АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 23 октября 2012 года Дело N А33-12402/2012

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 17 октября 2012 года.

В полном объёме решение изготовлено 23 октября 2012 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Рудовой Л.А., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Smeshariki GmbH (Мюнхен, Германия).

к индивидуальному предпринимателю Анциферовой Ольге Борисовне (ИНН 246200538060, ОГРН 304246225800132), г. Красноярск,

о взыскании 50 000 руб. компенсации за нарушении исключительного авторского права

В судебном заседании присутствует:

от истца: Куденков А. С., представитель по доверенности от 28.06.2011 года, личность удостоверена паспортом;

от ответчика: Шелкова Н.И., представитель по доверенности от 29.08.2012, личность удостоверена паспортом,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степанян А.А.,

установил:

компания Smeshariki GmbH обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с иском к индивидуальному предпринимателю Анциферовой Ольге Борисовне о взыскании 50 000руб. компенсации за нарушении исключительных авторских прав на персонаж мультипликационного сериала «Смешарики» «Ежик».

Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 07.08.2012 возбуждено производство по делу.

Представитель истца заявленные требования поддержал, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просил взыскать с индивидуального предпринимателя Анциферовой Ольги Борисовны 50 000руб. компенсации за нарушение исключительных авторских прав на персонаж мультипликационного сериала «Смешарики» «Ежик».

Представитель ответчика заявленные требования отклонил, но факт реализации товара не отрицал. Пояснил, что требования истца в части размера компенсации несоразмерны.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Истец является обладателем исключительных авторских прав на изображения мультипликационного сериала «Смешарики» на основании лицензионного договора N 11-12/08 ИЛ/М от 11.12.2008, в том числе на изображения персонажей «Ежик».

Компания Smeshariki GmbH является правообладателем комбинированных товарных знаков, включающих в себя словесное обозначение «Смешарики», названия персонажей анимационного сериала «Смешарики», в том числе «Ежик» и графические изображения этих персонажей.

Подтверждением исключительных прав истца в отношении персонажа «Ежик» является лицензионный договор N 11-12/08 ИЛ/М от 11.12.2008, в том числе на изображения персонажа «Ежик».

Из материалов дела следует, что 20.12.2011 представителем истца в торговой точке, находящейся по адресу: г. Красноярск, ул. Матросова, 11, принадлежащей ответчику, был приобретен товар - набор для вышивания крестом, на котором использованы (воспроизведены) изображения, имитирующие образы персонажей анимационного сериала «Смешарики» и обладающие сходством с персонажем «Ежик».

В подтверждение факта реализации ответчиком данного товара истцом представлены следующие доказательства:

- копия товарного чека на сумму 105 руб. 00 коп.;

- компакт диск видеосъемки покупки товара;

- набор для вышивания крестом с изображением персонажей анимационного сериала «Смешарики».

Видеосъемка покупки товара на материальном носителе - компакт диске, приобщенного к материалам дела, содержит надпись: «ИП Анциферова О.Б. 20.12.2011».

При этом, информация (ИНН 246200538060, ОГРН 304246225800132 о продавце, содержащаяся в копии товарного чека от 20.12.2011, совпадает с аналогичными данными, указанными в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении индивидуального предпринимателя Анциферовой Ольге Борисовне (ИНН 246200538060, ОГРН 304246225800132) от 16.05.2012, представленной в материалы дела.

Представленный в дело образец товара - набор для вышивания крестом, приобщенный к материалам дела определением суда о приобщении вещественного доказательства от 07.08.2012, содержит изображение персонажа детского анимационного сериала «Смешарики» - «Ежик», который обладает сходством с персонажем «Ежик».

Полагая, что действиями ответчика по продаже контрафактного товара, содержащего изображения, имитирующие образы персонажей сериала «Смешарики», нарушены его исключительные авторские права на объекты интеллектуального права, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства применительно к требованиям ст.ст. 64-65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в частичном размере, исходя из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 44 Конституции Российской Федерации, интеллектуальная собственность охраняется законом.

В соответствии со ст. 138 Гражданского кодекса Российской Федерации, использование результатов интеллектуальной деятельности, которые являются объектом исключительных прав, может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя.

В силу положений ст. 1250 Кодекса, интеллектуальные права защищаются способами, предусмотренными настоящим Кодексом, с учетом существа нарушенного права и последствий нарушения этого права.

Предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации способы защиты интеллектуальных прав могут применяться по требованию правообладателей, организации по управлению правами на коллективной основе, а также иных лиц в случаях, установленных законом.

Согласно п. 7 ст. 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации, авторские права распространяются на часть про изведения, на его название, на персонаж про изведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труд а автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 данной статьи.

Поскольку, согласно п. 3 названной статьи, охране подлежат произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, то под персонажем следует понимать часть произведения, содержащую описание или изображение того или иного действующего лица в форме (формах), присущей (присущих) произведению: в письменной, устной форме, в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме и других.

В силу пункта 1 статьи 1270 Гражданского кодекса Российской Федерации автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи.

В силу пункта 2 части 2 статьи 1270 Гражданского кодекса Российской Федерации использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров.

В силу разъяснений, данных в пункте 29 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 5/29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Феде рации» (далее - Постановление N 5/29), охрана авторским правом персонажа произведения предполагает, в частности, что только автору или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать персонаж любым способом.

Согласно п. 1 ст. 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации, другие лица не могут использовать результат интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом.

Использование результата интеллектуальной деятельности (в том числе использование способами, предусмотренными Кодексом), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную названным Кодексом, другими законами.

В соответствии с часть 1 статьи 1233 ГК РФ, правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный договор).

Заключение лицензионного договора не влечет за собой переход исключительного права к лицензиату.

Как разъяснили Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 43.2 Постановления от 26 марта 2009 года N 5/29 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации", компенсация подлежит взысканию при доказанности факта нарушения, при этом правообладатель не обязан доказывать размер понесенных убытков.

Следовательно, в предмет доказывания по данному делу входят как наличие определенного объекта интеллектуальной собственности, принадлежность авторских прав на этот объект либо исключительных прав на его использование истцу, так и незаконное использование этого объекта ответчиком. В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания указанных обстоятельств лежит на истце.

При рассмотрении настоящего дела судом установлено, а ответчиком не оспорено, что истец является обладателем исключительных авторских прав на изображения мультипликационного сериала «Смешарики» на основании лицензионного договора N 11-12/08 ИЛ/М от 11.12.2008, в том числе на изображения персонажей «Ежик».

Факт нарушения ответчиком исключительных прав истца подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, а именно: копией товарного чека от 20.12.2011 на сумму 105 руб., содержащим ИНН и ОГРН ответчика, и сам купленный товар - набор для вышивания крестом, которые в своей совокупности с осуществленной видеосъемкой совершенной покупки, подтверждают факт приобретения у ответчика товара - набора для вышивания крестом, на котором использованы (воспроизведены) изображения, имитирующие образы персонажей анимационного сериала «Смешарики» («Ежик»), приобщенного к материалам дела, и являются достаточным доказательством для признания заключенным договора розничной купли-продажи указанного диска в силу статьи 493 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Видеозапись (скрытая съемка) с учетом положений статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть признана надлежащим доказательством по делу, подтверждающим получение сведений о фактах, на основании которых арбитражный суд будет устанавливать наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования истца.

При данных обстоятельствах судом установлен факт распространения ответчиком товара - набора для вышивания крестом, на котором использовано (воспроизведено) изображение, имитирующее образ персонажа анимационного сериала «Смешарики» - «Ежик».

Изображение, воспроизведенное на экземпляре товара, реализованного ответчиком, и имитирующие персонажа анимационного сериала «Смешарики», обладает сходством с изображением персонажа «Ежик», правообладателем в отношении которого является истец.

Оценив сходность данных изображений с товарными знаками, руководствуясь общим восприятием не отдельных элементов, а товарных знаков в целом (общим впечатлением), проведя комплексный анализ сходства товарных знаков, учитывая не только визуальное и графическое сходство, но и различительную способность, суд усматривает возможность реального их смешения в глазах потребителей.

Поскольку для признания сходства товарных знаков достаточно уже самой опасности, а не реального их смешения в глазах потребителей, суд полагает, что изображения, размещенные на рассматриваемом образце товара, сходны до степени смешения с персонажем анимационного сериала «Смешарики» - «Ежик».

Кроме того, на образце товара отсутствуют сведения о производителе, правообладателе товарных знаков, лицензиате и номерах лицензий на право использования товарных знаков. Доказательств, подтверждающих, что истец передал ответчику права на использование данных товарных знаков, материалы дела, также, не содержат.

Таким образом, суд находит представленную истцом совокупность доказательств достаточной для установления наличия обстоятельств, обосновывающих требования иска, и иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела.

Исходя из этого, суд приходит к выводу о том, что действия ответчика по предложению к продаже товара, на котором воспроизведены изображения, имитирующие изображения, зарегистрированные в качестве товарных знаков, принадлежащих истцу, представляют собой самостоятельный способ использования объекта исключительных прав, и нарушают исключительные права истца на товарные знаки.

Согласно ч. 1 ст. 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации, товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными. Пунктом 1 части 4 данной нормы предусмотрено, что правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения.

В соответствии с п. 3 ст. 1252 Гражданского кодекса Российской Федерации, правообладатель, обратившийся за защитой права, освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков. Размер компенсации определяется судом в пределах, установленных названным Кодексом, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости.

Правообладатель вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай не правомерного использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации либо за допущенное правонарушение в целом.

Согласно пункту 43.3. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», рассматривая дела о взыскании компенсации в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, суд определяет сумму компенсации в указанных законом пределах по своему усмотрению, но не выше заявленного истцом требования. При этом суд не лишен права взыскать сумму компенсации в меньшем размере по сравнению с заявленным требованием, но не ниже низшего предела, установленного абзацем вторым статьи 1301, абзацем вторым статьи 1311, подпунктом 1 пункта 4 статьи 1414 или подпунктом 1 пункта 2 статьи 1537 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Размер подлежащей взысканию компенсации должен быть судом обоснован. При определении размера компенсации суд, учитывая, в частности, характер допущенного нарушения, срок незаконного использования результата интеллектуальной деятельности, степень вины нарушителя, наличие ранее совершенных лицом нарушений исключительного права данного правообладателя, вероятные убытки правообладателя, принимает решение, исходя из принципов разумности и справедливости, а также соразмерности компенсации последствиям нарушения.

Из пояснений истца следует, что заявленный им размер компенсации в 50 000 руб. (за нарушение исключительного авторского права на изображение мультипликационного сериала «Смешарики» изображение персонажа «Ежик») определен с учетом специфики аудитории, использующей товары под маркой «Смешарики», исходя из вреда, причиняемого большому количеству компаний-лицензиатов, а также включает расходы по защите интеллектуальной собственности истца.

Вместе с тем, исследовав обстоятельства дела, суд пришел к выводу о том, что истец не обосновал истребуемый размер компенсации конкретными обстоятельствами, доказательства причинения вреда потребителю, лицензиатам, равно как и документы, подтверждающие расходы по защите интеллектуальной собственности, истцом не представлены.

При этом суд принимает во внимание то обстоятельство, что истцом доказан единичный случай реализации ответчиком товара (набор вышивания крестом), имеющего обозначения, сходные до степени смешения с персонажем анимационного сериала «Смешарики» - «Ежик». Размер компенсации, о которой заявлено истцом, более чем в 400 раз превышает стоимость товара, реализованного ответчиком.

С учетом изложенного, исходя из принципа разумности и соразмерности суд считает необходимым снизить размер компенсации и удовлетворить требование о ее взыскании в сумме 20 000 руб.

В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины относятся на сторон пропорционально удовлетворенным требованиям.

Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить частично.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Анциферовой Ольги Борисовны (ИНН 246200538060, ОГРН 304246225800132, г. Красноярск) в пользу Smeshariki GmbH (Мюнхен, Германия) 20 000 руб. компенсации за нарушение исключительных авторских прав на персонаж мультипликационного сериала «Смешарики» - «Ежик» и 800 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины.

В остальной части иска отказать.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба на настоящее решение подаётся через Арбитражный суд Красноярского края.

     Судья

Л.А.Рудова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка