АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 08 октября 2012 года Дело N А33-13824/2012

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 01 октября 2012 года.

В полном объеме решение изготовлено 08 октября 2012 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Фролова Н.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрегионального Управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

к индивидуальному предпринимателю Марусенцеву Александру Борисовичу (ИНН 246100025770, ОГРН 304240416000051)

о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ,

в отсутствие представителей сторон,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.А. Циммерман,

установил:

Межрегиональное Управление государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к индивидуальному предпринимателю Марусенцеву Александру Борисовичу (ИНН 246100025770, ОГРН 304240416000051) о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Заявление принято к производству суда. Определением от 04.09.2012 возбуждено производство по делу.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. О времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает дело по существу в отсутствие заявителя и лица, привлекаемого к административной ответственности, по имеющимся в деле доказательствам.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Индивидуальный предприниматель Марусенцев А.Б. зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304240416000051, осуществляет предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек на основании лицензии NАСС-24-032513 от 18.01.2006.

Должностными лицами административного органа проведена проверка по соблюдению предпринимателем требований и условий указанной лицензии.

В ходе проверки установлено, что индивидуальным предпринимателем не соблюдаются лицензионные требования и условия, а именно:

- в 2012 году с водителями не проведены занятия по повышению профессионального мастерства (20-ти часовая программа техникума);

- отсутствует акт служебного расследования ДТП от 05.06.2012 с водителем А.Б. Абидовым на автобусе ЛИАЗ-5256;

- не обеспечено прохождение технического обслуживания автобусов;

- не представлена путевая документация стажировки водителя;

- не обеспечено наличие обязательных реквизитов и порядок заполнения путевых листов;

- не обеспечена регистрация оформленных путевых листов в журнале регистрации путевых листов.

Усмотрев в действиях предпринимателя состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении от 20.08.2012 серии КЯК N 052673.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в суд с настоящим заявлением.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (статьи 202-206).

Частью 1 статьи 28.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

В соответствии с частью 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности.

Пунктом 2 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637 (далее по тексту - Положения от 30.10.2006 N 637), установлено, что лицензирование перевозок пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398 (далее по тексту - Положения от 30.07.2004 N 398), Федеральная служба по надзору в сфере транспорта является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору, в том числе в сфере автомобильного транспорта.

Согласно пункту 4 Положения от 30.07.2004 N 398 Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Пунктом 5.2 Положения от 30.07.2004 N 398 установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции службы.

Пунктом 6.1 Положения от 30.07.2004 N 398 определено, что Федеральная служба по надзору в сфере транспорта с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право в том числе проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 12.08.2009 N ВП-913фс утверждено Положение о Межрегиональном управлении государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее по тексту - Положения о Межрегиональном управлении).

В соответствии с пунктом 5 Положения о Межрегиональном управлении Управление осуществляет контрольные и надзорные функции в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, а также другие функции, возложенные на него законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации.

Согласно пунктам 6.2. и 6.4.7 Положения о Межрегиональном управлении Управление осуществляет, в том числе лицензирование перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, а также производство по делам об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 22.1. Положения о Межрегиональном управлении Управление с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право проверять в установленном порядке юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность в сфере автомобильного транспорта.

Согласно части 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административном правонарушении, утвержден Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации от 30.10.2007 N ГК-938ФС.

Согласно указанному Перечню старший государственный инспектор является уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

Протокол об административном правонарушении от 20.08.2012 серии КЯК N 052673 составлен старшим государственным инспектором отдела автотранспортного надзора Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Фоменко В.И., следовательно, уполномоченным лицом в соответствии с установленной компетенцией.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

В примечании статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дано понятие должностного лица, при этом лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.

Объективная сторона вменяемого предпринимателю правонарушения заключается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В соответствии с подпунктом 24 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее по тексту- Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ) деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию.

По пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа.

Согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Подпунктом «з» пункта 4 Положения от 30.10.2006 N 637 предусмотрено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров является наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 3 пунктом 1 ст.20 Федерального закона от 10.12.1995 N196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны создавать условия для повышения квалификации водителей. В соответствии с требованиями п.2.3.5 «Положения о обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного Приказом Минтранса РФ о

08.01.1997 N2 владельцы автобусов организуют проведение ежегодных занятий по повышению профессионального мастерства водителей.

В ходе проверки в нарушение названных норм административным органом выявлено, что занятия с водителями по повышению профессионального мастерства (20-ти часовая программа техминимума) в 2012 году не проведены.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств. В соответствии с требованиями п. 1.4 «Положения о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий», утвержденного Приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 26.04.1990 N 49 служебное расследование дорожно-транспортных происшествий проводится в срок до 5 суток.

В ходе проверки административным органом выявлено, что акт служебного расследования ДТП от 05.06.2012 с водителем ИП Марусенцева А.Б. Абидовым И.А. на автобусе ЛИАЗ-5256 г/н ЕВ844/24 отсутствует.

В соответствии с абзацем 7 части 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны обеспечить соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения.

Пунктом 3.2 «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами» утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 года N 2, предусмотрено, что владельцы автобусов обязаны обеспечить проведение государственного технического осмотра технического обслуживания и ремонта автобусов в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами.

В ходе проверки административным органом выявлено, что не обеспечено прохождение технического обслуживания автобусов.

Пунктом 10.4 «Положения о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей» РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 утв. Министерством автомобильного транспорта РСФСР от 20.01.1986 г. предусмотрено, что водитель-наставник должен контролировать прохождение стажером предрейсового медосмотра и вместе с ним получать у диспетчера путевую документацию.

В нарушение названных норм административным органом в ходе проверки выявлено, что путевая документация за период стажировки не представлена.

Согласно подпункта и) пункта 4 Постановления N 280, одним из лицензионных требований при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров является соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Пунктом 1. статьи 6 Федерального закона N259-ФЗ от 08.11.2007 «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», предусмотрено, что обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В нарушение требований п. 16 приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 «Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов» не обеспечено наличие обязательных реквизитов и порядок заполнения путевых листов (Дата, время (часы, минуты) проведения послерейсового медицинского осмотра водителя; Фамилия, имя и отчество медицинского работника, проводившего послерейсовый медицинский осмотр водителя; имя и отчество медицинского работника, проводившего предрейсовый медицинский осмотр водителя).

В ходе проверки административным органом выявлено, что в нарушение требований п.17 приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 «Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов» не обеспечена регистрация оформленных путевых листов в журнале регистрации путевых листов.

Факт несоблюдения названных требований действующего законодательства подтверждается материалами дела (в том числе, актом об отсутствии документов, предусмотренных законодательством от 20.08.2012, представленными копиями путевых листов, протоколом об административном правонарушении от 20.08.2012 серии КЯК N 052673), предпринимателем не оспаривается.

При таких обстоятельствах, вышеприведенные действия ответчика содержат признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно части 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины индивидуального предпринимателя предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от лица не зависящих.