АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 12 ноября 2012 года Дело N А33-11195/2012

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 02 ноября 2012 года.

В полном объёме решение изготовлено 12 ноября 2012 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Лескова Р.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Автобаза N 10» (ИНН 2465079504, ОГРН 1032402659486, г. Красноярск)

к Администрации города Красноярска (г. Красноярск),

к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска (г.Красноярск)

о признании незаконным распоряжения,

об обязании устранить допущенные нарушения,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, индивидуальный предприниматель Ионин Александр Григорьевич (г.Красноярск),

при участии:

от заявителя: Кузнецова А.Ю., директора по протоколу N 5 от 08.11.2011, Сенченко Т.А., представителя по доверенности от 11.07.2012, Буката О.А., представителя по доверенности от 09.07.2012,

от Администрации города Красноярска: Полякова В.Н. - представителя по доверенности от 27.12.2011 N 01-6113,

от индивидуального предпринимателя Ионина Александра Григорьевича: Ионина А.Г., индивидуального предпринимателя, Мороз Е.Н., представителя по доверенности от 05.10.2012,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Игнатенко В.Н.,

Установил:

общество с ограниченной ответственностью «Автобаза N 10» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Администрации города Красноярска, Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска с требованиями:

1. о признании незаконным распоряжения Администрации города Красноярска от 31.05.2012 N 2568-недв «Об отмене распоряжения администрации города от 18.05.2012 N2399-недв»;

2. об обязании Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска устранить допущенные нарушения путем подготовки проекта договора купли-продажи земельного участка (категория земель - земли населенных пунктов, кадастровый номер 24:50:0400388:1157, находящийся по адресу: г. Красноярск, ул. Башиловская, 4а, стр.10, сооружение 7, площадью 16 138 кв.м.) на условиях, указанных в распоряжении администрации г. Красноярска от 18.05.2012 N 2399-недв», и направления проекта обществу с ограниченной ответственностью «Автобаза N 10» в двухнедельный срок с даты принятия решения судом.

Заявление принято к производству суда. Определением от 19.07.2012 возбуждено производство по делу.

Судом вынесено определение от 09.08.2012 о завершении предварительного судебного заседания и продолжении рассмотрения дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции.

Определением от 09.08.2012 судебное разбирательство было отложено на 10.09.2012, для участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечен индивидуальный предприниматель Ионин Александр Григорьевич.

Определением от 10.09.2012 судебное разбирательство было отложено на 08.10.2012.

Определением от 08.10.2012г. рассмотрение дела отложено судом на 26.10.2012г.

В судебном заседании 26.10.2012г., на основании ст.163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлен перерыв до 13 час. 30 мин. 02.11.2012г.

Администрация города Красноярска заявленные требования не признала, представив суду отзыв на заявление, в котором изложила следующие основания отклонения требований:

- Согласно пункту 2 статьи 261 Гражданского кодекса Российской Федерации «Земельный участок как объект права собственности», если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения.

В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» земельные участки подлежат государственному кадастровому учету. Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.»

Из содержания указанных норм следует, что земельный участок является объектом правоотношений при условии, если он индивидуально определен: имеет границы с координатами, кадастровый номер.

Таким образом, формирование земельного участка осуществляется путем проведения ряда мероприятий, в том числе - по описанию и удостоверению его границ.

Описание границ земельного участка осуществляется путем составления предусмотренной законом землеустроительной документации, составленной на основании сведений государственного земельного и градостроительного кадастров, а также сведений полученных при проведении работ по межеванию границ земельного участка, а именно геодезических и картографических работ.

Удостоверение границ земельного участка осуществляется путем реализации процедуры определения границ земельного участка, установления его границ на местности, порядком согласований и утверждения его границ в соответствии с Федеральным законом «О землеустройстве».

Из норм статей 1,2,12 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» следует, что отсутствие кадастрового номера указывает на отсутствие индивидуализации объекта недвижимости и является препятствием как для заключения гражданско-правовой сделки, так и регистрации возникающего на основании такой сделки права.

В своем заявлении общество «Автобаза N10» по существу ставит вопрос о понуждении Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска передать в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400388:1157.

Вместе с тем, по информации Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400388:1157 снят с кадастрового учета 13.06.2012, в связи с чем, заключение договора купли-продажи невозможно, поскольку данный объект гражданских прав в настоящее время отсутствует как таковой.

На основании вышеизложенных норм законодательства считаем, что спорный земельный участок в настоящий момент не может являться объектом права собственности.

Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска представил суду отзывы на иск, в котором требования заявителя не признал по следующим основаниям:

- Распоряжением администрации города Красноярска от 18.05.2012 N2399-недв ООО «Автобаза N10» был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400388:1157, расположенный по адресу город Красноярск, ул. Башиловская, 4а, строение 10, сооружение 7, в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса РФ. По результатам рассмотрения обращений Ионина А.Г. поступивших в адрес департамента, прокуратуры города, было установлено:

Согласно технического паспорта, часть строения N8 по ул. Башиловской, 4а, находится на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0400388:1157, расположенном по адресу город Красноярск, ул. Башиловская, 4а, строение 10, сооружение 7.

В целях не допущения нарушения прав собственника строения N8 по ул. Башиловская, 4а (Ионина А.Г.), учитывая нормы статьи 36 Земельного кодекса РФ, департаментом было принято решение о признании недействительной схемы расположения земельного участка по ул. Башиловская 4а, стр.10, сооружение 7 на кадастровом плане территории и о снятии земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:1157 с государственного кадастрового учета, и об отмене распоряжения от 18.05.2012 N2399-недв.

Границы и площади земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0400388:1157 и 24:50:0400388:1165 частично совпадают. Объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности ООО «Автобаза N10» исключены из территории земельного участка 24:50:0400388:1165.

Согласно кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером 24:50:0400388:1157 от 13.06.2012 N24/12-16520 дата внесения в государственный кадастр недвижимости - 14.02.2012, дата снятия с учета -13.06.2012. Дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером сведений о земельном участке с кадастровым номером 24:50:0400388:1165 0 20.06.2012 (кадастровый паспорт от 20.06.2012 N24/12-178743)

Таким образом, в настоящее время отсутствует объект гражданских прав - земельный участок, в отношении которого истец просит суд принять решение, в том числе о заключении купли продажи земельного участка. Оформление договора купли-продажи невозможно в связи с тем, что объект в настоящее время отсутствует.

- Заявитель в своем исковом заявлении ссылается на нарушение департаментом ст. 28 Земельного кодекса РФ, однако распоряжение администрации города Красноярска от 31.05.2012 N 2568-недв не является отказом в выкупе земельного участка и не может рассматриваться в рамках применения ст. 28 Земельного кодекса РФ. Издание распоряжения N2568-недв является действием департамента в соответствии с требованиями ст. 48 закона N131-Ф3 от 06.10.2003г. (контроль за изданием муниципального правового акта).

Департамент отменил распоряжение администрации города от 18.05.2012 N2399-недв в связи с тем, что оно не соответствует нормам законодательства, в частности, в соответствии со ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным Кодексом, федеральными законами.

- Часть строения N 8 по ул. Башиловской 4А, находящаяся на земельном участке с кадастровым N 24:50:0400388:1157, сформированном для землепользователя ООО «Автобаза N 10», принадлежит на праве собственности индивидуальному предпринимателю Ионину А.Г., что и явилось основанием для принятия решения о признании недействительной схемы расположения земельного участка и снятия его с государственного кадастрового учета. Таким образом, в соответствии с требованиями ст. 36 Земельного кодекса РФ у ООО «Автобаза N10» отсутствует право на приватизацию земельного участка на котором расположен объект недвижимости принадлежащий другому лицу (индивидуальному предпринимателю Ионину А.Г.).

Расформирование и снятие с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:1157 никем не оспорено, не признано незаконным и недействительным. Формирование и постановка на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:1165 также никем не оспорена и не признано незаконным и недействительным.

- Вторым требованием заявителя является обязание Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска устранить нарушения путем подготовки проекта договора купли-продажи земельного участка (категория земель - земли населенных пунктов, кадастровый номер 24:50:0400388:1157, находящийся по адресу: г. Красноярск, ул.Башиловская, 4а, стр.10, сооружение 7, площадью 16 138 кв.м.) на условиях, указанных в распоряжении администрации г. Красноярска от 18.05.2012 N 2399-недв», и направления проекта обществу с ограниченной ответственностью «Автобаза N 10» в двухнедельный срок с даты принятия решения судом.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса РФ, ст. 2, ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса условием удовлетворения иска является установление судом факта нарушения прав или законных интересов заявителя при условии выбора заявителем адекватного нарушению способа защиты права. Выбор способа защиты должен потенциально вести к восстановлению нарушенного права или защите законного интереса. Решение, принятое судом по делу должно отвечать требованию об исполнимости судебного акта (ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

В соответствии с требованиями статьи 549 Гражданского кодекса РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество. В договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества. При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным (ст.544 Гражданского кодекса РФ). Объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет (ст. 37 Земельного кодекса РФ).

Согласно кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером 24:50:0400388:1157 от 13.06.2012 N24/12-16520 дата внесения в государственный кадастр недвижимости - 14.02.2012, дата снятия с учета -13.06.2012. С 14.06.2012 земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:1157 по адресу находящийся по адресу: г. Красноярск, ул.Башиловская, 4а, стр.10, сооружение 7, площадью 16 138 кв.м. в гражданском обороте не существует.

Таким образом, в настоящее время отсутствует объект гражданских прав - земельный участок, в отношении которого истец просит суд принять решение, в том числе о заключении купли продажи земельного участка. Оформление договора купли-продажи невозможно в связи с тем, что объект в настоящее время отсутствует.

Индивидуальный предприниматель Ионин Александр Григорьевич представил отзыв на заявление, согласно которому просит отказать в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям:

- В межевом плане в связи с образованием земельного участка по адресу: г. Красноярск, ул. Башиловская, 4А, строение 10, сооружение 7 рег. N 2400/10512-86 от 08.02.2012 стр. 13 лист 12 указаны условные обозначения н 77, н79, н17. В случае, если межевой план оформляется в результате кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка или в результате кадастровых работ по образованию земельных участков уточнено местоположение границ смежных земельных участков, на обороте Чертежа оформляется акт согласования местоположения границы земельного участка (далее - Акт согласования). При утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: г.Красноярск, ул. Башиловская, 4А, строение 10, сооружение 7 отсутствовал акт согласования границ со смежными землепользователями и районной администрацией.

- Распоряжением Администрации города Красноярска от 31.05.2012 N 2568-недв было отменено Распоряжение Администрации города от 18.05.2012 N2399-недв., в оспариваемом Распоряжении не указано, что заявителю отказано в предоставлении в собственность земельного участка, следовательно, нет нарушений, предусмотренных п. 4. ст. 28 ЗК РФ. В данном случае речь идет об отмене в порядке контроля муниципального правового акта на основании ст. 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 48 указанного Федерального закона муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

Таким образом, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт, если он не соответствует требованиям законодательства.

- Распоряжение Администрации города от 18.05.2012 N2399-недв. не соответствовало нормам законодательства исходя из следующего:

В письме Департамента муниципального имущества и земельных отношений города Красноярска от 09.06.2012 г. сказано, что часть строения 8 по ул. Башиловской 4А, принадлежащая на праве собственности ИП Ионину А.Г. находится на земельном участке с кадастровым N 24:50:0400388:1157, сформированном для землепользователя ООО «Автобаза N 10», что явилось основанием для расформирования данного участка.

ООО «Автобаза 10» права на приватизацию земельного участка на котором расположен объект недвижимости принадлежащий другому лицу, не имеет, поскольку будет нарушены права ИП Ионина А.Г. и ст. 36 ЗК РФ, следовательно, данный земельный участок расформирован на законных основаниях

В соответствии с ч. 10 ст. 38 Закона N 221-ФЗ образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.

В силу пп. 4 п. 23 приложения N 2 к Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" (далее - Приказ) в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются, в частности, утвержденные органами местного самоуправления схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий.

В случаях образования земельных участков в связи с предоставлением земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в порядке, установленном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, подготовка и утверждение органом местного самоуправления схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории обязательны.

Пунктом 7 ст. 36 ЗК РФ предусмотрено «в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".