АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 08 октября 2012 года Дело N А33-10703/2012

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 01 октября 2012 года.

В полном объеме решение изготовлено 08 октября 2012 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи О.С. Щёлоковой, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Красноярский электровагоноремонтный завод» (ИНН 2460083169, ОГРН 1072460002515, дата регистрации 06.04.2007, г. Красноярск)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю (ИНН 2465087255, ОГРН 1042442640217, дата присвоения 26.12.2004, г. Красноярск)

об обязании зачесть излишне уплаченный единый социальный налог в размере 262 132,68 руб. с КБК 1821090902007100010 на КБК 18210101011011000110 по налогу на прибыль в части, зачисляемой в федеральный бюджет,

с привлечением к участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - Филиала N 1 (Левобережный) Государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации

при участии представителей сторон:

от заявителя - Спиричева М.Н., по доверенности от 19.11.2011;

от ответчика - Малышевой О.Б., по доверенности от 23.07.2012,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Н.О. Коршуновой,

установил:

открытое акционерное общество «Красноярский электровагоноремонтный завод» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об обязании зачесть излишне уплаченный единый социальный налог в размере 262 132,68 руб. с КБК 1821090902007100010 на КБК 18210101011011000110 по налогу на прибыль в части, зачисляемой в федеральный бюджет.

Заявление принято к производству суда. Определением от 11.07.2012 возбуждено производство по делу.

Определением от 24.07.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечен Филиал N 1 (Левобережный) Государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседание (информация размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в сети «Интернет»), не явилось, известило суд о возможности рассмотрения дела в его отсутствие. В соответствии со статьёй 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.

В судебном заседании представитель общества настаивал на заявленных требованиях в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему. Указал, что в соответствии с положениями статьи 78 и пунктом 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган обязан произвести зачет переплаты по единому социальному налог.

Налоговый орган требования заявителя не признал, в обоснование привел доводы, аналогичные изложенным в отзыве на заявление и дополнительных пояснениях. Считает, что инспекция не может произвести зачет единого социального налога, в части подлежащей уплате в Фонд социального страхования, в счет уплаты налога на прибыль, зачисляемого в федеральных бюджет, поскольку переплата по единому социальному налогу образовалась не вследствие излишнего перечисления в бюджет денежных средств, а в результате превышения расходов, произведенных на цели социального страхования, над суммой исчисленного единого социального налога. Также пояснил, что заявителем пропущен срок для обращения в суд с требованием о проведении зачета в части переплаты, образовавшейся в 2008 году.

От третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в материалы дела поступили письменные пояснения, согласно которым фонд поддерживает требования заявителя, считает, что обязанность по проведению зачета лежит на налоговом органе.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Открытое акционерное общество «Красноярский электровагоноремонтный завод» зарегистрировано инспекцией Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска в качестве юридического лица 06 апреля 2007 года и поставлено на налоговый учет в межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю.

В январе и феврале 2012 года заявителем проведена сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам с межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю, по результатам которой составлен акт N 21. По данным налогового органа, у налогоплательщика числится переплата по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в размере 633 651,84 руб. (страница 12 акта). Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам N 21 подписан без разногласий налоговым органом и налогоплательщиком 26.01.2012 и 06.02.2012 соответственно.

20.03.2012 открытое акционерное общество «Красноярский электровагоноремонтный завод» обратилось в межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю с заявлением о проведении зачета переплаты единого социального налога, зачисленного в Фонд социального страхования Российской Федерации с КБК 18210909020071000110 в сумме 262 935,60 руб. на КБК 18210101011011000110, ОКАТО 04401000000 по налогу на прибыль в части, зачисляемой в федеральный бюджет.

06.04.2012 межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю в ответ на заявление сообщило обществу, что по вопросу принятия решения о зачете (возврате), в отношении переплаты по единому социальному налогу, в части уплачиваемой в Фонд социального страхования Российской Федерации, образовавшейся в результате превышения расходов, направлен запрос в Управление Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю (письмо исх. N 2.9-07/02297).

Общество обратилось в арбитражный суд с имущественным требованием об обязании ответчика зачесть излишне уплаченный единый социальный налог в размере 262 132,68 руб. с КБК 1821090902007100010 на КБК 18210101011011000110 по налогу на прибыль в части, зачисляемой в федеральный бюджет.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

На основании статей 65 и 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.

В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации, праву налогоплательщика корреспондирует обязанность налоговых органов осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Для реализации права на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, пени, штрафов налогоплательщик обязан обратиться, в соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации, в налоговый орган по месту учета с заявлением о возврате переплаты в срок, не превышающий трех лет с момента уплаты.

Пунктом 4 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Согласно пункту 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения. Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Таким образом, при наличии переплаты по налогу налогоплательщик самостоятельно решает, куда надлежит направить имеющуюся у него переплату: на исполнение текущей обязанности по уплате налогов в тот же бюджет; на погашение недоимки по налогам или задолженности по пеням; в счет предстоящих платежей по налогам.

До 01 января 2010 года налогоплательщики, производящие выплаты физическим лицам, являлись плательщиками единого социального налога и осуществляли исчисление и уплату налога в соответствии с главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктами 1 и 2 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2010) предусмотрено, что сумма единого социального налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.

Сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 календарных дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 настоящего Кодекса.

В силу пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2009 года N 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования» с 01 января 2010 года глава 24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса Российской Федерации признана утратившей силу в связи с принятием Федерального Закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

При этом, согласно статье 38 указанного Федерального закона N 213-ФЗ от 24.07.2009 права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по единому социальному налогу, истекших до 1 января 2010 года, осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации с учетом положений главы 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, действовавшей до дня вступления в силу пункта 2 статьи 24 настоящего Федерального закона.

Отсутствие в статье 243 Кодекса положений, предусматривающих возможность возврата излишне уплаченных сумм единого социального налога, уплаченного в Фонд социального страхования, не свидетельствует о том, что органом, осуществляющим такой возврат, является Фонд. Фонд имеет право только возмещать налогоплательщикам (работодателям) отдельные виды расходов на цели государственного социального страхования.

Следовательно, поскольку единый социальных налог вне зависимости от назначения уплаты в рассматриваемый период относился к федеральным налогам и сборам, возврат излишне уплаченных сумм по данному налогу должен осуществляться инспекцией в соответствии со статьёй 78 Кодекса. Данный вывод соответствует правовой позиции Высшего арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 10.11.2011 N 9601/11.

Из материалов дела следует, что по состоянию на 01.01.2010 у общества «Красноярский электровагоноремонтный завод» числится переплата по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 633 651,84 руб. (страница 12 акта сверки расчетов с налоговым органом N 21). Указанная переплата сформировалась за счет переплаты по единому социальному налогу в денежном выражении в сумме 263 029,67 руб. и за счет превышение расходов страхователя на цели обязательного страхования в сумме 370 622,17 руб. над суммами уплаченных страховых взносов за соответствующие периоды. Данное обстоятельство подтверждается расчетными ведомостями по средствам ФСС РФ формы 4-ФСС за 2008-2009 годы; показателями налоговых деклараций по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты в пользу физических лиц за период 2008-2009 годы; платежными поручениями на уплату единого социального налога, зачисляемого в Фонд социального страхования Российской Федерации за 2007-2009, а также актами сверок заявителя с налоговым органом N 21 и с Фондом социального страхования Российской Федерации.

Между открытым акционерным обществом «Красноярский электровагоноремонтный завод» и государственным учреждением - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, в лице филиала N 1 (Левобережный) проведена сверка расчетов по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования по состоянию на 01.01.2012. В результате сверки выявлено наличие кредиторской задолженности по единому социальному налогу по состоянию на 01.01.2010, в виде переплаты за счет превышения расходов в сумме 404 162,53 руб. и в виде переплаты в денежном выражении в сумме 263 029,67 руб. Также установлен остаток задолженности за Фондом социального страхования Российской Федерации (превышение расходов) в сумме 27 115,79 руб.

Из пояснений заявителя следует, что спорная сумма переплаты образовалась за счет излишней уплаты единого социального налога, перечисленного платежными поручениями от 11.11.2008 N 23502 (в части суммы 31 300,00 руб.), от 10.12.2008 N 25986 (в части суммы 24 000,00 руб.), от 08.07.2009 N 11814 (в части суммы 216 832,68 руб.).

Обществом в материалы дела также представлено платежное поручение от 26.01.2010 N 71, которым Фондом социального страхования Российской Федерации в адрес заявителя произведено возмещение расходов на выплату пособий из средств социального страхования за 2009 год в сумме 343 600,45 руб. Указанное платежное поручение свидетельствует, что по состоянию на 01.01.2012 у общества фактически числится переплата по единому социальному налогу, перечисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в размере 290 051,39 руб. Доказательств возврата заявителю либо зачета указанной переплаты налоговым органом не представлено.

В рассматриваемой ситуации отказ инспекции в зачете суммы единого социального налога, уплаченной в Фонд социального страхования, означает, по существу, переложение на Общество обязанности Фонда как страховщика по выплате страхового обеспечения по государственному социальному страхованию, что противоречит закону.

При этом суд отклоняет довод налогового органа о том, что переплата по налогу образовалась за счет превышения расходов страхователя на цели обязательного социального страхования над суммами уплаченных страховых взносов, а не за счет денежных перечислений. С учетом вышеприведенных норм закона расходы на цели обязательного социального страхования уменьшают единый социальный налог, подлежащий уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, следовательно, при их превышении над размером обязательства общества перед бюджетом, могут формировать соответствующую переплату по единому социальному налогу.

Таким образом, заявленные обществом требования о зачете переплаты по единому социальному налогу в Фонд социального страхования в размере 216 832,68 руб., образовавшейся в 2009 году, подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, суд считает не подлежащими удовлетворению требования заявителя в части переплаты в размере 45 300,00 руб. в силу следующего.

В соответствии с пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 5478/06, от 23.08.2005 N 5735/05 по своему экономическому содержанию между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий не имеется, и фактически зачет излишне уплаченных сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм, восстановлением имущественного положения налогоплательщика. Поэтому к требованию налогоплательщика о зачете излишне уплаченных сумм налоговых платежей и к требованию о возврате этих сумм должен применяться единый правовой режим в отношении срока подачи заявления, предусмотренного статьёй 78 Кодекса.

Из системного толкования положений статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что право налогоплательщика на возврат/зачет излишне уплаченного налога ограничено трехлетним сроком, который исчисляется с момента излишней уплаты соответствующего налога, а не с момента, когда лицо узнало о наличии у него переплаты по налогу. Согласно данной статье срок давности исчисляется со дня уплаты налога налогоплательщиком (то есть с момента, когда налогоплательщик самостоятельно исполнил обязанность перед бюджетом). Данная правовая позиция изложена в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 июля 2011 N 18180/10.

Согласно пункту 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» в случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней, в том числе и при пропуске срока, установленного пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм.

Требование о возврате либо зачете налога является требованием имущественного характера, в отношении которого действует общий срок исковой давности - три года, установленный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Из содержания приведенных норм следует, что основополагающими условиями возврата/зачета налога являются наличие переплаты по нему, отсутствие недоимки или задолженности по пеням и штрафам, начисленным по тому же бюджету, соблюдение налогоплательщиком трехлетнего срока на подачу заявления со дня уплаты налога. Бремя доказывания этих обстоятельств в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на налогоплательщика.

Как следует из материалов дела и не оспаривается заявителем, переплата в размере 45 300,00 руб. по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации образовалась в результате перечисления (уплаты) налога платежными поручениями от 11.11.2008 N 23502 (в части суммы 31 300,00 руб.), от 10.12.2008 N 25986 (в части суммы 24 000,00 руб.).

Налоговая декларация по единому социальному налогу за 2008 год, с указанием возмещенных органом Фонда социального страхования Российской Федерации сумм (673 482,00 руб.), представлена налогоплательщиком 30.03.2009. Уточненная расчетная ведомость по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации за 12 месяцев 2008 года, с указанием сумм задолженности (897 516,56 руб.) числящейся по состоянию на 01.01.2009, представлена страхователем 15.04.2009.

В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2009 N 12882/08 содержится вывод о том, что срок, установленный статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации определяется моментом, когда налогоплательщик узнал о факте излишней уплаты налога, который не может определяться моментом совершения налогоплательщиком действий по корректировке своего налогового обязательства и представлению уточненной налоговой декларации.

Следовательно, заявитель должен был знать о размере реальных обязательств и сумме подлежащего уплате налога в момент составления налоговой декларации по Единому социальному налогу, то есть 30.03.2009. Факт корректировки показателей в расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации за 12 месяцев 2008 года (15.04.2009) не свидетельствует об объективной невозможности для налогоплательщика осознавать факт излишнего перечисления налога.

Срок обращения в суд с имущественным требование о зачете излишне уплаченного налога за 2008 год в рассматриваемой ситуации подлежит исчислению с даты уплаты единого социального налога за налоговый период.