АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 02 ноября 2012 года Дело N А33-15029/2012

г. Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 26 октября 2012 года

В полном объеме решение изготовлено 02 ноября 2012 года

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Чурилиной Е.М.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярс

ка

к индивидуальному предпринимателю Бурде Василию Владимировичу (ИНН 246409224379, 246409224379, ОГРН 309246806200119, 309246806200119)

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Сысоевой Н.С. на основании доверенности от 28.03.2012, Карликова В.Н. на основании доверенности от 14.05.2012,

при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Киселевич Д.В.

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Бурды Василию Владимировичу (далее по тексту - индивидуальный предприниматель Бурда В.В.) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).

Заявление принято к производству суда. Определением от 26.09.2012 возбуждено производство по делу.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

Индивидуальный предприниматель Бурда В.В. зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 309246806200119.

Должностным лицом административного органа 29.04.2012 в магазине «DNS», расположенном по адресу: г. Красноярск, ул. К. Маркса, 95 к.1 ТЦ «Евразия», принадлежащем ООО «ДНС Трейд», проведена проверка в рамках финансового контроля.

По результатам проверки должностным лицом административного органа составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 29.04.2012 N 1, протокол от 31.05.2012 N 1217 об административном правонарушении предусмотренном частью 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), зафиксировавшие факт проведения стимулирующей лотереи без направления в установленном порядке уведомления о ее проведении.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения административного органа в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (статьи 202-206).

Частью 1 статьи 28.3. КоАП РФ установлено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ «О лотереях» (далее по тексту - Федеральный закон от 11.11.2003 N 138-ФЗ) предусмотрено, что контроль за проведением лотерей осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 5.1.8. и 5.12. Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба осуществляет контроль и надзор за проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей; рассматривает уведомления о проведении стимулирующих лотерей.

В силу части 2 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Согласно пункту 84 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов, регулирующих отношения в области организации и проведения лотерей.

По части 4 статьи 28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

Перечнем должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденным Приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 02.08.2005 N САЭ-3-06/354@, установлено, что протоколы об административном правонарушении в инспекциях Федеральной налоговой службы по районам в городах вправе составлять, в том числе главный государственный налоговый инспектор.

Протокол об административном правонарушении от 31.05.2012 N 1217 составлен главным государственным налоговым инспектором, следовательно, уполномоченным лицом.

Согласно статье 1.6. КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

По статье 2.1 КоАП РФ признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 14.27 КоАП РФ проведение лотереи без полученного в установленном порядке разрешения или без направления в установленном порядке уведомления влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей

В примечании статьи 2.4 КоАП РФ дано понятие должностного лица, при этом лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Объективная сторона вменяемого предпринимателю правонарушения выражается в проведении лотереи без направления в установленном порядке уведомления.

Правовую основу государственного регулирования отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, в том числе виды и цели проведения лотерей, порядок их организации и проведения на территории Российской Федерации, определяет Федеральный закон от 11.11.2003 N 138-ФЗ, устанавливающий также обязательные нормативы лотерей, порядок осуществления контроля за их организацией и проведением, а также ответственность лиц, участвующих в организации и проведении лотерей.

Согласно статье 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ под лотереей понимается игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ виды лотереи, проводимой на территории Российской Федерации, определяются в зависимости от способа ее проведения, способа формирования призового фонда лотереи, территории ее проведения, организатора лотереи и технологии проведения лотереи.

Подпунктом 2 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ предусмотрено, что лотерея в зависимости от способа формирования ее призового фонда подразделяется на лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея).

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 7 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ право на проведение стимулирующей лотереи возникает, в том числе в случае, если в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Уведомление о проведении стимулирующей лотереи должно содержать указание на срок, способ, территорию ее проведения и организатора такой лотереи, а также наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи.

При этом уведомление о проведении стимулирующей лотереи с приложением документов должно быть направлено организатором стимулирующей лотереи в указанный в части 1 настоящей статьи соответствующий уполномоченный орган не менее чем за двадцать дней до дня проведения стимулирующей лотереи (пункт 3 статьи 7 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ условия стимулирующей лотереи утверждаются организатором стимулирующей лотереи.

По пункту 2 статьи 9 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ условия стимулирующей лотереи включают в себя: наименование стимулирующей лотереи, если оно имеется; указание на способ проведения стимулирующей лотереи и территорию ее проведения; наименование организатора стимулирующей лотереи с указанием его юридического и почтового адресов, банковских реквизитов, идентификационного номера налогоплательщика и сведений об открытии счетов в кредитной организации; сроки проведения стимулирующей лотереи; права и обязанности участников стимулирующей лотереи; порядок проведения розыгрыша призового фонда стимулирующей лотереи, алгоритм определения выигрышей; порядок и сроки получения выигрышей; порядок информирования участников стимулирующей лотереи об условиях этой лотереи.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ призовой фонд лотереи образуется или за счет выручки от проведения лотереи, или за счет организатора стимулирующей лотереи. Призовой фонд лотереи используется исключительно на выплату, передачу или предоставление выигрышей выигравшим участникам лотереи.

Из содержания приведенных норм следует, что для привлечения предпринимателя к административной ответственности по части 1 статьи 14.27 КоАП РФ за проведение стимулирующей лотереи без направления соответствующего уведомления необходимо доказать наличие совокупности следующих обстоятельств:

- наличие призового фонда (совокупности денежных средств, иного имущества или услуг, предназначенных для выплаты, передачи или предоставления выигрышей согласно условиям лотереи), сформированного за счет средств организатора лотереи;

- наличие договора между организатором лотереи и участником лотереи, оформленного выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом;

- проведение организатором лотереи или по его поручению оператором лотереи розыгрыша призового фонда лотереи с использованием лотерейного оборудования на основании принципа случайного определения выигрышей;

- выплата, передача или предоставление выигрышей участникам лотереи;

- отсутствие уведомления в соответствующем уполномоченном органе,

а также установить день проведения стимулирующей лотереи в целях установления факта проведения стимулирующей лотереи без соответствующего уведомления в установленный частью 3 статьи 7 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ срок.

Факт проведения предпринимателем лотереи без направления в установленном порядке уведомления признается предпринимателем, подтверждается материалами дела (в том числе протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 29.04.2012 N 1, фотографиями к указанному протоколу, протоколом об административном правонарушении от 31.05.2012 N 1217, объяснением предпринимателя от 29.04.2012, протоколом опроса свидетеля от 10.08.2012, рекламным проспектом акции «Мегапризы», видеосъемкой).

Из вышеприведенных материалов дела, а также соглашения об условиях проведения рекламной акции от 01.04.2012, распоряжения «В целях повышения эффективности продаж», письма ООО «ДНС Трейд», пояснения директора ООО «ДНС Трейд» Трошиной С.В., актов списания N КРП-000013 от 30.04.2012, N КРП-000014 от 30.04.2012 следует что, в целях привлечения покупателей и повышения покупательского спроса индивидуальным предпринимателем Бурда В.В. в магазине «DNS» проводилась стимулирующая лотерея, отвечающая признакам, указанным в статье 9 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ, а именно акция «Мегапризы».

Организатором и учредителем акции «Мегапризы» является индивидуальный предприниматель Бурда В.В.

Для того чтобы стать участником розыгрыша необходимо было приобрести любой телевизор в цифровых магазинах «DNS» с 16.04.2012 по 29.04.2012, при этом при покупке товара администратором магазина выдавался на кассе специальный купон с отрывным талоном, т.е. каждый покупатель, совершивший покупку в период с 16.04.2012 по 29.04.2012 получал на кассе у администратора указанного магазина специальный купон участника с отрывным талоном (на каждый купленный телевизор покупатель получал 1 купон. Покупатель, приобретая телевизор, автоматически становился участником розыгрыша призов. На отрывном талоне проставлены конкретный номер, строки для заполнения ФИО участника розыгрыша, номер чека; на купоне участника лотереи указаны дата проведения розыгрыша, место и время проведения розыгрыша, информация об организаторе розыгрыша, конкретный номер чека. После заполнения купона, покупатель сбрасывает первую часть купона в специальное устройство - барабан (лототрон), который расположен у кассы продавца, а вторую часть сохраняет у себя. Акция «Мегапризы» проводилась на территории г. Красноярска. Все условия акции были размещены на сайте www.кгаsпоуагsк.dns-shop.ги, в магазинах «DNS», расположенных по адресам: пр. Красноярский рабочий, 27/78 ТК «Мега», пр. Красноярский рабочий, 150и, DNS «На Затоне», проспект Металлургов, 53г, DNS «На Лазо», ул. К. Маркса, 95 к.1 ТЦ «Евразия», ул. Весны, 26, DNS «На Взлетке», ул. К. Армии, 10 ТК «Квант», ул. Телевизорная, DNS «На Свободном», ул. 9 Мая, 24 ТК «Май»; информацию об акции можно было уточнить по телефонам вышеуказанных магазинов.

Призы разделены между двумя розыгрышами (22.04.2012 и 29.04.2012), первый этап розыгрыша призов акции «Мегапризы» состоялся 22.04.2012; разыгрывались планшет в количестве одной единицы, смартфон в количестве одной единицы, коммуникатор в количестве двух единиц, флешки в количестве десяти единиц. Для получения приза покупателю необходимо было обязательно присутствовать на церемонии розыгрыша 22.04.2012 в 15 часов возле ТЦ «Евразия» по адресу: г. Красноярск, ул. К. Маркса 95 к.1.

Победитель акции определялся путем случайного выбора купона участников из всей массы купонов, поступивших в лотерейный барабан, за период проведения акции. Дети, которые пришли с родителями и присутствовали на розыгрыше призов, поочередно были выбраны ведущим и доставали из специального устройства - барабана (лототрона) купоны участников, ведущий церемонии розыгрыша призов озвучивал фамилию, имя, отчество и номер купона, данные указаны были на купонах участников акции. Ребенок рукой, путем случайного выбора, доставал купоны из барабана. Первые 10 вытянутых купонов получили флеш память 8гб, купоны, которые вытянули 11 и 12, получили «НТС Ехр1огег В1аск». купон вытянутый 13-м получил «Iрhопе 4» 8гб, купон вытянутый 14-м «Irad 2» 16гб. Выдача призов была осуществлена непосредственно на месте и во время проведения розыгрыша призов сразу после предъявления и проверки купона-победителя акции с 15 часов 00 минут до 16 часов 00 минут местного времени. Выплата денежного эквивалента стоимости призов не допускалась.

29.04.2012 в 15 часов 00 минут на территории, расположенной перед входом в магазин ТЦ «Евразия», расположенном по адресу: г. Красноярск, ул. К. Маркса, 95 к.1, состоялся второй розыгрыш призов акции 22.04.2012. Первые 10 вытянутых купонов получили флеш память 8гб, купоны, которые вытянули 11 и 12, получили «НТС Ехр1огег В1аск». купон вытянутый 13-м получил «Iрhопе 4» 8гб, купон вытянутый 14-м «Irad 2» 16гб.

Выдача призов осуществлена непосредственно на месте и во время проведения розыгрыша призов сразу после предъявления и проверки купона-победителя акции с 15 часов 00 минут до 16 часов 00 минут местного времени. Одними из победителей розыгрыша стали следующие участники: Маторина О.В. (номер купона N 0780, номер чека РД8-004269); Носенко С.Д. (номер купона N 1935, номер чека РД5-003764); Колегов А.А. (номер купона N 1012, номер чека РД9-011158); Зотина М.А. (номер купона N 2061, номер чека РД2-009877); Берховецкий В.Ю. (номер купона N 2417, номер чека РД6-008861); Квасков К.С. (номер купона N 2831, номер чека РД8-004280); Каваляускас М.Ю. (номер купона N 2673, номер чека РД5-015909); Мирошникова И.В. (номер купона N 0152, номер чека РД1-187044). Призовой фонд акции «Мегапризы» сформирован за счет организатора акции, то есть, за счет средств предпринимателя.

При указанных обстоятельства, суд полагает, что административным органом доказан факт проведения предпринимателем стимулирующей лотереи.

Вместе с тем уведомление о проведении стимулирующей лотереи с приложением необходимых документов в соответствующий уполномоченный орган в законодательно установленный срок индивидуальным предпринимателем Бурда В.В. не направлено. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.

При указанных обстоятельствах, вышеуказанные действия (бездействие) ответчика содержат признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.27 КоАП РФ.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

По части 1 статьи 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 2 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.