АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 09 ноября 2012 года Дело N А33-14054/2012

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 01 ноября 2012 года

В полном объеме решение изготовлено 09 ноября 2012 года

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Фролова Н.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации Курагинского района к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому кра

ю

о признании недействительными решения и предписания от 09.06.2012 по делу N 156-15-12,

с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: А.Н. Сергиенко, Г.С. Курленко, А.В. Мурзенкова,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Сащук И.Л. на основании доверенности от 30.01.2012 N330,

от ответчика: Черкасовой А.С. на основании доверенности от 09.07.2012 N53,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.А. Циммерман,

установил:

Администрация Курагинского района (далее- заявитель) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее- ответчик, антимонопольный орган, УФАС России по Красноярскому краю) о признании недействительными решения и предписания от 09.06.2012 по делу N 156-15-12.

Заявление принято к производству суда. Определением от 05.09.2012 возбуждено производство по делу.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал, сослался на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление.

Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

На основании статьи 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания по имеющимся в деле доказательствам.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

В адрес Администрации от Мурзенкова А.В. поступило заявление о выборе земельного участка для строительства гаража на 4 машино-места по адресу: Красноярский край, Курагинский район, с. Черемшанка, ул. Снежная, 4Г.

21 октября 2011 года комиссией по выбору земельных участков для строительства при Администрации, утвержденной постановлением Администрации от 02.05.2007 N77-п 10 декабря 2009 года составлен акт о выборе земельного участка для строительства N95.

Распоряжением администрации района от 19.12.2011 N5610-р Мурзенкову А.В. согласовано предварительное место размещения объекта и утвержден акт о выборе земельного участка площадью 1250,0 кв.м. для строительства гаража на 4 машино-места по адресу: Красноярский край, Курагинский район, с. Черемшанка, ул. Снежная, 4Г, срок действия указанного распоряжения составляет 3 года со дня подписания.

07.03.2012 в газете «Тубинские вести» N10 на стр.14 Администрацией опубликовано объявление о предоставлении земельного участка площадью 1250 кв.м. по адресу: РФ, Красноярский край, Курагинский район, с. Черемшанка, ул. Снежная, 4Г для строительства гаража на 4 машино-места. Кадастровый номер указанного участка- 24:23:3101006:147.

Ранее информации о наличии свободного земельного участка под застройку в средствах массовой информации не публиковалась, население р.п. Курагино не извещено о наличии свободного земельного участка такой большой площадью.

06 февраля 2012 года А.Н. Сергиенко и Г.С. Курленко обратились с заявлениями о предоставлении указанного земельного участка в аренду.

Письмами от 14.03.2012, исх. NN2-430, 2-432, Администрация сообщила Сергиенко А.Н. и Курленко Г.С, что заявления последних не подлежат удовлетворению, так как испрашиваемый земельный участок будет предоставлен на основании статей 31-32 Земельного кодекса Российской Федерации, распоряжения администрации района от 19 декабря 2011 года N610-р «О предварительном согласовании места размещения земельного участка для строительства гаража на 4 машино-места в селе Черемшанка, улица Снежная, 4Г».

В связи с тем, что Администрация Курагинского района не представила доказательств об извещении населения Курагинского района о возможном предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Красноярский край, Курагинский район, с. Черемшанка, ул. Снежная, 4Г, решением от 09.06.2012 по делу N 156-15-12 Комиссия УФАС России по Красноярскому краю признала Администрацию Курагинского района нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции.


Так как на момент принятия решения нарушение антимонопольного законодательства и его последствий не устранено, акта выбора N95 от 21.10.2011 и распоряжения администрации Курагинского района N610-р от 19.12.2011 не отменено, а необоснованные отказы (исх. N2-430 от 14.03.2012; исх. N2-432 от 14.03.2012) в предоставлении в аренду земельного участка Сергиенко А.Н., Курленко Г.С. не отозваны, Комиссией УФАС России по Красноярскому краю Администрации выдано предписание от 09.06.2012 по делу N 156-15-12 о совершении действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства.


Считая указанные решение и предписание незаконными и нарушающими его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.


Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.


Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:


- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,


- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.


Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).


При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.


Суд считает, что оспариваемые решение и предписания соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя на основании следующего.


В соответствии с пунктами 1 и 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.


Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.


Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю является территориальным органом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации.


В соответствии со статьей 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган:


- обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;


- выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения.


В соответствии с пунктом 1, подпунктами «б», «е», «ж», «к» статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет полномочия, в том числе по возбуждению и рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства, а также по выдаче в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательных для исполнения предписаний, в том числе о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции; об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства; о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства; о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

Таким образом, оспариваемые решение и предписание от 09.06.2012 по делу N 156-15-12 вынесены антимонопольным органом в пределах предоставленной действующим законодательством компетенции.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Данный запрет распространяется на акты либо действия органа местного самоуправления, которые, ограничивая самостоятельность хозяйствующих субъектов либо создавая дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.

Полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 N 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно пункту 2 статьи 51 ФЗ от 06.10.2003 N131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное владение или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.

Согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;

3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

При этом предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.

Процедура выбора земельного участка для строительства, находящегося в муниципальной собственности, определена в статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации.

Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).

Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (пункт 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).

Поскольку форма и содержание информирования законом не предусмотрены- следует исходить из того, что необходимая информация может быть размещена любым способом, обеспечивающим возможность ознакомления с ней населением. При этом, информация должна содержать сведения о предоставляемом земельном участке, позволяющие его идентифицировать. Следовательно, заявитель обязан представить соответствующие доказательства суду.

Заявитель полагает, что информация о предстоящем предоставлении земельного участка по адресу: Красноярский край, Курагинский район, с. Черемшанка, ул. Снежная, 4Г доведена до сведения жителей Курагинского района через телевизионный эфир в рамках программы «Вариант», а также путем размещения соответствующей информации на информационных стендах.

В подтверждение факта информирования жителей Курагинского района о предстоящем предоставлении земельного участка, заявителем суду представлены: постановление Администрации Курагинского района Красноярского края от 28.04.2009 N 112-п «Об информационных стендах» и справка МБУ «Информационный центр» о размещении информации от 17.08.2012 N 17.

Постановление Администрации Курагинского района Красноярского края от 28.04.2009 N 112-п само по себе не подтверждает факт размещения соответствующей информации на стендах. Доказательств размещения информации о предстоящем предоставлении указанного земельного участка на информационных стендах заявителем не представлено.

Справка МБУ «Информационный центр» о размещении информации от 17.08.2012 N 17 также не подтверждает факт информирования жителей Курагинского района через телевизионный эфир в рамках программы «Вариант», так как не является первичным доказательством. В справке отсутствуют сведения об объеме информации, времени и форме ее передачи. Кроме того, в представленной справке отсутствуют сведения, позволяющие идентифицировать земельный участок.

Таким образом, представленная справка МБУ «Информационный центр» о размещении информации от 17.08.2012 N 17 не является достаточным доказательством для вывода об исполнении заявителем требований пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.

Также, в обоснование факта информирования жителей Курагинского района о предстоящем предоставлении земельного участка, заявителем представлена копия газеты «Тубинские вести», в которой опубликовано объявление о предоставлении в аренду земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта по адресу: Красноярский край, Курагинский район, с. Черемшанка, по ул. Снежная, 4 Г для строительства гаража на 4 машино-места.

06 февраля 2012 года, в установленный в объявлении срок, А.Н. Сергиенко и Г.С. Курленко обратились с заявлениями о предоставлении указанного земельного участка в аренду.