АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 02 октября 2012 года Дело N А33-14040/2012

г. Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 25 сентября 2012 года

В полном объеме решение изготовлено 02 октября 2012 года

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Чурилиной Е.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрегионального Управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия

к обществу с ограниченной ответственностью «ПРАКТИК» (ИНН 2460055980, ОГРН 1022401803995)

о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

в отсутствие лиц, участвующих в деле,

при составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Базуевой А.В.,

установил:

Межрегиональное Управление государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «ПРАКТИК» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).

Заявление принято к производству суда. Определением от 05.09.2012 возбуждено производство по делу.

Стороны (представители) в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.

В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает дело по существу в отсутствие заявителя и лица, привлекаемого к административной ответственности, по имеющимся в деле доказательствам.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью «ПРАКТИК» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022401803995, осуществляет предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек на основании лицензии N АСС-24-029332 от 11.02.2003.

Должностным лицом административного органа на основании распоряжения о проведении контрольных мероприятий от 25.07.2012 N 2290/7р проведена проверка деятельности общества по вопросу соблюдения требований выданной лицензии.

В ходе проверки заявителем выявлены следующие нарушения:

- к эксплуатации допущен автобус ПАЗ-4234 (гос.номер ЕА 915 24 RUS) с неисправным спидометром; в автобусе не обеспечено наличие 2-х огнетушителей, отсутствуют предусмотренные конструкцией транспортного средства сиденья для пассажиров;

- водитель автобуса ПАЗ-4234 Игонин В.Б., осуществляющий перевозку пассажиров по маршруту N 34 «Ж/Д больница - п. Таймыр», перед выездом в рейс не обеспечен расписанием движения и схемой маршрута с указанием опасных участков;

- на заднем окне автобуса не размещены указатели маршрута регулярных перевозок; над каждой дверью с наружной стороны автобуса отсутствует табличка с надписью «Вход» или надпись «Вход»; над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства не указано полное или краткое наименование перевозчика; внутри транспортного средства не размещена информация о фамилиях водителя и кондуктора, наименовании, адресе и контактных телефонах органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа, а также не размещены указатели мест расположения огнетушителей и правила пользования транспортным средством или выписка из таких правил, указатели мест для пассажиров с детьми и инвалидов; над каждой дверью с внутренней стороны отсутствует табличка с надписью «Выход» или надпись «Выход»;

- в путевых листах автобуса отсутствуют обязательные реквизиты (показания одометра (полные км. пробега) при выезде транспортного средства из гаража, расшифровка подписи с указанием инициалов и фамилий уполномоченного лица, подтверждающего время выезда транспортного средства с места постоянной стоянки, отсутствуют инициалы в расшифровке подписи механика.

По результатам проведенной проверки в отношении общества составлен протокол от 27.08.2012 серии КЯК N 052684 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Зафиксированные в протоколе обстоятельства явились основанием для обращения административного органа в суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (статьи 202-206).

В соответствии с частью 1 статьи 28.3. КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Согласно части 4 статьи 28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

Пунктом 2 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 N 280 (далее по тексту - Положения от 02.04.2012 N 280), установлено, что лицензирование деятельности по перевозке пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами.

Пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398 (далее по тексту - Положения от 30.07.2004 N 398), предусмотрено, что Федеральная служба по надзору в сфере транспорта является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору, в том числе в сфере автомобильного транспорта.

Согласно пункту 4 Положения от 30.07.2004 N 398 Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Пунктом 5.2 Положения от 30.07.2004 N 398 установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции службы.

Пунктом 6.1 Положения от 30.07.2004 N 398 определено, что Федеральная служба по надзору в сфере транспорта с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право в том числе проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 12.08.2009 N ВП-913фс утверждено Положение о Межрегиональном управлении государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее по тексту - Положения о Межрегиональном управлении).

В соответствии с пунктом 22.1. Положения о Межрегиональном управлении Управление с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право проверять в установленном порядке юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность в сфере автомобильного транспорта.

Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административном правонарушении, утвержден Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации от 30.10.2007 N ГК-938ФС.

Согласно указанному перечню старший государственный инспектор территориального органа Ространснадзора является должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

Протокол об административном правонарушении от 27.08.2012 серии КЯК N 052684 составлен старшим государственным инспектором отдела автотранспортного надзора Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия, следовательно, уполномоченным лицом.

Согласно части 1 статьи 1.6. КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Объективная сторона вменяемого обществу правонарушения заключается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией.

В соответствии с подпунктом 24 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее по тексту- Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ) деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию.

По пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа.

Согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Подпунктами «з» и «и» пункта 4 Положения от 02.04.2012 N 280 предусмотрено, что лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются:

- соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»;

- соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту - Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ) юридические лица, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны в том числе организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.

Пунктом 2.5.1 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтранса Российской Федерации от 30.03.1994 N 15, установлено, что при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают условия содержания транспортных средств в технически исправном состоянии за счет соблюдения Правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, ГОСТ 25478-91 «Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки», инструкций предприятий - изготовителей по эксплуатации автотранспортных средств, других нормативов и стандартов, устанавливающих требования безопасности к техническому состоянию транспортных средств.

Согласно пункту 4.7.6 ГОСТа Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 01.02.2001 N 47-ст, средства измерения скорости (спидометры) и пройденного пути должны быть работоспособны. Спидометры и одометры должны быть работоспособны.

Аналогичное требование закреплено в пункте 7.9. Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного Постановлением Правительства от 10.09.2009 N 720 (далее по тексту - Технического регламента).

В соответствии с пунктом 7.27. Технического регламента транспортные средства категорий М1 и N должны быть оснащены не менее чем одним порошковым или хладоновым огнетушителем емкостью не менее 2 л, а транспортные средства категорий М2 и М3 - двумя, один из которых должен размещаться в кабине водителя, а второй - в пассажирском салоне (кузове). Разделом 3.3 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52051-2003 «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения» предусмотрено, что к категории М относятся механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров.

Согласно пункту 3.3 ГОСТа Р 52051-2003 к категории М3 отнесены транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 т.

В соответствии с пунктом 2.2 Приложения N1 Технического регламента к категории М3 относятся транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 тонн.

Из материалов дела (лицензии N АСС-24-029332 от 11.02.2003, паспорта транспортного средства 52 МР 750623, акта о результатах осмотра автотранспортного средства от 17.08.2012, договора аренды от 10.01.2012, путевого листа от 17.08.2012 N 268, сообщения об обнаружении административного правонарушения от 17.08.2012), следует, что общество с ограниченной ответственностью «ПРАКТИК» осуществляет коммерческую перевозку пассажиров по регулярному автобусному маршруту N77 «Ж/Д больница - КрАЗ» принадлежащим ему автобусом ПАЗ-32054 (рег. знак АУ 268 24/RUS, разрешенная максимальная масса 7735 кг.), относящимся к категории М3. Указанное обстоятельство обществом не оспаривается.

Следовательно, в указанном автобусе общество обязано обеспечить наличие 2-х огнетушителей.

По пункту 7.28. Технического регламента сиденья должны быть надежно закреплены в местах, предусмотренных конструкцией транспортного средства.

Вместе с тем в нарушение вышеуказанных требований обществом 17.08.2012 допущен к эксплуатации автобус под управлением водителя Касьянова С.В. с неисправным спидометром; автобус не обеспечен двумя огнетушителями, сиденьями для пассажиров, предусмотренными конструкцией транспортного средства. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют, об их наличии не заявлено.

Согласно пунктам 5.2.2 и 5.2.3 Положения от 08.01.1997 N 2 владельцы автобусов обязаны разрабатывать графики (расписания) движения на основе определения нормативных значений скоростей движения автобусов на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами, с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентируемых действующими нормативными документами; обеспечить каждого водителя, выполняющего регулярные автобусные перевозки, графиком движения на маршруте с указанием времени и мест остановок в пути на отдых, обед и ночлег, схемой маршрута с указанием опасных участков (в случае рейсов большой протяженности).

По пункту 45 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981 N 200 (далее по тексту - Приказ от 31.12.1981 N 200), отдел эксплуатации автотранспортного предприятия, выполняющего пассажирские перевозки, с целью обеспечения безопасности движения автобусов на маршрутах осуществляет обеспечение водителей перед выездом в рейс расписанием движения и схемой маршрута с указанием опасных мест.

В нарушение вышеприведенных требований водитель автобуса ПАЗ-32054 (рег. знак АУ 268 24/RUS) Касьянов С.В., осуществляющий перевозку пассажиров, перед выездом в рейс не обеспечен расписанием движения и схемой маршрута с указанием опасных участков. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют, об их наличии не заявлено.

Согласно подпункту «в» пункта 29 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 (далее по тексту - Правила от 14.02.2009 N 112), транспортные средства, используемые для регулярных перевозок пассажиров и багажа, оборудуются указателями маршрута регулярных перевозок, которые размещаются на заднем окне транспортного средства.

В соответствии с пунктом 35 Правил от 14.02.2009 N 112 в транспортном средстве с 2 и более дверьми, через которые осуществляется вход пассажиров, за исключением транспортных средств категории "M2", над каждой дверью с наружной стороны укрепляется табличка с надписью «Вход» или наносится надпись «Вход».

Пунктом 36 Правил от 14.02.2009 N 112 установлено, что над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства указывается полное или краткое наименование перевозчика.

Подпунктами «а», «б», «д», «е», «ж» и «и» пункта 37 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 (далее по тексту - Правила от 14.02.2009 N 112), предусмотрено, что внутри транспортного средства, используемого для регулярных перевозок пассажиров и багажа, размещается адрес перевозчика, фамилия водителя, а при наличии кондуктора - также фамилия кондуктора; указатели мест расположения огнетушителей; правила пользования транспортным средством или выписка из таких правил; наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа; указатели мест для пассажиров с детьми и инвалидов, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых указывается номер места для сидения; указатели мест расположения кнопок остановки транспортного средства; и) правила пользования транспортным средством или выписка из таких правил.