• по
Более 62000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 23 октября 2012 года Дело N А33-12076/2012

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 16 октября 2012 года. В полном объёме решение изготовлено 23 октября 2012 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Шевцовой Т.В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Российской Федерации в лице Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края (ИНН 2466133610, ОГРН 1052466189071, г. Красноярск)

к закрытому акционерному обществу «Новоенисейский лесохимический комплекс» (ИНН 2454012346, ОГРН 1022401504520, г. Лесосибирск Красноярского края)

о взыскании ущерба, причинённого государственному лесному фонду вследствие нарушения лесного законодательства,

при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца:

- Агентство лесной отрасли Красноярского края (ИНН 2466146986, ОГРН 107466002091, г. Красноярск);

- Краевое государственное казённое учреждение «Терянское лесничество» (ИНН 2407001308, ОГРН 1022400592103, Красноярский край, Богучанский район, п. Нижнетерянск),

при участии в судебном заседании: Переславцева А. В., представителя по доверенности от 20.04.2012 N 68-04/12,

при ведении протоколирования судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания Васильевой С. М.,

установил:

Российская Федерация в лице Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с иском к закрытому акционерному обществу «Новоенисейский лесохимический комплекс» о взыскании ущерба, причинённого государственному лесному фонду вследствие нарушения лесного законодательства, в размере 11 550 руб.

Исковое заявление принято к производству суда. Определением арбитражного суда от 03.08.2012 возбуждено производство по делу, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечены Агентство лесной отрасли Красноярского края и Краевое государственное казённое учреждение «Терянское лесничество».

Определением арбитражного суда от 13.09.2012 судебное заседание назначено на 16.10.2012 в 10 час. 15 мин.

Ответчик и третьи лица, извещённые надлежащим образом, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предварительное судебное заседание проводится в их отсутствие.

Истец исковые требования поддерживает, изложил свои доводы согласно исковому заявлению и представленным доказательствам, просит иск удовлетворить.

Ответчик письменный отзыв на иск не представил, исковые требования не оспорил.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства:

ответчик производил лесозаготовительную деятельность на лесном участке на основании договора аренды лесного участка от 10.09.2008 N 104-з, подписанного между Агентством лесной отрасли Красноярского края (арендодателем) и ЗАО «Новоенисейский химический комплекс» (арендатором).

Согласно пунктам 1, 2 договора арендодатель обязуется предоставить арендатору лесные участки из категории земель: земли лесного фонда общей площадью 52 966 га, сроком на 44 года, находящиеся в государственной собственности, определённые пунктом 2 договора.

Лесной участок площадью 44 706 га расположен в кварталах NN 58-63, 64 (за исключением выделов 14, 32), 65 (за исключением выделов 1, 21), 66, 67, 72 (за исключением выделов 4, 5, 12), 74 (за исключением выделов 10, 12, 18), 75, 76, 77 (за исключением выделов 39, 40), 78 (за исключением выделов 39, 40), 78 (за исключением выделов 15, 32, 33), 79 (за исключением выделов 2, 7, 18, 25), 80-90, 92, 93, 98, 99 (за исключением выделов 13, 23, 100, 119 (за исключением выделов 11, 25), 120 (за исключением выделов 17, 26, 27), 132-134, 137 (за исключением выделов 6, 24, 25), 138 (за исключением выделов 1, 15, 22, 23), 152-158, 159 (за исключением выделов18, 29, 30), 169-175, 176 (за исключением выделов 10, 11, 26, 27), 177 (за исключением выделов7, 8, 16, 28), 178 (4, 25, 26), 188, 189 (за исключением выделов17, 18), 195, 196, 212 Нижне - Терянского участкового лесничества Краевого бюджетного учреждения «Терянское лесничество», имеет номер учётной записи в государственном лесном реестре N 24-0228-2008-08-3353-1(1), предназначен для заготовки древесины.

Ежегодная арендная плата по договору составляет 5 972 470 руб. Арендатор вносит арендную плату согласно приложению N4 и представляет в течение одного месяца арендодателю копию платежного поручения (квитанцию), подтверждающего своевременное внесение платежей (пункты 5, 6 договора).

Договором определено, что арендатор обязан:

- ежегодно в установленном порядке подавать лесную декларацию (подпункт «г» пункта 13 договора);

- осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях, указанных в проекте освоения лесов и приложении N 6, за счет собственных средств (подпункт «ж» пункта 9 договора).

Срок действия договора установлен с момента государственной регистрации по 24.10.2052 года (пункт 26 договора).

Указанный договор 30.12.2008 зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю.

Арендодатель передал арендатору вышеуказанный лесной участок по акту приема-передачи лесного участка в аренду.

21.12.2009 ответчиком в Агентство лесной отрасли Красноярского края подана лесная декларация, по которой он заявил, что в 2010 году будет использовать леса для заготовки древесины на лесном участке, предоставленном в аренду по договору аренды лесного участка от 10.09.2008 N 104-з. В приложении к декларации указан квартал N 93, выделы N 16, лесосека N 8 Каменского участкового лесничества Терянского лесничества.

Согласно акту осмотра лесосеки от 21.12.2010 комиссионно с участием представителей лесничества и ответчика произведён натурный осмотрлесосеки в Каменском участковом лесничестве в квартале 93, лесосека N 8, площадь 7,1 га, лесная декларация от 21.12.2009 по окончании срока действия на предмет выявления нарушений лесного законодательства. В результате осмотра лесосеки установлено, что из - за глубокого снежного покрова по окончании срока действия лесной декларации по факту выявления нарушений необходимо перенести по согласованию с лесопользователем на бесснежный период 27.05.2011.

Извещением от 10.05.2011 ответчик уведомлён о проведении 27.05.2011 в 10 часов обследования лесосеки N 8 по лесорубочному билету л/д, дата выдачи 21.12.2009, N квартала 93 и ему предложено направить представителя для участия в обследовании, что подтверждается почтовой квитанцией и выпиской с сайта Почты России.

Согласно акту натурного осмотра лесосеки от 27.05.2011 N 8 и сообщению о нарушениях требований лесного законодательства при проведении рубок и других видов использования лесов от 27.05.2011 лесничий Половинский А. В., помощник лесничего Иванова А. В. и представитель ответчика Солдатов А. А. произвели осмотр лесного участка на территории Каменского участкового лесничества, лесничества «Терянское» квартал 98, лесосека 8. Полномочия представителя ответчика Солдатова А. А. подтверждены доверенностью от 26.05.2011 N 60-юр., представитель от подписи в акте и сообщении отказался.

В ходе осмотра установлен факт загрязнения или захламления лесов на площади 1,6 га, сумма ущерба составляет 11 550 руб.

Расчет причиненного ущерба произведен истцом, исходя из площади неочищенного места рубок (1,6 га), стоимости затрат, связанных с очисткой территории и приведением её в состояние, пригодное для дальнейшего использования (1 443 руб. 75 коп.), 5 - пятикратный размер затрат согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273. В подтверждение затрат истец представил расчетно-технологическую карту на очистку лесосек от порубочных остатков.

Истец направил ответчику письменную претензию от 12.12.2011 с предложением добровольно оплатить ущерб в размере 11 550 руб. Претензия получена представителем ответчика Логиновым Н. П. по доверенности от 22.11.2011.

Оплата ущерба ответчиком не произведена, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

В подтверждение исковых требований истец также предоставил план отвода лесосеки, абрис лесосеки в акту натурного осмотра от 27.05.2011 N 8, расчет-расшифровку.

Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам:

согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом иными правовыми актами, а также действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательств, одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии со статьей 2 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации издает нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 74 Лесного кодекса заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Кодекса.

Статьей 3 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» от 04.12.2006 N 201-ФЗ земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. На основании статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Из положений части 1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 следует, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, полномочия по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

Исходя из положений статей 82, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Положения об Агентстве лесной отрасли Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2008 N 18-п, права владения, пользования и распоряжения землями лесного фонда на территории Красноярского края осуществляет Агентство лесной отрасли Красноярского края.

Полномочия на обращение в арбитражный суд с исками по делам о привлечении к ответственности за совершение лесонарушений в соответствии с пунктом 12 части 3 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации реализуются в рамках осуществления функций по контролю и надзору за обеспечением соблюдения лесного законодательства.

В силу части 6 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления государственного контроля и надзора устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394 утверждено Положение об осуществлении государственного контроля и надзора, согласно подпункту «м» пункта 8 которого право предъявлять иски в суд в пределах своей компетенции имеют должностные лица, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор

В Красноярском крае Служба, действующая на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2008 N 19-п, осуществляет государственный контроль и надзор в области, помимо прочих, лесных отношений.

Согласно статье 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации

Обязанность полного возмещения вреда окружающей среде, причиненного субъектом хозяйственной и иной деятельности, прямо предусмотрена пунктом 3 статьи 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N7-ФЗ. Кроме того, в силу пункта 1 статьи 78 данного Закона определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Пунктом 2 названной статьи закона определено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В силу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется Правилами заготовки древесины, Правилами санитарной безопасности в лесах, Правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Приказом Министерства природных ресурсов от 16.07.2007 N184 утверждены Правила заготовки древесины, пунктом 60 которого установлено, что при производстве работ по заготовке древесины должна обеспечиваться очистка лесосек от порубочных остатков, неликвидной древесины и валежника, мешающих проведению лесовосстановительных работ (очистка мест рубок).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах, в соответствии с пунктом 39 которых при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации

В соответствии с пунктом 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

Необходимость установления требований по очистке лесов от порубочных остатков определенными способами связана с биологическими свойствами леса, необходимостью его восстановления и защиты от негативного воздействия.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» утверждены таксы и методика для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства.

В соответствии с пунктом 52 Правил заготовки древесины организация и проведение работ по заготовке древесины осуществляются в соответствии с технологической картой разработки лесосеки, которая составляется на каждую лесосеку перед началом ее разработки на основе данных отвода и таксации.

В технологической карте разработки лесосек указывается: принятая технология и сроки проведения работ по заготовке древесины, схемы размещения лесных дорог, волоков, погрузочных пунктов, складов, стоянок машин и механизмов, объектов обслуживания; площадь, на которой должны быть сохранены подрост и деревья второго яруса, процент их сохранности, способы очистки от порубочных остатков, мероприятия по предотвращению эрозионных процессов, другие характеристики.

Согласно приложению N4 к постановлению Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 размер ущерба составляет 5-кратный размер затрат, связанных с очисткой территории и приведением её в состояние, пригодное для дальнейшего использования.

Материалами дела подтверждается и не оспаривается ответчиком факт неочистки мест рубок на площади 1,6 га, что свидетельствует о причинении вреда лесам вследствие нарушения ответчиком лесного законодательства.

Расчет причиненного ущерба в размере 11 550 руб. произведен истцом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 и является верным.

Частью 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусмотрено, что обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Учитывая доказанность всех элементов гражданско-правовой ответственности, исковое требование истца в размере 11 550 руб. является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации подлежат зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в следующем порядке: за нарушение лесного законодательства, установленное на лесных участках, находящихся в федеральной собственности, в собственности субъектов Российской Федерации, в муниципальной собственности, - соответственно в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет по нормативу 100 процентов.

Учитывая, что лесной фонд, которому был причинен вред, относится к федеральной собственности, ущерб подлежит взысканию в доход федерального бюджета.

В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что госпошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.

Госпошлина, исчисленная от суммы иска по настоящему делу, составляет 2 000 руб.

В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

Учитывая обоснованность исковых требований, а также то обстоятельство, что истец освобожден от уплаты госпошлины, госпошлина в размере 2 000 руб. подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

иск удовлетворить.

Взыскать с закрытого акционерного общества «Новоенисейский лесохимический комплекс» (ИНН 2454012346, ОГРН 1022401504520, г. Лесосибирск Красноярского края) в доход федерального бюджета (КБК 053 116 90010 01 0000 140) 11 550 руб. ущерба, причинённого государственному лесному фонду вследствие нарушения лесного законодательства.

Взыскать с закрытого акционерного общества «Новоенисейский лесохимический комплекс» (ИНН 2454012346, ОГРН 1022401504520, г. Лесосибирск Красноярского края) в доход федерального бюджета 2 000 руб. государственной пошлины.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба на настоящее решение подаётся через Арбитражный суд Красноярского края.

     Судья

Т.В.Шевцова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А33-12076/2012
Принявший орган: Арбитражный суд Красноярского края
Дата принятия: 23 октября 2012

Поиск в тексте