АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 05 октября 2012 года Дело N А33-11167/2012

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 03 октября 2012 года.

В полном объёме решение изготовлено 05 октября 2012 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Р.В. Лескова, рассмотрел в судебном заседании дело по иску Агентства труда и занятости населения Красноярского края (ИНН 2460080922, ОГРН 1072460000018, г. Красноярск)

к Красноярскому краевому (региональному) отделению Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест» (ИНН 2466000867, 2466000867, ОГРН 1032400001028, 1032400001028, г. Красноярск)

об истребовании из незаконного владения нежилых помещений.

третьи лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Красноярский край, в лице Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края (г. Красноярск), Общероссийская общественная организация «Российский Красный Крест» г. Москва

при участии:

от истца: Демиковой Е.С., представителя по доверенности от 10.01.2012 N 12-вн,

от ответчика: Зайцева Д.В., председателя Красноярского краевого (регионального) отделения Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест» по уведомлению от 22.12.2011 N 01-14/1237,

от третьего лица: Антипиной Д.В., представителя по доверенности от 22.05.2012 N 04-4357,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Игнатенко В.Н.

установил:

Агентство труда и занятости населения Красноярского края обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Красноярскому краевому (региональному) отделению Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест» об истребовании из незаконного владения нежилого помещения N 13 общей площадью 22,5 кв.м., нежилого помещения N14 общей площадью 13,4 кв.м., нежилого помещения N 15 общей площадью 21,6 кв.м., нежилого помещения N 16 общей площадью 25,5 кв.м., нежилого помещения N17 общей площадью 26,4 кв.м., находящихся на третьем этаже в нежилом здании, расположенном по адресу: г. Красноярск, проспект Мира, д.57.

Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 08.08.2012 возбуждено производство по делу, предварительное и судебное заседание назначены на 04.09.2012г.

Определением от 08.08.2012г. для участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Красноярский край, в лице Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края.

Определением от 04.09.2012г.завершил предварительное судебное заседание и продолжил рассмотрение дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции.

Определением от 04.09.2012г. рассмотрение дела отложено на 03.10.2012г., в связи с привлечением судом к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора - Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест» г. Москва, необходимостью извещения данного участника процесса о его привлечении к делу и представлением дополнительных доказательств.

В судебное заседание 03.10.2012г. не явились представители третьего лица - Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест». Суд проводит судебное заседание в отсутствии данного участника процесса на основании ст.ст.123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с имеющимися доказательствами надлежащего извещения о времени и месте проведения судебного заседания.

В судебном заседании 03.10.2012г. ответчиком представлен суду отзыв на иск, согласно которому исковые требования отклонены, по следующим основаниям:

- согласно ст.296 Гражданского кодекса Российской Федерации и - получение имущества в оперативное управление не дает возможность лицу осуществлять все права и обязанности, которые присущи собственнику. Оперативное управление предусматривает лишь пользование и владение, но не как не распоряжение.

- согласно ст.301 Гражданского кодекса Российской Федерации, только собственник принадлежит право на истребование своего имущества из чужого незаконного владения.

- третье лицо (агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края) не является собственником истребуемого имущества. Спорные помещения расположенные в доме отнесенного законодательством Российской Федерации к домам культурно-исторического наследия и отнесены к памятникам архитектуры. Дом N57 по пр.Мира г.Красноярска «Дом Франкфурта с магазином» является памятником культурно - исторического значения и находится в собственности Российской Федерации, а Правительству Красноярского края оно передано в ведение с осуществлением надзора за его использованием и техническим состоянием со стороны Министерства культуры Правительства Красноярского края.

- В соответствии с ч. 1 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении его за унитарным предприятием или учреждением, возникают у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества. Истец не представит доказательств своего законного закрепления права на спорные помещения.

Установлено и подтверждено истцом, что третье лицо истцу спорное имущество фактически не передавало. Истец данные помещение никогда не занимал, что подтверждается актом осмотра помещений третьим лицом от 30 сентября 2011 года и от 26 июня 2012 года, Представлением Прокурора г. Красноярска от 30 июня 2011 года, где им установлен факт нахождения и пользования ответчиком спорными помещениями, данные помещения никому третьим не передавались и не за кем не закреплялись.

- в связи с этим вызывают обоснованное сомнение Приказы за 2010 и 2011 год третьего лица о передаче спорных помещений ответчику и получения Свидетельств о праве истцом 24 мая 2012 года, так как в своем требовании ответчик об освобождении спорного имущества от 21.11.2011 года за N 3940 -ВН указывает, что Свидетельства о государственной регистрации прав выданы истцу 15 ноября 2011 года, на основании приказа третьего лица от 15 сентября 2011 года.

- Государственная регистрация Красноярского краевого отделения г. Красноярск 660049 пр. Мира, 35, где организация находилась с 1956 года. В последствии, при образовании МЧС РФ, данная организация была подселена в здание занимаемое ответчиком, а руководство ККО отказалось от всего здания и заключила договор на бессрочное пользование частью помещений на 2 этаже. В 2008 году в связи проводимым ремонтом здания по распоряжению третьего лица ответчик в декабре переселен в помещения по пр. Мира, 57, где ранее находилась Адвокатская консультация Центрального района г. Красноярска. Адвокаты были выселены в виду передачи помещения ответчику по адресу г. Красноярск ул. Ленина, 58. Между ответчиком и третьим лицом и Министерством культуры КК был заключен договор бессрочного безвозмездного пользования спорными помещениями и охранные обязательства, которые были уничтожены И.О. председателя Горбуновой отстраненной от должности 5 мая 2009 года осужденной по ст. 160 ч. 4 УК РФ и третьим лицом - Агентством по управлению государственным имуществом Правительства Красноярского края.

- государственную регистрацию вышеуказанного договора не была проведена.

- в ноябре 2009 года, только через 10 месяцев, как ККО стало занимать помещение по пр. Мира, 57, Председатель ККО Зайцев Д.В. и член ревизионной комиссии РКК Бурлак В.Г. были приглашены на заседание Комитета по культуре Законодательного собрания Красноярского края с повесткой «О передаче помещений пр. Мира, 57 в безвозмездное бессрочное пользование ККО», где третьим лицом было заявлено об отсутствии договора бессрочного пользования и необходимости его заключения вновь. В Законодательное собрание КК третьим лицом был представлен согласованный с Председателем правительства Красноярского края проект договора. Само требование о проведении данных слушаний было незаконным, так как ККО уже имел заключенный договор, ранее на тех же основаниях занимал помещения в памятниках архитектуры и культурного наследия, повторного разрешения ему на безвозмездное пользование не требовалось. Незамедлительно Президенту РФ было направленно письмо о противоправной деятельности Законодательного собрания КК, Правительства КК по отсутствию правого закрепления помещений за ККО.

- В Правительство Красноярского края в декабре 2009 года поступило распоряжение Президента РФ о передачи помещений ККО в безвозмездное пользование. 30 декабря 2012 года в ККО Агентством по управлению государственным имуществом направленно письмо о том, что помещения, в которых находится «Красный крест» могут быть переданы ККО на условиях аренды, то есть с грубейшим нарушением Законодательство РФ и распоряжение Президента РФ, т.к. Красный крест не коммерческая организация, не занимается извлечением прибыли, и сдача в возмездную аренду помещений не предусмотрена. Проект договора так и не был направлен ответчику и иных действий со стороны третьего лица по закреплению имущества за ККО не производилось.

От Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края поступил отзыв на исковое заявление согласно которому просит удовлетворить заявленные требования по следующим основаниям:

- в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности субъекта Российской Федерации - Красноярского края на спорные помещение, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25.04.2012;

- приказом агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края от 18.03.2010 N11-354п (в редакции приказа агентства от 15.09.2011 N 1717п) нежилое помещение N 13 общей площадью 22,5 кв. м., нежилое помещение N 14 общей площадью 13,4 кв. м., нежилое помещение N 15 общей площадью 21,6 кв. м., нежилое помещение N 16 общей площадью 25,5 кв. м.. нежилое помещение N 17 общей площадью 26,4 кв.м., расположенные по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, д. 57, закреплены на праве оперативного управления за агентством труда и занятости населения Красноярского края;

- ни агентством по управлению государственным имуществом Красноярского края, ни истцом не заключалось с ответчиком договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении спорных помещений. Следовательно, по мнению третьего лица ответчик занимает спорные помещения на незаконных основаниях.

Согласно дополнения к отзыву, представленного третьим лицом суду в судебном заседании 03.10.2012г. данный участник процесса указал, что:

- Зайцеву Д.В,- 30.12.209г. был дан ответ на его обращение к Президенту Российской Федерации, которое поступило в наш адрес с Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан. Поручений Президента Российской Федерации в отношении Красноярского краевого (регионального) отделения Общероссийской общественной организации «Российский красный крест» в адрес агентства не поступало.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующие обстоятельства:

В соответствии с Приказом Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края N11-354п от 18.03.2010г. принято решение о закреплении на праве оперативного управления за агентством труда и занятости населения Красноярского края следующего имущества: комнат NN4,6,14-16,18,20-24 общей площадью 109,4 кв.м., в нежилом помещении N5 на третьем этаже в здании, расположенном по адресу: г.Красноярск пр. Мира, 57. В соответствии с п.2.1. приказа отдела учету государственной собственности предписано совместно с агентством труда и занятости населения Красноярского края оформить акт приема-передачи имущества.

25.03.2010г. во исполнение приказа агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края от 18.03.2010г. N11-354п составлен Акт приема-передачи имущества.

09.12.2010г. Агентством по управлению государственным имуществом Красноярского края издан приказ N11-2120п, согласно которому в приказ N11-354п от 18.03.2010г. внесены следующие изменения: вместо имущества: комнат NN4,6,14-16,18,20-24 общей площадью 109,4 кв.м., включены комнатыN3,12-21 общей площадью 109,4 кв.м. в нежилом помещении N5 на третьем этаже в здании, расположенном по адресу: г. Красноярск пр. Мира, 57.

15.09.2011г. Агентством по управлению государственным имуществом Красноярского края издан приказ N06-1717п, согласно которому в приказ N11-354п от 18.03.2012г. внесены следующие изменения: вместо слов: «комнаты NN4,6,14-16,18,20-24 общей площадью 109,4 кв.м., включено следующее:

-нежилое помещение N13 общей площадью 22,5 кв.м.;

-нежилое помещение N14 общей площадью 13,4 кв.м.;

-нежилое помещение N15 общей площадью 21,6 кв.м.;

-нежилое помещение N16 общей площадью 25,5 кв.м.;

-нежилое помещение N17 общей площадью 26,4 кв.м.

Этим же приказом, приказ Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края от 09.12.2010 N11-2120п признан утратившем силу.

30.06.2011г. Прокуратурой г.Красноярска на имя Председателя Красноярского краевого (регионального) отделения Общероссийской общественной организации «Российский красный крест» вынесено представление N7-1-3-2011 об устранении нарушений законодательства об охране объектов культурного наследия, согласно которого было установлено, что данная организация без каких-либо правоустанавливающих документов, а также охранного обязательства занимает ряд комнат в помещении N5 здания, которое находится в собственности Красноярского края и является объектом культурного наследия.

07.11.2011г., на основании решения Арбитражного суда Красноярского края от 14.09.2004г., произведена государственная регистрация права собственности за Красноярским краем на:

- нежилое помещение, общей площадью 22,5 кв.м., 3 этаж, по адресу: Красноярский край, г.Красноярск, пр.Мира, дом 57, пом.13

- нежилое помещение, общей площадью 13,4 кв.м., 3 этаж, по адресу: Красноярский край, г.Красноярск, пр.Мира, дом 57, пом.14;

- нежилое помещение, общей площадью 21,6 кв.м., 3 этаж, по адресу: Красноярский край, г.Красноярск, пр.Мира, дом 57, пом.15

- нежилое помещение, общей площадью 22,5 кв.м., 3 этаж, по адресу: Красноярский край, г.Красноярск, пр.Мира, дом 57, пом.16

- нежилое помещение, общей площадью 26,4 кв.м., 3 этаж, по адресу: Красноярский край, г.Красноярск, пр.Мира, дом 57, пом.17

Данный факт подтвержден представленными в дело свидетельствами о государственной регистрации права NN 24ЕК 391338,24 ЕК 391339,24 ЕК 391342; 24 ЕК 391341; 24 ЕК 391340 от 25.04.2012г.

07.11.2011г. на вышеуказанные помещения, на основании Приказа Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края от 15.09.2011 N06-1717п за агентством труда и занятости населения Красноярского края произведена государственная регистрация права оперативного управления, что следует из представленных в дело свидетельств о государственной регистрации права:24 ЕК N589346, 24 ЕК 589344, 24 ЕК 589343, 24 ЕК 589342,24 ЕК 589345.

Письмом от 21.11.2011 N3940-вн агентство труда и занятости населения Красноярского края известило ответчика о том, что нежилые помещения NN13-17 переданы агентству в оперативное управление, в связи с чем, предложило до 30.11.2011 освободить данные помещения.

Письмом от 25.05.2012г. N1986-вн (получено ответчиком 03.06.2012г.) истец вновь потребовал от ответчика освободить занимается нежилые помещения N13-17 по пр.Мира дом N57, 3-этаж, переданные в оперативное управление агентства.

15.06.2012г. агентством по управлению государственным имуществом выдано задание на проведение проверки сохранности и использования по назначению краевой объектов государственной собственности, закрепленных на праве оперативного управления за агентством труда и занятости населения Красноярского края, расположенных по пр.Мира дом57.

26.06.2012г. руководителем агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края утвержден акт N09-06/30, согласно данного акта, составленного работниками агентства, «на момент проверки помещение N 17 занимает председатель Красноярского краевого (регионального) отделения Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест» (далее - Организация) Зайцев Д.В. Как пояснил Зайцев Д.В., помещения NN 13, 14, 15, 16 также используются сотрудниками Организации, на момент проверки указанные помещения закрыты. Представить комиссии документы, обосновывающие правовые основания размещения Организации в вышеуказанных помещениях краевой собственности, Зайцев Д.В. отказался. На требования комиссии предоставить беспрепятственный доступ в помещения краевой собственности Зайцев Д.В. также ответил отказом.»

06.08.2012г. истцом составлен акт осмотр помещения , согласно которому подтвержден факт занятия помещений ответчиком.

Указывая на факт незаконного нахождения у ответчика помещений, закрепленных за ним на праве оперативного управления, Агентство труда и занятости населения Красноярского края обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Красноярскому краевому (региональному) отделению Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест» об истребовании из незаконного владения нежилого помещения N 13 общей площадью 22,5 кв.м., нежилого помещения N14 общей площадью 13,4 кв.м., нежилого помещения N 15 общей площадью 21,6 кв.м., нежилого помещения N 16 общей площадью 25,5 кв.м., нежилого помещения N 17 общей площадью 26,4 кв.м., находящихся на третьем этаже в нежилом здании, расположенном по адресу: г.Красноярск, проспект Мира, д.57.

Установив обстоятельства дела, рассмотрев представленные документы, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам:

В соответствии со ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно представленного в дело положения об Агентстве труда и занятости населения Красноярского края (утв.Постановление Правительства Красноярского края от 15.07.2010г. N387-П) истец является органом исполнительной власти Красноярского края, и по своей организационно-правовой форме является учреждением.

В соответствии со ст.299 Гражданского кодекса Российской Федерации, право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Согласно ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Таким образом, для возникновения права оперативного управления в отношении объектов недвижимого имущества у субъекта гражданских правоотношений необходимо наличие совокупности следующих условий:

- решение собственника о закреплении имущества на праве оперативного управления;