проведении стимулирующей лотереи в уполномоченный орган подтверждается материалами дела (актом проверки N 036327 от 29.11.2011, протоколом об административном правонарушении от 15.12.2011 N 393, объяснением ИП Беганской Л.И. от 15.12.2011).

При таких обстоятельствах действия ответчика содержат признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно части 2 статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.

Ответчик не представил доказательств принятия достаточных мер для направления уведомления о проведении лотереи в уполномоченный орган.

В соответствии с частью 2 статьи 4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания должны учитываться смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства.

Доказательств, подтверждающих наличие предусмотренных статьями 4.2., 4.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях смягчающих или отягчающих ответственность обстоятельств, лицами, участвующими в деле не представлено, об их наличии не заявлено.

Соответствующим совершенному ответчиком правонарушению является административное наказание в виде штрафа в размере 4000 рублей.

Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей) на момент рассмотрения дела об административном правонарушении не истек.

Согласно статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам:

наименование получателя платежа: УФК по Красноярскому краю (ИФНС по Железнодорожному району г.Красноярска);

ИНН 2460065850,

КПП 246001001,