• по
Более 55000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 15 октября 2012 года Дело N А33-12527/2012

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 08 октября 2012 года.

В полном объеме решение изготовлено 15 октября 2012 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Чурилиной Е.М, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Фрут Спэйн» (ИНН 2460218962, ОГРН 1092468045130)

к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска (ИНН 2466010657, ОГРН 1032402940800)

об оспаривании отказа в реализации преимущественного права на приобретение нежилого помещения, изложенного в уведомлении N 41318 «Об отказе в реализации преимущественного права по заявлению от 21.06.2012 N 56 (вх. N 29871 от 21.06.2012)»,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Саплевой Н.С. на основании доверенности от 30.07.2012,

при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Киселевич Д.В.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Фрут Спэйн» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска об оспаривании отказа в реализации преимущественного права на приобретение нежилого помещения, изложенного в уведомлении N 41318 «Об отказе в реализации преимущественного права по заявлению от 21.06.2012 N 56 (вх. N 29871 от 21.06.2012)».

Заявление принято к производству суда. Определением от 10.08.2012 возбуждено производство по делу.

Ответчик в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, известил суд о возможности рассмотрения дела в его отсутствие.

В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает дело по существу в отсутствие ответчика по имеющимся в деле доказательствам.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования, сославшись на доводы, изложенные в заявлении.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью «Фрут Спэйн» (ранее закрытое акционерное общество «ФРУКТЫ ИСПАНИИ», общество с ограниченной ответственностью «Фрукты Испании») зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1092468045130.

Между департаментом недвижимости г. Красноярска и закрытым акционерным обществом «ФРУКТЫ ИСПАНИИ» заключен договор аренды от 12.10.2001 N 6362, согласно пункту 1.1 которого департамент недвижимости (арендодатель) передает, а общество (арендатор) принимает в аренду нежилые помещения (кадастровый номер 04140) общей площадью 39,8 кв.м., расположенные по адресу: г. Красноярск, ул. Ленина, 137 (подвальное помещение N III), для использования под магазин.

В соответствии с пунктом 1.2 договора срок его действия установлен с 15.10.2001 по 15.09.2002.

Указанное нежилое помещение передано закрытому акционерному обществу «ФРУКТЫ ИСПАНИИ» по акту приема-передачи от 15.10.2001.

В соответствии с дополнением от 06.10.2004 к указанному договору пункт 1.1 договора аренды изложен в новой редакции: арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду нежилое помещение общей площадью 145,1 кв.м. (реестровый номер N СТР04, расположенное в подвале 5-этажного жилого дома по адресу: г. Красноярск, ул. Ленина, 137, для использования под магазин.

Дополнением от 19.03.2008 N 11 к договору аренды от 12.10.2001 N 6362 срок его действия продлен с 01.02.2008 по 01.01.2009.

По дополнению от 24.04.2012 N 17 пункт 1.1 договора аренды изложен в новой редакции: арендодатель (департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска) передает, а арендатор (общество с ограниченной ответственностью «Фрут Спэйн») принимает в аренду комнаты NN 1-4, 7, 8, 9 в нежилом помещении N 59, общей площадью 134,3 кв.м. (реестровый номер N СТР12435, расположенные по адресу: г. Красноярск, ул. Ленина, 137, пом. 59.

21 июня 2012 года общество с ограниченной ответственностью «Фрут Спэйн» обратилось в департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлением о реализации преимущественного права на приобретение недвижимого муниципального имущества, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Ленина, 137, арендуемого по договору N 6362 от 12.10.2001.

Уведомлением N 41318 «Об отказе в реализации преимущественного права по заявлению от 21.06.2012 N 56 (вх. N 29871 от 21.06.2012)» департамент уведомил общество с ограниченной ответственностью «Фрут Спэйн» о том, что на основании пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ), статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ) обществу отказано в предоставлении преимущественного права на приобретение в собственность нежилого помещения общей площадью 134,3 кв. м, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Ленина, 137, пом. 59, арендуемого по договору аренды от 12.10.2001 N 6362.

Полагая, что указанный отказ является незаконным и нарушает права заявителя, последний обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, утвержденного Постановлением администрации г. Красноярска от 15.02.2005 N 55/1 (далее по тексту - Положения от 15.02.2005 N 55/1), департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска является органом администрации города Красноярска, осуществляющим формирование, управление и распоряжение муниципальным имуществом, землями, лесами и другими природными ресурсами, расположенными на территории г. Красноярска.

Пунктом 1.3. Положения от 15.02.2005 N 55/1 предусмотрено, что департамент является юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Согласно пункту 3.13 Положения от 15.02.2005 N 55/1 для выполнения возложенных задач департамент в установленном порядке выполняет, в том числе функции по приватизации муниципального имущества в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, правовыми актами города.

Таким образом, департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска является уполномоченным органом на решение вопросов о предоставлении расположенного на территории г. Красноярска муниципального имущества в собственность заинтересованным лицам.

Общество с ограниченной ответственностью «Фрут Спэйн» обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконным отказа департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в реализации преимущественного права на приобретение в собственность нежилого помещения N 59, изложенного в уведомлении N 41318.

По пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства на день вступления в силу настоящего Федерального закона, в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества.

Согласно статье 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

Из содержания приведенных норм следует, что лицо, претендующее на реализацию преимущественного права на приобретение арендуемого муниципального (государственного) имущества должно являться субъектом малого и среднего предпринимательства на дату вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ. Указанное обстоятельство уполномоченный орган должен проверить при рассмотрении заявления по существу.

Таким образом, для разрешения данного спора с учетом предмета заявленных требований правовое значение имеет соответствие заявителя условиям отнесения к категории субъектов малого и среднего предпринимательства на момент вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением частей 2, 3 и 4 статьи 9 Федерального закона.

Закон официально опубликован 25.07.2008 (Российская газета, N 158), следовательно, фактически вступил в силу с 05.08.2008.

Определение понятия субъектов малого и среднего предпринимательства дается в Федеральном законе от 24.07.2007 N 209-ФЗ, вступившем в силу с 01.01.2008.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ субъектами малого и среднего предпринимательства являются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации, соответствующие, в том числе условию: для юридических лиц - суммарная доля участия иностранных граждан в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов.

Как следует из материалов дела (свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002, серии 77 N 006209416, выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 29.11.2006 N В 485102/2006) закрытое акционерное общество «ФРУКТЫ ИСПАНИИ» зарегистрировано 16.10.1992.

Общество с ограниченной ответственностью «Фрукты Испании» создано путем реорганизации в форме преобразования и 28.10.2009 зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1092468045130 (свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 24 N 005302191).

Судом установлено и подтверждено материалами дела (уставом закрытого акционерного общества «ФРУКТЫ ИСПАНИИ», утвержденного протоколом N 3 решения учредителя от 17.07.1997 (с изменениями, внесенными 03.05.2000 и 25.05.2000), уставом общества с ограниченной ответственностью «Фрукты Испании», утвержденного решением общего собрания в лице единственного акционера - учредителя (протокол N 3 от 22.06.2009), выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 13.06.2012 N 38262В/2012, протоколом N 1 решения учредителя закрытого акционерного общества «ФРУКТЫ ИСПАНИИ» от 20.07.1998, видом на жительство иностранного гражданина), что единственным учредителем закрытого акционерного общества «ФРУКТЫ ИСПАНИИ» и общества с ограниченной ответственностью «Фрукты Испании» являлся Алфонсо Гарсия Гуэрреро, гражданин Испании, чья доля составляла 100% уставного капитала.

Согласно решению единственного участника заявителя от 30.09.2012 уставной каптал общества увеличен, доля иностранного гражданина уменьшена до 25 % уставного капитала.

Изложенное свидетельствует о том, что с момента регистрации общества (16.10.1992) и до 10.10.2011 (даты регистрации вышеуказанных изменений) единственным участником со 100-процентной долей в уставном капитале юридического лица являлся иностранный гражданин.

Таким образом, заявитель на дату вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ не являлся субъектом малого предпринимательства, следовательно, не соответствовал требованиям, предъявляемым к субъектом малого и (или) среднего предпринимательства, предусмотренным статьей 4 Федерального Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ. Данный факт заявителем не оспорен.

В связи с изложенным заявитель не имел преимущественное право на приватизацию арендуемых помещений в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ.

Обращение в уполномоченный орган с соответствующим заявлением 21.06.2012, то есть, после внесения изменений в учредительные документы и приведения их в соответствии с условиями Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ и Федерального Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ не влияет на вышеприведенный вывод суда.

Частью 4 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ предусмотрено, что в случае, если заявитель не соответствует установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества.

Таким образом, департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска правомерно отказано обществу в реализации преимущественного права на выкуп нежилых помещений.

Доводы заявителя, изложенные в его заявлении, изучены судом и отклонены, как противоречащие действующему законодательству (основаны на ином толковании норм права) и фактическим обстоятельствам, подтвержденным материалами дела.

Исходя из целей принятия Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, одной из которых является оказание адресной государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства посредством установления для них преференций на участие в приватизации арендуемых объектов недвижимого имущества, а также содержания статьи 1 названного Закона, воля законодателя направлена на то, чтобы льготной приватизацией воспользовались именно субъекты малого и среднего предпринимательства.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что отказ департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, изложенного в уведомлении N 41318 «Об отказе в реализации преимущественного права по заявлению от 21.06.2012 N 56 (вх. N 29871 от 21.06.2012)», соответствует Федеральному закону от 22.07.2008 N 159-ФЗ; не нарушает права и законные интересы заявителя.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Отказать обществу с ограниченной ответственностью «Фрут Спэйн» в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, изложенного в уведомлении N 41318 «Об отказе в реализации преимущественного права по заявлению от 21.06.2012 N 56 (вх. N 29871 от 21.06.2012)».

Проверено на соответствие Федеральному закону от 22.07.2008 N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

     Судья

Е.М.Чурилина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А33-12527/2012
Принявший орган: Арбитражный суд Красноярского края
Дата принятия: 15 октября 2012

Поиск в тексте