• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 02 октября 2012 года Дело N А33-10088/2012

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 26 сентября 2012 года. В полном объёме решение изготовлено 02 октября 2012года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Бычковой Л.К., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Smeshariki GmbH, Германия, Мюнхен,

к индивидуальному предпринимателю Муковникову Михаилу Николаевичу (ИНН 245505855223, ОГРН 304245523600125)

о взыскании компенсации за нарушение исключительного права,

в присутствии:

от истца: Куденкова А.С., представителя по доверенности N 78 АА 0351466 от 28.06.2011,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Алиевой К.Н.

установил:

Smeshariki GmbH обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к индивидуальному предпринимателю Муковникову Михаилу Николаевичу (ИНН 245505855223, ОГРН 304245523600125) о взыскании 90 000 руб. компенсации за нарушение исключительного права.

Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 04.07.2012 возбуждено производство по делу.

Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное разбирательство не явился.

На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие ответчика.

Представитель истца поддержал исковые требования по основаниям, указанным в исковом заявлении.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Истец является обладателем исключительных прав на товарные знаки N 332559 («Нюша»), N 335001 («Пин»), N 384580 («Бараш»), N 384581 («Ёжик»), N 321933 («Крош»), N 321868 («Кар-Карыч»), N 321815 («Копатыч»), N 282431 (логотип «Смешарики»), N 321870 («Лосяш»), удостоверяемые свидетельствами о регистрации, а также является обладателем исключительных авторских прав на анимационный сериал под названием «Смешарики» и его персонажей на основании лицензионного договора N 11-12/08 ИЛ/М.

20.11.2011 в торговой точке ответчика, расположенной по адресу: г. Минусинск, ул. Ванеева, 16А, был приобретен товар - диск формата DVD «Готовимся к школе со смешариками», на полиграфии которого содержатся изображения, сходные с изображениями персонажей мультипликационного сериала «Смешарики» - «Нюша», «Пин», «Бараш», «Ёжик», «Крош», «Кар-Карыч», «Копатыч», «Лосяш» и логотипом «Смешарики», с указанными выше товарными знаками.

В подтверждение факта покупки товара истец в материалы дела представил копию товарного чека от 20.11.2012 на сумму 200 руб., диск формата DVD «Готовимся к школе со смешариками», диск формата CD-R с видеозаписью реализации указанного товара в торговой точке по адресу: г. Минусинск, ул. Ванеева, 16А,

Полагая, что ответчик в ходе реализации товара, на котором содержатся изображения персонажей мультипликационного сериала «Смешарики» - Нюша», «Пин», «Бараш», «Ёжик», «Крош», «Кар-Карыч», «Копатыч», «Лосяш», логотип «Смешарики», изображения, зарегистрированные в качестве товарных знаков Smeshariki GmbH, нарушил исключительные права истца на товарные знаки N 332559, N335001, N 384580, N 384581, N 321933, N321868, N 321815, N 282431, N 321870 исключительные авторские права истца на указанных персонажей мультипликационного сериала «Смешарики», исключительное право на логотип сериала «Смешарики», истец просит взыскать с ответчика 90 000 руб. компенсации за нарушение исключительного права на указанные товарные знаки и исключительного авторского права на указанных персонажей.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Правоотношения истца и ответчика, связанные с защитой права на использование товарных знаков, персонажей, регулируются положениями части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 1270 Гражданского кодекса Российской Федерации, автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.

В соответствии с частью 7 статьи 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации, авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 1270 Гражданского кодекса Российской Федерации, использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности, перевод или другая переработка произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного).

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 1270 Гражданского кодекса Российской Федерации, использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается также, в частности, распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров.

В соответствии со статьей 1481 Гражданского кодекса Российской Федерации, на товарный знак, зарегистрированный в Государственном реестре товарных знаков, выдается свидетельство на товарный знак. Свидетельство на товарный знак удостоверяет приоритет товарного знака и исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.

В соответствии со статьей 1482 Гражданского кодекса Российской Федерации, в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.

В соответствии с частью 1 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.

В соответствии с частью 3 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации, никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

В соответствии с частью 1 статьи 1233 Гражданского кодекса Российской Федерации, правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный договор). Заключение лицензионного договора не влечет за собой переход исключительного права к лицензиату.

Исходя из изложенных норм, в предмет доказывания по настоящему делу входят: наличие у истца исключительных прав на товарные знаки N 332559, N335001, N 384580, N 384581, N 321933, N321868, N 321815, N 282431, N 321870, исключительных авторских прав на персонажей мультипликационного сериала «Смешарики» - Нюша», «Пин», «Бараш», «Ёжик», «Крош», «Кар-Карыч», «Копатыч», «Лосяш», логотип «Смешарики», исключительное право на логотип «Смешарики»; факт продажи товара (диск формата DVD), на полиграфии которого содержатся изображения указных персонажей, товарные знаки и логотип «Смешарики»; получение согласия правообладателя на использование ответчиком товарных знаков, персонажей, логотипа.

Материалами дела подтверждается, что исключительные права на товарные знаки N 332559, N335001, N 384580, N 384581, N 321933, N321868, N 321815, N 282431, N 321870 персонажи Нюша», «Пин», «Бараш», «Ёжик», «Крош», «Кар-Карыч», «Копатыч», «Лосяш», логотип «Смешарики», исключительное право на логотип «Смешарики» принадлежат Smeshariki GmbH.

Факт нарушения исключительных прав истца ответчиком в результате реализации без согласия правообладателя диска формата DVD «Готовимся к школе со смешариками», на полиграфии которого содержатся указанные выше товарные знаки, изображения перечисленных персонажей, логотип «Смешарики» подтверждается материалами дела, а именно:

- видеозаписью реализации указанного товара (диска формата DVD «Готовимся к школе со смешариками») в торговой точке ответчика по адресу: г. Минусинск, ул. Ванеева, 16А;

- копией товарного чека от 20.11.2011 на сумму 200 руб.;

- приобретенным товаром - диском формата DVD «Готовимся к школе со смешариками», на полиграфии которого содержатся изображения, сходные до степени смешения с товарными знаками, персонажами, логотипом, исключительные права на которые принадлежат истцу.

Судом исследована представленная в материалы дела видеозапись покупки товара.

Согласно пункту 13 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 13.12.2007 N 122 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности», вопрос о сходстве до степени смешения обозначений является вопросом факта и по общему правилу может быть разрешен судом без назначения экспертизы. Вопрос о сходстве до степени смешения двух словесных обозначений, применяемых на товарах истца и ответчика, может быть разрешен судом с позиции рядового потребителя и специальных знаний не требует.

Угроза смешения имеет место, если один товарный знак воспринимается за другой или если потребитель понимает, что речь идет не об одном и том же товарном знаке, но полагает, что оба товарных знаков принадлежат одному и тому же предприятию. Такая угроза зависит от нескольких обстоятельств: во-первых, от различительной способности знаков, от сходства противопоставляемых знаков, от оценки однородности обозначенных знаком товаров и услуг.

При сопоставлении товарных знаков с точки зрения их графического и визуального сходства должно быть учтено основное правило, согласно которому вывод делается на основе восприятия не отдельных элементов, а товарных знаков в целом (общего впечатления). Для признания сходства товарных знаков достаточно уже самой опасности, а не реального смешения товарных знаков в глазах потребителей.

Обозначение является сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия. При определении сходства словесных обозначений они сравниваются: со словесными обозначениями; с комбинированными обозначениями, в композиции которых входят словесные элементы.

При установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному производителю. Для установления однородности товаров принимается во внимание род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия сбыта товара, круг потребителей и другие признаки.

Согласно пункту 14.4.2 Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания (утверждены Приказом Роспатента от 05.03.2003 N 32), при проверке на тождество и сходство осуществляются следующие действия:

- проводится поиск тождественных и сходных обозначений;

- определяется степень сходства заявленного и выявленных при проведении поиска обозначений;

- определяется однородность заявленных товаров товарам, для которых зарегистрированы (заявлены) выявленные тождественные или сходные товарные знаки (обозначения).

Обозначение считается тождественным с другим обозначением, если оно совпадает с ним во всех элементах. Обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.

При визуальном сравнении товарных знаков, персонажей, исключительные права на которые принадлежат истцу, с изображениями, содержащимися на реализованном ответчиком товаре, судом установлено их визуальное сходство: графическое изображение (вид рисунков) идентичны, расположение отдельных частей изображений совпадает.

Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу, что визуальное, буквенное и графическое сходство охраняемых товарных знаков N 332559, N335001, N 384580, N 384581, N 321933, N321868, N 321815, N 282431, N 321870, изображений персонажей Нюша», «Пин», «Бараш», «Ёжик», «Крош», «Кар-Карыч», «Копатыч», «Лосяш», логотип «Смешарики», принадлежащих Smeshariki GmbH, и изображения, содержащиеся на реализованном ответчиком товаре - диске формата DVD «Готовимся к школе со смешариками», позволяют ассоциировать сравниваемые объекты один с другим и сделать вывод об их сходстве до степени смешения.

Доказательства, подтверждающие правомерность использования ответчиком спорных изображений, и доказательства предоставления истцом разрешения на использование данных изображений, в материалах дела отсутствуют.

В соответствии с частью 1 статьи 1250 Гражданского кодекса Российской Федерации, интеллектуальные права защищаются способами, предусмотренными настоящим Кодексом, с учетом существа нарушенного права и последствий нарушения этого права.

В соответствии с частью 4 статьи 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации, правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

1) в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;

2) в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака.

Согласно пункту 43.3. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», рассматривая дела о взыскании компенсации в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, суд определяет сумму компенсации в указанных законом пределах по своему усмотрению, но не выше заявленного истцом требования. При этом суд не лишен права взыскать сумму компенсации в меньшем размере по сравнению с заявленным требованием, но не ниже низшего предела, установленного абзацем вторым статьи 1301, абзацем вторым статьи 1311, подпунктом 1 пункта 4 статьи 1414 или подпунктом 1 пункта 2 статьи 1537 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Размер подлежащей взысканию компенсации должен быть судом обоснован. При определении размера компенсации суд, учитывая, в частности, характер допущенного нарушения, срок незаконного использования результата интеллектуальной деятельности, степень вины нарушителя, наличие ранее совершенных лицом нарушений исключительного права данного правообладателя, вероятные убытки правообладателя, принимает решение, исходя из принципов разумности и справедливости, а также соразмерности компенсации последствиям нарушения.

Учитывая вышеизложенное, обстоятельства дела, то, что истец просит взыскать с ответчика минимальный размер компенсации - по 10 000 руб. за каждый случай нарушения исключительного права на перечисленные выше персонажи, логотип «Смешарики» и за каждый случай нарушения исключительного права на перечисленные выше товарные знаки, суд отклоняет доводы ответчика и удовлетворяет требование истца о взыскании с ответчика 90 000 руб. компенсации.

В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по оплате государственной пошлины относятся на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Муковникова Михаила Николаевича, 14.11.1981 г.р., место рождения г. Минусинск, проживающего по адресу: г. Минусинск, ул. Абаканская, д. 55, кв. 168 в пользу Smeshariki GmbH, г. Мюнхен, Германия 90 000 руб. компенсации, 3 600 руб. государственной пошлины.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба на настоящее решение подаётся через Арбитражный суд Красноярского края.

     Судья

Л.К.Бычкова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А33-10088/2012
Принявший орган: Арбитражный суд Красноярского края
Дата принятия: 02 октября 2012

Поиск в тексте