АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 25 октября 2012 года Дело N А33-12903/2012

г. Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 18 октября 2012 года.

В полном объеме решение изготовлено 25 октября 2012 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Чурилиной Е.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Красноярской транспортной прокуратуры

к заместителю главного государственного инспектора Красноярского края по использованию и охране земель, исполняющему обязанности начальника отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю

об оспаривании постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 02.08.2012,

с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Фрегат»,

при участии:

от заявителя: Горбулевой О.О. на основании служебного удостоверения,

от ответчика: Нестеренко А.В. на основании доверенности от 02.05. 2012 N 70-60/79, Каспрука С.Б. на основании доверенности от 02.05.2012 N 70-60/85,

при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Киселевич Д.В.,

установил:

Красноярская транспортная прокуратура обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к заместителю главного государственного инспектора Красноярского края по использованию и охране земель, исполняющему обязанности начальника отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю об оспаривании постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 02.08.2012.

Заявление принято к производству суда. Определением от 17.09.2012 возбуждено производство по делу; к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Фрегат».

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Красноярской транспортной прокуратурой 11.07.2012 проведена проверка соблюдения земельного законодательства в пределах полосы отвода Красноярской железной дороги - филиала ОАО «РЖД».

В ходе проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:34, площадью 1311204,00 кв.м., расположенный по адресу: г. Красноярск, Ленинский район, находится в федеральной собственности и передан ОАО «РЖД» в лице Красноярской железной дороги на основании договоров аренды от 27.07.2004 N 50-9, от 08.07.2005 N 50-24, от 07.06.2007 N 50-48 на 49 лет.

Земельный участок с кадастровым номером 24:50:0500375:18 по адресу: г.Красноярск, Ленинский район, ул. Глинки, 1 «К» (ул. Трактовая, 1 «К»), площадью 68 кв.м. принадлежит обществу с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Фрегат» (далее по тексту - ООО «ТД «Фрегат») на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права от 07.05.2010 серии 24 ЕИ N 654294) и используется им под размещение и эксплуатацию автозаправочной станции «Арника».

Кроме того в ходе проверки установлено, что ООО «ТД «Фрегат» используется часть земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:0034, расположенного по адресу: г.Красноярск, Ленинский район, ул. Глинки, 1 «К», общей площадью 76 кв.м. в целях размещения подземного резервуара для сбора ливневых вод площадью 54 кв.м. и кирпичного здания (туалета), включая проходы к нему площадью 22 кв.м. без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов.

По результатам проверки Красноярским транспортным прокурором в отношении ООО «ТД «Фрегат» вынесено постановление от 16.07.2012 о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1. Кодекса Российской Федерации административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).

Указанное постановление и материалы дела направлены на рассмотрение в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю.

Постановлением о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 02.08.2012 производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «ТД «Фрегат» прекращено в связи с повторным привлечением общества к административной ответственности.

Несогласие Красноярской транспортной прокуратуры с прекращением производства по делу явилось поводом ее обращения в Арбитражный суд Красноярского края

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Пунктом 3 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что дела об административных правонарушениях подведомственны арбитражному суду, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к его компетенции.

В силу части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Согласно части 1 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в главе 25 настоящего Кодекса и федеральном законе об административных правонарушениях.

Исходя из взаимосвязанного толкования пункта 3 статьи 29, статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 30.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, в том числе связанные с оспариванием постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, подведомственные арбитражному суду, подлежат рассмотрению по правилам главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 15 «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе» разъяснено, что с учетом части 1 статьи 202 и части 1 статьи 207 АПК РФ, поскольку главой 25 Кодекса не установлено иное, полномочия прокурора на участие в делах об административных правонарушениях определяются в соответствии с КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 30.10 КоАП РФ не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные статьями 30.1, 30.2, частями 1 и 3 статьи 30.3 настоящего Кодекса.

На основании изложенного, заявление Красноярской транспортной прокуратуры подано уполномоченным лицом и подлежит рассмотрению арбитражным судом по правилам главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Пунктом 1 части 1 статьи 25.11 КоАП РФ предусмотрено, что прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении. Указанное право прокурора закреплено также статьей 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Согласно статье 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.

Следовательно, при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 16.07.2012 Красноярский транспортный прокурор действовал в рамках полномочий, предоставленных ему вышеназванными нормативными актами.

В соответствии с пунктом 3 Положения о государственном земельном контроле, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 689 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют контроль за соблюдением выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.

Согласно части 1 статьи 23.21 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.1 настоящего Кодекса.

Частью 2 статьи 23.21 КоАП РФ предусмотрено, что рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе главные государственные инспектора городов и районов по использованию и охране земель, их заместители.

Оспариваемое заявителем постановление вынесено заместителем главного государственного инспектора Красноярского края по использованию и охране земель, исполняющим обязанности начальника отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, следовательно, уполномоченным лицом.

Статьей 7.1 КоАП РФ установлена ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.

Объективная сторона вменяемого обществу правонарушения выражается в самовольном занятии ООО «ТД «Фрегат» земельного участка.

Обстоятельства, свидетельствующие, по мнению заявителя, о наличии в действиях общества события административного правонарушения изложены в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 16.07.2012.

По результатам рассмотрения указанного постановления уполномоченным должностным лицом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 02.08.2012.

Основанием прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО «ТД «Фрегат» явилось наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания (пункт 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).

По пункту 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела.

В соответствии с частью 5 статьи 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

При анализе материалов дела об административном правонарушении, возбуждённого Красноярским транспортным прокурором 16.07.2012 в отношении ООО «ТД «Фрегат» и материалов дела об административном правонарушении N5.02-ТП/12, административным органом установлено, что предметом проверок, в результате которых выявлены нарушения земельного законодательства, является часть земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:0034, расположенного по адресу: г.Красноярск, Ленинский район, ул.Глинки, 1 «К», общей площадью 76 кв.м.; событие и состав правонарушения установлены в отношении одного и того же земельного участка: самовольное занятие ООО «Торговый дом «Фрегат» части земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:0034 в целях размещения подземного резервуара для сбора ливневых вод (площадь 54 кв.м.) и туалета в кирпичном исполнении (общая площадь которого, включая проход к нему составляет 22 кв.м.); субъектом правонарушения по вышеуказанным делам является одно лицо - ООО «Торговый дом «Фрегат».

Согласно оспариваемому постановлению постановлением заместителя главного государственного инспектора г.Красноярска по использованию и охране земель от 10.04.2012 по делу N 5.02-ТП/12 ООО «ТД «Фрегат» привлечено к административной ответственности по статье 7.1 КоАП РФ за самовольное занятие земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:0034, площадью 76 кв.м., являющегося федеральной собственностью, расположенного в полосе отвода железной дороги по адресу: г.Красноярск, Ленинский район, ул.Глинки, 1 «К»; обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.

16.07.2012, то есть после вступления в законную силу вышеуказанного постановления, Красноярским транспортным прокурором вновь вынесено постановление о возбуждении в отношении ООО «ТД «Фрегат» дела об административном правонарушении по статье 7.1 КоАП РФ.

Основанием его вынесения послужило нарушение обществом требований земельного законодательства, выразившееся также в самовольном занятии части земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:0034, площадью 76 кв.м., расположенного по адресу: г.Красноярск, Ленинский район, ул. Глинки, 1 «К»,

Правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ, является длящимся и начинается с момента совершения противоправного действия или противоправного бездействия, сопряжено с длительным неисполнением лицом возложенной на него обязанности и прекращается вследствие действий самого лица, направленных к прекращению правонарушения, либо вследствие вмешательства государства в лице уполномоченных органов, направленного на пресечение правонарушения.

Вынесение постановления о привлечении юридического лица к административной ответственности свидетельствует о пресечении длящегося правонарушения, и, следовательно, о его прекращении.

Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено (часть 4 ст. 4.1 КоАП РФ).

Продолжение использования обществом спорного земельного участка без законных на то оснований после вынесения ответчиком постановления от 10.04.2012 по делу N 5.02-ТП/12 и вступления его в законную силу свидетельствует о совершении обществом иного однородного длящегося правонарушения.

Следовательно, продолжение противоправного поведения правонарушителя после установления всех признаков административного правонарушения носит самостоятельный характер и свидетельствует о новом событии аналогичного правонарушения.

Таким образом, повторное привлечение общества к административной ответственности по статье 7.1 КоАП РФ отсутствует.

Изложенное свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления, в связи с чем заявление Красноярского транспортного прокурора подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Заявление Красноярского транспортного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление заместителя главного государственного инспектора Красноярского края по использованию и охране земель, исполняющего обязанности начальника отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю от 02.08.2012 о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Фрегат».

Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

     Судья

Е.М.Чурилина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка