АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 05 октября 2012 года Дело N А33-14048/2012

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 28 сентября 2012 года.

В полном объеме решение изготовлено 05 октября 2012 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Чурилиной Е.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (западный отдел)

к индивидуальному предпринимателю Жилейкину Александру Семеновичу (ОГРН 304245908500040 )

о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии:

индивидуального предпринимателя Жилейкина А.С.,

при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Базуевой А.В.,

установил:

Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (западный отдел) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к индивидуальному предпринимателю Жилейкину Александру Семеновичу о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).

Заявление принято к производству суда. Определением от 05.09.2012 возбуждено производство по делу.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 11 час. 00 мин. 28.09.2012.

Публичное извещение о перерыве размещено на официальном сайте Арбитражного суда Красноярского края в сети Интернет по адресу: http://krasnoyarsk.arbitr.ru (портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http: www.arbitr.ru/grad/).

По окончании перерыва судебное заседание продолжено в помещении Арбитражного суда Красноярского края по адресу: г. Красноярск, ул. Ленина, 1, зал 316.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Индивидуальный предприниматель Жилейкин А.С. зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304245908500040, осуществляет предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек на основании лицензии N АСС-24-031660 от 26.11.2009.

Должностными лицами административного органа на основании распоряжения от 22.08.2012 N 2639/13р проведена проверка по соблюдению предпринимателем требований указанной лицензии, по результатам которой составлен протокол от 29.08.2012 серии КЯК N 052913 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (статьи 202-206).

В соответствии с частью 1 статьи 28.3. КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Согласно части 4 статьи 28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

Пунктом 2 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 N 280 (далее по тексту - Положения от 02.04.2012 N 280), установлено, что лицензирование деятельности по перевозке пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами.

Пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398 (далее по тексту - Положения от 30.07.2004 N 398), предусмотрено, что Федеральная служба по надзору в сфере транспорта является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору, в том числе в сфере автомобильного транспорта.

Согласно пункту 4 Положения от 30.07.2004 N 398 Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Пунктом 5.2 Положения от 30.07.2004 N 398 установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции службы.

Пунктом 6.1 Положения от 30.07.2004 N 398 определено, что Федеральная служба по надзору в сфере транспорта с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право в том числе проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 12.08.2009 N ВП-913фс утверждено Положение о Межрегиональном управлении государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее по тексту - Положения о Межрегиональном управлении).

В соответствии с пунктом 22.1. Положения о Межрегиональном управлении Управление с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право проверять в установленном порядке юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность в сфере автомобильного транспорта.

Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административном правонарушении, утвержден Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации от 30.10.2007 N ГК-938ФС.

Согласно указанному Перечню государственный инспектор территориального органа Ространснадзора является должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

Протокол об административном правонарушении от 29.08.2012 серии КЯК N 052913 составлен государственным специалистом - экспертом западного отдела автотранспортного и автодорожного надзора Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия, следовательно, уполномоченным лицом в соответствии с установленной компетенцией.

Требования к порядку составления протокола об административным правонарушении, установленные статьями 28.2 и 28.5 КоАП РФ, административным органом соблюдены.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.

Согласно части 1 статьи 1.6. КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Объективная сторона вменяемого предпринимателю правонарушения заключается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией.

Согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее по тексту- Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ) под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 29.08.2012 серии КЯК N 052913 предпринимателю вменяется нарушение подпунктов «д» и «з» пункта 4 Положения от 02.04.2012 N 280, выразившихся:

- в неоснащении транспортного средства (автобуса ПАЗ - 3205, госномер АА 852 24/RUS (категории М3), принадлежащего предпринимателю, средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха;

- не проведении стажировки водителя Смирнова С.А., осуществляющего перевозки пассажиров по маршруту N10 «г. Шарыпово - п. Горячегорск - г. Шарыпово»;

- не проведении ежегодных занятий по повышению профессионального мастерства, включающих проверку знаний правил дорожного движения, правил перевозок пассажиров и багажа, водителем Смирновым С.А.

Из материалов дела (в том числе лицензии N АСС-24-031660 от 26.11.2009, приложения к лицензии N 002, путевого листа от 08.08.2012 N 1506, письма администрации г, Шарыпово) следует, что индивидуальный предприниматель осуществляет перевозку пассажиров по маршруту N 10 «6 микрорайн- Торговый центр - п. Горячегорск» (ранее маршрут N 102 «г. Шарыпово - п. Горячегорск - г. Шарыпово»), принадлежащим ему автобусом ПАЗ - 3205 (госномер АА 852 24/RUS).

Подпунктом «д» пункта 4 Положения от 02.04.2012 N 280 предусмотрено, что лицензионным требованием при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров является использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха (при осуществлении регулярных перевозок пассажиров в междугородном сообщении).

Из буквального толкования приведенной нормы следует, что оснащению в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха подлежат транспортные средства при осуществлении регулярных перевозок пассажиров в междугородном сообщении.

Доказательства того, что индивидуальный предприниматель Жилейкин А.С. осуществляет регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении, в материалах дела отсутствуют, об их наличии административным органом не заявлено.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание пояснения предпринимателя в судебном заседании, согласно которым маршрут N 10 является пригородным, суд полагает, что в рассматриваемой части административным органом не доказано наличие объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Согласно подпункту «з» пункта 4 Положения от 02.04.2012 N 280 лицензионным требованием при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров является соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны в том числе организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.

Пунктом 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 N 2 (далее по тексту - Положения от 08.01.1997 N 2), определено, что к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относится организация стажировки водителей, организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей.

Согласно пунктам 3.2. и 3.3 РД-200-РСФСР-12-0071-86-12. Руководящий документ. Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей», утвержденное Минавтотрансом РСФСР 20.01.1986 (далее по тексту - РД-200-РСФСР-12-0071-86-12), допуск водителя к работе на транспортном средстве любой модели без предварительной стажировки запрещен.

Стажирование должно осуществляться на автомобилях того типа и марки, на тех маршрутах, на которых водители будут в дальнейшем самостоятельно работать.

В соответствии с пунктом 2.3.5. Положения от 08.01.1997 N 2 владельцы автобусов организуют проведение ежегодных занятий по повышению профессионального мастерства, включающие проверку знания Правил дорожного движения, правил перевозки пассажиров и багажа на автомобильном транспорте, изучение типичных дорожно - транспортных ситуаций повышенной опасности, основ безопасного управления автобусом в сложных дорожных и метеорологических условиях, приемов оказания доврачебной помощи пострадавшим, порядка эвакуации пассажиров при дорожно - транспортном происшествии.

Возражая на заявленные требования, индивидуальный предприниматель представил в материалы дела листок прохождения стажировки водителем транспортного средства, письмо администрации г. Шарыпово, приказ предпринимателя от 16.04.2012 N 10 «О проведении занятий и принятии зачётов у водителей по ОБД», протокол N 2 от 24.05.2012 заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда и правил дорожного движения работников ИП Жилейкина А.С.

Согласно приведенным документам водитель Смирнов С.А. прошел стажировку при трудоустройстве с 03.06.2003 по 05.06.2003 в объёме 24 часов на автобусе ПАЗ - 3205, госномер АА 852 24/RUS, по маршруту N 102, переименованному с 01.01.2012 в маршрут N 10 (согласно путевому листу от 08.08.2012 N 1506 водитель Смирнов С.А. осуществлял перевозку пассажиров по маршруту N 10 автобусом ПАЗ - 3205, госномер АА 852 24/RUS); водитель Смирнов С.А. прошёл ежегодную квалификационную подготовку водителей по 20-часовой программе «Основ безопасности движения» в ГКПК «Шарыповское ПАТП» с 17.04.2012 по 23.05.2012 и сдал зачёт 24.05.2012.

К имеющемуся в материалах дела акту об отсутствии документов, наличие которых предусмотрено законодательством, от 28.08.2012, учитывая пояснения индивидуального предпринимателя, изложенные при составлении протокола и отраженные в его тексте, наличие документов, их фактическое представление суду, а также принимая во внимание принцип презумпции невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности, суд относится критически.

Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что в исследуемых частях административным органом не доказано наличие объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, основания для привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствуют, в связи с чем заявленное требование административного органа удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Отказать Межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (западный отдел) в удовлетворении заявления о привлечении индивидуального предпринимателя Жилейкина Александра Семеновича (ИНН 245900232879, ОГРН 304245908500040) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

     Судья

Е.М.Чурилина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка