• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 08 октября 2012 года Дело N А33-18395/2011

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 02 октября 2012 года. В полном объёме решение изготовлено октября 08 октября 2012 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Смольниковой Е.Р., рассмотрев в судебном заседании дело по иску муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Родильный дом N 5» (ОГРН 1022402125844, ИНН 2463032645, г. Красноярск, дата регистрации 3.10.2002)

к Войсковой части N 7486 (ОГРН 1022402145391, ИНН 2463034280, г. Красноярск, дата регистрации 27.12.2002)

о взыскании 71 804,06 руб. задолженности и 4 423,80 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами,

в присутствии:

от истца: Тарховой Т.Е. по доверенности от 10.01.2012,

от ответчика: Иванова Д.В. по доверенности от 3.06.2012,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Каленовой П.Г.,

установил:

муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Родильный дом N 5» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Войсковой части N 7486 о взыскании 71 804,06 руб. задолженности и 4 423,80 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 3.02.2012 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 19.04.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Постановлением Федерального Арбитражного суда Восточно - Сибирского округа от 23.07.2012 решение Арбитражного суда Красноярского края от 3.02.2012, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 19.04.2012 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.

При новом рассмотрении дела истец поддержал заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в иске и письменных пояснениях к нему.

Ответчик исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление и письменных пояснениях.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Между муниципальным бюджетным учреждением здравоохранения «Родильный дом N 5» (исполнителем) и Войсковой частью N 7486 (заказчиком) заключены договоры N 15 от 15.03.2010 и N 65 от 01.11.2011 об оказании медицинской помощи военнослужащим сроком действия с 15.03.2010 по 31.12.2010 и с 01.01.2011 по 31.12.2011, в соответствии с пунктами 1.1., 1.2 которых исполнитель принял на себя обязательства по оказанию медицинской помощи и иных медицинских услуг военнослужащим заказчика при отсутствии их по месту их военной службы, месту жительства, или иного нахождения медицинских учреждений Министерства внутренних дел и Министерства обороны Российской Федерации или при отсутствии в них соответствующих отделений либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях. Для приема военнослужащих в учреждениях здравоохранения на плановое лечение или обследование предоставляется направление командира воинской части, с указанием в нем паспортных данных, цели направления в учреждение здравоохранения, наименования воинской части, ее банковских реквизитов, заверенное гербовой печатью воинской части и документ, удостоверяющий личность; в неотложных случаях военнослужащие госпитализируются в учреждения здравоохранения немедленно с предоставлением в последующем указанных документов.

Пунктом 3.1. договоров предусмотрено, что медицинская помощь, предоставленная военнослужащим исполнителем оплачивается заказчиком по тарифам, действующим в системе обязательного медицинского страхования Красноярского края на момент оказания услуги.

В соответствии с пунктом 3.2 договоров исполнитель в течение 5 рабочих дней после завершения стационарного или амбулаторного лечения военнослужащего оформляет выписку из медицинской карты больного, счет-фактуру за оказанную медицинскую помощь, а также дополнительные сведения (реестр) о военнослужащих и об оказанной им медицинской помощи и направляет их заказчику не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным с указанием банковских реквизитов и почтового адреса. Заказчик осуществляет проверку счетов-фактур и сведений об оказанной военнослужащим медицинской помощи, обосновании их приема на лечение, качества и продолжительности лечения и при отсутствии претензий по представленным документам оплачивает учреждению здравоохранения указанные счета-фактуры либо дает мотивированный отказ от их оплаты (пункт 3.3 договоров).

В силу пункта 6.3 договоров медицинская помощь оказывается военнослужащим беспрепятственно и бесплатно при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. Проведение взаиморасчетов осуществляется с момента когда устранена непосредственная угроза жизни больного, здоровью окружающих и возможна транспортировка больного, о чем исполнитель сообщает заказчику.

Как следует из материалов дела, исполнитель в соответствии с условиями договоров N 15 от 15.03.2010 и N 65 от 01.11.2011 оказывал медицинские услуги военнослужащим. На оплату оказанных медицинских услуг истцом в адрес Воинской части были выставлены следующие счета-фактуры на общую сумму 103 046,62 руб., в том числе, N 235 от 30.06.2010 на сумму 35 013,39 руб., N 437 от 27.12.2010 на сумму 25 505,91 руб., N 314 от 31.08.2011 на сумму 24 616,32 руб. и N 57 от 28.02.2011 на сумму 17 911 руб.

Из представленных заявителем счетов-фактур, счетов-реестров на оплату услуг стационара, оказанных в медицинских отделениях формы N 2а, сводам по отделениям, в стоимость медицинских услуг включено нахождение пациенток в отделении патологии беременности и в акушерском физиологическом отделении.

Претензиями от 21.12.2010 N 1085 и N 768 от 15.08.2011, врученными ответчику 22.12.2010 и 18.08.011 соответственно, исполнитель обратился с просьбой погасить имеющуюся задолженность по оплате медицинских услуг.

Стоимость услуг в отделении патологии беременности по счетам-фактурам N 235 от 30.06.2010, N 437 от 27.12.2010 (по услугам, оказанным пациентам Кулай Е. Э. и Татарской Н.Н.) составила 22 099,29 руб.; стоимость услуг в акушерском физиологическом отделении по указанным счетам-фактурам составила 38 420 руб. Квитанция к приходному кассовому ордеру N 115 от 20.12.2011 на сумму 22 099 рублей 29 копеек подтверждает оплату услуг в отделении патологии беременности. Стоимость услуг в отделении патологии беременности по счетам-фактурам N 314 от 31.08.2011, N 57 от 28.02.2011 (по услугам, оказанным пациентам Куплиновой Е.М. и Гринько М.Ф.) составила 9 143,27 руб.; стоимость услуг в акушерском физиологическом отделении по указанным счетам-фактурам составила 33 384,05 руб. Платежными поручениями от 12.12.2011 N 2530510 и N 2530507 на общую сумму 9 143 рубля 27 копеек произведена оплата услуг, оказанных в отделении патологии беременности.

Поскольку сумма долга по договорам N 15 от 15.03.2010 и N 65 от 01.11.2011 об оказании медицинской помощи военнослужащим ответчиком до настоящего времени в полном объеме не уплачена, муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Родильный дом N 5» обратилось в арбитражный суд с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с Войсковой части N 7486 71 804,06 руб. задолженности и 4 423,80 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.

Ответчик возражал против удовлетворения исковых требований, настаивая на том, что оказанная учреждением в акушерском физиологическом отделении медицинская помощь оплачена предъявленными пациентами родовыми сертификатами.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Между учреждением «Родильный дом N 5» и Войсковой частью N 7486 заключены договоры N 15 от 15.03.2010 и N 65 от 01.11.2011 об оказании медицинской помощи военнослужащим, являющиеся по своей сути разновидностью договора возмездного оказания услуг, отношения по которому регулируются главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. В силу части 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

Согласно статье 1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан Российской Федерации от 22.07.1993 N 5487-1 (действовавших в период спорных отношений) гражданам гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.

Статьей 23 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан закреплено, что каждая женщина в период беременности, во время и после родов обеспечивается специализированной медицинской помощью в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Согласно статье 4 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской федерации», положений Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», действовавших в 2010 году, одним из основных принципов осуществления обязательного медицинского страхования является обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования.

В соответствии со статьей 35 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской федерации» базовая программа обязательного медицинского страхования (ОМС) определяет виды медицинской помощи, перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по ОМС за счет средств ОМС, а также критерии доступности и качества медицинской помощи. В базовой программе ОМС устанавливаются требования к условиям оказания медицинской помощи, нормативы объемов предоставления медицинской помощи. Страховое обеспечение в соответствии с базовой программой ОМС устанавливается исходя из стандартов медицинской помощи и порядков оказания медицинской помощи, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В рамках базовой программы ОМС оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь, специализированная медицинская помощь, в том числе во время беременности, родов и послеродовой период (пункт 6 статьи 35).

Согласно пункту 7 статьи 35 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской федерации» структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария и т.д. В соответствии с положениями статьи 39 Закона медицинская организация обязана оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы ОМС, а страховая медицинская организация обязана оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой ОМС.

Согласно абзацу 6 пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-Ф «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» уполномоченный федеральный орган исполнительной власти утверждает правила обязательного медицинского страхования, в том числе методику расчета тарифов на оплату медицинской помощи. Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н утверждены Правила обязательного медицинского страхования.

Постановлениями Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 N 811 «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год» и от 04.10.2010 N 782 «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год» утверждены соответствующие Программы, определяющие виды и условия оказания медицинской помощи, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок формирования и структуру тарифов на медицинскую помощь. Программы также предусматривают критерии качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой гражданам Российской Федерации на территории Российской Федерации бесплатно. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на соответствующий год (включая территориальные программы обязательного медицинского страхования).

Территориальная программа включает в себя перечень заболеваний и видов медицинской помощи, предоставляемой гражданам бесплатно за счет бюджетных ассигнований консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, а также условия оказания медицинской помощи.

За счет средств ОМС оплачивается медицинская помощь, оказываемая в соответствии с базовой программой ОМС, являющейся составной частью Программы и предусматривающей первичную медико-санитарную, специализированную (за исключением высокотехнологичной) медицинскую помощь, а также обеспечение необходимыми лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в случаях беременности, родов и послеродовой период.

Постановлениями Правительства Красноярского края от 28.12.2010 N 669-п «Об утверждении Программы государственных гарантий оказания населению Красноярского края бесплатной медицинской помощи на 2011 год» и от 15.12.2009 N 653-п «Об утверждении Программы государственных гарантий оказания населению Красноярского края бесплатной медицинской помощи на 2010 год» утверждены соответствующие территориальные программы на 2010 и 2011 годы. Указанные территориальные программы в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании, определяют перечень заболеваний, виды, нормативы объема медицинской помощи, оказываемой застрахованным за счет средств обязательного медицинского страхования, в том числе женщинам при беременности, родах и в послеродовой период (пункт 1.2), а также перечень заболеваний и видов медицинской помощи, предоставляемой гражданам бесплатно за счет средств краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований края (пункт 1.1).

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие имеют право на бесплатную медицинскую помощь, в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения. Расходы указанным учреждениям здравоохранения по оказанию медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 911 «О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей» были утверждены Правила оказания медицинской помощи (медицинского обслуживания) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, а также Правила возмещения расходов. Положениями указанных Правил установлено, что расходы учреждений здравоохранения на оказание медицинской помощи военнослужащим возмещаются военным округом (флотом), региональным командованием внутренних войск, территориальным органом соответствующего федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, где проходят военную службу (службу) военнослужащие и сотрудники по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в учреждении здравоохранения), на момент оказания медицинской помощи в соответствии с договором, заключенным между территориальным органом федерального органа исполнительной власти и учреждением здравоохранения (пункт 2). Учреждение здравоохранения в течение 5 суток после завершения стационарного или амбулаторного лечения либо обследования (освидетельствования) военнослужащего или сотрудника оформляет выписку из медицинской карты стационарного (амбулаторного) больного, счет-фактуру за оказанную медицинскую помощь, а также дополнительные сведения об оказанной медицинской помощи и направляет их в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, с которым заключен договор об оказании медицинской помощи, с указанием банковских реквизитов этого учреждения и его почтового адреса. Указанные документы представляются один раз в месяц за всех пролеченных в этот период военнослужащих или сотрудников не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным. Одновременно учреждение здравоохранения информирует территориальный фонд обязательного медицинского страхования о факте лечения в учреждении указанных военнослужащих или сотрудников и о возмещении федеральными органами исполнительной власти расходов на оказание военнослужащим или сотрудникам медицинской помощи за счет средств, выделяемых из федерального бюджета соответствующим федеральным органам исполнительной власти на эти цели (пункт 3). На основании пункта 5 постановления от 31.12.2004 N 911 при оказании медицинской помощи военнослужащим или сотрудникам по неотложным показаниям учреждением здравоохранения, не заключившим договор об оказании медицинской помощи с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, это учреждение здравоохранения оформляет договор, счет-фактуру и другие документы, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и направляет их для подписания и оплаты в указанный территориальный орган федерального органа исполнительной власти.

Из анализа указанных норм следует, что учреждениям здравоохранения, заключающим договоры с региональным командованием внутренних войск, гарантирована оплата медицинских услуг (оказанных в определенном объеме), которую они не могут получить из Фонда обязательного медицинского страхования в связи с тем, что медицинская помощь, оказанная военнослужащим внутренних войск МВД Российской Федерации, не оплачивается из средств обязательного медицинского страхования, поскольку органы внутренних войск освобождены от уплаты страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования с денежного довольствия и иных выплат, получаемых военнослужащими.

Из материалов дела следует, что все медицинские услуги, которые оказаны истцом военнослужащим, являются страховыми случаями в рамках территориальной программы ОМС, в связи с чем подлежат оплате в полном объеме по установленным территориальным тарифам ОМС, в соответствии с которыми истцом был произведен и представлен в суд расчет.

Довод ответчика о том, что оплата основной стоимости медицинских услуг по счетам-фактурам N 57 от 28.02.2011, N 314 от 31.08.2011, N 437 от 27.12.2010 была произведена по родовым сертификатам, отклоняется судом по следующим основаниям.

Правила финансового обеспечения расходов на оплату оказываемых учреждениями здравоохранения услуг по медицинской помощи также установлены в постановлении Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 987 «О порядке финансового обеспечения в 2008 - 2010 годах расходов на оплату государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет» (с 01.01.2011 постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 N 1233).

В соответствии с пунктом 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 N 1233, средства, перечисленные территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации по родовым сертификатам, расходуются медицинскими организациями, в которых оказана стационарная помощь женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, на оплату труда врачей-специалистов, среднего и младшего медицинского персонала, оснащение медицинским оборудованием, инструментарием, изделиями медицинского назначения, мягким инвентарем, приобретение медикаментов и дополнительного питания для беременных и кормящих женщин.

Порядок расходования указанных в пункте 8 Правил средств определен в пункте 4 приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 01.01.2011 N 72н, а именно: средства, перечисленные по родовым сертификатам, направляются в соответствии с приказом по медицинской организации на оплату труда врачей-специалистов, среднего и младшего медицинского персонала в размере 40 - 55 процентов от суммы перечисленных средств; оснащение медицинским оборудованием, инструментарием, изделиями медицинского назначения, мягким инвентарем, приобретение медикаментов и дополнительного питания для беременных и кормящих женщин.

Учитывая, что поступающие по родовым сертификатам средства должны использоваться исключительно на установленные цели, не направлены на возмещение затрат медицинских организаций при оказании услуг медицинской помощи, порядок расходования этих средств не отражает структуру тарифов (затрат) на оплату медицинской помощи в рамках ОМС, то данные средства являются дополнительными к средствам, выделяемым по базовой программе ОМС, и не могут замещать их.

Довод ответчика о том, что беременность и роды являются состояниями, при которых должна оказываться скорая медицинская помощь, в соответствии с пунктом 1 статьи 35 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» оказываемая бесплатно, является, по мнению суда, несостоятельным в правовом отношении по следующим основаниям.

Согласно статье 39 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан гражданам Российской Федерации от 22.07.1993 N 5487-1 (действовавших в период спорных отношений) скорая медицинская помощь оказывается учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи государственной или муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения.Порядок оказания скорой медицинской помощи установлен приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.11.2004 N 179 «Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи». Порядком предусмотрено, что скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства, осуществляется безотлагательно лечебно - профилактическими учреждениям независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности. Скорая медицинская помощь имеет задачи оказания экстренной медицинской, в том числе специализированной врачебной помощи на месте происшествия, в пути следования и в лечебных заведениях скорой медицинской помощи, перевозки больных в лечебные учреждения по специальным медицинским показаниям, а также учета и анализа причин возникновения несчастных случаев с целью их предупреждения. Скорая медицинская помощь, как догоспитальная, так и госпитальная оказывается станциями (отделениями, пунктами) скорой медицинской помощи. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 02.10.2009 N 808 утвержден Порядок оказания акушерско-гинекологической помощи, в соответствии с которым медицинская помощь женщинам в период родов и в послеродовой период оказывается в рамках первичной медико-санитарной, специализированной медицинской помощи в муниципальных и государственных учреждениях здравоохранения, а также в организациях, оказывающих медицинскую помощь, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы и услуги по специальности «акушерство и гинекология». Указанным Порядком также устанавливаются показания для госпитализации беременных женщин в учреждения здравоохранения соответствующих групп. Положением об организации деятельности родильного дома, являющегося приложением к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 02.10.2009 N 808, устанавливается, что родильный дом создается в виде учреждения здравоохранения с целью оказания стационарной акушерско-гинекологической медицинской помощи женщинам в период беременности, родов, в послеродовой период, а также новорожденным. Таким образом, учреждение «Родильный дом N 5» не входит в систему скорой медицинской помощи и оказывало военнослужащим не скорую медицинскую помощь, а стационарную первичную медико-санитарную и специализированную медицинскую помощь.

В обоснование своих возражений ответчик указал на непредставление направлений командира войсковой части. Суд полагает, что указанное обстоятельство не является основанием для отказа в удовлетворении требований учреждения в силу следующего.

Как следует из пункта 1.2 договоров об оказании медицинской помощи военнослужащим, направление командира войсковой части предоставляется в случаях планового лечения или обследования. В соответствии с частью 4 статьи 32 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь оказывается, в том числе, в форме плановой помощи, которая согласно указанной норме оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью. Из приведенного определения следует, что признаком плановой медицинской помощи является оказание ее в тех случаях, когда одновременно отсутствует угроза жизни пациента и отсутствует необходимость безотлагательного медицинского вмешательства. Кроме того, в силу части второй статьи 32 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к видам медицинской помощи относится, кроме прочего, специализированная помощь. Согласно статье 34 упомянутого закона специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию; специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара. Исходя из нормативно закрепленных признаков плановой и специализированной медицинской помощи, суд полагает, что родовые случаи к таковой не относятся в силу того, что при состоянии родов пациенту требуется неотложная специализированная медицинская помощь.

Кроме того, пунктом 1.2 договоров об оказании медицинской помощи военнослужащим предусмотрено, что в неотложных случаях военнослужащие госпитализируются в учреждение здравоохранения немедленно с предоставлением направления командира войсковой части в последующем. Согласно пункту 6.3 договоров медицинская помощь оказывается военнослужащим беспрепятственно и бесплатно при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. С учетом указанных положений договоров, суд полагает, что у истца не было оснований для отказа в предоставлении медицинских услуг женщинам, находившимся в состоянии родов, которое требовало неотложного вмешательства. Тот факт, что ответчиком направления командира не были представлены, не свидетельствует об отсутствии у него обязанности по оплате оказанных упреждением медицинских услуг, поскольку возникновение такой обязанности обусловлено, в свою очередь, исполнением учреждением обязанностей по оказанию медицинской помощи военнослужащим. Поскольку факт оказания услуг ответчиком не оспаривается, ссылка войсковой части на отсутствие направлений командира является несостоятельной.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что требования учреждения о взыскании с войсковой части задолженности за оказание медицинских услуг по договорам N 15 от 15.03.2010 и N 65 от 01.11.2011 являются обоснованными.

Помимо требований о взыскании основного долга истцом заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 4 423,80 руб. Учреждением в материалы дела представлен расчет, согласно которому началом периода просрочки оказанных услуг являются следующие даты:

- 15.12.2010 по счёт - фактуре N 235 от 30.06.2010, факт получения которой ответчиком подтверждается письмом воинской части от 14.12.2010 N 25/1549;

- 18.01.2011 по счёт - фактуре N 437 от 27.12.2010, полученной ответчиком согласно отметке 29.12.2010;

- 4.08.2011 по счёт -фактуре N 57 от 28.02.2011, факт получения которой ответчиком подтверждается письмом воинской части от 3.08.2011 N 25/1143;

- 29.09.2011 по счёт -фактуре N 314 от 31.08.2011, полученной ответчиком согласно отметке 08.09.2011.

Поскольку положения договоров N 15 от 15.03.2010 и N 65 от 01.11.2011 не содержат указаний на конкретный срок исполнения заказчиком обязанности по оплате оказанных исполнителем услуг, то обозначенная обязанность в силу статьи 314 Гражданского кодекса Российской Федерации должна быть исполнена в разумный срок после возникновения обязательства. По мнению суда, срок, до которого ответчик обязан был оплатить услуги согласно расчету, представленному в материалы дела истцом, с учетом момента получения счетов-фактур ответчиком является разумным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения.

Указанием Банка России от 13.09.2012 N 2873-У размер учетной ставки с 14 сентября 2012 года установлен в размере 8,25 %, в связи с чем суд полагает, что с учетом изложенных норм, расчет процентов истцом исходя из ставки в указанном размере является обоснованным.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 13, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 14 от 08.10.1998 «О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами» при расчете подлежащих уплате годовых процентов по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации число дней в году (месяце) принимается равным соответственно 360 и 30 дням, если иное не установлено соглашением сторон, обязательными для сторон правилами, а также обычаями делового оборота.

Согласно расчету истца сумма процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 4 423,8 руб. складывается из следующих сумм:

- 2 421,7 руб. за период просрочки с 15.12.2010 по 20.10.2011 на сумму задолженности 35 013,39 руб. на основании счета-фактуры N 235 от 30.06.2011;

- 1 568 руб. за период просрочки с 18.01.2011 по 20.10.2011 на сумму задолженности 25 505,91 руб. на основании счета-фактуры N 437 от 27.12.2010;

- 311,7 руб. за период просрочки с 4.08.2011 по 20.10.2011 на сумму задолженности 17 911 руб. на основании счета-фактуры N 57 от 28.02.2011;

- 122,4 руб. за период просрочки с 8.09.2011 по 20.10.2011 на сумму задолженности 24 616,32 руб. на основании счета-фактуры N 314 от 31.08.2011.

Принимая во внимание вышеуказанные положения нормативных актов, суд, проверив расчет требований истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, пришел к выводу, что сумма процентов определена истцом правомерно. С учетом вывода суда о наличии оснований для удовлетворения требований истца о взыскании задолженности по договорам об оказании медицинской помощи военнослужащим требования учреждения о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами также подлежат удовлетворению.

Государственная пошлина.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

При подаче искового заявления учреждением уплачена государственная пошлина в размере 4 224,1 руб. по платежному поручению от 25.10.2011 N 2616.

В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение настоящего искового заявления составляет 3 049,11 руб. Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 174,99 руб. возвращена истцу на основании справки от 28.04.2012.

С учетом результатов рассмотрения дела судебные расходы в размере 3 049,41 руб. государственной пошлины подлежат отнесению на ответчика.

Истцом уплачена государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 2 000 руб. по платежному поручению N 422 от 14.02.2012, за рассмотрение кассационной жалобы в размере 2 000 руб. по платежному поручению N 1859 от 18.05.2012. Принимая во внимание результаты рассмотрения дела, суд относит расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 000 руб. на ответчика.

Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Требования муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Родильный дом N 5» удовлетворить.

Взыскать с Войсковой части N 7486 в пользу муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Родильный дом N 5» 71 804,06 руб. задолженности и 4 423,80 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.

В порядке распределения судебных расходов взыскать с Войсковой части N 7486 в пользу муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Родильный дом N 5» 3 049,41 руб. государственной пошлины.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

     Судья

Е.Р.Смольникова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А33-18395/2011
Принявший орган: Арбитражный суд Красноярского края
Дата принятия: 08 октября 2012

Поиск в тексте