АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 07 июня 2012 года Дело N А33-4591/2012

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 01.06.2012.

В полном объеме решение изготовлено 07.06.2012.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Чурилиной Е.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю

к Иванову Антону Борисовичу

о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Писаревского И.И., представителя на основании доверенности N70-55/420 от 07.11.2011;

ответчика: арбитражного управляющего Иванова Антона Борисовича,

от ответчика: Прошиной Е.А., представителя на основании доверенности от 16.07.2010,

при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Базуевой А.В.,

установил:

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Иванову Антону Борисовичу о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заявление принято к производству суда. Определением от 04.04.2012 возбуждено производство по делу.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования, сослался на доводы, изложенные в заявлении.

Арбитражный управляющий Иванов Антон Борисович и его представитель в судебном заседании против заявленных требований возражали на основании доводов, изложенных в отзыве на заявление.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Иванов Антон Борисович, родился 31.12.1982 в г.Лесосибирске Красноярского края, проживает по адресу: г.Красноярск, ул. Киренского, д. 118 «а», кв. 9.

Определением Арбитражного суда Красноярского края от 22.06.2011 по делу N A33-8463/2011 заявление государственного предприятия Красноярского края «Комбинат питания» принято к производству. Определением от 28.07.2011 в отношении государственного предприятия Красноярского края «Комбинат питания» введена процедура наблюдения, временным управляющим должника утвержден Иванов Антон Борисович.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 29.11.2011 по делу NА33-8463/2011 государственное предприятие Красноярского края «Комбинат питания» признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство сроком до 22.05.2012, исполнение обязанностей конкурсного управляющего возложено на Иванова Антона Борисовича.

Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Красноярска направила в адрес Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю заявление от 07.12.2011 N210-07-204078 о проверке деятельности арбитражного управляющего государственного предприятия Красноярского края «Комбинат питания» - Иванова Антона Борисовича.

По результатам проведения проверки Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю составлен протокол об административном правонарушении от 19.03.2012 N00192412, в котором зафиксировано, что

- в нарушение пункта 4 статьи 20.3, абзаца 3 пункта 1 статьи 67 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее по тексту - Закона о банкротстве), пунктов 4, 5 Правил проведения финансового анализа, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2003 N367 (далее - Правил проведения финансового анализа), анализ финансового состояния должника проведен без учета данных, содержащихся в документах бухгалтерской и налоговой отчетности за 2009, 2010 годы;

- в нарушение абзаца 9 пункта 1 статьи 20.3 Закона о банкротстве, пунктов 6, 7, 11, 12 Правил проведения финансового анализа при составлении арбитражным управляющим заключения о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного и фиктивного банкротства не использованы данные бухгалтерской и налоговой отчетности за 2009, 2010 годы.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю в арбитражный суд с заявлением о привлечении Иванова Антона Борисовича к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (статьи 202-206).

Пунктом 10 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.13 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2005 N 52 «О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих» регулирующим органом, осуществляющим контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, является Федеральная регистрационная служба.

Согласно пункту 1 Общего положения о территориальном органе Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации (далее - Общее положение), утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.12.2004 N 183, территориальный орган Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации - главное управление (управление) Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 Общего положения Управление вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации действия, необходимые для реализации своих полномочий.

Согласно пункту 5 Общего положения основной задачей Управления Федеральной регистрационной службы по субъекту Российской Федерации является, в том числе осуществление контроля за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 Федеральная регистрационная служба переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

В соответствии с пунктом 1 Положения «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 (далее по тексту - Постановления от 01.06.2009 N 457), Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

По пунктам 5.1.9. и 5.5. Положения от 01.06.2009 N 457 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке контроль (надзор) за соблюдением саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность саморегулируемых организаций; составляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, протоколы об административных правонарушениях.

Согласно Перечню должностных лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденному Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.05.2010 N 178, начальники отделов территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, осуществляющие контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, в пределах своей компетенции имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе частями 1 - 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если данные правонарушения совершены арбитражными управляющими.

Протокол об административном правонарушении от 19.03.2012 N00192412 составлен и.о. начальника отдела по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю Экзарховой Н.К., т.е., уполномоченным лицом.

Протокол об административном правонарушении от 19.03.2012 N00192412 составлен в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности - Иванова Антона Борисовича.

Нарушение процессуальных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении от 19.03.2012 N00192412 арбитражным судом не установлено, содержание протокола соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, материалами дела подтверждается соблюдение административным органом процедуры и сроков составления протокола об административном правонарушении.

Указанное обстоятельство арбитражным управляющим не оспорено.

Установленные КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела об административном правонарушении не истекли.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Статья 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 3 статьи 14.13. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на арбитражного управляющего или руководителя временной администрации кредитной организации в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.

Объективная сторона вменяемого ответчику правонарушения состоит в неисполнении им обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Согласно протоколу об административном правонарушении от 19.03.2012 N00192412 арбитражному управляющему Иванову А.Б. вменяется, что при анализе финансового состояния должника и подготовке заключения о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного и фиктивного банкротства не были использованы данные бухгалтерской и налоговой отчетности за 2009, 2010 годы (книги учета доходов и расходов организации, карточки учета основных средств).

Согласно абзацу 13 статьи 2 Закон о банкротстве наблюдение - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Абзацем 3 пункта 1 статьи 67 Закона о банкротстве установлено, что временный управляющий обязан проводить анализ финансового состояния должника.

Принципы и условия проведения арбитражным управляющим финансового анализа должника определены Правилами проведения финансового анализа, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2003 N 367.

В силу пункта 5 Правил проведения финансового анализа при проведении финансового анализа арбитражный управляющий должен руководствоваться принципами полноты и достоверности, в соответствии с которыми все заключения и выводы основываются на расчетах и реальных фактах.

Согласно пункту 4 Правил проведения финансового анализа, финансовый анализ должника проводится на основании статистической, бухгалтерской и налоговой отчетности, регистров бухгалтерского и налогового учета, а также (при наличии) материалов аудиторской проверки и отчетов оценщиков; учредительных документов, протоколов общих собраний участников организации, заседаний совета директоров, реестра акционеров, договоров, планов, смет, калькуляций; положения об учетной политики, в том числе для целей налогообложения, рабочего плана счетов бухгалтерского учета, схем документооборота и организационной и производственной структур; отчетности филиалов, дочерних и зависимых хозяйственных обществ, структурных подразделений; материалов налоговых проверок и судебных процессов; нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность должника.

В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 21.11.1996 N129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон о бухгалтерском учете) организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Вместе с тем, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 346.24 Налогового кодекса налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и порядок заполнения которой утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона о бухгалтерском учете организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Следовательно, в случае применения организацией упрощенной системы налогообложения, документами бухгалтерской и налоговой отчетности, в соответствии с которыми проводится анализ финансового состоянии, являются книги учета доходов и расходов организации, а также документы учета основных средств и нематериальных активов. Информация, полученная из указанных источников, должна учитываться в частности при определении коэффициентов финансово-хозяйственной деятельности должника, в соответствии с подпунктами «н», «о», «п» пункта 1 Приложения N1 Правил проведения финансового анализа.

Как следует из материалов дела, в дело А33-8463/2011 о банкротстве Государственного предприятия Красноярского края «Комбинат питания» 20.07.2011 приобщены документы по бухгалтерскому учету основных средств (на 15 л.), книги учета доходов и расходов организации за 2009 и 2010 годы, на 72 и 125 л. соответственно.

Вместе с тем, информация, содержащаяся в названных документах не была использована арбитражным управляющим при составлении анализа финансового состояния должника, что подтверждается отсутствием соответствующих сведений в анализе финансового состояния должника.

Как следует из анализа финансового состояния должника все показатели равны 0, в том числе в разделе 2 в отношении показателей: динамики изменения выручки нетто: динамики изменения валовой выручки; динамики изменения среднемесячной выручки.

Информация, в том числе, необходимая для определения вышеуказанных показателей, содержалась также в книгах учета доходов и расходов организации за 2009 и 2010 годы, в карточках учета основных средств, приобщенных должником 20.07.2011 к материалам судебного дела А33-8463/2011.

Следовательно, анализ финансового состояния должника проведен Ивановым А.Б. ненадлежащим образом, без учета данных, содержащихся в документах бухгалтерской и налоговой отчетности, что свидетельствует о неисполнении обязанности, установленной пунктами 4, 5 Правил проведения финансового анализа, а также абзаца 3 пункта 1 статьи 67, пункта 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве.

Судом отклоняется довод Иванова А.Б. о том, что расчет соответствующих коэффициентов невозможен в связи с тем, что должник применяет упрощенную процедуру налогообложения и не ведет бухгалтерскую отчетность,

В силу пункта 3 статьи 4 Закона о бухгалтерском учете, статьи 346.24 Налогового кодекса Государственное предприятие Красноярского края «Комбинат питания» обязано вести бухгалтерскую и налоговую отчетность.

Более того, такие документы бухгалтерской и налоговой отчетности (книги учета доходов и расходов организации за 2009 и 2010 годы, карточки учета основных средств) были представлены должником в материалы дела о банкротстве.

Следовательно, арбитражным управляющим названные документы должны были быть оценены при подготовке анализа финансового состояния должника.

Довод ответчика о том, что неиспользование названных бухгалтерских документов не привело к искажению информации в анализе финансового состояния должника, в данном случае не имеет правого значения и не может повлиять на выводы суда.

В соответствии с абзацем 9 пункта 1 статьи 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий обязан выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкрота в порядке, установленном федеральными стандартами, и сообщать о них лицам, участвующим в деле о банкротстве, в саморегулируемую организацию, членом которой является арбитражный управляющий, собранию кредиторов и в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях.