АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 10 октября 2012 года Дело N А33-9059/2012

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 05 октября 2012 года.

В полном объеме решение изготовлено 10 октября 2012 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Куликовской Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Коммунальщик» (ИНН 2414004116, ОГРН 1102423000327, дата присвоения 05.08.2010, с.Идринское, Идринский район)

к Государственному учреждению - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 2466039624, ОГРН 1022402652469, г.Красноярск)

о признании незаконным и отмене решения N4 с/р от 18.05.2012,

при участии:

от ответчика: Четверикова П.А. - представителя по доверенности от 20.12.2011 N174,

при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Заблоцкой А.В.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Коммунальщик» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Государственному учреждению - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным и отмене решения от 18.05.2012 N 4 с/р о проведении выездной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2011 по 31.12.2011.

Заявление принято к производству суда. Определением от 19.07.2012 возбуждено производство по делу.

Заявитель, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, для участия в судебное заседание не явился. Сведения о дате и месте слушания размещены на сайте Высшего Арбитражного суда Российской Федерации 24.08.2012.

Ответчик требования не признал по основаниям, аналогичным изложенным в отзыве на заявление.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

18.05.2012 директором филиала N 12 (Минусинский) Государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации принято решение N 4 с/р о проведении выездной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2011 по 31.12.2011.

Считая указанное решение нарушающим права и законные интересы страхователя, общество с ограниченной ответственностью «Коммунальщик» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконным и отмене решения N4 с/р от 18.05.2012.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным Кодексом Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными принадлежит гражданам, организациям и иным лицам, которые вправе обратиться в арбитражный суд, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд расценивает заявленное обществом с ограниченной ответственностью «Коммунальщик» требование как требование о признании недействительным решения от 18.05.2012 N 4 с/р о проведении выездной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Вместе с тем, приведенная норма права не освобождает заявителей от обязанности доказывания тех обстоятельств, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений относительно предмета спора.

Исходя из положений статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», обязательное социальное страхование - это часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Статьей 4 указанного Закона закреплены основные принципы осуществления обязательного социального страхования, включающие, в том числе, государственное регулирование системы обязательного социального страхования, обязательность уплаты страхователями страховых взносов и (или) налогов, ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования и обеспечение надзора и общественного контроля.

В соответствии со статьёй 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.

При этом подпунктом 4 пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» предусмотрена обязанность страховщиков обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременными уплатой и перечислением страховых взносов страхователями. Данный контроль осуществляется, в том числе, посредством проверки документов по учету и перечислению страховых взносов, а также документов, связанных с выплатой страхового обеспечения (подпункт 2 пункта 1 указанной статьи).

Процедура проведения контрольных мероприятий государственными внебюджетными фондами регулируется Федеральным законом от 24.07.2009 N212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее по тексту - Закон N212-ФЗ).

Согласно частям 1 и 2 статьи 3 Закона N212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов осуществляет Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют также контроль за правильностью выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее по тексту - Закон N 255-ФЗ).

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 33 Закона N212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов проводят камеральные и выездные проверки плательщиков страховых взносов. Целью камеральной и выездной проверок является контроль за соблюдением плательщиком страховых взносов законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Согласно частям 1 - 3 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.

Выездные проверки страхователя проводятся не чаще одного раза в три года, за исключением случаев, указанных в части 4 статьи 4.6 настоящего Федерального закона и в части 3 настоящей статьи.

Как следует из материалов дела, оспариваемое решение от 18.05.2012 N 4 с/р принято фондом с целью проведения выездной проверки общества с ограниченной ответственностью «Коммунальщик» по вопросу правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В решении в качестве основания её назначения имеется ссылка на Федеральный закон от 29.12.2006 N255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и Федеральный закон от 24.07.2009 N212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Действия фонда по назначению проверки по указанному виду социального страхования соответствуют требованиям законодательства, касающимся проведения контрольных мероприятий в отношении плательщика страховых взносов. Также фондом не нарушен период проведения проверки с 01.01.2011 по 31.12.2011.

Суд отклоняет довод заявителя о нарушении фондом при принятии оспариваемого решения требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», поскольку положения данного закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (подпункт 8 пункта 3.1 статьи 1 Федеральный закон N 294-ФЗ).

Также суд считает несостоятельным довод заявителя том, что фонд фактически проводит проверку при постановке страхователя на учет. Руководствуясь положениями федеральных законов от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» и от 29.12.2006 N255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» фонд осуществляет проверку начисления, уплаты взносов и расходования средств на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Данная проверка проводится по истечении определенного периода осуществления предпринимательской деятельности страхователя, в то время как при постановке страхователя на учет фонд социального страхования лишь исследует правоустанавливающие документы организации.

Таким образом, с учетом названных обстоятельств суд считает, что отсутствуют основания утверждать о нарушении Фондом требований законодательства, касающихся проведения контрольных мероприятий в отношении плательщика страховых взносов.

Кроме того, вопреки части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального права Российской Федерации общество не доказало нарушение своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности оспариваемым решением.

Учитывая, что в силу действующего законодательства Фонд, как контролирующий орган, имеет право на проведение проверок страхователей, а страхователи обязаны оказывать содействие проверяющему органу, суд считает, что отсутствуют основания полагать, что в результате принятия оспариваемого решения нарушены права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Кроме того, общество не лишено права на обжалование по существу решения Фонда, принимаемого по итогам проверки.

В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

При таких обстоятельствах в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Коммунальщик» следует отказать.

Государственная пошлина за рассмотрение настоящего заявления составляет 2000 руб. и в соответствии с пунктом 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Коммунальщик», ИНН 2414004116, ОГРН 1102423000327, дата регистрации 05.08.2010, отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

     Судья

Е.А.Куликовская

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка