• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 11 октября 2012 года Дело N А33-7375/2012

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 05 октября 2012 года. В полном объёме решение изготовлено 11 октября 2012 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Бычковой Л.К., рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Север-Юг» (ИНН 2463215631, 2463215631 , ОГРН 1092468041335, 1092468041335 )

к открытому акционерному обществу «Российский железные дороги» в лице Красноярской железной дороги-филиала открытого акционерного общества «РЖД» (ИНН 7708503727 , ОГРН 1037739877295 )

о взыскании пени за просрочку доставки груза,

в присутствии:

от истца: Гильфанова К.Р., представителя по доверенности N5 от 13.06.2012,

от ответчика: Ситниковой Е.В., представителя по доверенности от 27.10.2009,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Алиевой К.Н.

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Север-Юг» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к к открытому акционерному обществу «Российский железные дороги» в лице Красноярской железной дороги-филиала открытого акционерного общества «РЖД» о взыскании 211 977 руб. 62 коп. пени за просрочку доставки груза.

Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 14.05.2012 возбуждено производство по делу.

Представитель истца поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на иск.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

В период с декабря 2011- январь 2012 г. по транспортным железнодорожным накладным СМГС NN АЕ422744, АЕ422740, Е422742, АЕ422741, 00270873, 00270874, 00270870 в адрес истца (грузополучателя) направлены порожние вагоны в количестве 8 штук.

В период за июль-декабрь 2011 по транспортным железнодорожными накладными: ЭЯ275806, ЭЯ275895, ЭЯ090175, ЭЫ370723, ЭЯ161884, ЭЯ275675, ЭЭ492385, ЭЭ851873, ЭЭ550059, ЭЯ284442, ЭВ768930, ЭГ063137, ЭЭ492800, ЭЯ168115, ЭА874222, ЭЯ800995, ЭЯ801522, ЭЫ93955, ЭЯ323435, ЭЯ323378, ЭЯ323519, ЭЯ323323, ЭЯ894621, ЭЯ894738, ЭЯ894797, ЭЯ284570, ЭА098911, ЭЭ493132 в адрес истца (грузополучателя) направлены порожние вагоны.

Открытое акционерное обществом «Российские железные дороги» осуществляло перевозку груза (вагонов) по вышеуказанным железнодорожным накладным.

В связи с просрочкой грузоперевозчиком доставки порожних вагонов, грузополучатель на основании 27 СМГС, 97 Устава железнодорожного транспорта РФ начислил пени в размере (с учетом уменьшения размера исковых требований) 1 713 372 руб. 77 коп.

Истец в адрес направил претензии (претензионные заявления о просрочке в доставке груза) с требованием оплатить штрафа за просрочку груза (претензии представлены в материалы дела).

Ответчик отклонил претензии истца об оплате штрафа за просрочку груза по спорным железнодорожным накладным.

В ходе судебного разбирательства ответчик заявил о пропуске срока исковой давности по следующим железнодорожным накладным: АЕ422744, АЕ422740, Е422742, АЕ422741, 00270873, 00270874, 00270870, Кроме того, просил о применении статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и снижении заявленной ко взысканию неустойки.

Поскольку штраф ответчиком не уплачен, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с их условиями и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

Согласно статье 792 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.

В соответствии со статьей 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозчик обязан доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Сроки доставки грузов железнодорожным транспортом и правила их исчисления утверждены Приказом МПС N 27 от 18.06.2003.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта» (далее - Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации), при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы.

Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (далее - Закон) международные договоры Российской Федерации заключаются с иностранными организациями, а также с международными организациями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера).

Согласно пункту 3 статьи 30 Закона международные договоры межведомственного характера опубликовываются по решению федеральных органов исполнительной власти, от имени которых заключены договоры, в официальных изданиях этих органов. СМГС является международным договором межведомственного характера, поскольку заключено между министерствами стран, указанных в СМГС.

Между истцом и ответчиком сложились отношения, вытекающие из договора перевозки, заключение договора перевозки подтверждается железнодорожными накладными СМГС NN АЕ422744, АЕ422740, Е422742, АЕ422741, 00270873, 00270874, 00270870; ЭЯ275806, ЭЯ275895, ЭЯ090175, ЭЫ370723, ЭЯ161884, ЭЯ275675, ЭЭ492385, ЭЭ851873, ЭЭ550059, ЭЯ284442, ЭВ768930, ЭГ063137, ЭЭ492800, ЭЯ168115, ЭА874222, ЭЯ800995, ЭЯ801522, ЭЫ93955, ЭЯ323435, ЭЯ323378, ЭЯ323519, ЭЯ323323, ЭЯ894621, ЭЯ894738, ЭЯ894797, ЭЯ284570, ЭА098911, ЭЭ493132

В соответствии с частью 2 статьи 7 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 2 статьи 5 указанного Закона, если международным договором установлены правила, отличающиеся от установленных норм национального законодательства, то применяются правила международного договора.

Соглашением о международном грузовом сообщении устанавливается прямое международное железнодорожное сообщение для перевозок грузов между железными дорогами, перечисленными в статье 1 Соглашения, в том числе Китайской Народной республики и Российской Федерации.

Данный нормативный акт применяется ко всем перевозкам грузов в прямом международном железнодорожном сообщении между станциями, которые открыты для грузовых операций во внутренних сообщениях стран - участниц СМГС, по накладным СМГС и только по сети железных дорог - участник Соглашения. Названный документ имеет обязательную силу для железных дорог, отправителей и получателей грузов (статья 2 СМГС).

Поскольку по транспортным железнодорожным накладным NN АЕ422744, АЕ422740, Е422742, АЕ422741, 00270873, 00270874, 00270870 отправка вагонов осуществлялась в прямом международном железнодорожном сообщении, к данным отношениям, помимо норм национального законодательства, также подлежит применению СМГС.

Судом установлено, что ОАО «РЖД», исполняя обязанности перевозчика, нарушило срок доставки порожних вагонов, установленные статьей 14 СМГС, что подтверждается транспортными железнодорожными накладными АЕ422744, АЕ422740, Е422742, АЕ422741, 00270873, 00270874, 00270870.

В силу статьи 27 СМГС за просрочку в доставке груза железная дорога уплачивает получателю штраф, размер которого определяется исходя из провозной платы той железной дороги, которая допустила просрочку, и величины (длительности) просрочки, определяемой как отношение просрочки (в сутках) к общему сроку доставки.

В связи с просрочкой грузоперевозчиком доставки порожних вагонов, грузополучатель на основании 27 СМГС начислил пени в размере (с учетом уменьшения суммы исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) 5 575 руб. 94 коп.

Ответчик заявил о пропуске срока исковой давности по следующим железнодорожным накладным: АЕ422744, АЕ422740, Е422742, АЕ422741, 00270873, 00270874, 00270870.

§ 1 статьи 31 СМГС установлено, что претензии и иски отправителя или получателя к железным дорогам по договору перевозки, а также требования и иски железных дорог к отправителям или получателям об уплате провозных платежей, штрафов и о возмещении ущерба могут быть заявлены в течение 9 месяцев, за исключением претензий и исков о просрочке в доставке груза, для предъявления которых установлен 2-месячный срок.

В § 3 статьи 31 СМГС установлено, что предъявление отправителем или получателем к железной дороге письменной претензии, оформленной в соответствии со статьей 29, приостанавливает течение сроков давности, предусмотренных в § 1 настоящей статьи.

Течение срока давности продолжается с того дня, когда железная дорога сообщила претендателю о полном или частичном отклонении его претензии; днем отклонения считается дата, указанная на почтовом штемпеле пункта отправления, или день, в который претендатель своей распиской подтвердил получение сообщения об отклонении. Если претензия оставлена без ответа, то течение срока давности возобновляется с момента истечения срока, установленного в § 8 статьи 29.

Согласно отметки почтового отделения претензии истца направлены в адрес ответчика 08.02.2012. Ответ на заявленные претензии отправлен, согласно штампа почтового отделения- 02.04.2012. Исковое заявление подано Арбитражного суда Красноярского края 11.05.2012 (штамп канцелярии о получении нарочно искового заявления 11.05.2012).

При указанных обстоятельствах, срок исковой давности по железнодорожным накладным АЕ422744, АЕ422740, Е422742, АЕ422741, 00270873, 00270874, 00270870 пропущен истцом.

§ 4 статьи 31 СМГС установлено, что претензии и требования, по которым истек срок давности, не могут быть предъявлены также и в виде исков, следовательно, требование истца о взыскании пени за просрочку доставки груза по железнодорожным накладным АЕ422744, АЕ422740, Е422742, АЕ422741, 00270873, 00270874, 00270870 в размере 5 575 руб. 94 коп. не подлежит удовлетворению.

Отношения сторон по перевозке груза по железнодорожным накладным NNЭЯ275806, ЭЯ275895, ЭЯ090175, ЭЫ370723, ЭЯ161884, ЭЯ275675, ЭЭ492385, ЭЭ851873, ЭЭ550059, ЭЯ284442, ЭВ768930, ЭГ063137, ЭЭ492800, ЭЯ168115, ЭА874222, ЭЯ800995, ЭЯ801522, ЭЫ93955, ЭЯ323435, ЭЯ323378, ЭЯ323519, ЭЯ323323, ЭЯ894621, ЭЯ894738, ЭЯ894797, ЭЯ284570, ЭА098911, ЭЭ493132 регулируются главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации, Уставом железнодорожного транспорта РФ.

Статьей 785 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 25 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что в соответствии с договором перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз на железнодорожную станцию назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю, грузоотправитель обязуется оплатить перевозку груза.

В соответствии со статьей 33 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта», перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.

Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов. Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки. Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов. Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей не общего пользования для грузополучателей. Грузы считаются также доставленными в срок в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока их доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.

Порядок исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом определен Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС Российской Федерации от 18.06.2003 N27 (далее - Правила исчисления сроков), разработанными в соответствии со статьей 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 10 Правил исчисления сроков порожний вагон, не принадлежащий перевозчику, считается доставленным в срок, если он прибыл на железнодорожную станцию назначения до истечения срока доставки и может быть передан в распоряжение грузополучателя или владельца железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей, о чём перевозчик уведомляет грузополучателя.

Согласно п. 5.3. Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утв. Приказом МПС России 18.06.03 N 39 в графе «календарные штемпеля прибытия на станцию назначения» оригинала накладной и дорожной ведомости уполномоченным представителем перевозчика проставляется календарный штемпель прибытия груза на станцию назначения. Выдача перевозчиком оригинала накладной грузополучателю (раскредитование перевозочных документов) удостоверяется перевозчиком проставлением в оригинале накладной и в дорожной ведомости календарного штемпеля выдачи оригинала накладной грузополучателю (п. 5.5. Правил).

В соответствии с пунктом 2 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом нормативные сроки доставки грузов и порожних вагонов исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов. Неполные сутки при исчислении сроков доставки считаются за полные. Согласно пункту 5.1 Правил исчисления сроков доставки срок доставки грузов увеличивается на 2 суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза.

В соответствии с договором перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз на железнодорожную станцию назначения с соблюдением условий его перевозки и в установленные сроки. Согласно абзацу третьему статьи 33 Устава, разделу III Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 39, расчетную дату исчисления срока доставки грузов, определенную исходя из Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашении сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.

В соответствии со статьей 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.

Поскольку по спорным перевозкам отсутствует соглашение сторон об иных, чем в Правилах N 27, сроках доставки, перевозчик обязан соблюдать срок, указанный в договоре перевозки.

На основании вышеизложенного, оценив представленные доказательства, проверив расчет, учитывая, что факт просрочки груза по спорным железнодорожным ответчик не оспаривает, арбитражный суд пришел к выводу, что истец правомерно начисляет пени за просрочку доставки порожних вагонов (NNЭЯ275806, ЭЯ275895, ЭЯ090175, ЭЫ370723, ЭЯ161884, ЭЯ275675, ЭЭ492385, ЭЭ851873, ЭЭ550059, ЭЯ284442, ЭВ768930, ЭГ063137, ЭЭ492800, ЭЯ168115, ЭА874222, ЭЯ800995, ЭЯ801522, ЭЫ93955, ЭЯ323435, ЭЯ323378, ЭЯ323519, ЭЯ323323, ЭЯ894621, ЭЯ894738, ЭЯ894797, ЭЯ284570, ЭА098911, ЭЭ493132) в размере девяти процентов платы за перевозку груза за каждые сутки просрочки доставки, всего в сумме 165 796 руб. 83 коп.

Ответчик заявил ходатайство об уменьшении суммы штрафа в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно части первой статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств.

Согласно пункту 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.12.2011 N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" судам необходимо иметь в виду, что содержащиеся в настоящем постановлении разъяснения о снижении неустойки на основании статьи 333 ГК РФ применяются и в случаях, когда неустойка определена законом (в частности, положениями Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, статьей 16 Федерального закона "О государственном материальном резерве", статьей 9 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд").

Согласно пункту 42 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суд Российской Федерации «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 01.07.1996 N 6/8 при решении вопроса об уменьшении неустойки (статья 333) необходимо иметь в виду, что размер неустойки может быть уменьшен судом только в том случае, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.

Из пункта 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.12.2011 N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что при обращении в суд с требованием о взыскании неустойки кредитор должен доказать неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства должником, которое согласно закону или соглашению сторон влечет возникновение обязанности должника уплатить кредитору соответствующую денежную сумму в качестве неустойки (пункт 1 статьи 330 ГК РФ). Соразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства предполагается.

Исходя из принципа осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе (статья 1 ГК РФ) неустойка может быть снижена судом на основании статьи 333 Кодекса только при наличии соответствующего заявления со стороны ответчика.

При этом ответчик должен представить доказательства явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, в частности, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки.

Принимая во внимание непредставление ответчиком доказательств несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательств, суд не усматривает оснований для снижения суммы неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса российской Федерации.

На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на ответчика.

Руководствуясь статьями 102, 104, 110, 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить частично.

Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала Красноярская железная дорога г. Красноярск в пользу ООО «Север-Юг» г. Красноярск 165 796 руб. 83 коп. пени, 5 941 руб. 59 коп. государственной пошлины.

В остальной части иска отказать.

Возвратить ООО «Север-Юг» г. Красноярск из федерального бюджета РФ 1 098 руб. 36 коп. государственной пошлины, уплаченной платежным поручением N 117 от 10.05.2012.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба на настоящее решение подаётся через Арбитражный суд Красноярского края.

     Судья

Л.К.Бычкова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А33-7375/2012
Принявший орган: Арбитражный суд Красноярского края
Дата принятия: 11 октября 2012

Поиск в тексте