АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 12 октября 2012 года Дело N А33-13112/2012

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 10 октября 2012 года.

В полном объеме решение изготовлено 12 октября 2012 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Ражкова Р.А., общества с ограниченной ответственностью «Аэропорт Емельяново» (ИНН 2460213509, ОГРН 1092468001482)

к Красноярскому ТО Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Ространснадзора

об оспаривании предписания от 07.08.2012 серия ЦС N2012.27-ПАСПОП,

с привлечением к участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора общество с ограниченной ответственностью «ЭРА Терминал»,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Криспин К.Ю., на основании доверенности от 15.08.2011 NДАЕ-10-6;

от ответчика: Суровцева Н.Г., на основании доверенности от 05.09.2012;

от третьих лиц: Кузнецова Н.Г., на основании доверенности от 01.02.2011 N ДЭТ-11-2,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Д.В. Алексеевой,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Аэропорт Емельяново» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Красноярскому ТО Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Ространснадзора (далее - Красноярский ТО УГАН НОТБ СФО Ространснадзора) о признании недействительным предписания от 07.08.2012 серия ЦС N2012.27-ПАСПОП.

Определением арбитражного суда от 17.08.2012 заявление принято к производству.

Определением от 29.08.2012 к участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «ЭРА Терминал».

Представитель заявителя требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных требований.

Представитель третьего лица поддержал требования заявителя.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

В соответствии с распоряжением заместителя начальника управления - начальника Красноярского ТО УГАН НОТБ СФО Ространснадзора Храмцова А.Н. от 10.07.2012г. N 20 была проведена внеплановая, документарная проверка общества с ограниченной ответственностью «Аэропорт «Емельяново» на основании донесения от 09.07.2012г. N091658 УНКЛБФЬЬ и письма заместителя начальника управления Рожко Ю.Г. от 10.07.2012г. N1.15-702, старшим государственным инспектором Красноярского территориального отдела Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Суровцевым Н.Г. выявлены нарушения:

1. В нарушении пунктов 1.4, 1.5, 1.7 приказа Министра гражданской авиации «О введении в действие Наставления по пожарной охране в гражданской авиации» (НПО ГА-85) от 21.06.1985 г. N 133 (далее НПО ГА-85), в должностных инструкциях лиц, ответственных за пожарную безопасность в авиапредприятии ООО «Аэропорт Емельяново», не указаны функциональные обязанности и ответственность по пожарной безопасности.

2. В нарушении требований абзаца 4 статьи 21 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», подпункта «д», пункта 1.7 НПО ГА-85 не разработан и не согласован со взаимодействующими службами и организациями оперативный план пожаротушения на здание аэровокзала в авиапредприятии ООО «Аэропорт Емельянове».

3. В нарушении требований абзаца 4 статьи 21 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», подпункта «д» пункта 1.7 НПО ГА-85 не разработаны и не согласованы со взаимодействующими службами и организациями оперативные планы и карточки пожаротушения на объекты авиапредприятия ООО «Аэропорт Емельяново».

4. В нарушении пункта 3.10 НПО ГА-85, пункта2 раздела XVIII правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012г. N 390, общеобъектовая инструкция о мерах пожарной безопасности в авиапредприятии ООО «Аэропорт Емельяново» не утверждена настоящим руководителем авиапредприятия ООО «Аэропорт Емельяново».

5. В нарушении требований пункта 3.10 НПО ГА-85, раздела XVIII правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012г. N 390, общеобъектовая инструкция о мерах пожарной безопасности в авиапредприятии ООО «Аэропорт Емельяново» не соответствует требованиям.

6. В нарушении п.3.10 НПО ГА-85, раздела XVIII правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012г. N 390, общеобъектовая инструкция о мерах пожарной безопасности в авиапредприятии ООО «Эра Терминал» не соответствует требованиям.

07.08.2012 Красноярским ТО УГАН НОТБ СФО Ространснадзора вынесено предписание серия ЦС N 2012.27-ПАСПОП, которым обществу с ограниченной ответственностью «Аэропорт Емельяново» предложено устранить указанные нарушения: пункты 1, 4, 5, 6 в срок до 17.08.2012, пункты 2, 3 - в срок до 07.09.2012.

Предписание серия ЦС N 2012.27-ПАСПОП от 07.08.2012 расценено заявителем как нарушающее его права и законные интересы, вследствие чего он обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения об Управлении государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденного Приказом Ространснадзора от 02.06.2011 N АК-469фс, Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление) является межрегиональным территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющим функции Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Ространснадзор), предусмотренные настоящим Положением, по государственному контролю (надзору) за деятельностью в сфере гражданской авиации Российской Федерации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационного поиска и спасания, транспортной безопасности, поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения транспортного комплекса на территории Сибирского федерального округа (Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Забайкальский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область) (далее - поднадзорная территория, включая воздушное пространство в пределах зоны ответственности Новосибирского РЦ ЕС ОрВД, Красноярского РЦ ЕС ОрВД и Восточно-Сибирского РЦ ЕС ОрВД).

Пунктом 1.6 Положения предусмотрено, что Управление осуществляет свою деятельность непосредственно под руководством Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В соответствии с пунктом 3 Положения Управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции по контролю (надзору) на поднадзорной территории, в том числе в сфере транспортной безопасности за соблюдением на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих установленные уровни безопасности.

Согласно пункту 4.1.14 Положения с целью осуществления функций в установленной сфере деятельности, имеет право выдавать юридическим и физическим лицам, должностным лицам, в установленной сфере деятельности, обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе о запрете эксплуатации объекта транспортной инфраструктуры, запрете и приостановке движения транспортных средств (далее - предписания), и проверять их исполнение.

В силу пункта 5.1 Положения Управление взаимодействует по вопросам, отнесенным к его компетенции, с центральным аппаратом Ространснадзора, структурными подразделениями и территориальными органами Ространснадзора, с соответствующими подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественными объединениями и другими организациями.

Приказом начальника Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому Федеральному округу Ространснадзора от 16.07.2011 N 47/к утверждено Положение о Красноярском территориальном отделе государственного авиационного надзора Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Согласно пункту 4.1.11 Положения о Красноярском территориальном отделе государственного авиационного надзора Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта отдел с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право выдавать юридическим и физическим лицам, должностным лицам в установленной сфере деятельности предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе о запрете эксплуатации объекта гражданской авиации, запрете и приостановке полетов воздушных судов и проверять их исполнение.

Таким образом, отдел государственного авиационного надзора Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта является уполномоченным органом на осуществление контроля (надзора) в установленной сфере деятельности, оспариваемое предписание серия ЦС N 2012.27-ПАСПОП от 07.08.2012 выдано инспектором в рамках предоставленных ему полномочий.

Предписание об устранении нарушений требований, установленных правовыми актами в сфере транспортной (авиационной) безопасности, представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение мониторинга состояния авиационной и транспортной безопасности, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.

Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего мониторинг состояния авиационной и транспортной безопасности, является основанием для привлечения граждан и юридических лиц к административной ответственности.

Следовательно, предписание должностного лица, осуществляющего мониторинг состояния авиационной и транспортной безопасности, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений требований транспортной (авиационной) безопасности, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. При этом такие требования должны быть реально исполнимы.

Относительно каждого пункта оспариваемого предписания суд пришел к следующим выводам.

Пункт 1. В должностных инструкциях лиц, ответственных за пожарную безопасность в авиапредприятии ООО «Аэропорт Емельяново», не указаны функциональные обязанности и ответственность по пожарной безопасности.

Административный орган вменяет заявителю нарушение пунктов 1.4, 1.5, 1.7 приказа Министра гражданской авиации «О введении в действие Наставления по пожарной охране в гражданской авиации» (НПО ГА-85) от 21.06.1985 г. N 133.

Однако указанными пунктами НПО ГА-85, а также иными пунктами данного акта не установлены нормативные требования к должностным инструкциям.

Учитывая вышеизложенное, вменение заявителю нормативно не установленной обязанности по указанию в должностных инструкциях лиц, ответственных за пожарную безопасность, функциональных обязанностей и ответственности по пожарной безопасности является незаконным и нарушающим права и законные интересы ООО «Аэропорт Емельяново», в связи с чем пункт 1 оспариваемого предписания серия ЦС N 2012.27-ПАСПОП от 07.08.2012 подлежит отмене.

Пункт 2. не разработан и не согласован со взаимодействующими службами и организациями оперативный план пожаротушения на здание аэровокзала в авиапредприятии ООО «Аэропорт Емельянове».

Согласно абзацу 4 статьи 21 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» Меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений.

Пунктом 1.7 НПО ГА-85 установлено, что Ответственность за состояние боевой готовности и профессиональной выучки личного состава пожарно-спасательных расчетов, за исправность пожарно-спасательной техники и укомплектованность ее табельным аварийно-спасательным снаряжением, а также за организацию пожарно-профилактической работы и контроля состояния пожарной безопасности авиационной техники и объектов возлагается на начальника подразделения военизированной охраны предприятия ГА.

Из материалов дела следует, что ООО «Аэропорт Емельяново» не является надлежащим субъектом вмененного нарушения, поскольку здание аэровокзала (Терминал 1) принадлежит ООО «Эра Терминал» и используется указанным лицом для обслуживания пассажиров на внутренних рейсах. Данное обстоятельство подтверждается копией свидетельства о государственной регистрацией права собственности на здание аэровокзала серии 24ЕК 367299 от 20.03.2012.

Таким образом пункт 2 предписания серия ЦС N 2012.27-ПАСПОП от 07.08.2012 является незаконным и подлежит отмене.

Пункт 3. Не разработаны и не согласованы со взаимодействующими службами и организациями оперативные планы и карточки пожаротушения на объекты авиапредприятия ООО «Аэропорт Емельяново».

Подпунктом «д» пункта 1.7 НПО ГА-85 установлено, что начальник подразделения ВОХР обязан в том числе разрабатывать и согласовывать со взаимодействующими службами и организациями оперативные планы и карточки пожаротушения воздушных судов и объектов, организовывать практическую их отработку в установленные сроки.

Из указанного пункта оспариваемого предписания не видно на какие именно объекты авиапредприятия ООО «Аэропорт Емельяново» не разработаны и не согласованы со взаимодействующими службами и организациями оперативные планы и карточки пожаротушения.

Вместе с тем заявителем в материалы дела представлен оперативный план по тушению пожаров на воздушных судах в аэропорте Красноярск (Емельяново), утвержденный генеральным директором ООО «Аэропорт Емельяново» О.Г.Шпагиным 21.12.2011, согласованный с начальником управления организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ ГУ МЧС России по Красноярскому краю П.А. Бездоленко 23.12.2011.

Однако при этом карточки пожаротушения воздушных судов заявителем в материалы дела не представлены, об их наличии не заявлено.

Форма и содержание карточки тушения пожара содержатся в письме от 30.09.2010 N 43-3977-18 (приложение N 8 Методические рекомендации по составлению планов и карточек тушения пожаров). Указанный акт носит рекомендательный характер.

Вместе с тем, карточек тушения пожара в отношении объектов, указанных в планах по тушению пожаров, заявителем не представлено.

В связи с указанными обстоятельствами пункт 3 оспариваемого предписания серия ЦС N 2012.27-ПАСПОП от 07.08.2012 в части неразработки и несогласования со взаимодействующими службами и организациями карточки пожаротушения на объекты авиапредприятия ООО «Аэропорт Емельяново» является законным и не подлежащим отмене.

Пункт 4. Общеобъектовая инструкция о мерах пожарной безопасности в авиапредприятии ООО «Аэропорт Емельяново» не утверждена настоящим руководителем авиапредприятия ООО «Аэропорт Емельяново».

Пунктом 3.10 НПО ГА-85 предусмотрено, что Общеобъектовая инструкция о мерах пожарной безопасности разрабатывается специалистами ВОХР с участием заинтересованных служб, утверждается руководителем предприятия ГА и должна предусматривать:

а) требования к содержанию территории, дорог и проездов к зданиям, сооружениям и водоисточникам;

б) порядок проведения сварочных и других огневых работ;

в) режим курения;