АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 17 октября 2012 года Дело N А33-12481/2012

г. Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 10 октября 2012 года

В полном объеме решение изготовлено 17 октября 2012 года

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Чурилиной Е.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Утренняя роса» (ИНН 2463089017, ОГРН 1072463007022)

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю

об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 24.07.2012 N 2099,

при участии:

от заявителя: Радкевича П.И. на основании решения от 11.07.2012,

от ответчика: Коваленко Н.А. на основании доверенности от 23.05.2012 N СК-12242, Иващенко И.И. на основании доверенности от 28.08.2012 N СК-20811, Ткаля Е.Г. на основании доверенности от 28.08.2012 N СК-20961,

при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Киселевич Д.В.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Утренняя роса» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 24.07.2012 N 2099.

Заявление принято к производству суда. Определением от 07.08.2012 возбуждено производство по делу.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью «Утренняя роса» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1072463007022.

Должностным лицом административного органа на основании распоряжения от 29.05.2012 N 3520 проведена плановая выездная проверка по соблюдению обществом обязательных требований норм действующего санитарного законодательства.

По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 18.06.2012 N 1896, отразивший нарушение пунктов 1 и 3 статьи 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту - Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ) и пункта 2.13 СП 2.2.2.1327-03 «Гигиена труда. Технологические процессы, материалы и оборудование, рабочий инструмент. Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденных главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 23.05.2003 (далее по тексту - СП 2.2.2.1327-03).

Постановлением по делу об административном правонарушении от 24.07.2012 N 2099 общество привлечено к административной ответственности по статье 6.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Считая вышеназванное постановление незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В силу части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (статьи 207-211).

Согласно части 1 статьи 28.3, статье 23.13 КоАП РФ составление протоколов об административных правонарушениях и рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 6.3 КоАП РФ, производится органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В силу утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.02.2011 N 40 Перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, составлять протоколы уполномочены, в том числе, специалисты-эксперты отделов управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в субъектах Российской Федерации.

Протокол об административном правонарушении от 18.06.2012 N 1896 составлен специалистом-экспертом отдела надзора за условиями труда Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю; постановление по делу об административном правонарушении от 24.07.2012 N 2099 вынесено заместителем руководителя отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в пределах предоставленных полномочий.

Нарушение процессуальных норм КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении от 18.06.2012 N 1896 арбитражным судом не установлено; указанный протокол составлен в присутствии законного представителя общества - директора Крутько В.В. (решение единого участника общества от 15.09.2011); содержание протокола соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.

Оспариваемое постановление вынесено с участием законного представителя заявителя - директора Радкевича П.И. (решение единого учредителя общества от 11.07.2012).

Таким образом, материалами дела подтверждается соблюдение административным органом установленной законом процедуры привлечения к административной ответственности, в том числе надлежащее извещение законного представителя заявителя о дате, времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении.

В соответствии со статьей 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективной стороной вмененного заявителю правонарушения является нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил.

Согласно оспариваемому постановлению административным органом установлен факт нарушения обществом пункта 2.13 СП 2.2.2.1327-03, пункта 1 и 3 статьи 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ, выразившегося в непрохождении в 2012 году предварительного (при поступлении на работу) медицинского осмотра овощеводов, агрономов и экспедиторов (согласно представленному списку сотрудников организации на 28.05.2012 всего 44 человека), принятых на работу с вредными производственными факторами - подъем и перемещение тяжестей при чередовании с другой работой, работы, связанные с наклонами корпуса более 30 град, от вертикали, пребывание в вынужденной рабочей позе более 25% рабочего времени, неудовлетворительные параметры микроклимата.

По статье 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства.

Согласно частям 1, 4-6 статьи 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры

Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками.

Данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учету лечебно-профилактическими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Порядок проведения обязательных медицинских осмотров, учета, ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения.

Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 12.04.2011 N 302н утверждены перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) (далее по тексту - Перечень факторов), порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее по тексту - Порядок проведения осмотров) и перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (далее по тексту - Перечень работ).

Правила проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) медицинских осмотров (обследований) лиц, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний, устанавливает Порядок проведения осмотров от 12.04.2011 N 302н.

В соответствии с пунктом 2 названного Порядка обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья лица, поступающего на работу, поручаемой ему работе, а также с целью раннего выявления и профилактики заболеваний.

По пункту 3 Порядка проведения осмотров обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся в целях:

- динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления заболеваний, начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, формирования групп риска по развитию профессиональных заболеваний;

- выявления заболеваний, состояний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний;

- своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников;

- своевременного выявления и предупреждения возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний;

- предупреждения несчастных случаев на производстве.

Пунктами 4 и 5 Порядка проведения осмотров предусмотрено, что предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами (далее - медицинские организации).

Обязанности по организации проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагаются на работодателя.

В соответствии с пунктом 19 Порядка проведения осмотров периодические осмотры проводятся на основании поименных списков, разработанных на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам, с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также вида работы в соответствии с Перечнем факторов и Перечнем работ.

Включению в списки контингента и поименные списки подлежат работники подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в установленном порядке; выполняющие работы, предусмотренные Перечнем работ.

Согласно пунктам 3.9 и 4.1 Перечня факторов к вредным и (или) опасным производственным факторам, при наличии которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования), относятся физические факторы (повышенная температура воздуха в производственных помещениях и на открытой территории) и факторы трудового процесса (физические перегрузки, хронические заболевания, физическая динамическая нагрузка, поднимаемого и перемещаемого груза вручную, стереотипные рабочие движения, статическая нагрузка, рабочая поза, наклоны корпуса, перемещение в пространстве. При отнесении условий труда по результатам аттестации, рабочих мест по условиям труда к подклассу вредности 3.1 и выше).

Гигиенические требования по предотвращению воздействия на работающих вредных производственных факторов и охрану окружающей среды с целью улучшения условий труда и состояния здоровья работающих, определяют СП 2.2.2.1327-03.

В соответствии с пунктом 1.3. СП 2.2.2.1327-03 требования санитарных правил являются обязательными, в том числе при осуществлении технологических процессов во всех отраслях сельского хозяйства, для всех юридических и физических лиц, независимо от ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности.

По пункту 2.13 СП 2.2.2.1327-03 рабочие и служащие, занятые на работах с вредными и опасными условиями труда, должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно общероссийскому классификатору занятий ОК 010-93, утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30.12.1993 N 298, полеводы и овощеводы относятся к базовой группе 6111, связанной с подготовкой почвы к посеву или посадке; выращивание и сбором урожая различных видов полевых культур, таких как пшеница, другие злаковые, рис, табак, другие культуры, а также картофель, капуста, свекла, морковь и другие овощные культуры для продажи, поставок на заготовительные пункты или для реализации их на рынке.

Обязанности, выполняемые работниками данной базовой группы, включают подготовку почвы к посеву и посадке (вспашка, боронование, рыхление и т.п.); приготовление и внесение удобрений в почву; подготовка семян и посадочного материала; посев полевых культур и посадку огородных культур; выращивание и уход за посевами и посадками (прополка, полив, окучивание, подвязывание растений и др.); защиту растений от вредителей (биохимическая обработка); сбор, транспортировку к местам хранения и хранение собранного урожая; поставку продукции на заготовительные пункты или продажу ее потребителям; выполнение других родственных по содержанию обязанностей.

Примеры профессий, отнесенных к данной базовой группе: производитель зерновых культур; производитель риса; производитель полевых овощных культур.

Согласно штатному расписанию на 11.01.2012 в штате у общества предусмотрено наличие 38 овощеводов, 4 агрономов и 3 экспедиторов.

Исходя из списка сотрудников организаций на 28.05.2012 в обществе работает 44 работника, в том числе овощеводы, агрономы, экспедиторы.

Из оспариваемого постановления принятые на работу овощеводы, агрономы и экспедиторы связаны с вредными производственными факторами, заключающимися в подъеме и перемещении тяжестей при чередовании с другой работой, работе, связанной с наклонами корпуса более 30 град, от вертикали, пребыванием в вынужденной рабочей позе более 25% рабочего времени, наличием неудовлетворительных параметров микроклимата в 2012 году. Указанное обстоятельство заявителем не оспаривается.

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о наличии у общества с ограниченной ответственностью «Утренняя роса» обязанности по проведению предварительного (при поступлении на работу) медицинского осмотра овощеводов, агрономов и экспедиторов, принятых на работу обществом.

Доказательства проведения предварительного (при поступлении на работу) медицинского осмотра овощеводов, агрономов и экспедиторов, в материалах дела отсутствуют.

Факт невыполнения заявителем вышеприведенных санитарных правил подтверждается материалами дела (в том числе протоколом об административном правонарушении от 18.06.2012 N 1896, списком сотрудников организаций на 28.05.2012, ответом общества от 18.06.2012 на запрос от 14.06.2012).

Таким образом, в действиях заявителя содержатся признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод заявителя о том, что выявленные ответчиком нарушения, по которым общество привлечено к административной ответственности по статье 6.3 КоАП РФ необходимо квалифицировать по статье 5.27 КоАП РФ, рассмотрен арбитражным судом и отклонен на основании следующего.

Ответственность по статье 6.3 КоАП РФ наступает за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий; ответственность по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ - в случае нарушения законодательства о труде и об охране труда.

Таким образом, объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ выражается в нарушении конкретных санитарных правил, норм, гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, объектом указанного правонарушения являются общественные отношения в сфере охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 5.27 КоАП РФ, заключается в нарушении или невыполнении норм действующего законодательства о труде и об охране труда, его объектом выступают общественные отношения в сфере охраны труда.