АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 19 октября 2012 года Дело N А33-6681/2012

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 12.10.2012. В полном объёме решение изготовлено 19.10.2012.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Медведевой О.И., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Российской Федерации в лице в лице Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края (ИНН 2466133610, ОГРН 1052466189071), г.Красноярск,

к закрытому акционерному обществу «Новоенисейский лесохимический комплекс» (ИНН 2454012346, ОГРН 1022401504520), г. Лесосибирск, Красноярский край,

о взыскании ущерба,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца:

Краевое государственное казенное учреждение «Терянское лесничество»;

Агентство лесной отрасли Красноярского края,

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Корниенко Д.В.,

установил:

Российская Федерация в лице Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с иском к закрытому акционерному обществу «Новоенисейский лесохимический комплекс» (далее - ЗАО «Новоенисейский лесохимический комплекс»; ответчик) о взыскании ущерба в размере 215 307,24 руб., причиненного лесному фонду вследствие нарушения лесного законодательства.

Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 03.05.2012 возбуждено производство по делу; к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, привлечены Краевое государственное казенное учреждение «Терянское лесничество», Агентство лесной отрасли Красноярского края.

Определением от 21.06.2012 предварительное судебное заседание завершено и произведен переход к рассмотрению спора в судебном заседании.

Определением от 06.08.2012 производство по делу N А33-6681/2012 в части взыскания ущерба в сумме 7 652,64 руб. прекращено.

Определением от 04.09.2012 судебное разбирательство по делу отложено на 12.10.2012.

В судебное заседание 12.10.2012 представители лиц, участвующих в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. От истца в материалы дела поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Сведения о дате и месте слушания размещены на сайте Арбитражного суда Красноярского края. Согласно статье 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Судом установлено, что истцом не представлены документы, запрашиваемые судом в определении от 04.09.2012.

От иных лиц, участвующих в деле, какие-либо документы, пояснения и возражения в материалы дела.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

10.09.2008 между Агентством лесной отрасли Красноярского края (арендодатель) и ЗАО «Новоенисейский лесохимический комплекс» (арендатор) заключен договор аренды лесных участков N 104-з для заготовки древесины на лесном участке.

Лесной участок расположен в границах Богучанского района на территории лесного фонда КГКУ «Терянское лесничество», Каталангского участкового лесничества, квартал N 64, лесосека N 4.

06.07.2010 лесничим Каталангского участкового лесничества КГКУ «Терянское лесничество» в присутствии представителя ЗАО «Новоенисейский лесохимический комплекс» Солдатова А.А. произведен осмотр выполнения требований лесного законодательства при проведении работ в квартале N 64, лесосека N 4, о чем составлено сообщение о нарушении требований лесного законодательства при проведении рубок от 06.07.2010 N б/н и акт натурной проверки качества разработки лесосеки от 06.07.2010.

За нарушение требований лесного законодательства (уничтожение подроста) ЗАО «Новоенисейский лесохимический комплекс» начислен ущерб: в размере 207 654,60 руб., исчисленный в соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 «Об исчислении вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства».

Полагая, что лесному фонду действиями ответчика причинен ущерб истец обратился в суд с требованием о взыскании с ответчика 207 654,60 руб. (с учетом прекращения производства по делу в части требования о взыскании 7 652,64 руб.). В качестве правового основания истец указывает статью 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 100 Лесного кодекса Российской Федерации.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом иными правовыми актами, а также действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательств, одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. В качестве основания возникновения обязательств статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации называет договоры и сделки.

В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии со статьей 2 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Лесные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам.

Правительство Российской Федерации издает нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Кодекса.

Исходя из положения части 1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, полномочия по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2008 N 19-п «Об утверждении Положения о службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края и установлении предельной численности государственных гражданских служащих и иных работников службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края» - Служба по контролю в сфере природопользования Красноярского края (далее -Служба) является органом исполнительной власти Красноярского края, который осуществляет государственный контроль и надзор в области охраны окружающей среды, обеспечения радиационной безопасности, охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами производства и потребления, водных отношений, лесных отношений, экологической экспертизы, в сфере регулирования отношений недропользования на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и правительства края, а также правовых актов Министерства природных ресурсов и лесного комплекса края.

Согласно пункту 3.17 Положения к компетенции Службы относится предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в областях охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, водного законодательства, лесного законодательства, законодательства о недрах, выявленного Службой.

В соответствии со статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Согласно статье 111 Лесного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица обязаны возместить вред, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Обязанность полного возмещения вреда окружающей среде, причиненного субъектом хозяйственной и иной деятельности, прямо предусмотрена пунктом 3 статьи 77 Закона «Об охране окружающей среды».

Следовательно, возмещение ущерба, причиненного лесонарушениями по утвержденным в установленном порядке таксами и методиками, является имущественной ответственностью, предусмотренной гражданским законодательством. Ущерб, причиненный лесному фонду, определяется по таксовой стоимости и по тому, что объекты природы не имеют товарной стоимости и к ним не применимы обычные способы оценки стоимости. Каждый компонент природной среды выполняет строго определенные законом природы экологические функции и в данном случае, дерево рассматривается не как древесина с установленной рыночной ценой, а как компонент природной среды, оказывающий влияние на окружающее пространство.

Из материалов дела следует, что между Агентством лесной отрасли Красноярского края (арендодатель) и ЗАО «Новоенисейский лесохимический комплекс» (арендатор) заключен договор аренды лесных участков N 104-з для заготовки древесины на лесном участке.

Лесной участок расположен в границах Богучанского района на территории лесного фонда КГКУ «Терянское лесничество», Каталангского участкового лесничества, квартал N 64, лесосека N 4.

06.07.2010 лесничим Каталангского участкового лесничества КГКУ «Терянское лесничество» Батуро А.В. в присутствии представителя ЗАО «Новоенисейский лесохимический комплекс» Солдатова А.А. произведен осмотр выполнений требований лесного законодательства при проведении работ в квартале N 64, лесосека N 4, о чем составлен акт натурной проверки качества разработки лесосеки от 06.07.2010.

За нарушение требований лесного законодательства (уничтожение подроста) ЗАО «Новоенисейский лесохимический комплекс» начислен ущерб: в размере 207 654,60 руб., исчисленный в соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 «Об исчислении вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства».

В силу статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке; таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.

По своей правовой природе предусмотренная статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации имущественная ответственность носит гражданско-правовой характер, вследствие чего к спорным отношениям помимо специальных положений лесного законодательства применимы также и нормы гражданского законодательства.

Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации среди способов защиты гражданских прав называет защиту гражданских прав, которая осуществляется путем возмещения убытков.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Пунктом 2 названной статьи закона определено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации регулируются вопросы возникновение обязательств, вследствие причинения вреда.

Статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившем вред.

Лицо, причинившее вред, освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Статьей 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено то, что, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд, в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).

Исходя из изложенных норм, для возникновения права на возмещение убытков истец обязан доказать совокупность таких обстоятельств, как: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между наступлением вреда и противоправным поведением причинителя вреда, вина причинителя вреда. При этом недоказанность хотя бы одного обстоятельства является основанием для отказа в иске.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Истец не доказал обоснованность исковых требований; довод ответчика о неправомерности предъявления требования в заявленной в иске сумме в связи с отсутствием подтверждающих доказательств совершенного лесонарушения является обоснованным.

Порядок привлечения к установленной законом ответственности за нарушение лесного законодательства предусмотрен Инструкцией о порядке привлечения к ответственности за нарушение лесного законодательства, утвержденной Постановлением Госкомитета СССР по лесному хозяйству от 22.04.1986 N 1 и подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям (утратила силу в связи с изданием Приказа Рослесхоза РФ от 14.11.2011 N 474).

В соответствии с пунктом 5.1.1 данной Инструкции о каждом лесонарушении составляется протокол в соответствующей форме, предусмотренной Приложениями N/N 3-5 к Инструкции.

Согласно Примечанию к пункту 5.1.1 к Инструкции при наличии акта освидетельствования мест рубок, подсочки (осмоподсочки) насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов протокол по форме, предусмотренной в Приложении N 5 (об остальных лесонарушениях), составляется в том случае. Если нарушение Правил отпуска древесины на корню в лесах влечет за собой административную или уголовную ответственность должностных лиц или граждан, т.к. акт освидетельствавния является основанием для предъявления требования о взыскании неустойки.

Пунктом 5.1.3 Инструкции предусмотрено, что в тех случаях, когда лесонарушителями являются предприятия, учреждения, организации, для подписания протокола должны быть приглашены их представители. Протокол подписывается лицом, составившим его, и представителем лесонарушителя, присутствующим при составлении протокола (пункт 5.1.6 Инструкции).

В соответствии с пунктом 5.1.7 Инструкции, в случае, если лесонарушитель установлен, но его не оказалось на месте совершения лесонарушения и его местожительство известно, лесонарушителю вручается под расписку извещение о времени и месте составления протокола. При невозможности вручить извещение лично оно направляется лесонарушителю заказным письмом с сохранением почтовой квитанции. При неявке лесонарушителя по вызову письменное доказательство о вручении ему извещения прилагается к протоколу как необходимое дополнение к нему.

В рамках настоящего дела в качестве доказательств совершения ответчиком лесонарушения, выразившегося в уничтожении подроста на площади 2 га, в квартале N 64, лесосека N 4 Каталангского участкового лесничества КГКУ «Терянское лесничество», истцом в материалы дела представлены сообщение о нарушении требований лесного законодательства при проведении рубок от 06.07.2010 и акт натурного осмотра мест рубок от 06.07.2010.

В соответствии с пунктом 53 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Минприроды РФ от 16.07.2007 N 184 и подлежащих применению в спорный период (Приказ Минприроды РФ от 16.07.2007 N 184 утратил силу в связи с изданием Приказа Минприроды РФ от 28.10.2011 N 867; Приказом Рослесхоза от 01.08.2011 N 337 утверждены новые Правила заготовки древесины), организация и проведение работ по заготовке древесины осуществляются в соответствии с технологической картой разработки лесосеки, которая составляется на каждую лесосеку перед началом ее разработки на основе данных отвода и таксации.

В технологической карте разработки лесосек указывается: принятая технология и сроки проведения работ по заготовке древесины, схемы размещения лесных дорог, волоков, погрузочных пунктов, складов, стоянок машин и механизмов, объектов обслуживания; площадь, на которой должны быть сохранены подрост и деревья второго яруса, процент их сохранности, способы очистки от порубочных остатков, мероприятия по предотвращению эрозионных процессов, другие характеристики.

Осуществление работ по заготовке древесины без разработки технологической карты разработки лесосеки не допускается.

Согласно пункту 18 Указаний по освидетельствованию мест рубок, подсочки (осмолоподсочки) насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов, утвержденных Приказом Гослесхоза СССР от 01.11.1983 N 130 (далее - Указания), освидетельствованию подлежат все лесосеки (делянки), т.е. участки леса, отведенные для рубки.