АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 08 ноября 2012 года Дело N А33-14601/2012

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 31 октября 2012 года. В полном объёме решение изготовлено 07 ноября 2012 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Бычковой Л.К., рассмотрев в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295), г. Абакан,

к обществу с ограниченной ответственностью «ДЭС» (ИНН 2466099126, ОГРН 1022402657452), г. Красноярск,

о взыскании 188 585 руб. штрафа,

в присутствии:

от ответчика: Авсиевича В.П., директора в соответствии с приказом от 30.07.2012, Мудревского С.К., представителя по доверенности от 01.03.2012,

при ведении протокола предварительного судебного заседания секретарем судебного заседания Алиевой К.Н.,

установил:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью «ДЭС» о взыскании 188 585 руб. штрафа за перегруз вагона N 91504050.

Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 14.09.2012 возбуждено производство по делу.

Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное разбирательство не явился.

На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие истца.

Представители ответчика исковые требования не признали по основаниям, изложенным в отзыве на иск.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

13.03.2012 по железнодорожной накладной N АА 352200 со станции отправления Кошурниково Красноярской железной дороги ответчиком (грузоотправителем) до станции назначения Маньчжурия Китайской железной дороги через пограничную станцию перехода -Забайкальск Забайкальской железной дороги в адрес Эрляньхотской торговой компании с ОО «Хэнь Синь» (грузополучателя) в вагоне N 91504050 был отправлен груз - лесоматериалы.

Погрузка в указанный вагон осуществлена средствами грузоотправителя, масса груза определена грузоотправителем по обмеру (пункт 48 накладной). Согласно накладной, масса груза составила 53 000 кг.

Согласно акту общей формы N 131 от 22.03.2012, составленному на станции Саянская Красноярской железной дороги, в результате проведения контрольной перевески вагона N 91504050 по накладной N АА 352200 на станционных электронных вагонных весах «Веста-СД», прошедших государственную проверку 06.09.2011, оказалось: грузоподъемность - 55 т., тара - 32,7 т., нетто -63 700кг., брутто -96400 кг.; по документу значится грузоподъемность - 55 т., тара - 32,7 т., нетто - 53 000 кг., брутто - 85 700 кг.; вес более документа - на 10700 кг.; перегруз сверх грузоподъемности - 8700 кг.; погрешность весов составляет +/-0,5 %.

Согласно коммерческому акту N КРС 1200190/4, составленному 22.03.2012 на станции Саянская Красноярской железной дороги, 22.03.2012 08:08 на 200-тонных тензометрических вагонных весах станции Саянская «Веста-СД», прошедших государственную проверку 06.09.2011, проведена контрольная перевеска без остановки и расцепки вагона N 91504050, прибывшего по отправке АА 352200 . По документам значится: грузоподъемность - 55 000 кг., тара - 32 700 кг., нетто - 53 000 кг., брутто - 85 700 кг., способ определения массы - по обмеру. Фактически при перевеске оказалось: трафаретная грузоподъемность - 55 000 кг., тара - 32 700 кг., нетто - 63 700 кг., брутто - 96 400 кг. Согласно рекомендации МИ 3115-2008, произведен расчет предельной погрешности весоизмерительных приборов. С учетом предельного расхождения в результатах измерения 3, 11 %, масса груза нетто погрешности составляет 1 648 кг. Масса нетто с учетом погрешности составляет 62 050 кг. Излишек массы против ж.д. накладной составляет 9 052 кг. Перегруз сверх грузоподъемности вагона - 7052 кг. Контрольная перевеска производилась приемщиком поездов Коломеец З.М. Вагон отцеплен для устранения перегруза.

В материалы дела представлен технический паспорт весов на станции Саянская Красноярской железной дороги.

Таким образом, учитывая предельное отклонение результата измерений массы нетто при взвешивании составляет 1 648 кг., фактическая масса груза с учетом погрешности составляет: 62 052 кг.; свыше грузоподъемности: 7 052 кг.

Провозная плата излишка груза в вагоне N 91504050 в соответствии с Прейскурантом 10-01 составила 37 717 руб., в связи с чем на основании параграфа 3 статьи 12 СМГС истец просит взыскать с ответчика штраф за превышение грузоподъемности вагона в размере 188 585 руб., исходя из расчета: 37 717 руб. х 5.

В связи с изложенным, истец обратился к ответчику с претензией об уплате 188 585 руб. штрафа за перегруз вагона сверх грузоподъемностью.

В связи с неоплатой ответчиком начисленного штрафа истец обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим иском.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований предусмотренных законом и иных правовыми актами, а также из действия граждан и юридических лиц. В том числе гражданские права и обязанности могут возникать из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

По статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких - условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Спорные правоотношения сторон возникли из обязательственных правоотношений по перевозке, урегулированными нормами главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации, Уставом железнодорожного транспорта РФ и иными правовыми актами.

Согласно положениям статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, заключение договора перевозки подтверждается транспортной накладной (в случае перевозки в прямом международном сообщении - накладной СМГС).

В соответствии с частью 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 15.07.95 N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», международные договоры Российской Федерации заключаются с иностранными организациями, а также с международными организациями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера).

Согласно пункту 3 статьи 30 названного Закона, международные договоры межведомственного характера опубликовываются по решению федеральных органов исполнительной власти, от имени которых заключены договоры, в официальных изданиях этих органов.

С 01.11.1951 введено в действие Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (далее - СМГС).

В соответствии с частью 2 статьи 7 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 2 статьи 5 указанного Закона, если международным договором установлены правила, отличающиеся от установленных норм национального законодательства, то применяются правила международного договора.

Соглашением о международном грузовом сообщении (далее - СМГС) устанавливается прямое международное железнодорожное сообщение для перевозок грузов между железными дорогами, перечисленными в статье 1 Соглашения.

Данный нормативный акт применяется ко всем перевозкам грузов в прямом международном железнодорожном сообщении между станциями, которые открыты для грузовых операций во внутренних сообщениях стран - участниц СМГС, по накладным СМГС и только по сети железных дорог - участниц Соглашения. Названный документ имеет обязательную силу для железных дорог, отправителей и получателей грузов (статья 2 СМГС).

Учитывая, что станцией отправления рассматриваемого вагона N 91504050 по накладной N АА 352200 является станция Кошурниково Красноярской железной дороги, а станцией назначения является Маньчжурия Китайской железной дороги (пограничная станция перехода - станция Забайкальск Забайкальской железной дороги), к данным отношениям, помимо норм национального законодательства, подлежит применению Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) (Российская Федерация и Китайская Народная Республика являются участниками СМГС).

Согласно параграфу 6 статьи 9 СМГС, вагоны могут быть загружены только до максимальной грузоподъемности с учетом допускаемой нагрузки от оси вагона на рельсы в соответствии с § 3 статьи 8.

Максимальной грузоподъемностью считается:

1) если на вагоне имеется только одна надпись о грузоподъемности - эта грузоподъемность, повышенная на 1 т для двухосных вагонов и на 2 т для вагонов с четырьмя и более осями; на железных дорогах Китайской Народной Республики и Корейской Народно-Демократической Республики - грузоподъемность, повышенная на 5%; для вагонов колеи 1520 мм - грузоподъемность, указанная на вагоне;

2) если на вагоне имеются две надписи - грузоподъемность, соответствующая большей цифре (меньшая обозначает минимальную грузоподъемность);

3) если на вагоне имеется трафарет "ABC" - максимальная величина грузоподъемности, указанная под буквой "С".

Загрузка вагона сверх максимальной грузоподъемности считается перегрузом.

В соответствии с параграфом 1 статьи 12 СМГС, отправитель несет ответственность за правильность сведений и заявлений, указанных им в накладной. Он несет ответственность за все последствия от неправильного, неточного или неполного указания этих сведений и заявлений, а также от того, что они внесены в несоответствующую графу накладной.

В соответствии с абзацем 1 параграфа 2 статьи 12 СМГС, железная дорога имеет право проверить правильность сведений и заявлений, указанных отправителем в накладной.

В соответствии с параграфом 3 статьи 12 СМГС, штраф взыскивается при неправильном, неполном и неточном указании в накладной сведений и заявлений, в результате чего:

1) были приняты к перевозке грузы, не допускаемые к перевозке на основании пунктов 1 - 6 § 1 статьи 4;

2) грузы, допускаемые к перевозке на основании § 7 статьи 5 только с соблюдением особых условий, были приняты к перевозке без соблюдения условий, предусмотренных для данного груза;

3) при погрузке груза отправителем был допущен перегруз вагона сверх его максимальной грузоподъемности (§ 6 статьи 9).

Штрафы по пунктам 1 и 2 данного параграфа взыскиваются в соответствии со статьей 15 в пятикратном размере провозной платы за перевозку по железной дороге, на которой было обнаружено такое нарушение.

Штраф по пункту 3 данного параграфа взыскивается в соответствии со статьей 15 в пятикратном размере провозной платы за перевозку излишка массы груза по железной дороге, на которой был обнаружен этот излишек. Этот штраф не подлежит взысканию, если в соответствии с внутренними правилами, действующими на железной дороге отправления, отправитель сделал в накладной в графе "Особые заявления отправителя" запись о необходимости взвешивания железной дорогой загруженного вагона.

Предусмотренные настоящим параграфом штрафы железная дорога вправе взыскивать независимо от возмещения возможного ущерба и других штрафов, уплачиваемых отправителем/получателем в соответствии с настоящим Соглашением.

Факт превышения грузоподъемности вагона N 91504050 зафиксирован в коммерческом акте от 22.03.2012 N КРС 1200190/4 и акте общей формы N 131 от 22.03.2012.

Согласно накладной N АА 352200 груз в указанном вагоне следовал со станции отправления Кошурниково Красноярской железной дороги ответчиком (грузоотправителем) до станции назначения Маньчжурия Китайской железной дороги, т.е. в Китайскую Народную Республику. Таким образом, данная перевозка груза является международной.

Учитывая вышеизложенные нормы СМГС, суд считает, что указанный штраф применяется к грузоотправителю (отправителю) за сам факт превышения грузоподъемности, удостоверенный соответствующим актом. Поэтому независимо от того, где перевозчиком был обнаружен перегруз - на станции отправления, в пути следования или на станции назначения, установление данного факта является основанием для начисления штрафа.

Учитывая вышеизложенное, обстоятельства и материалы дела, в том числе, акт общей формы от 22.03.2012 N 131, коммерческий акт от 22.03.2012 N КРС 1200190/4 , заслушав пояснения ответчика, проверив выполненный истцом расчет штрафа, учитывая специфику связанных с перевозкой грузов железнодорожным транспортом правоотношений, а также то, что соблюдение требований к грузоподъемности вагонов при перевозке грузов связано с безопасностью не только участников правоотношений по перевозке, но и иных лиц, суд удовлетворяет требование истца о взыскании с ответчика 188 585 руб. штрафа за превышение грузоподъемности вагона.

В отзыве на исковое заявление ответчик указал, что отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований, поскольку в коммерческом акте от 22.03.2012 N КРС 1200190/4 в качестве отправителя указано общество с ограниченной ответственностью «ДЭК». Вышеуказанный довод отклоняется судом ввиду следующего.

В силу пункта 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Из представленных в материалы дела доказательств (акт общей формы N 130 от 22.03.2012, сведений об измерении веса состава в динамике (по спорному вагону N 91504050), расписки мастера погрузки ООО «ДЭС», акта общей формы N 174 от 09.04.2012) следует, что в коммерческом акте 22.03.2012 N КРС 1200190/4 допущена описка, вместо ООО «ДЭС», ошибочно указано ООО «ДЭК».

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по оплате государственной пошлины относятся на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ДЭС», г. Красноярск, в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги», г. Москва, 188 585 руб. штрафа, 6 657 руб. 55 коп. государственной пошлины.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба на настоящее решение подаётся через Арбитражный суд Красноярского края.

     Судья

Л.К.Бычкова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка