АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 07 ноября 2012 года Дело N А33-8762/2012

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 30 октября 2012 года.

В полном объеме решение изготовлено 07 ноября 2012 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Бескровной Н.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева» (ИНН 2462003320, ОГРН 1022402056038, г.Красноярск)

к Государственному учреждению - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Филиал N3 (Правобережный) (ИНН 2466039624, ОГРН 1022402652469, г.Красноярск)

о признании недействительным решения от 27.03.2012 N3 н/с,

при участии:

представителя заявителя: Чуйковой О.И. на основании доверенности N11ю от 12.01.2012,

представителя ответчика: Леонтьевой Ю.С. на основании доверенности N158 19.12.2011,

при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.В.Заблоцкой,

установил:

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственному учреждению - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Филиал N3 о признании недействительным решения от 27.03.2012 N3 н/с.

Заявление принято к производству суда. Определением от 24.07.2012 возбуждено производство по делу.

Представитель заявителя требование поддержал, считает, что фонд необоснованно пришел к выводу о том, что заключенные им с физическими лицами гражданско-правовые договоры, являются трудовыми.

Представитель ответчика, возражая против заявленных требований, утверждал, что спорные договоры обладают всеми признаками трудовых по изложенным в отзыве мотивам.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Филиалом N 3 (правобережный) государственного учреждения - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации проведена документальная выездная проверка федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева» по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.01.2010 по 31.12.2010.

В результате документальной выездной проверки Фондом установлено неисчисление и неуплата университетом страховых взносов на обязательное социальное страхование с вознаграждений, выплаченных физическим лицам за фактически осуществляемые трудовые функции по гражданско-правовым договорам с преподавателями.

Результаты документальной выездной проверки отражены в акте от 17.02.2012 N 159н/с. Акт проверки вручен ректору университета 17.02.2012.

13.03.2012 страхователем поданы возражения на акт документальной выездной проверки.

Уведомлением страхователь извещен о назначении рассмотрения материалов проверки на 20.03.2012 в 14 час. 00 мин.

Акт и материалы документальной выездной проверки рассмотрены 20.03.2012, что подтверждается протоколом N159 н/с.

По результатам рассмотрения материалов проверки фондом принято решение от 27.03.2012 N 3 н/с «О привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», которым страхователь за неуплату страховых взносов привлечен к ответственности на основании статьи 19 Федерального закона N125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» в виде штрафа в сумме 2 468 рублей 42 копейки. Названным решением страхователю предложено уплатить страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 12 342 рубля 12 копеек, пени за несвоевременную уплату страховых взносов - 252 рубля 73 копейки.

Страхователь, полагая, что решение фонда от 27.03.2012 N3 н/с нарушает его права и законные интересы в сфере иной экономической деятельности, обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании указанного ненормативного правового акта недействительным.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Из положений части 2 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что заинтересованное лицо вправе обжаловать ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц путем подачи в суд заявления о признании таких актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными.

Заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения фонда от 27.03.2012 в пределах трехмесячного срока, установленного пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Довод страхователя о несоблюдении отделением фонта установленного подпунктами 6, 12 пункта 3 статьи 100, пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации процедуры привлечения к ответственности судом отклонен, поскольку не соответствует действующему законодательству.

В силу пункта 1 стать 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления сумм страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов причитающейся к уплате суммы страховых взносов, а умышленное совершение указанных деяний - в размере 40 процентов причитающейся к уплате суммы страховых взносов.

В соответствии со статье 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» отношения, связанные с установлением и уплатой платежей на обязательное социальное страхование, контроль за их уплатой, обжалование действий (бездействия) должностных лиц, привлечение к ответственности виновных лиц регулируются названным Федеральным законом, федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Это означает, что привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения, т.е. в порядке, предусмотренном главой 15 Налогового кодекса Российской Федерации.

С 01.01.2010 вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ, регулирующий отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

С 01.01.2010 из статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ исключено положение о том, что отношения, связанные с установлением и уплатой платежей на обязательное социальное страхование, контроль за их уплатой, обжалование действий (бездействия) должностных лиц, привлечение к ответственности виновных лиц регулируются Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ, федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ действие данного Федерального закона не распространяется на правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также на правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, которые регулируются федеральными законами о соответствующих конкретных видах обязательного социального страхования.

Правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний регулируются законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которое состоит из Федерального закона от 24.07.1998 N125-ФЗ и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Вместе с тем отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в том числе порядок обжалования актов органов контроля, Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ не регламентирует. Названные правоотношения также не указаны в пункте 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

Следовательно, к рассматриваемым правоотношениям следует применять нормы главы 5 (контроль за уплатой страховых взносов) и главы 7 (обжалование актов органа контроля за уплатой страховых взносов и действий (бездействия) его должностных лиц) Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

Порядок вынесения территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации решения по результатам рассмотрения материалов проверки установлен статьей 39 Закона N 212-ФЗ. В силу статьи 54 Закона N 212-ФЗ акты органа контроля за уплатой страховых взносов, действия (бездействие) его должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

Как следует из материалов дела, в решении Фонда социального страхования от 27.03.2012 N3 н/с указаны итоговые суммы, в том числе занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, со ссылкой на первичные документы (Приложение N1), приведены сведения о результатах анализа конкретных договоров подряда и указания на квалифицирующие признаки, по которым эти договоры отнесены Фондом социального страхования к трудовым договорам, указаны данные физических лиц, с которыми они заключены, в отношении пени имеется указание на сумму недоимки, в связи с которой они начислены. В решении Фонда социального страхования от 27.03.2012 N 3 н/с имеется ссылка на приложение N1 и названное приложение к решению представлено страхователя и в материалы дела. В Приложении N1 к акту документальной выездной проверки страхователя также указаны конкретные договоры, которые отнесены Фондом социального страхования к трудовым договорам, указаны физические лица, с которыми заключены данные договоры, с тем, чтобы определить договоры, которые отнесены Фондом социального страхования к трудовым договорам; имеется указание сумм недоимок, в связи с которыми начислены пени. Перечисленные в акте и решении признаки трудовых договоров, исходя из текста изложенных признаков, относятся ко всем договорам, указанным в Приложении N1.

Соблюдение Фондом социального страхования требований к порядку вынесения решения по результатам проверки свидетельствует о соблюдении ответчиком процедуры привлечения к ответственности при принятии оспариваемого решения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.

Статьей 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ установлено, что обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем, а также физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

Согласно пункту 22 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765 (далее - Перечень), и пункту 4 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184 (далее - Правила) страховые взносы не начисляются на вознаграждения, выплачиваемые гражданам по договорам гражданско-правового характера, а также по авторским договорам, за исключением вознаграждения, выплачиваемого гражданам на основании гражданско-правового договора, если указанным договором предусматривается уплата страховых взносов.

Из материалов дела следует, что заявитель в проверяемый период заключал с физическими лицами договоры, перечисленные в приложении N1 к акту документальной проверки N159 н/с от17.02.2012, в том числе: на выполнение физическими лицами учебной работы (договоры с преподавателями).

Указанные договоры квалифицированы фондом в качестве трудовых договоров, в связи с чем учреждение пришло к выводу о том, что страхователем занижена база для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Указанные обстоятельства послужили основанием для доначисления заявителю 12 342 рублей 12 копеек страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Исходя из статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, буквальное значение условий договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Само по себе наименование договора не может служить достаточным основанием для причисления его к трудовому или гражданско-правовому договору, здесь основное значение имеет смысл договора, его содержание.

Согласно статье 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого в соответствии со статьями 57 - 62 Кодекса.

Статья 56 Трудового кодекса Российской Федерации под трудовым договором понимает соглашение между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

В соответствии со статьей 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результаты работы и оплатить его.

Согласно статье 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Договор возмездного оказания услуг имеет сходство с трудовым договором, поскольку связан с выполнением определенных действий, которые согласно статье 780 Гражданского кодекса Российской Федерации исполняются лично исполнителем и, как правило, не сопровождаются созданием овеществленного результата.

Вместе с тем, существуют признаки, позволяющие отграничить трудовой договор от гражданско-правовых договоров: выполнение работы по трудовому договору предполагает включение работника в производственную деятельность общества; трудовой договор предусматривает подчинение работника внутреннему трудовому распорядку, его составным элементом является выполнение в процессе труда распоряжений работодателя, за ненадлежащее выполнение которых работник может нести дисциплинарную ответственность; согласно трудовому договору работник осуществляет выполнение работ определенного рода, а не разовое задание заказчика.

Согласно условиям договоров на оказание услуг, заключенных заявителем с преподавателями, предметом является оказание услуг по осуществлению учебного процесса (проведение лекционных, семинарски и практических занятий, консультирование студентов и проведение зачетов, прием экзаменов. Установлено количество академических часов в учебном году; оплата определяется исходя из фактических затрат рабочего времени с применением ставок почасовой оплаты труда и производится ежемесячно. Исполнитель обязался по условиям договора оказать работу лично, в установленный срок; заказчик вправе проверять ход и качество работ.

Из представленных в материалы дела договоров, следует, что текстами названных групп договоров предусмотрены одинаковые функции для всех договорах, указанных в приложении N1 к акту, договоры заключены на аналогичных условиях по типовой форме.

Анализ условий договоров, которые признаны фондом трудовыми, свидетельствует о том, что договоры имеют признаки срочного трудового договора, предусмотренные статьей 59 Трудового кодекса Российской Федерации.

При исследовании содержания заключенных страхователем гражданско-правовых договоров суд установил, что они имеют систематический характер - заключались периодически с одними и теми же лицами в течение длительного периода времени, в содержании договоров отсутствует индивидуально-определенное задание в конкретном объеме; предмет договора определен трудовой функцией (выполнение работником работ определенного рода, а не разового задания заказчика); в договорах отсутствует конкретный объема работ (значение для сторон имел сам процесс труда, а не результат); условия договоров и порядок их исполнения свидетельствуют о правовой природе этих договоров как трудовых, где работник обязуется выполнять работу по определенной специальности (преподаватель) с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка, режиму труда и под контролем работодателя, а работодатель обязуется с определенной периодичностью выплачивать вознаграждение, что отвечает требованиям статей 56, 57 Трудового кодекса Российской Федерации.

Отражение выплат вознаграждения на иных счетах бухгалтерского учета, чем заработная плата, не свидетельствует о наличии гражданско-правовых отношений с указанными лицами.

Таким образом, фактически сложившиеся между страхователем и физическими лицами, перечисленными в приложении N1 к акту, правоотношения по своей правовой природе являются трудовыми.

Незачисление работников в штат организации не подтверждает доводов заявителя о наличии со страховыми агентами - физическими лицами гражданско-правовых отношений. Действия страхователя, привлекающего работников путем заключения гражданско-правовых договоров, нарушают права физических лиц, которые лишаются возможности получения социальных гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством.