• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 02 октября 2012 года Дело N А33-11255/2012

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 19 сентября 2012 года.

В полном объёме решение изготовлено 02 октября 2012 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Лескова Р.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению администрации города Красноярска (г. Красноярск, ИНН 2451000840, ОГРН 102240265575

8)

к комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (г. Красноярск)

об оспаривании решения,

с участием заинтересованных лиц:

закрытого акционерного общества «Аудиторско-консультационная группа «Развитие бизнес-систем» (г. Москва),

открытого акционерного общества «РУСАЛ» (г. Красноярск),

Управление

при участии:

от заявителя: Черкасова А.В., представителя по доверенности от 20.04.2012 N 01-2128,

Гутенкова П.Е. представителя по доверенности от 31.01.2011г.

от органа, чей акт обжалуется: отсутствовал (имеется ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие)

от Управления Росреестра по Красноярскому краю - Кац Е.А. представителя по доверенности от 03.11.2011,

от открытого акционерного общества «РУСАЛ-Красноярск»: Сукачевой Т.И., представителя по доверенности от 10.08.2011,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Игнатенко В.Н., помощником судьи Хапковой М.Л.

установил:

Администрация города Красноярска обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Красноярском крае о признании решения от 02.07.2012 N 20 об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости незаконным.

Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 16.07.2012 возбуждено производство по делу. Предварительное судебное заседание назначено на 13.08.2012г.

В судебном заседании 13.08.2012г. заявителем представлено заявление об уточнении заявленных требований, согласно которому заявитель просит решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Красноярском крае при Управлении Росреестра по Красноярскому краю от 02.07.2012 N 15 признать незаконным.

Уточнение заявленных требований принято судом на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заявитель уточнено наименование органа, чье решение обжалуется - Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Красноярскому краю.

Уточнение принято судом.

В предварительном судебном заседании заявитель возразил против перехода из предварительного судебного заседания в судебное заседание, в связи с чем, определением суда от 13.08.2012г. подготовка дела к судебному разбирательству признана судом оконченной, дело назначено к судебному разбирательству на .

В судебном заседании 12.09.2012г. заявителем уточнено наименование третьего лица, каковым заявитель просит считать - ОАО «РУСАЛ-Красноярск». Уточнение принято судом.

Заявителем заявлено ходатайство о привлечении к участию в дело в качестве заинтересованных лиц - агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края и ООО НПФ «Недра». Иные участники процесса возражали против удовлетворения данного ходатайства.

Суд не находит оснований для удовлетворения заявленного заявителем ходатайства, т.к. считает, что решение по настоящему делу не повлияет на права и законные интересы данных лиц.

Управлением Росреестра по Красноярскому краю заявлено ходатайство о привлечении его к участию в деле в качестве заинтересованного лица. Лица, участвующие в деле не возражали против удовлетворения данного ходатайства. Судом ходатайство удовлетворено, Управление Росреестра по Красноярскому краю привлечено к участию в дело в качестве заинтересованного лица.

Судом рассмотрено ходатайство Правительства Красноярского края о привлечении его к участию в дело в качестве заинтересованного лица. Представители заявителя поддержали данное ходатайство, представители ОАО «РУСАЛ-Красноярск» и Управления Росреестра по Красноярскому краю возражали против его удовлетворения. Рассмотрев данное ходатайство, суд не находит правовых оснований для его удовлетворения, т.к. считает, что решение по настоящему делу не повлияет на права и законные интересы Правительства Красноярского края.

В судебном заседании 12.09.2012г. Управлением Росреестра по Красноярскому краю было заявлено о подготовке председателем комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (органа, чей акт оспаривается по настоящему делу) мотивированного отзыва на заявление администрации г.Красноярска, для представления которого, необходимо время.

На основании ст.163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебном заседании 12.09.2012г. был объявлен перерыв до 13 час. 30 мин. 19.09.2012г.

После возобновления судебного заседания, заявитель уточнил наименование органа, чей акт оспаривается - Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю. Уточнение принято судом.

Управлением Росреестра по Красноярскому краю в судебном заседании 19.09.2012г. представлен отзыв по делу Председателя Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, который приобщен к материалам дела. Суду представлено также ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю.

Представителями заявителя представлены суду дополнительные пояснения по существу заявленных требований, которые также приобщены судом к материалам дела.

Заявителем представлено суду ходатайство о назначении экспертизы по установлению соответствия законодательству об оценочной деятельности отчета N12-83062/12-5 об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:20, расположенного по адресу: г.Красноярск, ул.Пограничников,40, выполненного ЗАО «Аудиторско-консультационная группа «Развитие бизнес-систем», а также определению рыночной стоимости вышеуказанного земельного участка.

Представители Управления Росреестра по Красноярскому краю, ОАО «РУСАЛ-Красноярск» возражали против удовлетворения заявленного ходатайства.

Рассмотрев ходатайство заявителя о назначении экспертизы, суд не находит правовых оснований для его удовлетворения, т.к. данное ходатайство не связано с предметом требований заявленных заявителем, а также в связи с тем, что имеющиеся доказательства, позволяют суду вынести решение по настоящему делу без проведения экспертизы, о которой ходатайствует заявитель.

Орган, чей акт обжалуется представил возражения на заявление согласно которому возражает против удовлетворения заявленных требований, по следующим основаниям, изложенным в отзыве:

- в 2011 году на территории Красноярского края в соответствии с положениями Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценке) проведена государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов. Полученные результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов утверждены постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края» (далее - Постановление), которое вступило в силу с 01.01.2012 года.

Для земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:20, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Пограничников, 40 с 01.01.2012 года вышеуказанным Постановлением утверждена кадастровая стоимость в размере 7 277 945.82 руб, данный экономический показатель внесен в государственный кадастр недвижимости.

Согласно ст. 24.19 Закона об оценке результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - заявители).

Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность обращения физических и юридических лиц в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

- Приказом Росреестра от 21.11.2011 N 453 при Управлении создана Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Красноярскому краю. Данная Комиссия осуществляет свою деятельность на основании Закона об оценочной деятельности, а также Типовых требований к порядку создания и работы Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 22.02.2011 N 69 (далее - Типовые требования) (положения действовали в момент принятия решения Комиссии).

Статьей 24.19 Закона об оценке определен перечень документов, которые прилагаются к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости. Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается (ст. 24.19 Закона об оценке).

Согласно абз. 11 ст. 24.19 к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются следующие документы:

- кадастровый паспорт объекта недвижимости;

- нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;

- документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;

- отчет в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;

- положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, в порядке создания и работы комиссии.

К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости также могут прилагаться иные документы.

- 05.07.2012 в Комиссию поступило заявление ОАО «Русал» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:20 с приложением следующих документов.

- заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:20;

- кадастровый паспорт от 15.02.2012 N 24/12-30541;

- нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации права серия 24 ЕЗ N 515505 от 26.03.2007;

- Отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:20 N 12-83062/12-5 от 10.05.20124;

- экспертное заключение N ОК-72/2012-5 от 18.05.2012;

- запрос в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра по Красноярскому краю от 24.02.2012 года N 43-2012-42;

- ответ от филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Красноярскому краю от 22.03.2012 N 1-6/4970;

- запрос в Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края от 24.02.2012 N 43-2012-58;

- ответ от Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края от 01.03.2012;

- запрос в Управление Росреестра по Красноярскому краю от 12.04.2012 N43-2012-96;

- ответ Управления Росреестра по Красноярскому краю от 20.04.2012 N 71-63/11446;

- копия свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица от 20.08.2002 серия 24 N 0001805574;

- доверенность представителя от 29.04.2011 N 064 ДВ-11-00016.

Таким образом, ОАО «Русал» были представлены все необходимые документы, отвечающие требованиям ст. 24.19 Закона об оценке.

Основанием для подачи указанного заявления ОАО «Русал» в Комиссию о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:20 явилось определение рыночной стоимости указанного земельного участка индивидуально, отраженной в Отчете от 10.05.2012 N 12-83062/12-5, выполненном ЗАО «АКГ «РБС» (далее - Отчет).

В представленном Отчете рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:20 по состоянию на 01.01.2011 определена в размере 2 323 667,00 руб., отклонение от кадастровой стоимости составляет 68,7 %, кадастровая стоимость 7 277945, 82 руб.

В случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, Комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, -положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков) (п. 21 Типовых требований).

Во исполнение требований Закона об оценке, пункта 21 Типовых требований (при подаче заявления ОАО «Русал» в Комиссию) представлено экспертное заключение от 18.05.2012 N ОК-72/2012-5 Экспертного совета ООО «Российское общество оценщиков» о проведении нормативно-методической экспертизы и о соответствии Отчета 12-83062/12-5 об определении рыночной стоимости требованиям законодательства. При этом Комиссия в соответствии с Законом об оценке, а также Типовыми требованиями не наделена полномочиями по проверке на соответствие Отчета, а также экспертного заключения представленного заявителем, требованиям законодательства об оценочной деятельности.

Таким образом, при указанных обстоятельствах имелись основания для принятия решения Комиссии, а организация рассмотрения Комиссией заявления ОАО «Русал» о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:20, а также оспариваемое решение принято в пределах полномочий Комиссии, в порядке и в соответствии с нормами действующего законодательства, и не нарушает законные права и интересы администрации г. Красноярска.

Открытое акционерное общество «РУСАЛ» представило отзыв на заявление, согласно которому считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

- в соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N708 «Об утверждении результатов государственной оценки земель населенных пунктов Красноярского края» была утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:20 (далее: земельный участок) с месторасположением: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Пограничников, 40, площадью 5293,09 кв.м., в размере 7 277 945,82 руб. (удельный показатель кадастровой стоимости 1 374,99 руб.кв.м.);

- согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 14.02.2012 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:20 составляет 7 277 945,82 руб.;

- указанный земельный участок принадлежит ОАО «РУСАЛ Красноярск» на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 24ЕЗ N 515505 от 26.03.2007;

- ОАО «РУСАЛ Красноярск» 05.06.2012 обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Красноярском крае (далее Комиссия), созданной приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю от 21.11.2011 N П/453 с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка по основанию установления на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400388:20 рыночной стоимости на основании Отчета N12-83062/12-5 об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненного оценщиком Левченко Еленой Владиславовной, являющейся членом саморегулируемой организации оценщиков - ООО «Российское общество оценщиков», регистрационный номер N 001100;

- отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка был подготовлен в исполнение договора N12-83062/12 на проведение оценки земельного участка, заключенного ОАО «РУСАЛ Красноярск» с ЗАО «АКГ РБС»;

- Решением Комиссии от 02.07.2012 N 20 об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400388:20 была установлена кадастровая стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости - 2 323 667 руб.;

- представленный Отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка, составленный на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость, не допускает неоднозначного толкования, отвечает требованиям определенным статьей 11 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;

- Министерство экономического развития Российской Федерации в письме от 28.11.2011 N Д06-5890 высказало мнение, что комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не вправе проводить рецензирование отчетов и заключений саморегулируемых организаций оценщиков.

- Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Одним из оснований пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости. К заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка ОАО «РУСАЛ Красноярск» были приложены все необходимые документы определенные законодательством, в том числе Отчет N12-83062/12-5 об оценке рыночной стоимости земельного участка (далее: Отчет оценщика) и Экспертное заключение от 22.06.2012 N ОК-72/2012 - 5/и Экспертного совета ООО «Российского общества оценщиков» (эксперт, подписавший экспертное заключение: Федосов М.С., регистрационный номер в реестре СРО РОО N 001228) о проведении нормативно - методической экспертизы Отчета оценщика.

В соответствии со статьей 9 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» основанием для проведения оценки является договор на проведение оценки.

Отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка был подготовлен в исполнение договора N12-83062/12 на проведение оценки земельного участка, заключенного ОАО «РУСАЛ Красноярск» с ЗАО «АКГ РБС».

Положением статьи 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлено, что в случаях, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

- Представленный Отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка, составленный на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость, не допускает неоднозначного толкования, отвечает требованиям определенным статьей 11 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». В заявлении Заявитель не привел ни одного факта не соответствия Отчета по содержанию установленным требованиям.

Заявитель полагает, что установление кадастровой стоимости в размере рыночной с отклонением на 68,07% от ранее утвержденной кадастровой стоимости - недопустимо. При этом Заявитель не учитывает, что при определении кадастровой стоимости не учитываются специфические характеристики земельного участка, что естественно ведет к несоответствию кадастровой и рыночной стоимости одного и того же земельного участка.

- Правовые акты не устанавливают тождества кадастровой стоимости земельного участка и его рыночной стоимости. Статья 66 Земельного кодекса не содержит указаний на то, что кадастровая стоимость земельного участка не должна превышать его рыночную стоимость и что рыночная стоимость должна быть максимально приближена к его кадастровой стоимости. Таким образом, отклонение рыночной стоимости земельного участка от кадастровой на 68,07% не может являться доказательством несоответствия проведенной оценки.

- Согласно пункту 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 государственная кадастровая оценка земель осуществляется методами массовой оценки недвижимости.

Федеральный стандарт оценки ««Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)», утв. Приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508 определяет, что рыночная стоимость определяется индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности (п.З).

Учитывая, что методы оценки кадастровой и рыночной стоимости не совпадают, отклонение в их размере неизбежно.

- Анализ судебной практики показывает, что отклонение рыночной стоимости и кадастровой стоимости объектов недвижимости достигает очень часто 100-200%.

- Не основан на законодательстве и довод Заявителя о том, что Отчет оценщика не содержит обоснования несоответствия утвержденной кадастровой стоимости. Законодательство об оценочной деятельности, в то числе Федеральный стандарт оценки «Требования к отчету об оценке» (ФСО N 3)», утв. Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 254 не содержит требования при составлении отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка проводить анализ определения кадастровой стоимости.

ОАО «РУСАЛ Красноярск» не оспаривало, утвержденную в установленном порядке кадастровую стоимость земельного участка.

- Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 г . N 913/11, определение кадастровой стоимости недвижимости посредством указания ее рыночной стоимости не влечет обязанность оспаривания кадастровой стоимости и законности нормативного акта о ее утверждении.

- Довод Заявителя о том, что Комиссией не было предпринято мер по выяснению причин значительного расхождения в стоимости земельного участка не состоятелен, так как законодательством не установлена подобная обязанность и данные обстоятельства не могут быть предметом рассмотрения Комиссией.

- Согласно статье 12 ФЗ «Об оценочной деятельности» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанной в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законом, признается достоверной. Министерство экономического развития Российской Федерации в письме от 28.11.2011 N Д06-5890 высказало мнение, что комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не вправе проводить рецензирование отчетов и заключений саморегулируемых организаций оценщиков.

Данное мнение полностью соответствует законодательству об оценочной деятельности.

- устанавливая размер кадастровой стоимости, следует руководствоваться не только интересами бюджета, а в первую очередь соблюдать принципы законности и экономического основания, баланса частнособственнических интересов хозяйствующих субъектов и публичных интересов государства, которые определены в статье Налогового кодекса Российской Федерации.

От закрытого акционерного общества «Аудиторско-консультационная группа «Развитие бизнес-систем» поступил отзыв на заявление согласно которому считает заявленные требования незаконными и необоснованными по следующим основаниям:

- отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка N 12-83062/12-5 был подготовлен в соответствии с договором N 12-83062/12 от 11 апреля 2012 г. на проведение оценки, заключенным между ЗАО «АКГ «РБС» и ОАО «РУСАП Красноярский алюминиевый завод», одним из условий которого было получение Экспертного заключения на Отчеты об оценке;

- в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в действующей редакции) Отчет прошел экспертизу в саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик - Левченко Елена Владиславовна, подписавшая указанный Отчет. Экспертное заключение N ОК-72/2012-5/И от 22.06.2012, подтверждающее соответствие Отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности и нормативно-методическим документам, регламентирующим проведение оценки и подготовки Отчета, было представлено в составе приложений к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, кадастровый номер 24:50:0400388:20, поданному в Комиссию 05.06.2012 и 26.06.2012 ОАО «РУСАЛ Красноярский алюминиевый завод»;

- отчет N 12-83062/12-5 об оценке рыночной стоимости земельного участка, кадастровый номер 24:50:0400388:20, площадью 5293,09 кв. м, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Пограничников, 40, соответствует требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, а также действующим стандартам оценки, обязательным для применения при осуществлении оценочной деятельности.

Управление Росреестра по Красноярскому краю представило суду отзыв на иск, в котором также просит отказать в удовлетворении заявленных требований на основании следующего:

- действующее законодательство предусматривает возможность обжалования физическими и юридическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Комиссия создана в порядке и на основании норм действующего законодательства и уполномочена на принятие решений. Согласно абз. 3 ст. 24.19 Комиссии создаются органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, па территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В состав Комиссии входят по одному представителю органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, органа кадастрового учета, Национальный совет об оценочной деятельности (абз. 3 ст. 24.19 Закона об оценке). Приказом Росресстра от 21.11.2011 N 453 в Управлении создана Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росресстра по Красноярскому краю.

Таким, образом, указанная Комиссия осуществляет свою деятельность па основании Закона об оценочной деятельности, а также Типовых требований к порядку создания и работы Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 22.02.2011 N 69 (далее - Типовые требования) (положения действовали в момент принятия решения Комиссии).

- Статьей 24.19 Закона об оценке определен перечень документов, которые прилагаются к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости. Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается (ст. 24.19 Закона об оценке). ОАО «Русал» были представлены все необходимые документы соответствующие требованиям закона.

- Процедура заседании Комиссии, сроки рассмотрения документов, предусмотренные действующим законодательством, соблюдены. Согласно ст. 24.19 Закона об оценке в семидневный срок с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости Комиссия направляет уведомление о поступлении данного заявления н принятии его к рассмотрению с указанием чаты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости.

02.07.2012 состоялось заседание Комиссии, на котором рассмотрено заявление ОАО «Русал» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:20. В результате рассмотрения заявления комиссия установила. В представленном Отчете N 12-83062/12-5 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:20 по состоянию на 01.01.2011 года установлена в размере 2 323 667 руб., отклонение от кадастровой стоимости составляет 68,7 %, кадастровая стоимость 7 277945, 82 руб. В случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, Комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, -положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков) (п. 21 Типовых требований).

Комиссия в соответствии с Законом об оценке, а также Типовыми требованиями не наделена полномочиями по проверке па соответствие Отчета, а также экспертного заключения представленного заявителем, требованиям законодательства об оценочной деятельности. В Законе об оценке отсутствуют нормы, обязывающие Комиссию проводить проверку документов, представленных в Комиссию.

Во исполнение требований Закона об оценке, пункта 21 Типовых требований (при подаче заявления ОАО «Русал» в Комиссию) представлено экспертное заключение от 18.05.2012 N ОК-72/2012-5 Экспертного совета ООО «Российское общество оценщиков» о проведении нормативно-методической экспертизы и о соответствии Отчета 12-83062/12-5 об определении рыночной стоимости требованиям законодательства.

Комиссия не может признать несоответствующим законодательству об оценочной деятельности Отчет об оценке, подготовленный оценщиком, если па такой отчет есть положительное заключение саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных п. 21 Типовых требований. Проверка достоверности рыночной оценки, выполненной оценщиком и проверка на соответствие отчета, представленного заявителем, требованиям законодательства об оценочной деятельности не является задачей Комиссии.

С учетом вышеизложенного Комиссия приняла решение о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:20 в размере его рыночной стоимости (2 323 667 00 руб.) которое оформлено протоколом N 20 от 28.06.2012 и решением Комиссии от 02 07 2012 N 20. Таким образом, организация (процедура) рассмотрения Комиссией заявления ОАО «Русал» о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:20, а также оспариваемое решение принято в пределах полномочий Комиссии, в порядке и в соответствии с нормами действующего законодательства, и не нарушает законные права и интересы администрации г. Красноярска.

- заседание Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия) состоялось 28.06.2012 и оформлено протоколом от 28.06.2012.

В протоколе указано, что секретарь Комиссии Мельникова Н.П., а в качестве присутствующих на заседании Комиссии - Гурьянова Т.В. При заседании Комиссии велась аудиозапись. Тот факт, что в аудиозаписи указано, что слушали Гурьянову Т.В. не влияет на решение Комиссии, на котором рассмотрено заявление ОАО «Русал» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400302:15 по следующим основаниям. Согласно ст. 24. 19 Закона об оценочной деятельности в РФ оспорены в арбитражном суде могут быть решения Комиссии.

Согласно п.19 и п.23 Типовых требований на заседании комиссии секретарем комиссии ведется протокол, в котором помимо прочего, в отношении каждого рассматриваемого заявления указываются:

-кадастровый номер объекта недвижимости, в отношении которого оспариваются результаты определения кадастровой стоимости, его местонахождение и адрес (при наличии);

-основания подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости;

-результаты голосования, решения, принятые членами комиссии, и обоснования этих решений;

-сведения о саморегулируемой организации (саморегулируемых организациях) оценщиков, члены которой (которых) осуществили определение кадастровой стоимости объекта недвижимости, в отношении которого оспариваются результаты определения кадастровой стоимости.

В результате рассмотрения представленных документов комиссией принимается одно следующих решений:

1. О пересмотре кадастровой стоимости либо об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости (если заявление подано на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости).

2. Об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости либо об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости (если заявление подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости).

Решения, принимаемые комиссией, оформляются на бланке уполномоченного федерального органа. Таким образом, протокол заседания комиссии и решение комиссии являются самостоятельными документами, имеющими различное назначение и порождающие различные правовые последствия. Как следует из норм действующего законодательства, протокол заседания комиссии не является тем документом, обжалование которого допускается в судебном порядке.

- Секретарь Комиссии не является ее членом, что прямо указано в п 8 Типовых Правил.

Таким образом, Секретарь Комиссии в принятии решения не участвует. Тот факт, что в аудиозаписи указано, что слушали Гурьянову Т.В не противоречит порядку деятельности Комиссии, т.к. и Гурьянова Т.В в отсутствие Мельниковой Н.П. является Секретарем Комиссии. Это подтверждается приказом Росреестра от 21.11.2011 N П/453. Мельникова Н.П. была в отпуске с 13 июня 2012 по 22 июня 2012 г В целях обеспечения заседания Комиссии делопроизводство и техническое обеспечение осуществлялось Гурьяновой Т.В.

Гурьянова Т.В. была в отпуске с 02.07.2012 г.

Согласно п.19 Типовых Правил протокол подписывается председательствующим на заседании и секретарем комиссии не позднее трех рабочих дней с даты заседания. Поскольку Гурьянова Т.В. находилась в отпуске то протокол подписан Мельниковой Н.П. как секретарем Комиссии

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

Открытое акционерное общество «РУСАЛ Красноярский Алюминиевый Завод» является собственником земельного участка площадью 5293,09 кв.м. с кадастровым номером 24:50:0400388:0020, категория - земли поселений, разрешенное использование - для использования в производственных целях, земельный участок (промышленная площадка N1, участок N2) по адресу: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Пограничников, 40, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 04.07.2003 внесена запись регистрации 24-01-17.2003:409 (свидетельство о государственной регистрации права серии 24ЕЗ N 515505 от 26.03.2007).

Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708 «Об утверждении результатов государственной оценки земель населенных пунктов Красноярского края» по состоянию на 01.01.2011 утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:0020 с месторасположением: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Пограничников, 40, площадью 5293,09 кв.м., в размере 7 277 945,82 руб.

Во исполнение договора от 11.04.2012 N 12-83062/12/45.43-2/2012 на оказание услуг, заключенного между ОАО «РУСАЛ Красноярский Алюминиевый Завод» (заказчик) и ЗАО «Аудиторско-консультационная группа «Развитие бизнес-систем» (исполнитель), оценщик Левченко Елена Владиславовна, являющаяся членом саморегулируемой организации оценщиков - ООО «Российское общество оценщиков», регистрационный номер N 001100, подготовила отчет N12-83062/12-5 об оценке рыночной стоимости земельного участка, кадастровый номер 24:50:0400388:20, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Пограничников, 40.

Согласно данного отчета оценщика рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:20 по состоянию на 01.01.2011 составляет 2 323 667 руб.

В соответствии с Экспертным заключением Экспертного совета Общероссийской общественной организацией «Российское общество оценщиков» (от 18.05.2012г., 22.06.2012г.) на отчет N12-83062/12-5 - существенные замечания к отчету отсутствуют, рецензируемый отчета соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в т.ч. требования Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.

05.06.2012г. ОАО «РУСАЛ Красноярский Алюминиевый Завод» обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:20 и определении, в соответствии со ст. 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01 января 2011 г. (на дату определения кадастровой стоимости), которая 2 323 667 рублей.

К заявлению были приложены следующие документы:

- кадастровый паспорт земельного участка N 24/12-30541 от 15.02.2012 г.;

- нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации права серия 24 ЕЗ N 515505 от 26.03.2007 г.;

- Отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:20 N 12-83062/12-5 от 10 мая 2012 г.;

- Экспертное заключение NОК-72/2012-5 от 18.05.2012;

- Запрос в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Красноярскому краю от 24.02.2012 года N Исх.43-2012-42 (копия);

- Ответ от филиала ФГБУ «ФКП Росреестр» по Красноярскому краю от 22.03.2012 N1-6/4970 (копия);

- Запрос в Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края от 24.02.2012 года N Исх.43-2012-58 (копия);

- Ответ от Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края от 01.03.2012 N08-1704/3913, 3919, 3906, 3909, 3920, 3917, 3915, 3912, 3931, 3914, 3910, 3918, 3916, 3907, 3908, 3911 (копия);

- Запрос в Управление Росреестра по Красноярскому краю от 12.04.2012 NИсх.43-2012-96 (копия);

- Ответ Управления Росреестра от 20.04.2012 N71-63/11446 (копия);

- Копия свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица от «20» августа 2002 серия 24 N000180557.

- Доверенность на представителя от «29» апреля 2011 г. N 064 ДВ-11-00016 (копия).

В последствии ОАО «РУСАЛ Красноярский Алюминиевый Завод» 26.06.2012 представил в Комиссию экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков «Российское общество оценщиков» N ОК-72/2012-5/И от 22.06.2012.

Содержание экспертного заключения саморегулируемой организации оценщиков «Российское общество оценщиков» N ОК-72/2012-5/И от 22.06.2012 полностью тождественно содержанию представленного с заявлением 05.06.2012 экспертного заключения саморегулируемой организации оценщиков «Российское общество оценщиков» N ОК-72/2012-5 от 18.05.2012, кроме сведений об ОГРН заказчика экспертизы или ином органе, инициировавшем проведение экспертизы отчета об оценке, (графа 3). Графа дополнена указанием на ОГРН закрытого акционерного общества «Аудиторско-консультационная группа «Развитие бизнес-систем» и дату его государственной регистрации в качестве юридического лица 1027739153430 от 05.09.2002г.).

28.06.2012г. составлен Протокол N7 заседания комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Красноярскому краю.

Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю от 02.07.2012 N 20 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:20, с местоположением: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Пограничников, 40 площадью 5293,09 кв.м. в размере его рыночной стоимости - 2 323 667 руб, определенной в отчете закрытого акционерного общества «Аудиторско-консультационная группа «Развитие бизнес-систем» N 12-83062/12-5.

Полагая, что данное решение противоречит требованиям статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», нарушает право муниципального образования город Красноярск на получение дохода в бюджет от уплаты земельного налога ОАО «РУСАЛ Красноярский Алюминиевый Завод», так как установленная Комиссией кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:20 значительно меньше кадастровой стоимости этого земельного участка, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п, а также указывая на факт нарушения процедуры принятия данного решения, администрация города Красноярска обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно п.4 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

В судебном заседании 13.08.2012г. заявителем представлено заявление об уточнении заявленных требований, согласно которому заявитель просит решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Красноярском крае при Управлении Росреестра по Красноярскому краю от 02.07.2012 N 15 признать незаконным.

Заявление в суд об оспаривании акта подано заявителем в суд 13.07.2012г. С учетом данных обстоятельств, суд считает, что заявителем соблюдены сроки, определенные в ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, суду не представлено доказательств принятия данным органом решения за N15 от указанной даты в отношении определения кадастровой стоимости земельного участка с КН 24:50:0400388:20, в связи с чем, заявление администрации города Красноярска не может быть удовлетворено.

Решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю N20 в отношении земельного участка 24:50:0400388:20 было датировано 02.07.2012г.

Учитывая, что заявителем фактически оспаривается данное решение, суд считает необходимым дать оценку доводам заявителя.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Основанием для признания ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственного органа незаконным является одновременно как их несоответствие закону или иным правовым актам, так и нарушение этими ненормативными правовыми актами, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов лица, обратившегося в арбитражный суд с соответствующим требованием (пункт 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

При этом, в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель доказывает факт нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемым ненормативным правовым актом, решением, действиями (бездействием).

Предметом заявленного требования является требование о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Красноярскому краю от 02.07.2012 N 20 об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером

24:50:0400388:20 в размере его рыночной стоимости.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом и федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 названной статьи.

В пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации содержится императивное правило, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:20 по состоянию на 01.01.2011 установлена Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708 «Об утверждении результатов государственной оценки земель населенных пунктов Красноярского края» и составляла - 7 277 945 руб.82 коп..

Рыночная стоимость земельного участка, кадастровый номер 24:50:0400388:20 по состоянию на 01.01.2011 определена отчетом оценщика ЗАО «Аудиторско-консультационная группа «Развитие бизнес-систем» N 12-83062/12-5, подтвержденным экспертными заключениями члена Экспертного совета саморегулируемой организации оценщиков «Российское общество оценщиков» N ОК-72/2012-5 от 18.05.2012 и N ОК-72/2012-5/И от 22.06.2012.

Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрены два основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются:

недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

ОАО «РУСАЛ Красноярский Алюминиевый Завод» подало заявление в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:20 в связи с определением его рыночной стоимости в отчете об оценке N 12-83062/12-5 от 10.05.2012, выполненном ЗАО «Аудиторско-консультационная группа «Развитие бизнес-систем».

Согласно абзацам 3 и 5 статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в порядке, предусмотренном указанной нормой могут быть оспорены результаты определения кадастровой стоимости в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Решения комиссии могут быть оспорены в арбитражном суде.

Таким образом, исходя из буквального толкования содержания указанной нормы, орган местного самоуправления является субъектом правоотношений по оспариванию кадастровой стоимости только тех объектов недвижимости, которые находятся в государственной или муниципальной собственности.

Как следует из представленных в материалы дела доказательств, собственником земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:20 является ОАО «РУСАЛ Красноярский Алюминиевый Завод».

Следовательно, муниципальное образование город Красноярск в лице администрации города Красноярска не является субъектом правоотношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего на праве частной собственности юридическому лицу, а значит - не имеет соответствующего законного экономического интереса в данном правоотношении.

Экономическую заинтересованность администрация города Красноярска обосновывает потенциальным неполучением в бюджет города Красноярска значительной суммы земельного налога, исчисляемого в соответствии со статьями 390 и 391 Налогового кодекса Российской Федерации от кадастровой стоимости земельного участка, которая составляет налоговую базу по земельному налогу.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации указанный Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе: права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, формы и методы налогового контроля.

Согласно статье 9 Налогового кодекса Российской Федерации участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, выступают организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Кодексом налогоплательщиками или плательщиками сбора; организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налоговыми агентами; налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы); таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации).

Таким образом, налоговым законодательством Российской Федерации не предусмотрено право органа исполнительной власти публичного образования, в бюджет которого поступают средства от уплаты соответствующего налога, осуществлять контроль за правильностью определения налогоплательщиком налоговой базы для исчисления этого налога.

Администрация города Красноярска согласно решению Красноярского городского Совета депутатов от 14.12.2011 N В-283 «О бюджете города на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годов» не является также главным администратором доходов бюджета города Красноярска по земельному налогу.

С учетом изложенного суд пришел к выводу, что администрация города Красноярска не доказала нарушения её прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Красноярскому краю от 02.07.2012 N 20.

Данное обстоятельство является достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявления администрации города Красноярска о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Красноярскому краю от 02.07.2012 N 20 и подтверждению соответствия решения комиссии действующему законодательству.

Принимая во внимание отсутствие у администрации города Красноярска законного экономического интереса в оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю от 02.07.2012 N 21, арбитражный суд считает, что отсутствует необходимость в проведении экспертизы на предмет проверки соответствия отчета N12-83062/12-5 об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:20 законодательству об оценки и определению рыночной стоимости вышеуказанного земельного участка.

Ссылка администрации города Красноярска на нарушение Комиссией процедуры оформления протокола заседания комиссии на могут быть приняты судом в качестве основания для удовлетворения требований, т.к. является формальной не влияющей на порядок принятия оспариваемого заявителем решения, по следующим основаниям:

- как уже установлено в решении суда заявитель не является лицом, чьи права или законные интересы нарушаются оспариваемым решением;

- Приказом Росреестра от 21.11.2011 N 453 при Управлении создана Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Красноярскому краю. Данная Комиссия осуществляет свою деятельность на основании Закона об оценочной деятельности, а также Типовых требований к порядку создания и работы Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 22.02.2011 N 69 (далее - Типовые требования, которые действовали в момент принятия решения Комиссии). Приказом определен состав комиссии, полномочия секретаря комиссии возложены на начальника отдела кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Красноярскому краю Мельникову Н.П., с оговоркой, что в случае ее отсутствия - данные полномочия осуществляет главный специалист-эксперт отдала кадастровой оценки недвижимости Управления - Гурьянова Т.В. Приказом от 21.01.2012г. NП/25 изменен состав комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (исключены из состава участников Счастная Л.И. и Парахина Н.В.) Как следует из Приказов от 23.05.2012г. N285-К и от 14.06.2012г. N330-К:

- с 13.06. по 22.06.2012г. Мельникова Н.П. находилась в отпуске

- с 02.07.2012г. по 20.07.2012г. Гурьянова Т.В, находилась в отпуске.

Как определено в протоколе заседания комиссии на заседании присутствует секретарь Комиссии Мельникова Н.П., и в качестве присутствующих на заседании Комиссии - Гурьянова Т.В. Тот факт, что в аудиозаписи указано, что комиссией была заслушана Гурьянова Т.В. не влияет на решение Комиссии, на котором рассмотрено заявление ОАО «РУСАЛ-Красноярск» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:20.

Как следует из ст. 24. 19 Закона об оценочной деятельности в РФ оспорены в арбитражном суде могут быть только решения Комиссии. Согласно п.19 и п.23 Типовых требований на заседании комиссии секретарем комиссии ведется протокол, в котором в т.ч. в отношении каждого рассматриваемого заявления указываются:

- кадастровый номер объекта недвижимости, в отношении которого оспариваются результаты определения кадастровой стоимости, его местонахождение и адрес (при наличии);

- основания подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости;

- результаты голосования, решения, принятые членами комиссии, и обоснования этих решений;

- сведения о саморегулируемой организации (саморегулируемых организациях) оценщиков, члены которой (которых) осуществили определение кадастровой стоимости объекта недвижимости, в отношении которого оспариваются результаты определения кадастровой стоимости.

В результате рассмотрения представленных документов комиссией принимается одно следующих решений:

1. О пересмотре кадастровой стоимости либо об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости (если заявление подано на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости).

2. Об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости либо об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости (если заявление подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости).

Решения, принимаемые комиссией, оформляются на бланке уполномоченного федерального органа. Таким образом, протокол заседания комиссии и решение комиссии являются самостоятельными документами, имеющими различное назначение и порождающие различные правовые последствия.

Данными нормативными актами не определено, что протокол заседания комиссии является документом, обжалование которого допускается в судебном порядке.

Кроме того, секретарь Комиссии не является ее членом и не участвует в принятии решения данного органа. Сам факт, что комиссией была заслушана Гурьянова Т.В не противоречит порядку деятельности Комиссии, т.к. Гурьянова Т.В в отсутствие Мельниковой Н.П. является Секретарем Комиссии. Как следует из пояснения Управления Росреестра по Красноярскому краю, протокол подписывается председательствующим на заседании и секретарем комиссии не позднее трех рабочих дней с даты заседания. Поскольку Гурьянова Т.В. находилась в отпуске, то протокол подписан был Мельниковой Н.П. как секретарем Комиссии.

В соответствии с частью 5 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении иска обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта.

Таким образом, после вступления настоящего решения в законную силу следует отменить меры по обеспечению иска, принятые определением от 16 июля 2012 года.

Поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация города Красноярска освобождена от уплаты государственной пошлины, и решение по настоящему делу принято не в ее пользу, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по настоящему делу в доход федерального бюджета взысканию не подлежит.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Администрации города Красноярска отказать.

Решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Красноярском крае от 02.07.2012г. N20 проверено на предмет соответствия положениям Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Меры по обеспечению заявленных требований, наложенные арбитражным судом в определении от 16.07.2012г. отменить с момента вступления настоящего решения в законную силу.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его изготовления в полном объёме путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, находящийся в г.Красноярске.

Апелляционная жалоба настоящее решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.

     Судья

Р.В.Лесков

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А33-11255/2012
Принявший орган: Арбитражный суд Красноярского края
Дата принятия: 02 октября 2012

Поиск в тексте