АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 05 октября 2012 года Дело N А33-11199/2012

г. Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 02 октября 2012 года.

В полном объеме решение изготовлено 05 октября 2012 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Болуж Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлениям общества с ограниченной ответственностью «Пиротек» (ИНН 2460063892, ОГРН 1042401793037)

к Красноярской таможне

о признании недействительными решений от 12.05.2012 NN 0000896/00001/003, 0000896/00001/004, 0000896/00001/005 о классификации товаров по декларации на товары от 24.05.2011 N 10606010/240511/0000896,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Шипиловой А.С. на основании доверенности от 20.06.2012;

от ответчика: Бутеруса В.В. на основании доверенности от 05.07.2012 N 35-05; Папсуева В.Н. на основании доверенности от 11.05.2012 N 16-05/12; Жилина М.Г. на основании доверенности от 20.09.2012 N 59-05/12,

при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлением протокола судебного заседания секретарями судебного заседания Алексеевой Д.В., Циммерман М.А.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Пиротек» (далее - ООО «Пиротек», общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлениями к Красноярской таможне:

- о признании недействительным решения от 12.05.2012 N 0000896/00001/003 о классификации товаров по декларации на товары от 24.05.2011 N 10606010/240511/0000896.

- о признании недействительным решения от 12.05.2012 N 0000896/00001/004 о классификации товаров по декларации на товары от 24.05.2011 N 10606010/240511/0000896.

- признании недействительным решения от 12.05.2012 N 0000896/00001/005 о классификации товаров по декларации на товары от 24.05.2011 N 10606010/240511/0000896.

Заявления приняты к производству суда. Определениями от 18.07.2012 и 20.08.2012 возбуждены производства по делам N А33-11199/2012, N А33-13063/2012 и А33-13066/2012 соответственно.

Определением от 17.09.2012 дела NN А33-13063/2012, А33-11199/2012 объединены в одно производство для совместного рассмотрения; объединенному делу присвоен N А33-11199/2012.

Определением от 25.09.2012 дела NN А33-13066/2012, А33-11199/2012 объединены в одно производство для совместного рассмотрения; объединенному делу присвоен N А33-11199/2012.

Таким образом, в рамках настоящего дела рассматриваются заявления ООО «Пиротек» к Красноярской таможне о признании недействительными решений от 12.05.2012 NN 0000896/00001/003, 0000896/00001/004, 0000896/00001/005 о классификации товаров по декларации на товары от 24.05.2011 N 10606010/240511/0000896.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлениях, дополнительных письменных пояснениях по делу.

Представители ответчика в судебном заседании заявленные требования не признали, сослались на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление, дополнительных письменных пояснениях.

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялись перерывы до 13 час. 30 мин. 01.10.2012 и до 17 час. 10 мин. 02.10.2012.

Заявление рассмотрено в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

24.05.2011 ООО «Пиротек» на таможенный пост Аэропорт Красноярск подана ДТ N10606010/240511/0000896 для таможенного декларирования товара «запасные части дегазационных печей марки «SNIF», применяются литейном производстве алюминия: огнеупорный графитовый статор дегазационной печи, огнеупорный графитовый ротор в сборе с валом дегазационной печи, втулка теплоизоляционная рафинирующей камеры дегазационной печи, втулка керамическая привода ротора дегазационной печи, керамическая прокладка пластины пробки привода ротора дегазационной печи...». Изготовитель - «Pyrotek Inc. - SNIF SYSTEMS», заявленного в подсубпозиции 8514 90 000 0 ТН ВЭД ТС (ставка ввозной таможенной пошлины 0%).

Поставка данного товара осуществлялась на условиях EXW Хайненоорд, Нидерланды в рамках контракта от 18.05.2005 N PYR-01-2005, заключенного между ООО «Пиротек» (Россия) и фирмой Pyrotek Inc. (США), с дополнительными соглашениями к нему.

25.05.2011 должностными лицами таможенного поста Аэропорт Красноярск произведен отбор образцов товаров (в связи с предотвращением «срыва» поставки, образцы огнеупорный графитовый ротор, статор, воздушный шлюз дегазационной печи для исследования не отбирались), продекларированных ООО «Пиротек» по ДТ N10606010/240511/0000896, назначена таможенная экспертиза, товар выпущен для внутреннего потребления.

Согласно заключению ЭКС-регионального филиала ЦЭКТУ (г. Новосибирск) от 04.07.2011 N 20110548 отобранные образцы товаров, а именно «керамическая прокладка Р007-979990», «втулка керамическая Р007-2193827», «втулка теплоизоляционная Р007-2194331 А», идентифицированы как изделия, изготовленные из теплоизоляционных минеральных материалов с применением керамических волокон (трубки, цилиндрические оболочки, прокладки), обжигу не подвергались.

По результатам таможенной экспертизы, в соответствии с пунктом 13 Инструкции о действиях должностных лиц, осуществляющих классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД и контроль правильности определения классификационного кода в соответствии с ТН ВЭД, утвержденной приказом ФТС России от 17.03.2010 N 500, таможенным постом Аэропорт Красноярск 12.05.2012 приняты решения NNN 0000896/00001/003, 0000896/00001/004, 0000896/00001/005 о классификации вышеуказанных товаров по декларации на товары от 24.05.2011 N 10606010/240511/0000896 («керамическая прокладка Р007-979990», «втулка керамическая Р007-2193827», «втулка теплоизоляционная Р007-2194331 А») в подсубпозиции 6806 90 000 0 ТН ВЭД ТС (ставка ввозной таможенной пошлины 15%).

Полагая, что данные решения Красноярской таможни противоречат требованиям нормативных актов и нарушают его права, заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Статья 46 Конституции Российской Федерации предоставляет гражданину и юридическому лицу право обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Согласно статье 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 2).

Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц регулируется главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 5 указанной статьи предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Как следует из материалов дела, действия ООО «Пиротек» по декларированию товара и перемещению его через таможенную границу произведены 24.05.2011, то есть в период действия Таможенного кодекса Таможенного союза, Федерального закона от 27.11.2010 N311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и Решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», которым утверждены в том числе единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза и Единый таможенный тариф таможенного союза (в редакции решения Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 N612).

В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 179 Таможенного кодекса Таможенного союза товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.

Частью 1 статьи 180 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что при таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, применяются следующие виды таможенной декларации:

1) декларация на товары;

2) транзитная декларация;

3) пассажирская таможенная декларация;

4) декларация на транспортное средство.

Формы и порядок заполнения таможенной декларации определяются решением Комиссии таможенного союза.

Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств - членов таможенного союза (часть 2 статьи 180 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Сведения, подлежащие указанию в таможенной декларации на товары и транзитной декларации в зависимости от таможенной процедуры, категорий товаров, лиц, их перемещающих, вида транспорта, могут сокращаться решением Комиссии таможенного союза либо законодательством государств - членов таможенного союза, если это предусмотрено решением Комиссии таможенного союза (часть 3 статьи 180 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Согласно части 1 статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.

В силу части 2 указанной статьи в декларации на товары указываются следующие основные сведения, в том числе в кодированном виде: заявляемая таможенная процедура; сведения о декларанте, таможенном представителе, об отправителе и о получателе товаров; сведения о транспортных средствах, используемых для международной перевозки товаров и (или) их перевозки по таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем; сведения о транспортных средствах международной перевозки и (или) транспортных средствах, на которых товары перевозились (будут перевозиться) по таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем; сведения о товарах (наименование, описание, классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, наименование страны происхождения, наименование страны отправления (назначения), описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера), количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения, таможенная стоимость, статистическая стоимость); сведения об исчислении таможенных платежей (ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; применение льгот по уплате таможенных платежей; суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза и применяемый для исчисления таможенных платежей в соответствии с настоящим Кодексом); сведения о внешнеэкономической сделке и ее основных условиях; сведения о соблюдении ограничений; сведения о производителе товаров; сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения товаров под таможенную процедуру; сведения о документах, представляемых в соответствии со статьей 183 настоящего Кодекса; сведения о лице, составившем декларацию на товары; место и дата составления декларации на товары.

Из материалов дела следует, что в соответствии с приведенными требованиями 24.05.2011 ООО «Пиротек» на таможенный пост Аэропорт Красноярск подана ДТ N10606010/240511/0000896 для таможенного декларирования товара «запасные части дегазационных печей марки «SNIF», применяются литейном производстве алюминия: огнеупорный графитовый статор дегазационной печи, огнеупорный графитовый ротор в сборе с валом дегазационной печи, втулка теплоизоляционная рафинирующей камеры дегазационной печи, втулка керамическая привода ротора дегазационной печи, керамическая прокладка пластины пробки привода ротора дегазационной печи...». Изготовитель - «Pyrotek Inc. - SNIF SYSTEMS». Указанный в ДТ N10606010/240511/0000896 классифицирован ООО «Пиротек» по подсубпозиции 8514 90 000 0 ТН ВЭД (ставка ввозной таможенной пошлины 0%).

В соответствии с частью 1 статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.

В силу частей 2, 3 статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза. Решения таможенных органов по классификации товаров могут быть обжалованы в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса.

Коды товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, указанные в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных документах, кроме случаев, определенных пунктом 4 статьи 180 настоящего Кодекса, а также в заключениях, справках, актах экспертиз, выдаваемых экспертными учреждениями, не являются обязательными для классификации товаров (часть 4 статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Статьей 9 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства - членов таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.

Таким образом, с учетом приведенных норм Красноярская таможня, принимая оспариваемые решения от 12.05.2012 NN 0000896/00001/003, 0000896/00001/004, 0000896/00001/005 о классификации товаров по декларации на товары от 24.05.2011 N10606010/240511/0000896, действовала в рамках своих полномочий.

Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18, Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 утвержден «Единый таможенный тариф таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ)» (действовал на дату подачи обществом ДТ), представляющий собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС). ЕТТ содержит основанные правила интерпретации ТН ВЭД.

Основные Правила интерпретации ТН ВЭД состоят из шести Правил, которые применяются последовательно, начиная с первого до шестого.

Согласно первому Правилу, названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное.

Любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основным свойством комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции как комплектный или завершенный в силу данного Правила), представленный в несобранном или разобранном виде (пункт 2а Правил).

Любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо материал или вещество должна рассматриваться и как ссылка на смеси или соединения этого материала или вещества с другими материалами или веществами. Любая ссылка на товар из определенного материала или вещества должна рассматриваться и как ссылка на товары, полностью или частично состоящие из этого материала или вещества. Классификация товаров, состоящих более чем из одного материала или вещества, осуществляется в соответствии с положениями Правила 3 (2б).