АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 02 ноября 2012 года Дело N А33-12786/2012

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 01 ноября 2012 года.

В полном объеме решение изготовлено 02 ноября 2012 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Е.А. Ивановой, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Артель старателей Ангара-Север» (ИНН 2464076765, ОГРН 1052464089996)

к Управлению по недропользованию по Красноярскому краю

о признании приложения N 1 к лицензии на право пользования недрами КРР 02268 БР, в части указания границ и площади лицензионного участка недействительным;

обязании восстановить нарушенные права и законные интересы, путем внесения изменений в приложение N 1 к лицензии на право пользования недрами КРР 02268 БР, указав размер площади участка р. Тюрепина 14, 2 кв.км. и ограничив границы лицензионного участка угловыми точками,

при участии:

представителя заявителя: В.М. Папкова на основании доверенности от 03.08.2012,

представителя ответчика: Р.Р. Яхина на основании доверенности N 04-2/1569 от 30.07.2012,

эксперта Махневой Г.Г. на основании паспорта,

при ведении протокола судебного заседания, аудиозаписи судебного заседания секретарем судебного заседания А.А. Чурсиной,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Артель старателей Ангара-Север» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению по недропользованию по Красноярскому краю (Красноярскнедра) о признании приложения N 1 к лицензии на право пользования недрами КРР 02268 БР, в части указания границ и площади лицензионного участка недействительным; обязании восстановить нарушенные права и законные интересы, путем внесения изменений в приложение N 1 к лицензии на право пользования недрами КРР 02268 БР, указав размер площади участка р. Тюрепина 14, 2 кв.км. и ограничив границы лицензионного участка угловыми точками.

Заявление принято к производству суда. Определением от 15.08.2012 возбуждено производство по делу.

Представитель заявителя требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении.

Представитель ответчика заявленные требования не признал, сослался на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление.

По ходатайству заявителя проведена геологическая экспертиза, заключение эксперта представлено в материалы дела.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью «Артель старателей Ангара-Север» (далее по тексту - ООО «Артель старателей Ангара-Север») зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1052464089996.

Управлением по недропользованию по Красноярскому краю 06.09.2011 проведен аукцион на право пользования недрами с целью разведки и добычи россыпного золота на объекте: участки рек Тюрепина и Чембуглы, притоки р. Б. Мурожная в Мотыгинском районе Красноярского края на условиях, утвержденных Федеральным агентством по недропользованию.

В указанном аукционе приняло участие ООО «Артель старателей Ангара-Север».

По итогам проведения аукциона ответчиком издан приказ от 20.09.2011 N 181 «Об утверждении итогов аукциона на право пользования недрами с целью разведки и добычи россыпного золота на объекте Участки рек Тюрепина и Чембуглы, притоки р. Б. Мурожная в Мотыгинском районе Красноярского края», согласно которому победителем аукциона признано ООО «Артель старателей Ангара-Север», заявившее готовность уплатить разовый платеж за пользование недрами в сумме 3 300 000 рублей.

В соответствии с пунктом 2 названного приказа и в связи с оплатой разового платежа за пользование недрами ООО «Артель старателей Ангара-Север» ответчиком выдана лицензия серии КРР N 02268 БР на пользование недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи россыпного золота на объекте участки рек Тюрепина и Чембуглы, притоки р. Б. Мурожная.

ООО «Артель старателей Ангара-Север» 13.06.2012 направило в адрес ответчика заявку на внесение изменений в лицензию КРР N 02268 БР в части корректировки границ лицензионной площади - увеличив ее с 7,1 до 14,2 км. кв.

Согласно протоколу заседания комиссии для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр на территории Красноярского края от 18.06.2012 N 56 Управление по недропользованию по Красноярскому краю рекомендовало отказать ООО «Артель старателей Ангара-Север» во внесении изменений в лицензию КРР 02268 БР, поскольку в действующем законодательстве и подзаконных нормативных актах отсутствуют соответствующие основания.

Заявитель считает указанный протокол незаконным и нарушающим его права и законные интересы, в связи с чем обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

В соответствии с пунктами 1 и 4 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 293 (далее по тексту - Положения от 17.06.2004 N 293), Федеральное агентство по недропользованию является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования. Федеральное агентство по недропользованию осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Пунктами 5.3.6, 5.3.7, 5.3.8, 5.3.9 Положения от 17.06.2004 N 293 предусмотрено, что Федеральное агентство по недропользованию осуществляет принятие решений о предоставлении права пользования участками недр в установленном законодательством Российской Федерации порядке, утверждении итогов конкурсов или аукционов на право пользования участками недр в установленном законодательством Российской Федерации порядке; выдачу, оформление и регистрацию лицензий на пользование недрами; внесение изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформление лицензий.

Согласно пункту 1 Положения об Управлении по недропользованию по Красноярскому краю, утверждённого Приказом Федерального агентства по недропользованию от 19.01.2007 N 57 (далее по тексту - Положение от 19.01.2007 N 57), Управление по недропользованию по Красноярскому краю является территориальным органом регионального уровня, осуществляющим функции Федерального агентства по недропользованию по оказанию услуг.

Пунктами 4.3.4, 4.3.6, 4.3.7. и 4.3.8. Положения от 19.01.2007 N 57 предусмотрено, что Управление по недропользованию по Красноярскому краю осуществляет принятие решений об утверждении итогов конкурсов или аукционов на право пользования участками недр в установленном законодательством Российской Федерации порядке, о предоставлении права пользования участками недр в установленном законодательством Российской Федерации порядке; выдачу, оформление и регистрацию лицензий на пользование недрами; внесение изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформление лицензий.

Лицензия на пользование недрами серии КРР N 02268 БР выдана Управлением по недропользованию по Красноярскому краю, следовательно, уполномоченным лицом в рамках установленной компетенции.

Вместе с тем суд полагает, что оспариваемое в части приложение к лицензии нарушает права и законные интересы заявителя на основании следующего.

Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр в Российской Федерации регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» (далее по тексту - Закон от 21.02.1992 N 2395-1).

Статья 7 Закона от 21.02.1992 N 2395-1 определяет, что в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.

При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.

Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 настоящего Закона документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.

Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.

При предоставлении участка недр в пользование в соответствии с соглашением о разделе продукции при поисках, разведке и добыче минерального сырья горный или геологический отвод оформляется в границах, определенных указанным соглашением.

По пункту 4 статьи 10.1. Закона от 21.02.1992 N 2395-1 основаниями возникновения права пользования участками недр являются решение конкурсной или аукционной комиссии о предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых.

В соответствие со статьей 11 Закона от 21.02.1992 N 2395-1 предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Согласно пунктам 4 и 7 статьи 12 Закона от 21.02.1992 N 2395-1 лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать указание границ земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

Пунктом 1 статьи 22 Закона от 21.02.1992 N 2395-1 предусмотрено, что пользователь недр имеет право использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии или в соглашении о разделе продукции.

Как следует из материалов дела, по итогам проведения аукциона на условиях, утвержденных Федеральным агентством по недропользованию, ООО «Артель старателей Ангара-Север» выдана лицензия серии КРР N 02268 БР на право геологического изучения, разведки и добычи россыпного золота на объекте участки рек Тюрепина и Чембуглы, притоки р. Б. Мурожная.

В соответствии с порядком и условиями проведения аукционов на право пользования недрами с целью разведки и добычи россыпного золота, в том числе на объекте долина р. Тюрепина определены границы лицензионного участка, которые в плане ограничены угловыми точками с соответствующими координатами; площадь предлагаемого к лицензированию участка недр установлена в 7,1 кв.км. Россыпь в долине р. Тюрепина состоит из двух залежей. Первая залежь длиной 10,94 км, средней шириной 57 м, мощность песков 1.4 м, торфов 2.7 м. Вторая залежь имеет протяженность 1200 м, среднюю ширину 120 м, мощность песков 1.5 м, торфов 2.6 м. По результатам разведки полученные запасы утверждены ТКЗ протоколом N 519 в 2001 и учитываются Госбалансом для раздельной отработки в количестве: категория С1 - пески - 238 тыс. мі, золото - 124 кг. при среднем содержании 521 мг/мі ; категория С2 - пески -79 тыс. мі, золото - 59 кг с содержанием 747 мг/мі, забалансовые: пески - 162 тыс. мі, золото-64 кг, содержание 395 мг/мі; для дражной отработки: горная масса -1 971 тыс. мі, золото 260 кг, среднее содержание 132 мг/мі.

Вместе с тем судом установлено и подтверждено материалами дела, что указанная в приложении N 1 к лицензии площадь лицензионного участка 7,1 кв.км частично включает в себя объявленные в условиях аукциона запасы р. Тюрепина; для приведения лицензионной площади в соответствие с объявленными в условиях аукциона запасами, границы лицензионной площади необходимо увеличить до 14,2 кв. км.

Пунктом 7 статьи 22 Закона от 21.02.1992 N 2395-1 предусмотрено, что пользователь недр имеет право обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.

В соответствии со статьей 7 Закона от 21.02.1992 N 2395-1 в целях обеспечения полноты геологического изучения, рационального использования и охраны недр границы участка недр, предоставленного в пользование, могут быть изменены.

Порядок установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Порядок установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование для геологического изучения недр и (или) разведки и добычи полезных ископаемых, устанавливает Положение об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2012 N 429 (далее по тексту - Положение от 03.05.2012 N 429).

Согласно подпункту «в» пункта 2 Положения от 03.05.2012 N 429 установление границ участков недр осуществляется территориальными органами Федерального агентства по недропользованию - в отношении участков недр, за исключением участков недр, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта.

В соответствии с пунктом 3 Положения от 03.05.2012 N 429 описание границ участка недр включается в лицензию на пользование недрами в качестве ее неотъемлемой составной части.

По пункту 6 Положения от 03.05.2012 N 429 изменение границ участков недр осуществляется по решению тех же органов, которые устанавливали их границы. При этом Федеральное агентство по недропользованию принимает решение также в отношении участков недр, которые при изменении их границ будут относиться к участкам недр федерального значения.

Пунктами 7 и 27 Положения от 03.05.2012 N 429 установлено, что изменение границ участка недр осуществляется как в сторону его увеличения, так в сторону его уменьшения в любом пространственном направлении (по площади и глубине).

При изменении границ участков недр осуществляется внесение соответствующих изменений в лицензию на пользование недрами в порядке, устанавливаемом Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Управление по недропользованию по Красноярскому краю отказало ООО «Артель старателей Ангара-Север» во внесении изменений в лицензию КРР 02268 БР, поскольку в действующем законодательстве и подзаконных нормативных актах отсутствуют соответствующие основания (протокол заседания комиссии для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр на территории Красноярского края от 18.06.2012 N 56).

При этом факт наличия в лицензии КРР N 02268 БР технической ошибки при ее оформлении ответчиком признан (что следует из указанного протокола).

Согласно протоколу от 18.06.2012 N 56 размер разового платежа, объявленный в условиях аукциона, рассчитан на запасы в количестве 507 кг., а не на 260 кг., переданных по лицензии, и внесен недропользователем по результатам аукциона в полном объеме (3 300 000 рублей).

В судебном заседании оглашено экспертное заключение.

Согласно экспертному заключению от 31.10.2012 граница лицензионного участка с угловыми точками координат, указанных в заявлении общества соответствует расположению общей ресурсной базы лицензии КРР N 02268 БР, заявленной на аукционе.

Сторонами возражений против экспертного заключения не представлены, указали, что оно является ясным и понятным.

В соответствии с указанной таблицей границы лицензионного участка р. Тюрепина ограничены следующими угловыми точками координат: